Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования
1.1. Пояснительная записка………… …………………………………………3
1.2. Цели и задачи программы………………………………………………….4
1.3. Содержание программы……………………………………………………7
1.3.1.Учебно - тематический план………………………………………….7
1.3.2. Содержание программы………………………………………………8
1.4. Планируемые результаты обучения………………………..17
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования
2.1. Условия реализации программы…………………………………………..19
2.1.1. Материально-техническое обеспечение……………………………..19
2.1.2. Информационное обеспечение……………………………………….19
2.1.3. Методическое обеспечение программы…………………………..…21
2.1.4. Кадровое обеспечение…………………………………………………23
2.2. Формы аттестации……………………………………………..23
2.3. Оценочные материалы…………………………………….....23
2.4. Список литературы…………………………………………….24
Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.
Программа «Волшебный мир танца» разработана для учащихся народного коллектива синтез-группы «Фламинго». Данная программа является модифицированной и рассчитана на детей, разных по уровню умения и вне зависимости от их природных способностей, не имеющих перед собой явной цели сделать в дальнейшем хореографию своей основной профессией. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.
Актуальность данной программы заключается в следующем. В нашем городе Астрахани много хореографических коллективов. В таких условиях моя задача как хореографа усложняется: встает вопрос конкурентоспособности участия на конкурсах и фестивалях; в соответствии с социальными заказами на разные проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:
- к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для развития техники и выразительности);
- к современной хореографии, как к виду танца, который позволяет на более свободно лексически и философски выражать художественный замысел.
Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.
Классический танец – это главная система выразительных средств балетного искусства, выработанная великим педагогом классического танца А. Вагановой. Предмет «классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают также воспитательное воздействие: у учеников вырабатываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.
Современная хореография – динамичная развивающаяся система, включающая в себя технику джаз-модерн и такие новые направления как contemporary и street dancе. Она создаёт достаточную свободу в выборе лексического материала, именно эта особенность позволяет создать свой выразительный язык движений. Занятия джаз-модерн танцем способствуют не только физическому развитию детей, но и создают возможность для творческой самореализации личности, так как танец позволяет создавать свою собственную философию, даёт возможность представить свой взгляд на мир. В связи с тем, что в современной хореографии нет достаточно выработанной обучающей программы, то за основу взята методика преподавания известного педагога модерн-джаз танца В.Никитина и информация, полученная на мастер-классах.
Кроме этих основных разделов программа включает в себя такие разделы как: «Ритмика», «Постановочная и индивидуальная работа», «История танца» (выбор тем по усмотрению педагога), «Искусство балетмейстера» (по усмотрению педагога). Последние разделы являются дополнительными.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Я в своей работе опираюсь на программы ведущих педагогов: Людмилы Огородниковой г. Рязань программа «Танцуем, как живем», Ираиды Захаровой школа искусств «Тутти» г. Москва образовательная программа «Творческое путешествие».
Характерными особенностями данной программы являются достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной системы хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и методов обучения:
- мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных коллективов,
- применение психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и развития креативности;
- презентации самостоятельных работ учащихся – творческие танцевальные конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.
Эти особенности определяют новизну программы.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель данной программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.
Основными задачами педагогической деятельности данной программы являются:
1. Образовательные:
- сформировать практические умения и навыки;
- дать определенные теоретические знания;
- научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
- научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
2. Воспитательные:
- воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;
- создать дружный коллектив;
- сформировать нравственную культуру;
- выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации;
3. Развивающие:
- приобщить детей к танцевальному искусству;
- сформировать определенную эстетическую танцевальную культуру;
- развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;
- сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании;
- развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;
- укрепить здоровье и развить физическую выносливость.
Программа «Волшебный мир танца» предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет. Состав ансамбля в каждом учебном году, в основном, постоянный, набор детей раз в два года свободный, в возрасте от 5 до 8 лет - воспитанников выпускных групп садиков и учащихся первых и вторых классов. Данная программа состоит из трех отдельных этапов (подпрограмм) с общим сроком реализации 8 лет. Первые два этапа могут быть полностью самостоятельными.
Предполагаемые возрастные группы:
- начальный уровень обучения: подготовительная - 5-7 лет (1-2 год обучения),
- базовый уровень: младшая - 7-9 лет (3-4 год обучения);
- основной уровень средняя - 9-11 лет (5-6 год обучения);
- творческий уровень: старшая - 11-17 лет (7-8 год учения).
