Программа внеурочной деятельности "Профессиональное самоопределение" 8 класс
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Профессиональное самоопределение" 8 класс

Оценка 4.7
doc
06.10.2021
Программа внеурочной деятельности "Профессиональное самоопределение" 8 класс
проф самоопр8 кл.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4  им. В. В. Бианки»

 

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ Бычкова Т.А.

Протокол №1

от «26» августа 2021г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №4»

______ /__Илясова С. Г.

    «27» августа 2021 г. 

«Утверждено»

директор МБОУ «СОШ №4»

_________/Е. Б. Фирсов/

приказ № 95

от  «31» августа 2021г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

« Профессиональное самоопределение »

 

основное общее образование , 8 класс

 

учителя Завидовой Марины Васильевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021/2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение»  для  8 класса составлена на основании нормативных документов:

1. Федерального  компонента  государственного  стандарта  среднего  (полного)  общего образования  по  технологии  (базовый  уровень)  2004  г.  (приказ  Министерства   образования.

2. Российской  Федерации  N1089  от  05  марта  2004  года  "Об  утверждении  федерального компонента  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования".)

3. Федерального  базисного  учебного  плана  (приказ  Министерства  образования Российской Федерации № 1312 от 09 марта 2004 года).

4.Регионального  базисного  учебного  плана  и  примерных  учебных  планов  для образовательных  учреждений  Калининградской  области,  реализующих  программы  общего образования  (приказ  Департамента  образования  Калининградской  области  №  574  от  31  марта 2005  года  «Об  утверждении  регионального  базисного  учебного  плана  и  примерных  учебных планов для образовательных учреждений Калининградской области, реализующих программы общего образования»).

5.Учебного плана школы.

 

                                               Планируемые результаты обучения

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты программы

Личностные:

- самостоятельность  и  личная  ответственность  за  выбор  дальнейшей профессии, установка на здоровый образ жизни;

- осознание  ответственности  человека  за  выбор  своей  профессии  и  общее благополучие людей;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Профессиональное самоопределение»;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- навыки осознанного и произвольного построения    сообщения в устной

форме, в том числе творческого характера;

-установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения ирезультата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы; слушать собеседника;

- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Общие требования к образованности учащихся:

1. Осознание  значимости  психологического  самопознания  для  личностного роста, саморазвития и профессионального самоопределения;

2. Осознание  своих  интересов,  склонностей,  психофизиологических  и интеллектуальных ресурсов личности и идентификация их с будущей профессиональной деятельностью;

3. Способность  к  самостоятельному  ответственному  решению  в  ситуации выбора, а также к личностному и профессиональному самоопределению;

4. Осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

5. Готовность  к  развитию  и  самосовершенствованию  профессионально важных  качеств  личности:  самостоятельности,  деловитости,  организованности,  пунктуальности,  инициативности,  предприимчивости,  стремления  к  разумному  риску, рефлексивности;

6. Владение развитой способностью к ориентации в сфере профессиональной деятельности и прогнозированию в мире профессий;

7. Способность  к  самооценке  и  коррекции  профессиональных  планов зависимости от меняющегося рынка труда.

Учащиеся должны понимать:

1.  значение  профессионального  самоопределения  как  сознательного  и самостоятельного выбора профессии;

2. смысл  и  значение  труда  в  жизни  человека  и  общества,  результаты,  и  ценности профессионального труда;

3. то,  что  успешность  профессионального  самоопределения  достигается  при сбалансированности  между  профессиональными  интересами  человека,  его психофизиологическими особенностями, возможностями и потребностями рынка труда.

Учащиеся должны знать:

1. правила выбора профессии;

2. факторы психического развития и условия, необходимые для личностного роста, саморазвития и самоопределения человека;

3. условия  выбора  и  приобретения  конкурентоспособных  специальностей  и профессий в регионе, районе, городе;

4. психологические  основы  личностного  и  профессионального  самопознания  и самоопределения.

5. о  трёх  ступенях  профессионального  образования  в  Калининградской  области  и уметь пользоваться этой информацией.

Учащиеся должны уметь:

1. использовать  приемы  самоанализа  и  саморазвития  в  учебной  и  трудовой деятельности;

2. составлять личный профессиональный план и корректировать его;

3. быть способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию;

4. устанавливать  живой  контакт  в  личных  и  деловых  взаимоотношениях, стратегически мыслить, быть готовым к принятию решений;

5. активизировать свое стремление к личностному росту;

           6. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 

 

                               Формы организации учебных занятий

 

Исходя  из  приоритетов,  определенных  выше,  суть  организации  занятий  с  ребятами

заключена  в  организации  совместной  деятельности  учителя  и  учеников  с  позиций

сотрудничества  и  кооперации,  поэтому  занятия  проводятся  по  типу  творческих  лабораторий, практикумов самопознания с активным использованием таких форм обучения, как:

- игровое моделирование;

- тренинг;

- анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач;

-групповые дискуссии;

-психодиагностические процедуры;

- семинары - практикумы;

-мини-лекции;

-психотехнические игры и упражнения;

-психологические опыты;

- экскурсии;

- деловые игры;

- самонаблюдение;

- учебное исследование.

