Программа внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
- Учебным планом МБОУ ПСОШ № 1 имени Г.В.Алисова на 2018-2019 учебный год для 1-11-х классов
В учебном плане школы на изучение программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» отводится 35 часов, 1 раз в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работа с текстом» адресована учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5(6) классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
§ формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
§ формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
§ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
§ развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
§ вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
§ развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
§ освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
§ учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ.
I. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
§ осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
§ использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
§ элементарными навыками работы с книгой;
§ умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
§ элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
§ определять главную тему, общую цель или назначение текста;
§ предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
§ находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
§ находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
§ выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
§ понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
§ выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
§ формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
§ объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
§ сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
§ интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
§ задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
§ прогнозировать содержание текста;
§ находить скрытую информацию в тексте;
§ использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
§ составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
§ делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
§ приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
§ преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
§ откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
§ оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
§ использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
§ оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
§использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
§обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Содержание курса
|
1.Значение чтения и книги.
|
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата |
|
2. Восприятие художественного текста, тема, идея. Слово, заголовок, эпиграф. |
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
|
|
3.Типы текстов. |
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи.
|
|
Поиск информации в тексте.
|
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. |
|
Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
|
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации
|
|
Поиск и обработка информации в несплошных текстах.
Обобщение информации, данной в тексте. Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм.
|
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. |
|
Что помогает понять текст? (План текста)
|
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
|
|
Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
|
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания). |
|
Самоконтроль и самооценивание понимания прочитанного.
|
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
|
|
|
Календарно-тематическое планирование.
|
№ |
тема |
Кол-во часов |
дата |
|
|
план |
факт |
|||
|
1 |
Значение чтения и книги. |
1 |
03.09 |
|
|
2,3 |
Восприятие художественного текста, тема, идея. |
2 |
10.09 17.09 |
|
|
4,5 |
Восприятие художественного текста. Слово, заголовок, эпиграф. |
2 |
24.09 01.10 |
|
|
6,7, 8 |
Типы текстов. Приёмы работы с научно-популярным текстом. |
3 |
08.10 15.10 22.10 |
|
|
9,10 |
Публицистический текст. Приёмы работы с публицистическим текстом. |
2 |
05.11 12.11 |
|
|
11,12, 13 |
Авторская позиция в тексте. |
3 |
19.11 26.11 03.12 |
|
|
14.15 |
Текст – описание. |
2 |
10.12 17.12 |
|
|
16,17 |
Текст – повествование. |
2 |
24.12 14.01 |
|
|
18,19 |
Текст – рассуждение. |
2 |
21.01 28.01 |
|
|
20,21 |
Поиск информации в тексте. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Поиск и обработка информации в несплошных текстах.
|
3 |
04.02 11.02 18.02 |
|
|
23,24, 25 |
Обобщение информации, данной в тексте. |
3 |
25.02 04.03 11.03 |
|
|
26,27, 28 |
Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм.
|
3 |
18.03 01.04 08.04 |
|
|
29,30, 31 |
Что помогает понять текст? (План текста)
|
3 |
15.04 22.04 29.04 |
|
|
32,33 |
Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) |
2 |
06.05 13.05
|
|
|
34,35 |
Самоконтроль и самооценивание понимания прочитанного. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) |
2 |
20.05 27.05 |
|
Литература:
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
3. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
4. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.