Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области гимназия города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено на заседании кафедры естественно- научных и развивающих дисциплин Протокол № ___ от _________2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии г. Сызрани ______________ Т.В. Рябышева |
«Утверждаю» Директор ГБОУ гимназии г. Сызрани _______________
|
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«География в современном мире»
По естественно-научному направлению
Класс: 9
Срок реализации – 1 год
Составитель: Малыгина Е.А.
учитель географии
Сызрань- 2018
Рабочая программа
по подготовке к ОГЭ по географии «География в современном мире»
в 9 х классах
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Ожидаемые результаты
Полученные знания должны помочь учащимся:
-успешно сдать экзамен по географии в новой форме;
-определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения)
-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:
-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии 6-9 класса общеобразовательной школы
-обрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Обобщение (1 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
География
34 ч в год, 1 ч в неделю
Резерв – 1ч
№ |
Дата |
№ в теме |
Название раздела, темы |
Количество часов на теоретическую часть |
Количество часов на практическую часть |
1. |
1-09 |
1. |
Введение (2ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. |
|
1 |
2. |
2-09 |
2. |
Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. |
1 |
|
3. |
3-09 |
1. |
Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта.
|
1 |
|
4. |
4-09 |
2. |
План местности. Масштаб. Градусная сеть. Умение определять географические координаты. |
1 |
|
5. |
1-10 |
3. |
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
|
1 |
6. |
3-10 |
1. |
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. |
1 |
|
7. |
4-10 |
2. |
Движения Земли. |
1 |
|
8. |
5-10 |
3. |
Литосфера и геологическая история Земли. |
1 |
|
9. |
2-11 |
4. |
Гидросфера. Атмосфера. |
1 |
|
10. |
3-11 |
5. |
Биосфера. Географическая оболочка. |
1 |
|
11. |
5-11 |
6. |
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
|
1 |
12. |
1-12 |
1. |
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. |
|
1 |
13. |
2-12 |
2. |
Население и численность населения Земли. Расы, этносы. |
|
1 |
14. |
3-12 |
3. |
Материки и страны. |
1 |
|
15. |
4-12 |
4. |
Африка. Австралия. |
1 |
|
16. |
2-01 |
5. |
Антарктида. Южная Америка. |
1 |
|
17. |
3-01 |
6. |
Северная Америка. |
1 |
|
18. |
4-01 |
7. |
Евразия. |
1 |
|
19. |
5-01 |
8. |
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
|
1 |
20. |
1-02 |
1. |
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. |
1 |
|
21. |
2-02 |
2. |
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. |
|
1 |
22. |
4-02 |
1. |
Раздел V. География России (10 ч). Особенности географического положения России. |
1 |
|
23. |
1-03 |
2. |
Природа России. |
1 |
|
24. |
2-03 |
3. |
Природные особенности России. |
1 |
|
25. |
3-03 |
4. |
Население России. |
1 |
|
26. |
4-03 |
5. |
Демографические показатели России. |
1 |
|
27. |
1-04 |
6. |
Хозяйство России. |
1 |
|
28. |
3-04 |
7. |
Отрасли хозяйства РФ. |
1 |
|
29. |
4-04 |
8. |
Природно-хозяйственное районирование России. |
1 |
|
30. |
5-04 |
9. |
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
|
1 |
31. |
2-05 |
10. |
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
|
1 |
32. |
3-05 |
1. |
Обобщение (2 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. |
|
1 |
Резерв – 1 ч
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2015.
2.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru
3. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы. Москва, издательский центр «Вентана - Граф» 2015-2018.
4. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. М.: Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
5. Е.М. Курашаева. География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2013.
Для учащихся:
1. Интернет – ресурсы.
2. О. В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. Государственная итоговая аттестация. ОГЭ- 2019.
3. А.Б. Эртель. География. Подготовка к ОГЭ-2019. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 года. 9 класс: учебно-методическое пособие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.