Причины нарушения чтения и письма
Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
Причиной нарушения чтения и письма может быть расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.
Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (про таких говорят, что у них «каша во рту»).
Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память.
Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки:
- смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
- ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д.
- при нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например, тыня (дыня), клёква (клюква).
- пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например, прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. Многолетний опыт показывает, что чем раньше начинается коррекционная работа по устранению недостатков звукопроизношения или нарушений письменной речи, тем быстрее достигается положительный результат. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков устной и письменной речи по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкие нарушения.
Учитель-логопед Т.Т. Шаповалова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.