Программа внеурочной деятельности "Риторика", 3 класс
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Риторика", 3 класс

Оценка 4.9
pdf
26.10.2020
Программа внеурочной деятельности "Риторика", 3 класс
3 А Риторика.pdf

                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

направление общеинтеллектуальное

 

3 класс «А»

«Риторика»

Медведевой Ларисы Николаевны

Высшая  квалификационная категория

 

 

                                                                                             2020 – 2021  учебный год

 

 

 

1.  Содержание учебного курса 

 

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009,на  основе  авторской  программы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти. «Волшебная  сила слова». Образовательная система  «Перспектива».Примерная основная образовательная  программа . В 4-х книгах: 1 класс,2 класс,3класс,4 класс.Начальная школа. Под науч. ред. акад. РАО, д-р  пед.наук  А.А.Кузнецов.-М. «Просвещение».  Особенности построения курса «Риторика».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

  сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

  тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

  типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

  речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. В курсе «Риторика»  осуществляются тесные межпредметные связи 

-                     с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

-                     с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

-                     с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Исходными документами для составления рабочей  программы по риторике являются:

-                     Приказ Министерства образования и науки  РФ № 373 от 06.10.2009  « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования».

-                     Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №

373»

-                     Федеральный перечень учебников , рекомендованных       (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,  реализующих программы общего образования приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010

 

Планируемые предметные результаты освоения курса

Планируемые предметные результаты

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

   осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

   осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

   оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

    анализировать тактичность речевого поведения в семье;

   объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

 

   формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

   пользоваться приёмами      чтения

учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые сло-

ва;

   отличать подробный пересказ от краткого;

   знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

   пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

   пользоваться приёмами слушания:

фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

   реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Ученик научится

-                     характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

                    определять вид         речевой          деятельно-

сти, характеризовать её особенности;

                    планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

                    осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;  оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;     продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

                    определять тему, основную мысль несложного текста;

-                     определять структурно-смысловые          части             текста

(начало, основную часть, концовку);

Ученик получит возможность научиться

 

   реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

   при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,использовать дополнительные сведения из словарей;

   делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рас-

сказы, 

-соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

- разыгрывать диалоги,      пользуясь             риторическими заданиями учебника;

 -сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Календарно-тематическое планирование курса «Риторика» 3 класс

№№

Раздел/ количество часов

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

коррекция (темы, раздела)

1

«Как живые родники, речь родную береги» (6 ч)

Русский язык в России - язык согласия, мира, взаимопонимания.

 

 

 

 

2

 

Русские писатели о родном языке

 

 

 

 

3

 

Природа средней полосы России в рассказе М.Пришвина «Золотой луг»

 

 

 

 

4

 

Творческая мастерская. «Ночной луг»

 

 

 

 

5

 

Н.Сладков «Осенняя ёлочка». Эпитеты, сравнения, олицетворения в рассказе.

 

 

 

 

6

 

Обобщение по разделу

 

 

 

 

7

«Ласковый, любимый, самый красивый» (12ч)

Т. Коти «Волшебный сундучок»

 

 

 

 

8

 

Занятие – игра  «Золотые ворота»

 

 

 

 

9

 

Ласковое обращение к незнакомым людям

 

 

 

 

10

 

Творческая мастерская. Составление диалогов с использование м слов с уменьшительн о- ласкательными суффиксами

 

 

 

 

11

 

Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами в русской  народной сказке «Гуси- лебеди»

 

 

 

 

12

 

Творческая мастерская. Создание сказки с использование м ласковых слов.

 

 

 

 

13

 

Т. Коти «Милостивый сударь»

 

 

 

 

14

 

Занятие-игра. Кто составит больше слов.

 

 

 

 

15

 

Занятие - практикум. Обращение к одноклассникам

 

 

 

 

16

 

Святые имена.

 

 

 

 

17

 

Урок – исследование. Моё имя.

 

 

 

 

18

 

Обобщение по разделу

 

 

 

 

19

«Сила слова» (14 часов)

В.Беспалов «Однажды шёл путник…»

 

 

 

 

20

 

Доброе слово окрыляет. Русские пословицы о силе слова.

 

 

 

 

21

 

А.Барто «Слова бывают разные…» 

 

 

 

 

22

 

В.Драгунский «Профессор кислых щей»

 

 

 

 

23

 

Творческая мастерская. Рассказ о ситуации, когда не поняли значения слов

 

 

 

 

24

 

Знакомство с фразеологизмами

 

 

 

 

25

 

Творческая мастерская. Составление рассказа «Намотай себе на ус»

 

 

 

 

26

 

Поступок.

 

 

 

 

27

 

Л. Сергеев  «Бабушка»

 

 

 

 

28

 

Не всё годится, что говорится. Т. Коти «Читалочка- завиралочка»

 

 

 

 

29

 

Т. Коти «Капитан», Дж.Родари «Почему не нужно лгать». Русские пословицы о лжи.

 

 

 

 

30

 

Творческая мастерская. Рассказ «Как я помирился со своим другом»

 

 

 

 

31

 

И. Пивоварова «Как Маня ушла из дома».

 

 

 

 

32

 

Пословицы о слове, речи. Обобщение.

 

 

 

 

33

«От улыбки станет всем светлей» (2 часа)

Почему люди так ценят улыбку?

 

 

 

 

34

 

Дари улыбки - не будет ошибки. Т. Коти «Барышня - мушка»

 

 

 

 

35

 

Итоговое занятие 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направление общеинтеллектуальное 3 класс «А» «Риторика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направление общеинтеллектуальное 3 класс «А» «Риторика»

Содержание учебного курса

Содержание учебного курса

При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого

При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого

Ученик научится - характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; – определять вид речевой деятельно- сти, характеризовать её особенности;…

Ученик научится - характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; – определять вид речевой деятельно- сти, характеризовать её особенности;…

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;…

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;…

Календарно-тематическое планирование курса «Риторика» 3 класс №№

Календарно-тематическое планирование курса «Риторика» 3 класс №№

Творческая мастерская. Создание сказки с использование м ласковых слов

Творческая мастерская. Создание сказки с использование м ласковых слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020