Программа внеурочной деятельности в начальных классах "Народные промыслы России"

  • doc
  • 27.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Народные промыслы России.doc

МБОУ Белокурихинская средняя

общеобразовательная школа №1

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

Народные прмыслы  России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Белокуриха

2024 г

 

 

 

 

Об авторе:

 

Сгибнева Алена Викторовна

Стаж работы в системе образования: 32 года;

Образование: высшее;

Должность: учитель начальных классов

МБОУ г.Белокуриха 

средняя общеобразовательная школа № 1

 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

 

           Данная программа предназначена для  учителей начальных классов.

В программе даны практические рекомендации по ознакомлению  и расширению представлений школьников о русском национальном декоративном искусстве, его видах, об особенностях творчества народных русских мастеров. Предлагаемая работа способствует повышению интереса к народному прикладному искусству, совершенствованию технических навыков по изобразительной деятельности, воспитанию чувства патриотизма, уважения и гордости за свой народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Белокуриха

2024г.

 

 

Введение.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный и младший школьный возраст возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка младшего школьного возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными чертами младшего школьного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме того, младший школьник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат, поэтому начальная школа уделяет большое внимание в направлении художественно-эстетического воспитания школьников.

 

У детей седьмого года жизни  складывается прочный  интерес к изобразительной деятельности, появляется довольно устойчивое  желание рисовать, лепить, вырезывать, наклеивать, стремление заниматься этим в свободное время. Изобразительная деятельность приобретает художественно-творческий характер, продуктом ее является  выразительный образ.

В традиционной педагогике рисование, лепка, аппликация называются продуктивными видами деятельности: дети создают «продукт» - рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка.

К эффективному средству развития детского изобразительного творчества можно отнести декоративно-прикладное искусство. Это искусство обладает большой силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира ребенка. Само название «декоративно-прикладное» подсказывает его начинание. Это деятельность прикладная, т.е. направленная на улучшение качества предметов. Декоративное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Каждый народ, под влиянием  жизненных и природных условий создал свои традиции в развитии прикладного творчества: самые любимые темы рисунков, узоров, орнаментов, излюбленные материалы, формы, колориты.

Прикладное искусство всегда национально по самой своей природе, оно рождено из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его трудовой деятельности и быту. Поэтому знакомство с ним расширяет кругозор детей, вводит их в мир истории, в мир древних мастеров,  в мир предков.

Детский сад и начальная школа  являются своего рода отправными пунктами введения ребенка в мир изобразительного и прикладного искусства, знакомство с которым необходимо расширить для общего развития детей. Самостоятельная работа и занятия по рисованию не дают детям полного представления о разнообразии и творческом потенциале этого вида деятельности.

В традиционной педагогике рисование, лепка, аппликация называются продуктивными видами деятельности: дети создают «продукт» - рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка.

 

Анализ программы по изобразительной деятельности в начальной школе показал, что количество изучаемых тем по знакомству с народным прикладным искусством в начальной школе совсем невелико и предполагает краткое знакомство. Это и определило актуальность темы.

Цель: в процессе знакомства младших школьников с народно-прикладным искусством расширить знания детей об особенностях творчества народных мастеров, развивать у детей интерес к народному прикладному искусству, навыки владения различными видами ИЗО-деятельности, воспитывать чувство патриотизма, уважения и гордости за свой народ.

 – познакомиться с народными художественными промыслами России.

 Дать понять и принять, что:

-  Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

- Народные художественные промыслы - это национальное достояние русского народа.

 

 Гипотеза исследования: деятельность учителя и учащихся в школьных учреждениях будет осуществляться наиболее успешно в процессе целенаправленного формирования знаний, умений и навыков по ИЗО-деятельности и трудовому воспитанию. При этом необходимо соблюдение ряда психолого-педагогических и методических условий:

- учет специфики восприятия народных промыслов и декоративно-прикладного искусства младших школьниками;

- учет взаимосвязи теоретических знаний школьников о народных промыслах и  декоративно-прикладном искусстве с овладением практическими умениями;

- опора на принцип поэтапного знакомства с народными промыслами и декоративным прикладным искусством;

- необходимость развития творческого потенциала учащихся в процессе знакомства с элементами, узором, орнаментом.

