Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол № ________ от ________________г. |
Принято на педагогическом совете.
Протокол №________ от________________г.
|
Утверждаю Директор школы Н.Н. Давыдова
________________ Приказ №_______ от ___________г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №117 с углубленным изучением иностранных языков» городского округа г.Уфа Республика Башкортостан
Рабочая образовательная программа
внеурочной деятельности по
«Волейболу»
для 3-х классов.
Составитель:
С.К.Козырева
Учитель физической культуры
Уфа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физкультуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Отличительной особенность данной программы является то, что наряду с общей физической подготовкой учащихся, проведением занятий по теории спорта, учащиеся будут выступать волонтерами по пропаганде здорового образа жизни, готовить презентации к своим выступлениям, использовать материалы из сети Интернет.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 3-4 класса разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича Москва «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- «Внеурочная деятельность учащихся: Волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, Маслов Москва «Просвещение» 2011г.
- Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных у учреждений В.И. Лях. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013г.-190с.
Актуальность программы волейбола, обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем, что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.
Новизна программы в том, что предлагается сделать следующие изменения — на начальном этапе физического воспитания школьника в занятия ввести больше времени в раздел (основы техники и тактики игры, ОФП и СФП) с мячом и без него, а так же привить ребенку интерес к развитию своего организма: к оздоровлению и физическому совершенствованию. В силу возрастных особенностей маленьких детей педагоги очень часто называют Homo Loudness — «человек играющий», что показывает, что дети готовы играть практически всегда и в любых условиях. Известно, что чем больше эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают занятия, тем быстрее и прочнее идёт освоение материала. С помощью таких специальных упражнений и предусматривается развитие у детей первоначальных навыков игры в волейбол: развитие ловкости, внимания, подвижности, гибкости, коллективной игры, духа соревнований.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что подобные действия и необходимую технику базовых и прикладных движений педагог не закладывает принудительно, а ставит их в условия необходимости изучения данного технического действия, чтобы использовать в дальнейшем в играх. Освоение технического действия воспринимается как естественный процесс, необходимый для соблюдения правил игры. Предлагаемые специальные упражнения могут использоваться, как для занятий на уроках в начальных классах, так и для работы секции волейбола в системе дополнительного образования детей. Занятия проходят с меньшей напряженностью и большей плотностью, чем в обычных условиях, — все это привлекает на занятия детей. Групповые занятия всегда развивают в детях способность контактировать и находить общий язык со сверстниками. Создается условие для активного участия ребенка в изучении технического арсенала данного вида спорта и поисков решения поставленной перед ним проблемы.
Цель программы:
Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость, а так же всестороннему, гармоничному развитию личности, овладение технических навыков.
Задачи реализации программы:
- укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;
- содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности,
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
- дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;
- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена не только на физическое развитие и совершенствование специальных умений и навыков игры в волейбол, но и способствует общему развитию воспитанников: обучает работе с литературой, т.е. развивает информационно – коммуникативную компетентность у воспитанников, что поможет их дальнейшей социализации в современном обществе.
Основой подготовки воспитанников является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу по годичной программе.
В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой.
Требования к уровню подготовки
Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
-способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
-гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
-правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
-основы методики обучения и тренировки по волейболу.
-правила игры;
-технику и тактику игры в волейбол;
-строевые команды;
-методику судейства учебно – тренировочных игр;
-общие рекомендации к созданию презентаций;
Уметь:
-выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
-выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
-выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
· метод упражнений;
· игровой;
· соревновательный;
· круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
1. в целом;
2. по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
· Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
· Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
· Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
· Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
· Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты
· Результатом занятий являются результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, культура, здоровья), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
· Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры, самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и городских соревнованиях по физической культуре, дистанционных конкурсах о ЗОЖ.
В результате изучения данного курса в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования.
Личностных результатов:
· Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительно относиться к культуре других народов;
· Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции,
· Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
· Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
· Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
· Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
· Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
Владеть
Владеть
· Применять полученные знания в игре.
· Контролировать свое самочувствие.
· Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Определять общую цель и путей её достижения.
· Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.
· Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
· Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
· Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
· Излагать факты истории развития волейбола.
