Программа Внеурочной деятельности "Я гражданин России"

  • docx
  • 22.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовно-нравственное воспитание.
Иконка файла материала Я гражданин России 4 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрено:                                    Согласовано:                      Утверждено:

(дата)_________                          (дата)____________                  приказ № _____ дата

на МО учителей _______                          __________________

______________________

______________________            подпись___________                  подпись ____________

подпись_______________            __________________                  ____________________

руководитель МО                         зам. директора                          директор школы

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

объединение «Я гражданин России»

для  обучающихся 4 Б класса

на 2019-2020 учебный год

 

учитель  Мацюця Галина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тазовский

 

 

Рабочая программа объединения  «Я - гражданин России» составлена на основе авторской программы Н.Я. Чутко «Я - гражданин России» в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Рабочая программа «Я – гражданин России» направлена на развитие духовно-нравственных и общекультурных способностей учащихся начальной школы

ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

-  оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;-  создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.       В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.      Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

 

 

 

 

Планируемые результаты
     ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Я-гражданин России»

 

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса

 У четвероклассника  будет сформировано:

         проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

         формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

         уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

         внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

         осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

          способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности

Четвероклассник  получит возможность для формирования:

         компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

         морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Регулятивные  УУД

Выпускник начальной школы научится:

         сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

         планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

         планировать свои действия в течение урока;

         контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Четвероклассник  получит возможность   научиться:

         вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Четвероклассник научится:

         выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

         понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

         сравнивать объекты по различным признакам;

         устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

         строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

         проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные УУД

Четвероклассник научится:

         включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

         проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

         признавать свои ошибки, озвучивать их;

         понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

         строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

         готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

         составлять рассказ на заданную тему;

         осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

         продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО  КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

-владеть общеучебными умениями:

 - наблюдения, слушания, чтения;

 - классификации и обобщения;

 - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно содержательным особенностям учебной деятельности);

 - пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;

 - установление причинно – следственных связей, закономерностей;

•          знать/ понимать

- значения ключевых слов, раскрывающих курс: государство,  гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;

•          уметь:

- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, пись-менные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

 - ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);

 - пользоваться картой (определение границ России, крупных её городов);

 - рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трёх), ряда других стран, родного края (не менее трёх);

 - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Древняя Русь  (6 часов)

            Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (в отдельных примерах).

            Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

            Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Раздел 2. Московское государство (6 часов)

            Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Фёдоров.

            «Смутное время» . Защита отечества от иноземных захватчиков в начале XII века. Минин и Пожарский, Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Раздел 3. Российская империя (5 часов)

            Пётр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва.

            Послепетровская Россия. Екатерина II. М. Ломоносов, А. Суворов. Культура России XVII.

Раздел 4. XIX век России (5 часов)

            Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.

            Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.

Раздел 5. XXXXI. История и современность (8 часов)

            Конец Российской империи.падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война.образование СССР.

            Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.   Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России.

            Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Заключение (3 часа). Работа над информационным проектом « Моя Родина- Россия»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Образовательная программа внеурочной деятельности «Я-гражданин России» реализуется в группе детей младшего школьного возраста, 10 лет . Объём часов:34 часа.   Режим занятий 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия: 40 мин.

Оценка эффективности программы «Я – гражданин России!»

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно – нравственные и количественные.Осуществляется в конце  года занятий в объединении.

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования.

Уровень эффективности процесса гражданско – патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности кружковой работы в конце  года занятий в объединении.

Количественные параметры приведены в таблице.

 

Оценочные показатели эффективности программы

 

 

             Духовно – нравственные параметры 

Количественные параметры

 

Уровни

(для духовно – нравствен. параметров)

Уровень развития и проявления патриотизма личности

Уровень эффективности процесса

 

Высокий

Учащийся проявляет уважение к старшим, к людям труда, участникам ВОв.

Понимает и владеет понятиями «Родина», «мужество», «патриотизм»

Учащийся отстаивает свою точку зрения

Проявление социальной активности, желание участвовать в делах класса, школы.

Выполняет исследовательские проекты с высокой долей самостоятельности.

Взаимоотношения между участниками процесса достаточно гармоничны, мотивация позитивная и устойчивая.

 

 

 

Ожидаемый результат является достижимым.

Количество мероприятий проведённых по гражданско – патриотическому воспитанию.

Количество учащихся, принявших участие в мероприятиях по по гражданско – патриотическому воспитанию.

Средний

Ответственное, но без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений.

Выполняет исследовательские проекты, принимая помощь.

Позитивная мотивация проявляется непостоянно

Ожидаемый результат достигается частично.

Количество учащихся, выполнивших исследовательские работы по патриотической тематике.

 

Низкий

Низкая ответственность при выполнении общественных поручений.

Выполняет только информационные проекты.

Позитивная мотивация проявляется редко, бывает негативной.

Взаимодействие между субъектами процесса отсутствует.

Ожидаемый результат не достигается частично.

Процент привлечения родителей к подготовке и проведении мероприятий

 

Календарно – тематический планирование

«Я – гражданин России» 4 класс

 

 

п/п

 

Наименование

разделов и тем

 

Кол-во

часов

 

Дата

По плану

 

Дата фактич

 

 

1

Введение .Зачем мне история?

1

 

 

2

Древняя Русь. Восточные славяне и их соседи.  Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

1

 

 

3

Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.

1

 

 

4

 Основание Москвы, Юрий Долгорукий.  Культура древности, родной край в древности. (в отдельных примерах)

1

 

 

5

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

1

 

 

6

Новгородская Русь Александр Невский. Невская битва на Чудском озере.

1

 

 

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1

 

 

8

Московское государство

Первый русский царь Иван Грозный.

1

 

 

9

Расширение границ государства.

1

 

 

10

Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров.

1

 

 

11

«Смутное время»

1

 

 

12

Защита отечества от иноземных захватчиков в начале VII века. Минин и Пожарский. Иван Сусанин.

1

 

 

13

Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в VII веке.

1

 

 

14

Российская империя

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту).

1

 

 

15

Новая столица России.

1

 

 

16

Полтавская битва.

1

 

 

17

Послепетровская Россия. Екатерина II М. Ломоносов. А. Суворов.

1

 

 

18

XIX век России  Культура России XVIII века.

1

 

 

19

XIX век России  Отечественная война 1812 года.

1

 

 

20

Бородинское сражение. М. Кутузов.

1

 

 

21

Николай I и и декабристы.

1

 

 

22

Российская империя во второй половине XIX века.

1

 

 

23

Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.

1

 

 

24

XX – XXI. История и современность Конец Российской империи. Падение царской власти.

1

 

 

25

Октябрьская революция. Гражданская война.

1

 

 

26

Образование СССР.

1

 

 

27

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

1

 

 

28

Послевоенное восстановление хозяйства страны.

1

 

 

29

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России.

1

 

 

30

Новая Россия - Государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание).

1

 

 

31

Государственные символы (герб, флаг, гимн)

1

 

 

32

Заключение. Работа над проектом « Моя Родина – Россия»

1

 

 

33

Заключение. Работа над проектом « Моя Родина – Россия»

1

 

 

34

Заключение  представление и защита проекта

« Моя Родина – Россия»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебники (автор, название,

год издания,

кем рекомендован или допущен, издательство)

 

Методические материалы

 

Дидактические материалы

 

Материалы для контроля

Учебник «Я – гражданин России» 4 класс, автор Н.Я.Чутко,- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014. – 160 с.

 

Методические пояснения к курсу «Я – гражданин России»

(Я – моя страна – мой мир) 4класс. Автор Н.Я.Чутко, Н.Г.Авдейчук