ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья»
Программа разработана на основе учебно-методической литературы по воспитательной работе, по формированию толерантности
Продолжительность освоения – 1год
Возрастной диапазон начала освоения программы – 7-8 лет
Направление - социальное
Пояснительная записка
В начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание учениками элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания. Следует научить ребенка отвечать за свои поступки, уметь их анализировать.
Эта программа призвана помочь ребенку в формировании ответственности за свои поступки, развить умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы без конфликтов. Воспитательные мероприятия, представленные в программе, должны помочь в формировании у детей культуры общения, развивать их коммуникативные навыки. Ребята должны научиться формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а так же признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на ошибку. С помощью этой программы классный руководитель должен научить детей не бояться ошибок. Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, разным взглядам, вещам.
Программа помогает сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной дружной жизнью, без конфликтов.
В процессе реализации программы по формированию толерантности предполагается решение следующих задач:
· Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
· Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
· Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
· Воспитание активной жизненной позиции.
Цели программы.
· Формирование толерантного сознания учащихся, учителя, родительского коллектива, улучшение социально-психологического климата классного коллектива.
· Организация системы мероприятий, направленных на профилактику аддикативного поведения.
· Реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением.
· Повышение роли семьи в воспитании толерантной личности.
· Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.
· Сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс «Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлен на общеинтеллектуальное и социальное развитие обучающихся.
Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений, поисковой работы, игр, ролевых игр, экскурсий, дискуссии и т.д. В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять нетолерантным отношениям, быть социально адаптированными.
В содержание программы входят три раздела: «Я среди людей», «Умей договариваться», «Стремись делать добро»
1 раздел «Я среди людей»
1. Знакомство. Узнаём друг друга. Презентация
2. Учимся сотрудничать. Ролевая игра
3. Мои представления о себе.
4. Что я могу? Самопрезентация своих поделок и творческих работ
5. Мир эмоций и чувств. Цветопись. Рисунок «Я и мое настроение»
6. Уважая себя, учимся уважать других. Проект“ Дом, в котором живёт уважение”.
7. Я - они. Я глазами других. Диспут
8. Я среди людей. Праздник “ Давайте дружить”.
9. “Многонациональность нашей Родины” - Час общения. (Знакомство с “малой” Родиной наших учеников) “Наши соседи” - Марафон. (Путешествие по республикам)
2 раздел «Умей договариваться»
1. О чем будем говорить на занятиях?
· о добрых взаимоотношениях в классе;
· о том, как важно уважать себя и других;
· о том, как не позволять обижать себя и других.
Анкетирование (анкета 1)
Если с другом вышел в путь. Виртуальное путешествие
Занятие 2.
1. Обсуждение результатов анкетирования.
2. Агрессия и агрессивное поведение:
· что такое агрессия, формы (примеры);
· чем опасна агрессия; работа в группах;
· как различать шутку, игру и агрессивные действия?
3. Ролевая игра «Мостики дружбы»
Занятие 3.
1. Диспут: Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят?
· результаты анкетирования;
· просмотр фрагментов из фильма «Чучело»;
· поиск слабого;
· непохожесть;
· новичок.
2. Ролевая игра «Рука друга»
Занятие 4.
“Да здравствует вежливость и доброта!” - Утренник. (Мои соседи по парте, классу, дому)
Работа в группах: Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Сундучок добрых дел.
· адекватные стратегии поведения;
· договор (условия);
· правила класса.
Ролевая игра «Воспоминание»
Занятие 5.
Принятие правил класса.
1. Просмотр м/ф «Крошка Енот» - правило крошки Енота.
2. Работа в группах: Улыбнись ему – и он тоже улыбнется
3. Обсуждение и принятие правил всем классом.
Занятие 6.
Работа с правилами.
1. Работа в группах:
а) иллюстрирование ( коллективный рисунок);
б) обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило?
2. Представление группами результатов работы.
3. Обмен мнениями.
Занятие 7.
1. Обучение выбору адекватной стратегии поведения.
2. Моделирование и обыгрывание различных ситуаций
3. Рисование «Наш класс на перемене»
Занятие 8.
1. «Лучшее слово о дружбе».
Договор с классом.
Листок самонаблюдения «Проверь себя»
Анкета 3. «Обратная связь».