1. «Непоседы» - первый этап обучения (начальный или подготовительный). Он включает в себя раздел «Ритмика» и имеет ознакомительный и общеразвивающий характер обучения, построен на здоровьесберегающих технологиях и игровой форме обучения с применением ритмопластики.
2. «Трудяжки»» - базовый уровень. На данном уровне обучения возможен дополнительный набор в группу в связи с тем, что начинается изучение основного раздела «Классический танец» и, в последующем, раздела «Современный танец». В процессе занятий дети получают определенные навыки на уровне их применения, а также в их сознании формируется представление о хореографическом искусстве.
3. «Фантазеры» - основной уровень. Начинается глубокое изучение разделов «Современная хореография», «Классический танец».
4. «Искусство танца» - творческий уровень. Это продвинутый уровень, здесь формируется осознание творческой свободы. «Искусство танца» может быть только продолжением первых трех уровней.
Отличительной особенностью данной программы, в связи с изучением разных направлений танца, является ее комплексность и мобильность. По, возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития. Если отдельные учащиеся легко овладевают учебной программой, то у них есть возможность освоить последующие этапы обучения, и, наоборот, если не справляются, не смотря на все усилия и дополнительные занятия (возможно, из-за отсутствия природных данных или по состоянию здоровья), меняется круг интересов ребенка или увеличивается нагрузка в школе, то всегда есть возможность закончить обучение на определенном этапе. По окончании каждого этапа проводятся итоговые занятия.
Образовательная программа предполагает групповую, индивидуальную, коллективную и фронтальную формы занятий.
1.3.Содержание программы
1.3.1.Учебно-тематический план
№ |
Название разделов |
Подпрограммы |
|||||||
«Непоседы» |
«Фантазеры» |
«Искусство танца» |
|||||||
ГРУППЫ |
|||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|||||
|
|||||||||
1. |
Вводные занятия. |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
|||
2. |
Ритмика. Всего: а) постановка корпуса; б) развитие чувства ритма; в) ориентация в пространстве; г) танцевальные элементы; д) par terre. |
44 8 8 9 6 13 |
44 8 10 7 6 13 |
22 - 2 10 10 |
8
8 |
- |
|||
3. |
Классический танец. Всего: а) практические занятия; б) теоретические занятия. |
- |
- |
21 20 1 |
92 90 2 |
103 102 1 |
|||
4. |
Современная хореография. Всего: а) практические занятия; б) теоретические занятия. |
-
|
-
|
10 8 2 |
32 31 1 |
53 52 1 |
|||
5. |
История танца. |
- |
- |
7 |
1 |
1 |
|||
7. |
Постановочная и индивидуальная работа. |
16 |
16 |
10 |
55 |
41 |
|||
88. |
Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера. |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
|||
110. |
Резерв. |
1 |
1 |
1 |
8 |
- |
|||
|
Всего: |
68 |
68 |
68 |
204 |
204 |
|||
|
1.3.2.Содержание программы
Уровень «Непоседы»
(начальный или подготовительный этап обучения)
РАЗДЕЛ: РИТМИКА.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Методические рекомендации. В танцевальном коллективе любого статуса и уровня, имеющем некоторую обучающую базу, желательно приступать к занятиям не позже 5-7 лет. Раннее знакомство детей с хореографией помогает избежать насилия над физическими и психическими данными детей. Происходит адаптация учебного материала к возможностям учащегося и выравнивание способностей детей. Важно добиваться естественности и устранять напряжение в поведении детей при изучении материала. Приучать их к нормальной реакции на замечания по поводу ошибок. Воспитание толерантности приучает их к правильной оценке чужих ошибок.
Ритмика – основная часть занятий на подготовительном этапе обучения детей танцу. Это сочетание различных движений, ритмических упражнений и музыки. На занятиях ритмикой у детей в игровой форме развивается элементарная координация, чувство ритма и активная эмоциональная реакция на музыку. Шаги, бег, прыжки готовят тело к более сложным движениям. Танцевальные комбинации и этюды должны носить светлые и жизнерадостные мотивы. Для развития чувства ритма могут использовать приемы ритмопластики.
Основными задачами первого года обучения являются:
- развитие координации, чувства ритма (простые ритмические рисунки), умения ориентироваться в хореографической фразе, двигательной памяти и внимания.
Важным является изучение первоначальных упражнений для усвоения принятых в танцевальном искусстве постановки корпуса, рук, ног и головы;
- воспитание умения выпрямлять конечности и позвоночник в прямую линию;
- ознакомление с точками деления танцевального класса.