Новизна внеурочной деятельности заключается в том, что программа построена по тематическому принципу внеурочной деятельности с учётом возрастных особенностей и привития младшим школьникам чёткого понятия о том, что народные художественные промыслы - это национальное достояние русского народа.  

 

В соответствии с этим предлагаются разделы:

 

1. Вводная часть – предполагает  познакомить детей с разнообразием народных промыслов в России, с декоративно-прикладным искусством, помогает проанализировать его особенности, материал изделий, специфику рисунка (по технике, элементам, цвету, композиции). Дети учатся рассматривать, сравнивать, анализировать, выделять.

 

2. «Такое разное украшение!» – дети знакомятся с видами орнаментов и узоров: растительный, животный, геометрический; учатся определять группу, к которой принадлежит элемент орнамента, узора по внешним признакам.

 

3. «Украшение изделий» - знакомство с применением орнамента и узора, украшение  предметов быта, ювелирных изделий.

 

4. «Проявим творчество» - обобщающие занятия по всему курсу с целью закрепления полученных знаний.

 

В прилагаемых конспектах соблюдается основная структура:

 

1. Введение в художественно-творческое пространство.

2. Эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу и

    формулирование темы.

3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь.

4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.

5. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, обязательная похвала и  

    благодарность за совместную творческую деятельность.

 

Предлагаемые конспекты несколько отличаются от традиционных занятий по изобразительной деятельности, включенных в разные программы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и носят специфический характер, принципы которого были разработаны В.В.Брофман.

 

Вот особенность принципов построения занятий:

1. Каждое занятие начинается введением ребенка в художественно-творческое пространство. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Для этого используются различные сюрпризные моменты, которые определяют мотив дальнейшей работы. Заканчивается занятие обыгрыванием работ (принцип ритуала).

2. Эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Для этого используется непродолжительный рассказ педагога, который предоставляет детям информацию, знакомит с историческими фактами в доступной форме, ставит перед детьми задачу (в игровой форме), которую необходимо выполнить, чтобы помочь кому-либо, или просто порадовать. Сюда же входит обращение к опыту ребенка, элементы игры (принцип эмоциональной вовлеченности).

3. Индивидуальный характер общения с ребенком, т.е. отсутствие любого давления со стороны взрослого. Изобразительная деятельность предполагает индивидуальную работу с ребенком, поэтому педагог может присесть или наклониться, так, чтобы было очевидно равенство участников диалога, их партнерство имело и пространственное выражение (принцип личностного общения).

4. Ребенку предлагается альтернатива выбора: работать по образцу или самому придумать узоры, используя имеющиеся знания и собственную фантазию. Техника всегда вторична по отношению к творческой задаче, которая не имеет и не может иметь одного-единственного решения и поэтому возможны разные равноценно правильные и интересные варианты (принцип свободы выбора).

5. На каждой работе указывается имя художника и данное им самим название работы (используются бирки). Так формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс (принцип авторства).

 

Реализация программы предусматривается через внеурочную деятельность 1 раз в неделю, в свободное от занятий время.

 

 

Практическая значимость: возможность использования варианта системы работы по ознакомлению младших школьников с народными промыслами России,  народным декоративным прикладным искусством в учебных учреждениях преподавателями, ведущих внеурочную работу по ИЗО-деятельности с целью более глубокого знакомства с бытом, традициями русского народа, а также учителями начальных классов на уроках ознакомления с прикладным искусством.

 

 

В данной программе представлена система занятий, при  разработке которой учитывались основные дидактические принципы: изучение материала от простого к сложному, формирование новых знаний с опорой на уже имеющиеся, интегративное взаимодействие тем с другими предметами, принципы наглядности и доступности.

Особое внимание уделялось тому, чтобы дети приобрели знания не в готовом виде, а через собственные рассуждения, наблюдения, экспериментирование, через игровую занимательную форму.

В процессе знакомства с русским народным искусством, дети приобретут умения и навыки: наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, корректировать и оформлять свои работы, замечать красоту изделий народных мастеров, уважать труд взрослых.

