ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Оценка 5

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Оценка 5
docx
08.03.2022
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
программа внеурочной деятельности.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кокрекская  средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО истории и обществознания

 

Руководитель ШМО

 

Протокол №2 от  29.08.2021 г.

 

Согласовано

 зам.директора по УВР

______/Абасова А.Ш. /

 

Протокол №1 от 30.08.2019

 

 

Утверждаю:

Директор МБОУ «Кокрекская СОШ»                                                          Омаров Х.Н.

 

Протокол педсовета №1

от 31.08.2021                                

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 

(Возраст 12-13 лет. Срок реализации- 1 год)

 

 

Магомедова З.А.

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

 

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Направленность образовательной программы- туристко-краеведческая.

Актуальность программы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Цель занятий:

-расширить представления учащихся о выдающихся деятелях России 9-19вв.

Задачи.

Образовательные:

- способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

- продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

- продолжить формирование понятийного аппарата;

- научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

-научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

-развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

-воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 13-14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий.

Продолжительность занятий.

Периодичность в неделю.

Количество часов в неделю.

Количество часов в год.

1час

1 раз

1 час

34часа

 

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: как правильно составить характеристику исторического деятеля.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать конкретно-исторические сведения;

- владеть историко-биографической информацией;

- работать с научно-популярной и справочной литературой;

- анализировать и сопоставлять факты.

Формами проведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, конференциях по истории.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

 

1

Раздел1. Земля русская

 

5

4

9

Раздел2.Московская Русь

4

2

6

Раздел 3. Россия в XVII веке

 

3

3

6

Раздел 4. Россия в XVIII веке

 

2

4

6

^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

2

2

4

Итоговое повторение

 

2

2

Всего 34 часа

 

Содержание программы.

Вводное занятие.(1 час) Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.) Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. 

Тема 2. Первые князья (1 ч.)Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.) Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.) Борис и Глеб – князья мученики. 

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.) Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.) Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.) Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. 

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.) Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.) Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)Сергий Радонежский. 

Тема 4. Иван III (1 ч.)Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.) Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. 

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.) Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. 

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.) Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. 

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. 

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

Тема 2. Женщины на престоле( 1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. 

Тема 3. Елизавета Петровна (1 ч.)Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. 

Тема 4. Екатерина Великая (1 ч.) Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. 

Тема 5. Емельян Пугачев (1 ч.).Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков. 

Тема 7. Русское “просвещение” (1 ч.)Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий,  Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.
^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I (1 ч.) “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема3.Александр II.(2ч.) Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

 Итоговое повторение (2 час)

 

 

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, разделов.

Количес-тво часов

Сроки выполнения

По плану

По

факту

1.

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

 

1

6.09

 

2.

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. 

 

1

13.09

 

3.

Тема 2. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

 

1

20.09

 

4.

Тема 3. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

 

1

27.09

 

5.

Тема 4. Первые святые на Руси.Борис и Глеб – князья мученики. 

 

1

4.10

 

6.

Тема 5. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

 

1

11.10

 

7.

Тема 6. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

 

1

18.10

 

8.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности  Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств

1

25.10

 

9.

Тема 8. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. 

 

1

15.11

 

10.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

1

22.11

 

11.

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

 

1

29.11

 

12.

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью

1

6.12

 

13.

Тема 3. Сергий Радонежский Сергий Радонежский. 

 

1

13.12

 

14.

Тема 5. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

 

1

20.12

 

15.

Тема 6. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. 

 

1

27.12

 

16.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. 

 

1

17.01

 

17.

Тема 2. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

 

1

24.01

 

18.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. 

 

1

31.01

 

19.

Тема 4. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

 

1

7.02

 

20.

Тема 5. Церковный раскол)Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

 

1

14.02

 

21.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. 

 

1

21.02

 

22.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый.Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

 

1

28.02

 

23.

Тема 2. Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. 

 

 

7.03

 

24.

Тема 3. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета

1

14.03

 

25.

Тема 4. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. 

 

1

21.03

 

26.

Тема 5. Емельян Пугачев  Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева

1

4.04

 

27.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков. 

 

1

11.04

 

28.

Тема 7. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий,  Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

1

18.04

 

29.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

 

1

25.04

 

30.

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

 

1

2.05

 

31.

Тема3.Александр II. Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

 

2

16.05

23.05

 

32.

Итоговое повторение

2

30.05

31.05

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.

Для учителя:

1.     Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006

2.     Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989

3.     Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,1990

4.     Валишевский К Петр Великий. М., 1990

5.     Гумилев Н. От Руси до России. М.,1992

6.     Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006

7.     Павленко Н. Тайны Петровской эпохи.М.,2006

8.     Шитов А.В. Минин и Пожарский. М.,1990

Для обучающихся:

1.     Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006

2.     Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006

3.     История России для детей и взрослых. (составитель В.Соловьев) 2003.

4.     100 великих россиян (составитель К.Рыжов), 2000.

5.     История России в лицах. М.,1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны…

Пояснительная записка. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны…

Воспитательные: - воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия; -воспитывать активную жизненную позицию

Воспитательные: - воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия; -воспитывать активную жизненную позицию

Раздел2.Московская Русь 4 2 6

Раздел2.Московская Русь 4 2 6

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при

Обмирщение” культуры. Общественная мысль

Обмирщение” культуры. Общественная мысль

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский

История России для детей и взрослых

История России для детей и взрослых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2022