«Наш класс в жизни школы». Портрет класса
3 раздел « Стремись делать добро»
1.«Без друзей меня чуть-чуть» Классный час. (Выступление детей, как плохо быть одному, как важно иметь друзей)
2.«.Россия - Родина моя» Устный журнал .Конкурс чтецов.
3.« Мой дом». Составление семейного альбома
4.Иваны, родства не помнящие. « Я и мое имя» - Поисковая работа совместно с родителями. (Значение имени, история
фамилии, семейное древо)
5.Дружба, товарищество. Всемирный день толерантности.Презентация
6.«Давайте жить дружно». Моделирование ситуаций по сюжетным картинам
7.Конкурс-инсценирование Добрых Сказок
8.«Подари другому радость». Благотворительная Акция «Вырос сам – подари другому»
9.Акция « Наведем порядок в доме»
10.Круглый стол “ Размышления о войне и мире”.
11.Культура разных народов. Письма и рисунки в “ горячие” точки.
12.Я и моя история. “Веселая ярмарка” - Праздник. (Знакомство с обычаями и традициями Кубани)
13.«В гости к Самовару» - Театральное представление, совместно с родителями. (Знакомство с русскими народными
традициями)
14.Рыцарский турнир вежливости” - Ролевые игры. (Понятия: честь, достоинство, благородство)
15.«Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья». Игровая программа. (Как жилось нам в этом году?)
16.Проект. Цветок дружбы. Творческая работа
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
· групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
· работа с учебной и художественной литературой;
· подготовка сообщений, индивидуальных и групповых проектов, презентаций, творческих работ;
· работа с использованием компьютерных программ;
· работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
· практические занятия по оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
· участие в благотворительных и социальных акциях и проектах;
Ценностные ориентиры содержания программы
В результате занятий внеурочной деятельности программы «Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья» обучающиеся знакомятся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, формируется понимание того, что требуется уважать различия между людьми, понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащиеся приучаются к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий - это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.
Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивается интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:
1. Терпимость к чужим мнениям.
2. Сотрудничество.
3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
4. Расположенность к другим людям.
5. Снисходительность.
6. Терпение.
7. Чуткость.
8. Доверие.
9. Доброжелательность.
10. Умение владеть собой.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать собеседника.
14. Способность слушать собеседника.
15. Любознательность.
16. Чувство юмора.
Результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами внеурочной деятельности по программе «Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья» являются:
· осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
· сформированность нравственных представлений и этических чувств;
· культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
Метапредметными результатами внеурочной деятельности по программе «Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья» являются:
· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
· осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
· умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
· способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами внеурочной деятельности по программе «Я-ТЫ -, он, она - вместе дружная семья» являются:
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и
социальной действительности (в пределах изученного)
· умение наблюдать, вести диалог, характеризовать факты и поступки, находить компромисс в решении конфликтных ситуаций
Список литературы
Для педагогов:
1. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы”
2. Журнал “Начальная школа”
3. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева
4. “Классный час играючи”. В.А.Герасимова
5. “Школьные праздники”. Н.В.Сухарева
6. “Праздники в детских садах и начальной школе”. О.В.Калашникова
7. “Рождественские праздники в школе”. М.М.Малахова
8. “30 детских утренников для начальной школы”. М.М.Давыдова
9. “День защитников Отечества”. Е.И.Ромашкова
10. “Праздники круглый год”. О.В.Калашникова
11. “Сценарии школьных праздников”. “Школа радости”
12. “Сценарии, капустники, развлечения”. Н.Г.Кувашова
13. “Сценарии игр и юмористические сюжеты”. Ю.В.Доброхотова
14. “Настольная книга учителя начальных классов”. “Школа радости”
Для обучающихся:
1.Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 2006.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 2007.
3.Игры и развлечения. - М., 2008.
4.Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. - М., 2009.
5.Энциклопедия российских праздников. - М, 2009.
6.Тубельский Г.Н. Детские праздники в семье. - М, 2009.
