Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 31
Программа «Волшебный мир»
1-4 класс
Составитель:
Шаповалова Т.Т.
Учитель-логопед
г. Сургут
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Работа по данной программе организуется по направлению: общекультурное.
Театральный кружок «Волшебный мир» – одна из форм работы учителя-логопеда с детьми в области речевого и художественно-эстетического воспитания. Театральный кружок представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.
Актуальность программы определяется тем, что театральный кружок объединяет детей с различными, часто противоположными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими, артистическими). Театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разностороннего развития способностей. Это, может быть, единственный вид искусства, где ребёнок может научиться и театральному, и изобразительному искусству.
Цель: объединение детей с целью всестороннего развития устной речи и реализации их творческих интересов и способностей.
Задачи:
- выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития способностей;
- формировать зачатки художественного вкуса;
- обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);
- привить навыки культуры поведения;
- развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.
В содержании программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. В репертуаре кружка "Волшебный мир" есть спектакли по мотивам всем известных сказок, новые авторские представления, а также тематические спектакли, в которых обыграны важные темы здорового образа жизни, безопасности. Формы организации образовательного процесса: викторины, конкурсы, экскурсии в театры и просмотр спектаклей, индивидуальные и групповые этюды, репетиционная работа, творческие показы с последующим обсуждением, художественно-оформительская работа по освоению технологии изготовления кукол, декораций, бутафории.
Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе – 8-12 человек.
Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы.
Занятия театрального кружка проводятся в специальном кабинете, где имеется дополнительное помещение для хранения реквизитов.
Для организации театрального кружка необходимо следующее оснащение:
- куклы (используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении);
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям;
- компьютер, проектор;
- музыкальная фонотека;
- костюмы, маски, сценический грим, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», - сценарии сказок, пьес, детские книги.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Тематическое планирование программы
№ |
Тема занятия |
Кол-во час |
Деятельность на уроке |
1 класс, 33 часа Театральные подмостки. |
|||
1 |
Вводное занятие. Виды театра. |
1 |
История театра. |
2-3 |
Театр снаружи и внутри. |
2 |
Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «сцена», «партер»… |
4 |
Художественная мастерская |
1 |
Изображение здания театра. |
5-6 |
Зритель в театре. |
2 |
Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». |
7-8 |
Театральные профессии |
2 |
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр…) |
9-13 |
Виды театральных кукол и способы управления ими. |
5 |
Беседа о разновидностях кукол и способах управления ими. |
14 |
Художественная мастерская театра. |
1 |
Изображение понравившейся театральной куклы. |
15-16 |
Понятие «кукловод». |
2 |
Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы. |
17-18 |
История одной куклы. |
2 |
Просмотр фильма про Буратино |
19-20 |
Художественная мастерская Папы Карло |
2 |
Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас) |
21-22 |
Творческая мастерская. |
2 |
Изготовление простых кукол-перчатки. |
23 |
Просмотр видеофильма кукольного театра. |
1 |
Посещение или просмотр театральной постановки. |
24-25 |
Театры разных стран. |
2 |
Презентация о театрах. Видеоролики. |
26-27 |
Театры нашего города. |
1 |
Знакомство с театрами своего города. Просмотр видео о театрах. Презентация. |
28 |
Художественная мастерская |
1 |
Изображение фантастического театра кукол. |
29 |
Театральная игра «Приходи сказка» |
1 |
Викторина по сказкам. |
30-31 |
Литературный час « Сказка приходит ночью» |
2 |
Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков. |
32-33 |
Скороговорка. Конкурс чтецов. |
2 |
Культура и техника речи. |
2 класс, 34 часа Сцена и актёры. |
|||
1 |
Вводный урок. |
1 |
Знакомство детей со сценой театра. |
2 |
Сказитель Оле Лукойе |
1 |
Знакомство с существом, которое показывает детям сны. |
3-6 |
Сцена и её виды. |
4 |
Знакомство с разновидностями сцен. |
7 |
Конкурс чтецов. |
1 |
Декламировать скороговорки на публику. |
8-10 |
Виды театральных постановок |
3 |
Знакомство с театральными постановками |
11-12 |
Знакомство с понятием «ширма». |
2 |
Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой. |
13-16 |
Знакомство с понятием «декорация». |
4 |
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. |
17 |
Первичные навыки работы с ширмой. |
2 |
Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. |
18-21 |
Мастерская декорации |
4 |
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.) |
22-25 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
4 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
26-28 |
Театральная игра |
3 |
Репетиция и инсценировка басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» на сцене. |
29-31 |
Театральная игра |
3 |
Репетиция и инсценировка сказки «Золотая рыбка» за ширмой. |
32-34 |
Подведение итогов. |
3 |
Показ сказки «Золотая рыбка» за ширмой. |
3 класс, 34 часа Театр начинается с вешалки. |
|||
1 |
Вводный урок. Мир театра с наружи. |
1 |
Знакомство с театральными буднями, реквизитами. |
2-4 |
Касса и билеты. |
3 |
Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. |
5-8 |
Афиша. |
4 |
Знакомство, планирование и изготовление афиши. |
9 |
Посещение театра кукол. |
1 |
Посещение театральных постановок в городе. |
10-12 |
Мастерская кукол. Бумажная сказка. |
3 |
Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой |
13-15 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
3 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
16-18 |
Мастерская декораций. |
3 |
Оформление спектакля: изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. |
19-20 |
Мастерская кукол. Пластилиновый мир. |
4 |
Создание основ и заготовок для кукол. |
21-22 |
Театральный видеосалон. |
2 |
Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. |
23 |
Встреча с актёрами театра кукол. |
1 |
Беседа с актёром о работе в театре. |
24-25 |
Интонация |
2 |
Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. |
26 |
Театральный видеосалон |
1 |
Кукольный спектакль «Колобок» |
27-29 |
Театральная игра |
2 |
Репетиция сказки «Теремок» за ширмой. |
30-34 |
Подведение итогов. |
4 |
Показ кукольного спектакль «Теремок» |
4 класс, 34 часа Весь мир — театр, а люди в нём актеры. |
|||
1 |
Кому - таланты, кому - поклонники. |
1 |
Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. |
2-3 |
Театр теней. |
2 |
Пальчиковые игры. Световое решение. |
4-5 |
Музыка и театр. |
2 |
Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. |
6-7 |
Звуки и шумы. |
2 |
Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. |
8-9 |
Театральный видеосалон . |
2 |
Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения. |
10-11 |
Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. |
2 |
Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. |
12-14 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
3 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
15-16 |
Театральная игра. |
2 |
Репетиция и инсценировка сказки «Репка» |
17-18 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
3 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
19-20 |
Театральная игра. |
2 |
Репетиция и инсценировка сказки «Маша и медведь». |
21-23 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
3 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
24-25 |
Театральная игра. |
2 |
Репетиция и инсценировка сказки «Три поросёнка». |
26-28 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
3 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
29-30 |
Театральная игра. |
2 |
Репетиция и инсценировка сказки «В мире сказок». |
31-33 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
2 |
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
34 |
Творческий отчет. |
1 |
Показ сказки «В мире сказок». |
Итого |
135час |
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
2. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
3. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
4. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
6. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
8. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Литература
1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
2. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
3. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
4. Интернет источник
5. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
6. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
7. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
8. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.
9. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000.
10. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.