Рабочая программа внеурочной деятельности
по изучению правил дорожного движения «Уроки Пети Светофоровича»
1 класс
Пояснительная записка
Мы живем в городе, где из года в год, стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть и дети. Главная задача здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что не возможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожного травматизма по – прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИБДД, интересы детей, возрастные особенности. Я считаю, что ребенок – это тот же живой «материал», на основе которого можно сформулировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому моя программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того иного правила. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность.
Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель: сохранение жизни и здоровья детей, приучение их к установленному порядку в сфере дорожного движения.
Задачи:
Методическое обеспечение:
1. Настольные игры по тематике дорожного движения
2. Макеты дорожных знаков
3. Рисунки и модели транспортных средств
4. Макеты фрагментов улиц и перекрестков
5. Компьютерные программы и игры
6. Видеопроектор, экран
Ожидаемый результат:
К концу учебного года дети должны
Знать:
уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях
2. оценивать свое поведение на дороге
3. объяснить товарищу правила поведения на дороге
Тематический план
№ |
Тема программы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Путешествие в историю ПДД |
1 |
1 |
2 |
2 |
Дорога, что ты расскажешь о себе? |
3 |
1 |
4 |
3 |
Тротуар, что это такое? |
1 |
1 |
2 |
4 |
В гости к Светофору Светофоровичу |
2 |
2 |
4 |
5 |
На дороге постовой, а кто он такой? |
1 |
1 |
2 |
6 |
Транспорт-каким ты был раньше? |
1 |
1 |
2 |
7 |
Мой друг - велосипед |
3 |
3 |
6 |
8 |
Современный транспорт |
2 |
2 |
4 |
9 |
Что такое ДТП? |
1 |
2 |
3 |
10 |
В стране дорожных знаков |
1 |
2 |
3 |
11 |
Итоговое занятие |
- |
1 |
1 |
12 |
ИТОГО |
16 |
17 |
33 |
Планирование изученного материала
№ |
Тема программы |
Темы занятия |
1. |
«Путешествие в историю ПДД» 2 часа |
«Откуда появились ПДД» «Кто ввел первые ПДД в нашей стране» Тест: «Первые правила дорожного движения» |
2. |
«Дорога, что ты расскажешь о себе?» 4 часа |
«Что значит слово «Дорог «Правила поведения на дороге» «Виды перекрестков» «Практическое занятие. Выход на улицы города» |
3. |
«Тротуар, что это такое?» 2 часа |
«Что значит слово «Тротуар» «Практическое занятие. Выход на тротуары города» |
4. |
«В гости к Светофору Светофоровичу» 4 часа |
«История возникновения светофора» «Виды светофора» «Придумать сказку о Светофоре Светофоровиче» Тест: «Знание видов светофоров и их сигналов» |
5. |
«На дороге постовой, а кто он такой?» 2 часа |
«История появления на дорогах постовых» «Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИБДД на улицах города» |
6. |
«Транспорт – каким ты был раньше» 2 часа |
« Каким был первый транспорт» «Что такое «Огненная тележка?» Конкурс поделок «Транспорт прошлого» |
7. |
«Мой друг – велосипед» 6 часов |
«История появления велосипеда» «Правила движения велосипеда» Практическое занятие «Учимся движению на велосипеде» «Создание буклета «Юный велосипедист, запомни» «От велосипеда к мопеду и мотоциклу» Тест: «Знание правил движения на велосипеде» |
8. |
Современный транспорт 4 часа |
«Виды транспорта» «Значение номерных знаков» «Правила поведения в транспорте» Мероприятие «Я-пассажир» «Встреча с родителями, которые имеют автомобиль или работают водителями» |
9. |
«Что такое ДТП?» 3 часа |
«Причины возникновения ДТП» Создание буклета «Помни, пешеход!» Выход на улицу города с сотрудниками ГИБДД, с целью предупреждения ДТП. Вручение детям – пешеходам буклетов «Помни, пешеход» |
10. |
«В стране дорожных знаков» 3 часа |
«История возникновения дорожных знаков» КВН: «Я – знаток дорожных знаков» «Группы дорожных знаков» Конкурс рисунков |
11. |
Итоговое занятие 1 час |
Мероприятие «Я с дорогой дружу» |
Содержание
1. Путешествие в историю ПДД (2 часа)
Познакомить с историей появления Правил дорожного движения; сформировать целостное представление о дорожной среде, движение транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.
2. Дорога, что ты расскажешь о себе? (4 часа)
Раскрыть понятие «дорога», «обочина», «пешеходная дорожка», «кювет», сформировать чувство предвидения опасности, закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке, обочине, расширять словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать, целостность восприятия дородной среды. Познакомить с понятием «перекресток», виды перекрестков, границы перекрестков.
3. Тротуар, что это такое? (2 часа)
Сформировать у обучающихся представление о значении нового термина «тротуар», особенности движения пешеходов по тротуару.
4. В гости к Светофору Светофоровичу (4 часа)
Познакомить обучающихся с историей появления светофора, объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по разрешающему сигналу светофора, развивать навыки творчества у обучающихся при составлении сказок о Светофоре.
5. На дороге постовой, а кто он такой? (2 часа)
Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов, пассажиров.
6. Транспорт –каким ты был раньше (2 часа)
Познакомить с историей появления автомобиля, раскрыть понятие «огненная тележка», развивать интерес к технике.
7. Мой друг – велосипед (6 часов)
Раскрыть историю появления велосипеда. Учить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих. Практическое закрепление правил езды на велосипеде.
8. Современный транспорт (4часа)
Познакомить с видами транспорта, раскрыть значение номерных знаков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, учить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках
9. Что такое ДТП? (3 часа)
Сформировать у обучающихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах из-за типичных ошибок, развивать чувство предвидения опасности, умения и навыки безопасного поведения.
10. В стране дорожных знаков (3 часа)
Познакомить со значением дорожных знаков для пешеходов, учить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах, познакомить с группой дорожных знаков.
11. Итоговое занятие (1 час)
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по изучению правил дорожного движения.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.