Предметные результаты
· Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
· Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
· Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
· Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
· Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
· Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения;
· Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения;
· Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований;
· В доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
· Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учебно - тематический план занятий
Количество часов |
||||||
№ п/п |
Наименование темы |
Всего |
|
Практические занятия |
||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятий по волейболу. |
1 |
1 |
|||
2. |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль |
1 |
1 |
|
||
3. |
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. История развития волейбола. |
1 |
1 |
|
||
4. |
Общая и специальная физическая подготовка |
15 |
|
15 |
||
5. |
Основы техники и тактики игры |
14 |
|
14 |
||
6. |
Контрольные испытания |
2 |
|
2 |
||
Всего |
34 ч. |
|
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Название темы |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Планируемые результаты (УУД) |
Характеристика универсальных учебных действий учащихся |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на уроках по волейболу. Правила игры и история развития волейбола. |
1 |
Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. |
Знать инструкцию по технике безопасности. Правила игры и историю развития волейбола. |
Знать правила техники безопасности на занятиях спортивными играми. Описывать технику выполнения упражнений с мячами. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения упражнений с мячами
Уметь играть в подвижные игры с бегом, бросками, передвижениями.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваиватьдвигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Осваивать технику бега и перемещений различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений с мячами. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении упражнений с мячами. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении упражнений с мячами. -учиться активно участвовать в общей игре.
- в обсуждениях, возникших в ходе игры. - выполнять заданные правила игр. - корректировать (изменять). -участвовать в оценке полученного общего результата. - учиться понимать и объяснять цель, задания, данную тренером. -учиться активно работать в парах, группах. - выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях. -проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. - проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры. - проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности. -проявлять положительные качества личности в процессе игровой деятельности (смелость, волю, решительность, активность и инициативность |
2-3 |
Физическая подготовка. Стартовые стойки. Обучение перемещениям волейболиста. |
2 |
Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом. Устойчивая, основная; - статическая стартовая стойка; - динамическая стартовая стойка. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). |
Уметь перемещаться в стойке волейболиста. |
|
4-5 |
Стойка волейболиста. Перемещения, повороты и остановки в стойке. Подвижная игра. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Устойчивая, основная; - статическая стартовая стойка; - динамическая стартовая стойка. Техника стоек, перемещений волейболиста. П.и. «Попади в цель». |
Уметь перемещаться в стойке волейболиста. Знать правила игры. |
|
6-7 |
Специально- прыжковые упражнения. Упражнения с набивными мячами. Подвижная игра. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Специально прыжковые упражнения по лесенке (на одной ноге, на двух,различные варианты прыжков. Упр-ие с н.б мячом массой 1кг. П.и. Мяч ловцу. |
Уметь выполнять специально прыжковые упражнения. |
|
8-9 |
Броски мяча на точность. Нижняя прямая подача. Подвижная игра |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Броски мяча в парах. Нижняя прямая подача в парах с 4-6м. и через сетку. Подвижная игра «Вызов номеров» |
Уметь выполнять нижнюю прямую подачу |
|
10 |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня школьника. Подвижная игра. |
1 |
Режим дня школьника. Рациональное питание (в виде презентаций). Классификация травм и их предупреждение. П.и. «Метко в цель». |
Уметь составлять свой режим дня. |
|
11-12 |
Обучение передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Разминка с мячами. В парах, одни набрасывает мяч партнеру, другой выпоняет передачу мяча снизу. Нижняя прямая подача в парах с 5-6м. |
Уметь выполнять передачу мяча снизу. |
|
13-14 |
Передача мяча на точность в парах. Эстафеты с мячами и без него. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Передача мяча в парах, а также сидя на полу. Эстафеты с различными предметами, включая мячи. |
Уметь выполнять передачу мяча на точность. |
|
15-16 |
Броски мяча в движении. Нижняя прямая подача. Подвижная игра. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. Разминка с мячами. Броски мяча в парах, а также в колоннах со сменой мест. Нижняя прямая подача в парах с 5-6м. П.и. «Мяч капитану. |
Уметь выполнять броски мяча в движении. |
|
17-18 |
Передача мяча снизу двумя руками. Обучение передачи мяча сверху двумя руками. Игра по упрощенным правилам. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча в парах, тоже самое ток на скамейке(один сидит на скамейке, другой бросает мяч, а партнер отбивает. Учебная игра. |
Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками. |
|
19 |
История развития волейбола. Влияние физической нагрузки на организм учащегося. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. |
1 |
Медленный бег 2-3 мин. История возникновения волейбола (показ презентации о виде спорте). И влияниие нагрузки на организм спортсмена. Учебная игра по упрощенным правилам мини-волейбола. |
Знать историю развития волейбола и правила игры. |
|
20-21 |
Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Разминка с мячом. Передача мяча над собой, а также в парах. Нижняя прямая подача через сетку. |
Уметь выполнять нижнюю прямую подачу в пределы площадки |
|
22-23 |
Обучение технике нижней боковой подаче. Специально-прыжковые упражнения. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Изучение и выполнение нижней боковой подачи, выполнение специальных упражнений для изучения нижней боковой подачи. Учебная игра. Прыжки по полоскам. |
Уметь выполнять нижнюю боковую подачу в пределы площадки. |
|