 

Средства реализации -

 

Внеурочные занятия 1 раз в неделю:

ознакомление с народными промыслами в России, русским народным декоративным прикладным искусством – декоративное рисование, аппликация, лепка;

 

 

 

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить с видами народных промыслов в России, русским декоративно-прикладным искусством. Проанализировать его особенности, материал изделий, специфику оформления (по технике, элементам, цвету, композиции).

2. Научить школьников создавать узоры в технике аппликации и рисунка. Использовать их комбинации для передачи очертаний узора, последовательно усложняя содержание силуэтных украшений традиционных изделий быта и национального костюма: пояса, передники, платки, скатерти, ковры, посуда и т. д.

3. Создать условия для применения усвоенных детьми умений и навыков изображения оформления в самостоятельной художественной деятельности (изготовление праздничных панно, оформление для игр, настольного театра и др.) с использованием разной техники оформления (в индивидуальной и коллективной формах организации детей).

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, национальным традициям и обычаям, мастерам народного творчества.

 

 

Орнамент – неотъемлемая часть декоративно – прикладного искусства

 

Декоративно-прикладное искусство – вид творческой деятельности, при которой художественная функция произведения сочетается с утилитарной, то есть предметы народного мастерства можно  использовать  практически.  Поле творческой деятельности художника очень разнообразно: от  предметов бытового назначения до  дизайна  космических  кораблей. 

Декоративное искусство постоянно развивается. Вместе с   появлением новых технологий декоративной обработки материалов, возникают новые жанры декоративного искусства. Также постоянно меняются и развиваются  тематика и сюжеты произведений декоративно- прикладного творчества. В тематике декоративного искусства всегда находили, и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственной, производственной и общественной деятельностью людей. В народном творчестве отражаются и национальные особенности, и  традиции, и уклад жизни того или иного народа. Если более древние сюжеты отражали, в основном, сцены охоты или земледелия, то в последующие столетия тематика декоративного искусства значительно усложнилась. Сегодня в декоративном искусстве  находят широкое применение темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например, такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса и др.  В орнаментальных его жанрах также легко прослеживается влияние современного уклада жизни, которое выражается в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, силуэта, в использовании необычных фактур и в других композиционных особенностях произведений.

Декоративно-прикладная деятельность отличается огромным разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, акрилом, различные виды аппликации и мозаики конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из пластилина или глины (с последующей росписью) и др. Во многих видах декоративно-прикладного искусства используется орнамент. Он является древнейшим видом украшения. Народ пронес его через столетия, в отличие от сюжетов, практически ничего не изменив в нем.

Орнамент (в переводе с латинского- «украшение») – узор, основанный на чередовании повторяющихся элементов, мотивов, основной его функцией является декоративная стилизация.  Орнамент характеризуется плоскостностью, он должен быть обязательно связан с поверхностью и материалом.

 Орнамент, составляя основу декоративного искусства, всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий художественных промыслов, керамике, текстиле, необходимых людям в быту и практической деятельности. Орнамент является одним из самых древних видов изобразительной деятельности человека. Он возник в эпоху палеолита и первоначально нес в себе символический и магический смысл. Основной темой палеолитического искусства была тема охоты, изображавшая мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов.    Со временем мотивы потеряли свой первоначальный смысл, к орнаменту стали предъявлять эстетические требования: ритмичность, уравновешенность и др. Сложились определенные законы построения орнаментов в зависимости от их видов.

 

Виды орнаментов

Существуют следующие виды орнаментов (см приложение):

Геометрический - состоит из различных геометрических фигур (точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд и др.) Он часто встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.

Растительный – состоит из стилизованных изображений листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. Хохлома, городец, вышивка.

Зооморфный (зверообразный, животный) - изображения фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, голова) Вышивка, вязание, вологодские кружева, ткачество, городецкая и мезенская роспись, домовая резьба.

Антропоморфный (человекообразный)- состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа (птица Сирин).Русская вышивка, кружево, резьба по дереву.

Комбинированный(смешанный) - когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный.