1.Работа над постановкой корпуса:
Изучение позиций ног: VI, I, II.
Изучение положений рук: на поясе, варианты простых por de bras с вытянутыми руками.
Постановка спины:
а)упражнения на ассоциациях (“солдатик”, “столбик” и т.д.);
б)работа с предметами (палка, скакалка).
Упражнения на натянутость ног и постановку спины:
а)вattmant tendu вперёд по VI позиции;
б)ходьба с носочка на п/п, на пятках, шаг с высоким подъёмом ног с сокращением стопы в воздухе.
2.Работа над развитием чувства ритма:
Упражнения на развитие чувства ритма и определение законченности музыкальных фраз:
а) разучивание различных стихов и считалок с ударением на сильную долю при работе под музыку;
б) всевозможные ритмические рисунки с хлопками и притопами на разные музыкальные доли, на начало и конец музыкальной фразы.
3.Работа над умением ориентироваться в пространстве:
а) деление зала по точкам;
б) умение держать линию, колонну;
в) соблюдать интервалы, строить круг;
г) соблюдать интервалы во время движения;
д) знать своё место в зале.
4.Танцевальные элементы:
а) бег;
б) прыжки по VI позиции;
в) приставной шаг;
г) приставной шаг с plie;
д) вынос ноги на каблук в сторону;
е) притоп;
ж) подскоки на месте и в продвижении;
д) галоп.
5.Par terre:
а) постановка спины (работа с палочками);
б) работа стоп;
в) упражнения на натянутость ног;
г) растяжка;
д) упражнения на гибкость;
е) профилактика сколиоза (упражнения на растягивание позвоночника).
РАЗДЕЛ: ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА.
Разучиваются простые танцевально-ритмические комбинации и танцевальные этюды на основе пройденных движений. Музыкальное сопровождение должно соответствовать детской тематике и иметь четко выраженное квадратное построение.
В конце первого года обучения дети будут:
- иметь представление о двигательных функциях тела;
- иметь простые навыки двигательной координации и памяти;
- знать понятие «ритм»;
- знать понятия «вступление», «начало», «конец» хореографического предложения;
- уметь ориентироваться в танцевальном зале;
Уровень «Трудяжки»
(базовый)
РАЗДЕЛ: РИТМИКА.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Данный этап обучения базируется на системе классического тренажа. Поэтому ритмика здесь представлена только упражнениями на полу (par terre). Основными задачами занятий являются: развитие натянутости ног, выворотности, возможность прочувствовать эти моменты при работе у станка.
PAR TERRE.
1. Постановка спины:
а) работа головы при подтянутой спине в положении сидя;
б) работа стоп в этом же положении.
2. Выворотная позиция ног:
а) при натянутой и сокращённой стопе;
б) варианты battment tendus jetes.
3. Работа над выворотностью.
А) passses;
б) releves;
в) developpes.
4. Работа над силой ног: grand battments во всех направлениях.
5. Растяжки.12
6. Упражнения на гибкость.
В упражнения на полу могут включаться проученные позиции рук для различных
РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
Методические рекомендации. Программой по предмету «Классический танец» предусмотрены как практические, так и теоретические занятия. Эта дисциплина вводится в обучение после того как освоены простые танцевальные элементы и выработана элементарная координация движений, натянутость ног и постановка спины. Но этот этап обучения может существовать самостоятельно, так как предполагает начало совершенно нового курса «Классический танец». Программа содержит максимум материалов для занятий в коллективе со спецификой, описанной выше. Педагог имеет право по своему усмотрению перенести изучение движений, освоение которых окажется недоступно данному составу учащихся, на следующий год или вовсе исключить их. Последовательность построения урока и чередование упражнений в нем, не должны представлять из себя застывшую схему. Очень важен темп, правильность выстраивания урока и его техническое развитие для достижения максимальной нагрузки в упражнениях. Это способствует дальнейшему укреплению мышц и помогает избегать травм.
Основными задачами первого года обучения являются: постановка корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Правильная постановка корпуса необходима для исполнения всех движений классического танца. Хорошо поставленный корпус вырабатывает красивую осанку, приучает к подтянутости и собранности мышц живота, спины, ягодиц.
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА.
1. Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, III, V и IV выв. позиции.
2. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III (вначале изучаются на середине зала при неполной выворотности ног.