24-25 |
Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя боковая подача. Игра по упрощенным правилам пионербол. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. ОРУ с мячами. Передача мяча сверху в парах(один набрасывает другой выпоняет передачу, тоже самое сидя на полу). Изучение и выполнение нижней боковой подачи. Игра пионербол. |
Уметь выполнять передачу мяча сверху двумя руками, выполнять нижнюю боковую подачу. |
|
26-27 |
Сдача контрольных испытании по специальной подготовке. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Сдача контрольных испытании. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. мини-волейбола. |
Уметь выполнять контрольные нормативы и правила и игры. |
|
28-29 |
Прием мяча снизу двумя руками. Физическая подготовка. Игра по упрощенным правилам пионербол. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. ОРУ в движении. СБУ. Разминка в парах. Прием мяча в парах (один выполняет бросок другой, принимает мяч перед собой, тоже самое через сетку. Круговая тренировка. Учебная игра (пионербол). |
Уметь выполнять приём мяча снизу двумя руками. Знать правила игры. |
|
30-31 |
Физическая подготовка. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. |
2 |
Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. Круговая тренировка по станциям. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. |
Уметь выполнять задания по станциям и правила игры. |
|
32-34 |
Специально-прыжковые упражнения. Передача мяча сверху и снизу двумя руками. |
3 |
Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча снизу с падением и перекатом на бедро(выполнение упражнения на матах). Игра по упрощенным правилам пионербол |
Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств |
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
· Первый урок посвящается организационным вопросам. Учитель знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о программе и расписании занятий.
Развитие волейбола
· Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.
Физическая культура и спорт в России.
· Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения
· Организация, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.
· Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю. Режим дня школьника.
· Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
· Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
· Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Общая и специальная физическая подготовка.
· Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
· Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия
· Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов)
· Строевые упражнения. Команды для управлении группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг.
· Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги.
· Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
· Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места.
· Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Спортивные игры. Баскетбол, волейбол и т.д.
· Специальная физическая подготовка. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
· Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно— спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.
· Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры «Салки». Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета».Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
· Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги.
· Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
· Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам.
· Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.
· Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.
· Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
· Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку..
Техника нападения.
· Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
· Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.
· Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты.
· Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
· Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
Тактическая подготовка. Тактика нападения.
· Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
· Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)
· Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».
· Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.
· Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
· Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по специальной подготовке весной (Апрель – Май) в конце учебного года.
Физическое развитие и физическая подготовленность (контрольные нормативы)
№ п/п |
Содержание требований (вид испытаний) |
Девочки |
Мальчики |
1 |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
5,9 |
5,7 |
2 |
Бег 30 м, 6х5 (с) |
12,5 |
12,0 |
3 |
Прыжок в длину с места (см) |
140 |
160 |
4 |
Метание баскетбольного мяча из – за головы двумя руками, сидя (м) |
3,0 |
4,0 |
Методическое обеспечение программы
· Занятия проводятся в спортивном зале, а также на оборудованной спортивной площадке.
· Для проведения занятий по волейболу имеется следующее оборудование и инвентарь:
· 1. Сетка волейбольная - 2 шт.
· 2. Гимнастическая стенка - 8 пролетов
· 3. Гимнастические скамейки - 2 -3шт.
· 4. Гимнастические маты - 7-10 шт.
· 5. Скакалки -8-15 штук
· 6. Мячи набивные (масса 1 кг) - 5-7 штук
· 7. Мячи волейбольные - 8-12 шт.
· 8. Рулетка -1 шт.
· 9. Компьютерная техника -1 шт.
· 10. Литература и интернет ресурсы
Список литературы для учителя:
· 1. Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.
· 2. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М., 1996 г.
· 3. Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1995г
· 4. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
· 5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
· 6. Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
· 7. Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва «Просвещение»,1989г.
· 8. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов, Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.:Просвещение,2011г.
·
· 9. Голомазов В. А. В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, А. Г. Мельников
· Волейбол в школе. Пособие для учителя. М, «Просвещение». 1976,.
· 10. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
· образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича.
· Москва «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством образования и наук
· Р.Ф.
· 11. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных у учреждений В.И. Лях. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013г.-190с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.