По форме построения выделяют типы орнаментов:

 Бесконечные - это орнаменты в полосе: используется для оформления, это кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево.

 Замкнутые- в круге – симметрическое расположение узора, квадрате - узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки), деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента, узор идет по диагоналям, зеркально – симметричное расположение узора, прямоугольнике и т.д. (Приложение, рис 3)

Принципы построения орнамента - повторение, чередование (мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении), инверсия (обратное расположение узора), симметрия (полная, относительная, частичная).

 

Методические рекомендации по изучению орнамента

Перед преподавателем часто встает вопрос: с чего начать работу с детьми по изучению орнамента, как приобщить их к миру народного художественного творчества?

 Конечно же здесь нет готовых рецептов, у каждого преподавателя существуют свои методы и наработки в этой области.

На первых порах рисование можно заменить аппликацией. Можно предложить детям шаблоны, по которым они будут вырезать наиболее сложные элементы. Затем, когда все необходимые детали будут вырезаны, любой ребенок с легкостью сможет разложить эти детали на плоскости, создавая задуманную композицию. После того, как детали будут приклеены, можно дорисовать более мелкие элементы или украшающие линии цветными карандашами, фломастерами или тонкой кисточкой. Такой подход к работе позволит ребенку сразу увидеть, что у него получается, при необходимости передвинуть детали, чтобы получить наиболее уравновешенную композицию.

 Изучение орнамента начинается с простейшего ленточного орнамента, затем можно переходить к орнаментам в квадрате (прямоугольнике), и только потом –в круге. Дети вырезают необходимые элементы и располагают их на заданной плоскости согласно предложенным схемам.  При создании декоративного орнамента, узора нужно обратить внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показать, что сложный узор состоит их простейших, знакомых частей — точка, кружок, кольцо, треугольник, прямая, волнистая и зигзагообразная линии. Эти элементы необходимо расположить в определенной форме (полоса, квадрат, овал, круг и т.п.), т.е. построить композицию (составить части в единое целое). Здесь происходит первое знакомство детей с правилами и приемами композиции (ритм, симметрия и асимметрия, силуэт, композиционный центр и др.) и с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма). Нужно сразу уделять внимание гармоничному сочетанию цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.

  После того, как дети освоили простейшие композиционные схемы орнаментов в виде аппликации, можно переходить к рисованию. Маленьким художникам также можно вначале порекомендовать использование шаблонов, но не всех элементов, а только наиболее сложных (изображения цветов, стилизованных птиц, животных, людей). Более простые элементы (листья, ягоды, геометрические фигуры и др.) дети могут дорисовать самостоятельно. В зависимости от возрастных особенностей и способностей детей используются цветные карандаши, фломастеры или краски. Практика показала, что дети, как правило, склонны «мельчить», т.е. рисовать очень маленькие предметы. В результате орнамент «теряется» на плоскости листа, нарушается его цельность и гармоничность. Шаблоны помогут ребенку правильно сориентироваться в размерах и пропорциях изображаемых узоров, а также соблюсти симметрию.

  Выполнив несколько работ с помощью аппликации и с использованием шаблонов, многие дети готовы к самостоятельному составлению орнаментов. Работу удобно начинать с выполнения орнаментов в той же последовательности (в полосе, в квадрате (прямоугольнике), в круге). Для рисования используется краска одного цвета. Хорошо выглядят орнаменты в черно-белом варианте (Приложение, рис.2). Дети не отвлекаются на цвет, все внимание сосредоточено на композиции. Закрепляется понятие композиционного центра. К тому же монохромные орнаменты требуют меньших затрат времени, в результате дети гораздо быстрее справляются с заданием.

  После того, как проделаны все эти упражнения, необходимо продолжить знакомство с цветоведением (контраст, сближенная цветовая гамма и др.). Можно давать задания на воображение с определением тематики орнаментов: «времена года», «рассвет», «туман», «северное сияние» и так далее. Орнаменты могут быть выполнены, например, в виде эскизов для ковриков, платков или панно.

Огромное значение имеет показ образов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узоры, какого-либо народа, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Они учатся простыми средствами добиваться художественной выразительности.