Программа "ВОЛШЕБНЫЙ МИР" 1-4 класс
Оценка 4.6

Программа "ВОЛШЕБНЫЙ МИР" 1-4 класс

Оценка 4.6
docx
24.10.2024
Программа "ВОЛШЕБНЫЙ МИР" 1-4 класс
Программа ВОЛШЕБНЫЙ МИР 1-4 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Волшебный мир»

1-4 класс

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Шаповалова Т.Т.

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена   в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Работа по данной программе организуется по направлению: общекультурное.

Театральный кружок «Волшебный мир» – одна из форм работы учителя-логопеда с детьми в области речевого и художественно-эстетического воспитания. Театральный кружок представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.

Актуальность программы определяется тем, что театральный кружок объединяет детей с различными, часто противоположными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими, артистическими). Театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разностороннего развития способностей. Это, может быть, единственный вид искусства, где ребёнок может научиться и театральному, и изобразительному искусству.

Цель: объединение детей с целью всестороннего развития устной речи и реализации их творческих интересов и способностей.

Задачи:

- выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития способностей;

- формировать зачатки художественного вкуса;

- обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);

- привить навыки культуры поведения;

- развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.

В содержании программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. В репертуаре кружка "Волшебный мир" есть спектакли по мотивам всем известных сказок, новые авторские представления, а также тематические спектакли, в которых обыграны важные темы здорового образа жизни, безопасности. Формы организации образовательного процесса: викторины, конкурсы, экскурсии в театры и просмотр спектаклей, индивидуальные и групповые этюды, репетиционная работа, творческие показы с последующим обсуждением, художественно-оформительская работа по освоению технологии изготовления кукол, декораций, бутафории.

Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс -  33 ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Количество учащихся в группе – 8-12   человек.

Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы.

Занятия театрального кружка проводятся в специальном кабинете, где имеется дополнительное помещение для хранения реквизитов.

Для организации театрального кружка необходимо следующее оснащение:

- куклы (используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении);

- театральная ширма;

- декорации к спектаклям;

компьютер, проектор;

- музыкальная фонотека;

- костюмы, маски, сценический грим, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», - сценарии сказок, пьес, детские книги.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

 

 

Тематическое планирование программы

 

Тема занятия

Кол-во час

Деятельность на уроке

1 класс, 33 часа

Театральные подмостки.

1

Вводное занятие. Виды театра.

1

История театра.

2-3

Театр снаружи и внутри.

2

Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «сцена», «партер»…

4

Художественная мастерская

1

Изображение здания театра.

5-6

Зритель в театре.

2

Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».

7-8

Театральные профессии

2

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр…)

9-13

Виды театральных кукол и способы управления ими.

5

Беседа о разновидностях кукол и способах управления ими.

14

Художественная мастерская театра.

1

Изображение понравившейся театральной куклы.

15-16

Понятие «кукловод».

2

Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы.

17-18

История одной куклы.

2

Просмотр фильма про Буратино

19-20

Художественная мастерская Папы Карло

2

Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас)

21-22

Творческая мастерская.

2

Изготовление простых кукол-перчатки.

23

Просмотр видеофильма кукольного театра.

1

Посещение или просмотр театральной постановки.

24-25

Театры разных стран.

2

Презентация о театрах. Видеоролики.

26-27

Театры нашего города.

1

Знакомство с театрами своего города.

Просмотр видео о театрах. Презентация.

28

Художественная мастерская

1

Изображение фантастического театра кукол.

29

Театральная игра «Приходи сказка»

1

Викторина по сказкам.

30-31

Литературный час « Сказка приходит ночью»

2

Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков.

32-33

Скороговорка. Конкурс чтецов.

2

Культура и техника речи.

2 класс, 34 часа

Сцена и актёры.

1

Вводный урок.

1

Знакомство детей со сценой театра.

2

Сказитель Оле Лукойе

1

Знакомство с существом, которое показывает детям сны.

3-6

Сцена и её виды.

4

Знакомство с разновидностями сцен.

7

Конкурс чтецов.

1

Декламировать скороговорки на публику.

8-10

Виды театральных постановок

3

Знакомство с театральными постановками

11-12

Знакомство с понятием «ширма».

2

Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.

13-16

Знакомство с понятием «декорация».

4

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

17

Первичные навыки работы с ширмой.

2

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

18-21

Мастерская декорации

4

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)

22-25

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

4

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

26-28

Театральная игра

3

Репетиция и инсценировка басни

И.А. Крылова «Ворона и лисица» на сцене.

29-31

Театральная игра

3

Репетиция и инсценировка сказки «Золотая рыбка» за ширмой.

32-34

Подведение итогов.

3

Показ сказки «Золотая рыбка» за ширмой.

3 класс, 34 часа

Театр начинается с вешалки.

1

Вводный урок. Мир театра с наружи.

1

Знакомство с театральными буднями, реквизитами.

2-4

Касса и билеты.

3

Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

5-8

Афиша.

4

Знакомство, планирование и изготовление афиши.

9

Посещение театра кукол.

1

Посещение театральных постановок в городе.

10-12

Мастерская кукол. Бумажная сказка.

3

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

13-15

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

16-18

Мастерская декораций.

3

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации.

19-20

Мастерская кукол. Пластилиновый мир.

4

Создание основ и заготовок для кукол.

21-22

Театральный видеосалон.

2

Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения.

23

Встреча с актёрами театра кукол.

1

Беседа с актёром о работе в театре.

24-25

Интонация

2

Знакомство и умение использования интонации при передачи текста.

26

Театральный видеосалон

1

Кукольный спектакль «Колобок»

27-29

Театральная игра

2

Репетиция сказки «Теремок» за ширмой.

30-34

Подведение итогов.

4

Показ кукольного спектакль «Теремок»

4 класс, 34 часа

Весь мир — театр, а люди в нём актеры.

1

Кому - таланты, кому - поклонники.

1

Вводный урок. Знакомство с творческой труппой.

2-3

Театр теней.

2

Пальчиковые игры. Световое решение.

4-5

Музыка и театр.

2

Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам..

6-7

Звуки и шумы.

2

Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля.

8-9

Театральный видеосалон .

2

Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения.

10-11

Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку.

2

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

12-14

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

15-16

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценировка сказки «Репка»

17-18

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

19-20

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценировка сказки «Маша и медведь».

21-23

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

24-25

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценировка сказки «Три поросёнка».

26-28

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

29-30

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценировка сказки «В мире сказок».

31-33

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

2

Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

34

Творческий отчет.

1

Показ сказки «В мире сказок».

Итого

135час

 

Ожидаемый результат

Предполагаемые умения и навыки детей:

1.      Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

2.      Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

3.      Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

4.      Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

5.      Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

6.      Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

7.      Умеют составлять диалог между сказочными героями.

8.      Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

 

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий для личного развития.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

 

Литература

1.      Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.

2.      Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.

3.      Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

4.      Интернет источник

5.      Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.

6.      Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.

7.      Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.

8.      Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.

9.      Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000.

10.  Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.


 

11. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с

Тематическое планирование программы №

Тематическое планирование программы №

Знакомство с понятием «декорация»

Знакомство с понятием «декорация»

Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку

Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;…

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2024