Рабочая программа курса по выбору (физика)
Оценка 4.8

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Оценка 4.8
Документация
docx
физика
10 кл
09.12.2019
Рабочая программа курса по выбору (физика)
Рабочая программа курса по выбору (физика) для 10 класса
РП курса по выбору (физика)10.docx

02-23          Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа имени А.А.Кудрявцева»

 

 

Рассмотрено

На заседании школьного

методического объединения учителей естественно-математического цикла

Протокол № __ от ___.__.2019 г.

 

 

 

 

Утверждаю

Директор школы

 

____________ / О.Н.Иванчикова

Согласовано

Заместитель директора по УВР

 

________________ / Л.В.Максимова

«___» ___________ 2019 г.

 

 

 

 

 

Принято на МС

Протокол №____ от __________2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

на 2019-2020 учебный год

 

 

Предмет:       Курс по выбору

                       «Методы решения физических задач»

Класс:            10

Составитель: Минина Лариса Валерьевна,

                       учитель 1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

с.Архангельское

 

2019 год

Оглавление

Пояснительная записка. 3

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) 4

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) 9

Тематическое планирование. 10

 

 


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по данному курсу разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413, требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Архангельская средняя школа имени А.А.Кудрявцева», с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобреной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Физика 10 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.– М.:Просвещение, 2019

 

Согласно учебному плану на изучение курса по выбору отводится в 10 классе 34 часа в год.

Срок реализации программы – 1 год.


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

          ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

          готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

          готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

          готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

          принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

          неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

          российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

          уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

          формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

          воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

          гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

          признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

          мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

          интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

          готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

          приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 

          готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

          нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

          принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

          способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

          формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

          развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

          мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

          готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

          экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

          эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

          ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

          положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

 

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

          уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

          осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

          готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

          потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

          готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 

 

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

          физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1.      Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

          самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

          оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

          ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

          оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

          выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

          организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

          сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

          искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

          критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

          использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

          находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

          выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

          выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

          менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

3.      Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

          осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

          при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

          координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

          развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

          распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

          демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

          демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

          устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

          использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

          различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

          проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

          проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

          использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

          использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

          решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

          решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

          учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

          использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

          использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

          понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

          владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

          характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

          выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

          самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

          характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

          решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

          объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

          объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

 

 


Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

10 класс

 

Введение (1 час)

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

Кинематика (4 часа)

Основные законы и понятия кинематики.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

Решение задач на равноускоренное движение.

Движение по окружности. Решение задач.

Динамика и статика (6 часов)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

Решение задач на движение тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Законы сохранения (6 часов)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

Задачи на определение работы и мощности.

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул.

Задачи на использование уравнения Менделеева—Клапейрона.

Задачи на описание характеристик состояния газа в изопроцессах. Графики изопроцесссов.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Основы термодинамики (4 часа)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Решение графических задач.

Задачи на расчет КПД тепловых двигателей.

Задачи на применение уравнения теплового баланса.

Электрическое поле (4 часа)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

Решение задач на описание систем конденсаторов.

Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

Обобщающее повторение.

 


 

 

Тематическое планирование

10 класс

 

№ урока

Раздел (количество часов)

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

 

Введение (1 час)

 

1

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

1

 

Кинематика (4 часа)

 

2

Основные законы и понятия кинематики.

1

3

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1

4

Решение задач на равноускоренное движение.

1

5

Движение по окружности. Решение задач.

1

 

Динамика и статика (6 часов)

 

6-7

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

2

8-10

Решение задач на движение тела под действием нескольких сил.

3

11

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

 

Законы сохранения (6 часов)

 

12

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

13-14

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

2

15

Задачи на определение работы и мощности.

1

16-17

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

2

 

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов)

 

18

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

19

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул.

1

20

Задачи на использование уравнения Менделеева—Клапейрона.

1

21

Задачи на описание характеристик состояния газа в изопроцессах. Графики изопроцессов.

1

22

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

 

Основы термодинамики (4 часа)

 

23-24

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Решение графических задач.

2

25

Задачи на расчет КПД тепловых двигателей.

1

26

Задачи на применение уравнения теплового баланса.

1

 

Электрическое поле (4 часа)

 

27

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

1

28

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.

1

29

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

1

30

Решение задач на описание систем конденсаторов.

1

 

Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)

 

31

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

1

32

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

1

33

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

1

34

Обобщающее повторение.

1

 

Итого

34

 

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)

Рабочая программа курса по выбору (физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019