Календарно- тематическое планирование 1 класс
№п/п |
Содержание раздела, темы |
Количество часов |
Дата |
Оборудование |
|
По плану |
По факту |
||||
I раздел «Я среди людей» |
9 |
|
|||
1 |
Знакомство. Узнаём друг друга. Презентация |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
2 |
Учимся сотрудничать. Ролевая игра |
1 |
|
||
3 |
Мои представления о себе. |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
4 |
Что я могу? Самопрезентация своих поделок |
1 |
|
||
5 |
Мир эмоций и чувств. Цветопись. Рисунок «Я и мое настроение» |
1 |
|
||
6 |
Я - они. Я глазами других. . |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
7 |
Уважая себя, учимся уважать других. Проект“ Дом, в котором живёт уважение |
1 |
|
||
8 |
Я среди людей. Праздник “ Давайте дружить”. |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
9 |
“Многонациональность нашей Родины” - Час общения. (Знакомство с “малой” Родиной наших учеников) “Наши соседи” - Марафон. (Путешествие по республикам) |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
II раздел «Умей договариваться» |
8 |
|
|||
10 |
Умей договариваться.О чем будем говорить на занятиях? · о добрых взаимоотношениях в классе; · о том, как важно уважать себя и других; · о том, как не позволять обижать себя и других. Анкетирование (анкета 1) |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
11 |
Что такое агрессия? Ролевая игра «Мостики дружбы» (Обсуждение результатов анкетирования. . Агрессия и агрессивное поведение: · что такое агрессия, формы (примеры); · чем опасна агрессия; работа в группах; · как различать шутку, игру и агрессивные действия?)
|
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
12 |
Диспут: Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят? · результаты анкетирования; · просмотр фрагментов из фильма «Чучело»; · поиск слабого; · непохожесть; · новичок. Ролевая игра «Рука друга» |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
13 |
“Да здравствует вежливость и доброта!” - Утренник. (Мои соседи по парте, классу, дому) (Работа в группах: Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Сундучок добрых дел. Обсуждение – возможные способы: · адекватные стратегии поведения; · договор (условия); · правила класса. Ролевая игра «Воспоминание») |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация Альбомы, цветные карандаши |
|
14 |
Принятие правил класса. Просмотр м/ф «Крошка Енот» - правило крошки Енота. 2. Работа в группах: Улыбнись ему – и он тоже улыбнется 3. Обсуждение и принятие правил всем классом. |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация Альбомы, цветные карандаши |
|
15 |
Работа с правилами. Иллюстрирование 1. Работа в группах: а) иллюстрирование ( коллективный рисунок); б) обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило? 2. Представление группами результатов работы. 3. Обмен мнениями. |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
16 |
Обучение выбору адекватной стратегии поведения. Моделирование и обыгрывание различных ситуаций Рисование «Наш класс на перемене» |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
17 |
«Лучшее слово о дружбе». Портрет класса. Наш класс в жизни школы». · Договор с классом. · Листок самонаблюдения «Проверь себя» · Анкета 3. «Обратная связь». |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
III раздел « Стремись делать добро» |
16 |
|
|||
18 |
«Без друзей меня чуть-чуть» Классный час. (Выступление детей, как плохо быть одному, как важно иметь друзей) |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
19 |
«.Россия - Родина моя» Устный журнал Конкурс чтецов. |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
20 |
« Мой дом». Составление семейного альбома |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
21 |
Иваны, родства не помнящие. « Я и мое имя» - Поисковая работа совместно с родителями |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
22 |
Дружба, товарищество. |
1 |
|
||
23 |
«Давайте жить дружно». Моделирование ситуаций по сюжетным картинам |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
24 |
Конкурс-инсценирование Добрых Сказок |
1 |
|
||
25 |
«Подари другому радость». Благотворительная Акция «Вырос сам – подари другому» |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
26 |
Акция « Наведем порядок в доме» |
1 |
|
||
27 |
Круглый стол “ Размышления о войне и мире”. |
1 |
|
||
28 |
Культура разных народов. Письма и рисунки в “ горячие” точки. |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
29 |
Я и моя история. “Веселая ярмарка” - Праздник. |
1 |
|
||
30 |
«В гости к Самовару» - Театральное представление, совместно с родителями. (Знакомство с русскими народными традициями) |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
31 |
Рыцарский турнир вежливости” - Ролевые игры. (Понятия: честь, достоинство, благородство) |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
32 |
«Я-ТЫ -, он, она - вмести дружная семья». Игровая программа. (Как жилось нам в этом году?) |
1 |
|
Альбомы, цветные карандаши |
|
33 |
Проект. Цветок дружбы. Творческая работа |
1 |
|
Мультимедийное оборудование, презентация |
|
Итого: |
33 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.