Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Усть - Лэкчим
Утверждаю:
Директор школы -
Программа внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию» возраст: 13-17 лет
Составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ
Составитель: учитель истории и обществознания Киселева Наталья Юрьевна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию» составлена на основе методических материалов ФИПИ, демоверсии, спецификации и кодификатора КИМ ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию 2022 г.
Программа курса внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 8-11 кл, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ и рассчитана на 36 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационнокоммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой.
Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом. Программа рассчитана на 0,5 учебных года 36 учебных часов.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедурам ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Содержание курса включает:
- Информация о структуре экзаменационных работ (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. - Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ и ЕГЭ.
Программа курса строится на серьезной самостоятельной подготовке выпускников. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 урока подряд. Уроки по 40 минут.
Личностными результатами курса внеурочной деятельности являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
Знать и понимать:
1.1 биосоциальную сущность человека
1.2 основные этапы и факторы социализации личности
1.3 место и роль человека в системе общественных отношений
1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
1.6 основные социальные институты и процессы
1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования 1.8 особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств
человека)
2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам 2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Содержание программы
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство 1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Итоговое тестирование – 2 часа
1. Распоряжение Рособрнадзора № 794-10 от 23.03.2015 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования»
2. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
3. Демоверсия, спецификация, кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2019 год
4. ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Коваль Т.В. (2018, 184с.)
5. ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В. (2018, 152с.)
6. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И. и др. (2017, 320с.)
7. ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. (2018, 128с.)
8. ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. Коваль Т.В. (2018, 184с.)
9. ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. Котова
О.А., Лискова Т.Е. (2018, 176с.)
10. ЕГЭ 2018. Обществознание. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. (2018, 104с.)
11. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания с кратким ответом. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. (2017, 176с.)
12. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. (2017, 96с.)
13. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика.
Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. (2017, 144с.)
14. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова
Е.С. (2017, 144с.)
15. ЕГЭ 2017. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 232с.)
16. ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения. Кишенкова О.В. (2017, 192с.)
17. ЕГЭ 2017. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 232с.)
Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (36 часов)
№ занятия |
Тема занятия |
1 |
Вводное тестирование |
2 |
Вводное тестирование |
3 |
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Мировоззрение, его виды и формы Виды знаний Понятие истины, её критерии
|
4 |
Мышление и деятельность Потребности и интересы Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность Системное строение общества: элементы и подсистемы |
5 |
Основные институты общества Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки |
6 |
Образование, его значение для личности и общества. Религия Искусство |
7 |
Мораль Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) |
8 |
Тестирование по теме: «Человек и общество» |
9 |
Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Экономические системы |
10 |
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Постоянные и переменные затраты |
|
11 |
Финансовые институты. Банковская система Основные источники финансирования бизнеса |
|
12 |
Ценные бумаги Рынок труда. Безработица |
|
13 |
Виды, причины и последствия инфляции Экономический рост и развитие. Понятие ВВП |
|
14 |
Роль государства в экономике Налоги |
|
15 |
Государственный бюджет Мировая экономика |
|
16 |
Рациональное экономическое поведение работника, потребителя, семьянина, гражданина |
собственника, |
17 |
Тестирование по теме: «Экономика» |
|
18 |
Тестирование по теме: «Экономика» |
|
19 |
Социальная стратификация и мобильность Социальные группы Молодёжь как социальная группа |
|
20 |
Этнические общности Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации |
|
21 |
Социальный конфликт Виды социальных норм Социальный контроль |
|
22 |
Семья и брак Отклоняющееся поведение и его типы Социальная роль Социализация индивида |
|
23 |
Тестирование по теме: «Социальные отношения» |
|
24 |
Понятие власти Государство, его функции Политическая система |
|
25 |
Типология политических режимов Демократия, её основные ценности и признаки Гражданское общество и государство Политическая элита |
|
26 |
Политические партии и движения Средства массовой информации в политической системе Избирательная кампания в Российской Федерации Политический процесс Политическое участие |
27 Политическое лидерство
Органы государственной власти Российской Федерации
Федеративное устройство Российской Федерации
28 Тестирование по теме : «Политика»
29 Право в системе социальных норм
Система российского права. Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической ответственности
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о выборах 30 Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности Имущественные и неимущественные права
Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
31 Особенности административной юрисдикции
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Международное право (международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени)
32 Споры, порядок их рассмотрения
Основные правила и принципы гражданского процесса
Особенности уголовного процесса
33 Гражданство Российской Федерации
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
Права и обязанности налогоплательщика
Правоохранительные органы. Судебная система
34 Тестирование по теме: «Право»
35 Итоговое тестирование
36 Итоговое тестирование
Итого 36 часов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.