А также:

-индивидуальное  консультирование  с  целью  уточнения  психологической

- организация  тренинговых  групп,  исходя  из  потребностей  учащихся

(тренинги общения, тренинг саморегуляции, тренинг личностного роста и т.д.);

- информационное обучение: работа с Интернетом, справочниками по поиску

нужной информации;

- составление индивидуального дневника по теме курса;

- подготовка презентаций и выступление с ними в рамках занятий;

             - подведение итогов на ученической конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

 

Дата

 

По плану

 

 

 

 

Факт

 

 

1

1

Введение в курс «Основы профессионального самоопределения»

 

 

 

 

2-3

2

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл    и цель жизни человека

 

 

 

 

4-5

2

Сущность и структура процесса  профессионального самоопределения и развития

 

 

 

 

6-7

2

Значение, ситуация и правила выбора профессии

 

 

 

 

8

1

Практическая работа

 

 

 

 

9

1

Тренинговое занятие «Жизненные ценности»

 

 

 

 

10-11

2

 Профессия и специальность: происхождение и сущность

 

 

 

 

12-13

2

Классификация профессий. Формула профессии.

 

 

 

 

14-15

2

Профессиональная деятельность и карьера человека

 

 

 

 

16-17

2

Рынок труда и его требования к профессионалу

 

 

 

 

18

1

Практическая работа

 

 

 

 

19-20

3

Профессионально важные качества личности

 

 

 

 

21-22

2

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

 

 

 

 

23-24

2

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном    самоопределении

 

 

 

 

25-26

2

Кем быть? Защита проектов о профессиях современного общества.

 

 

 

 

27-28

2

Особенности психических процессов и выбор профессии

 

 

 

 

29-30

2

Народные промыслы России.

 

 

 

 

31

1

Практическая работа

 

 

 

 

32-33

2

Экскурсия по производственным предприятиям города Лаишево

 

 

 

 

34

1

Знаменитые люди моего города.

 

 

 

 

35

Итого

1

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

35ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение в курс «Основы профессионального самоопределения»

 

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.

Основы жизненного и профессионального

самоопределения. Смысл и цель жизни человека.

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление. Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

Значение, ситуация и правила выбора профессии

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу–Могу–Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

Практическая работа 

 

Решение ситуаций выбора профессий. Заполнить таблицу.

Профессия и специальность:

происхождение и сущность

 

Происхождение труда. Разделение труда.

Мануфактура. Крупная машинная индустрия.

Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».

Основные характеристики профессий. 

Классификация профессий.

Формула профессии

 

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа 

 

Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.

Защита проектов 

 

 

 

 

Литература

 

   1. Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьёва. Учебно-методический комплект "Найди свой путь": 8-11  класс:  методическое  пособие  для  учащихся  общеобразовательных  организаций.  –  М.: «Арсенал образования», 2015.

2. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 235 с.

3 Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.

4. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с.

5 Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 234 с.

6. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.

7. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е.А. Климов. - Обнинск, 1993. - 340 с.

8. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. - 215 с.

9. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38.

10. Орлов, А.Б. Склонность и профессии. / А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1981. - 312 с.

11. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1992 №1. - С. 52-59.

11. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с.

12. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 1996. - 429 с.

13. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./ Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2015. - 496 с.

14. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Книга, 1998. - 396 с.

15. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013. - 384 с.

16. Румянцева, Н.С. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Румянцева. Материалы научн. Конференции. - М.: Норма, 2004. - 385 с.

17. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. - 2014.- № 3. - С. 28.

18. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи / С.Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - №5. - С.33-37.

19. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация и управление. / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1987. - 301 с.

20. Шамионов, Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Р.М. Шамионов.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» для 8 класса составлена на основании нормативных документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» для 8 класса составлена на основании нормативных документов: 1

Общие требования к образованности учащихся: 1

Общие требования к образованности учащихся: 1

Формы организации учебных занятий

Формы организации учебных занятий

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Содержание Введение в курс «Основы профессионального самоопределения»

Содержание Введение в курс «Основы профессионального самоопределения»

Литература .К. Селевко,

Литература .К. Селевко,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021