РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФГОС ООО
курса внеурочной деятельности
по русскому языку «Увлекательная грамматика»
Срок реализации - 1 год
уровень образования: основное общее образование
Количество часов:
6 класс – 34
2020г
1. Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность
научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные
средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим,
этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Содержание тем учебного курса
Введение 2 ч.
Язык мой – друг мой.
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса
Сколько языков на Земле?
Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…»
Лексика. Фразеология 13 ч.
История лексики. Родные слова.
Лексика. История Исконная лексика.
Слова-«предки». Старославянизмы.
Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.
Диалектизмы… Какие они? Диалектные слова.
Лексика профессионалов. Профессиональные (специальные слова).
Почему стареют слова? Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.
Какие слова считаются новыми? Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.
Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения
Словарь – мой добрый друг и верный помощник. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся
В мире фразеологии.
Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Игра «Скажи иначе».
Мы говорим его стихами. Афоризмы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.
Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». Тестирование Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология»
Словообразование. Орфография 9 ч.
Словообразование. Орфография. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий). Морфемы. Словообразование и формообразование.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.
Как в русском языке образуются слова? Способы словообразования.
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок.
Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок.
Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.
Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов.
Орфография суффиксов. Правописание суффиксов.
Занимательная викторина «Строители слова». Повторение навыков правописания морфем.
Морфология. Орфография 11 ч.
Законы написания существительных. Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте.
Приключение в стране «Имя Прилагательное». Правописание имён прилагательных. Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.
Как правильно писать числительные? Правописание имен числительных.
Местоимения, которые пишутся непросто. Разряды местоимений. Правописание местоимений.
Глагольная орфография. Глагол. Правописание глаголов.
Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между словами.
Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Введение |
2 ч. |
|
Язык мой – друг мой. |
1 |
|
2. |
Сколько языков на Земле? |
1 |
Лексика. Фразеология |
13 . |
|
3. |
История лексики. Родные слова. |
1 |
4. |
Слова-«предки» |
1 |
5. |
Слова-«пришельцы» |
1 |
6. |
Диалектизмы… Какие они? |
1 |
7. |
Лексика профессионалов. |
1 |
8. |
Почему стареют слова? |
1 |
9. |
Какие слова считаются новыми? |
1 |
10. |
Молодёжный сленг и отношение к нему |
1 |
11. |
Словарь – мой добрый друг и верный помощник. |
1 |
12. |
В мире фразеологии. |
1 |
13. |
Мы говорим его стихами. Афоризмы. |
1 |
14. |
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». |
1 |
15. |
Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». |
1 |
Словообразование. Орфография |
9 ч. |
|
16. |
Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) |
1 |
17. |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
1 |
18. |
Как в русском языке образуются слова? |
1 |
19. |
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. |
1 |
20. |
Приставки- нарушители «главного» правила. |
1 |
21. |
Самые «трудные» приставки. |
1 |
22. |
Корни слов: постоянство и измены. |
1 |
23. |
Орфография суффиксов. |
1 |
24. |
Занимательная викторина «Строители слова» |
1 |
Морфология. Орфография |
10. |
|
25. |
Законы написания существительных. |
1 |
26. |
Приключение в стране «Имя Прилагательное». |
1 |
27. 28. |
Как правильно писать числительные? |
2 |
29. 30. |
Местоимения, которые пишутся непросто. |
2 |
31. 32. |
Глагольная орфография. |
2 |
33. |
Игра «Я знаю части речи» |
1 |
34. |
Викторина «Занимательная грамматика» |
1 |
Всего |
34 ч. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.