3. Demi – plies: I, II, III, V, IV позиции.
4. Battements tendus в сторону, вперёд, назад(сначала на 4 т 4/4, позже на 1 т. 4/4):
а) по I позиции;
б) demi – plies по I позиции.;
в) по V позиции.;
г) demi – plies по V позиции;
д) passe par terre по I позиции.
5. Понятие направлений en dehors en dedans .
6. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
7. Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкой по ¼ круга.
8. Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка к battements tendus jetes.
9. Положение ноги sur le cou – de – pied основное и условное спереди и сзади.
10. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie.
11. Battements releves lents на 90 градусов с I и V позиций в сторону, вперёд и назад.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
1. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
2. Поклон по I позиции.
3. Demi – plies по I, II, III, V, IV позиция en face.
4. Battements tendus в сторону, вперёд, назад:
а) по I позиции;
б) demi – plies по I позиции.
5. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
6. Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад поI позиции.
7. I port de bras.
AIIEGRO.
1. Трамплинные прыжки по VI, I, II позициям.
2. Temps saute по I, II на середине, V позиции лицом к палке.
3. Changement de pied по V позиции лицом к палке.
Уровень «Фантазеры»
(Джаз – модерн танец).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В данной программе присутствует обобщённое понятие современной хореографии, так как здесь предпринята попытка ознакомить детей со многими направлениями современного танца. Основой курса является соприкосновение с таким направлением современной хореографии, как джаз-модерн танец.
Программой по данному предмету предусмотрены практические и теоретические занятия. Основу занятий составляет тренаж джаз-модерн танца. Эта дисциплина вводится в программу после того как освоены основы классического и народного танца. Так как джаз-модерн танец не имеет единой методики преподавания, то его экзерсис может строиться на принципах классического экзерсиса, и это даёт возможность педагогу проявлять полную творческую свободу. В процессе двух лет обучения и овладения основами технических принципов джаз-модерн танца в программу включаются такие направления как dans street и contemporary.
Задача подготовительного уровня – добиться достаточной свободы позвоночника при напряженном верхе. Релаксация позвоночника. Распределение напряжения и расслабления. Развитие элементарной координации, начало освоения технических принципов джаз-модерн танца.
Раздел “Изоляция”:
1. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперёд-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.
2. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмёрка», твист, шейк.
3. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперёд-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать кресты и квадраты с разных точек.
4. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмёрка» shimmi, Ielly roll.
5. Движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты.
6. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и не выворотной ногой.
Раздел «Упражнения для позвоночника»:
1. Flat bask вперёд, назад и в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Twist и спираль.
2. Contraction, release, high release. Положение arch, low back, curve и body roll (“волна” передняя, задняя, боковая).
Раздел “Координация”:
1. Свинговое раскачивание двух центров.
2. Параллель и оппозиция двух центров.
3. Принцип управления “импульсивные цепочки”.
4. Координация движений рук и ног, без передвижения.
5.
Раздел “Уровни”:
1. Основные уровни: “стоя, “сидя, “лёжа”.
2. Упражнения стрэч-характера в различных положениях.
3. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счёта.
4. Упражнения на contraction и release в положении «сидя».
5. Движения изолированных центров.
Раздел «Кросс. Перемещение в пространстве»
1. Шаги с трамплинным сгибанием колен при передвижении из стороны в сторону и вперёд-назад.
2. Шаги по квадрату.
3. Шаги с мультипликацией.
4. Основные шаги афро-танца.
5. Трёхшаговые повороты и полуповороты на двух ногах.
6. Триплеты с продвижением вперёд, назад и по кругу.
7. Прыжки: hop, jump, leap.
Раздел «Комбинация или импровизация»:
Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т.д.
Танцевальные комбинации в стиле различных направлений современного эстрадного танца.
Теоретический материал.
1. Терминология.
2. История возникновения танца «Модерн».
РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
Основными задачами обучения являются: продолжение работы над постановкой корпуса, освоение основных движений классического тренажа у станка и на середине зала, работа над выворотностью и натянутостью ног. Вводится положение epaulement croise et efface на середине зала.
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА.
1.Grand plies по I, II, III и V позициям.
2.Battements tendus на 1 т. 2/4:
а) por le pied во II позиции;
б) с demi – plie без перехода и с переходом во II позиции;
в) plie- soutenus по V позиции
3. Battements tendus jetes в сторону, вперёд, назад:
а) по I и V позициям;
б) piqus.
4.Preparation для rond de jambe par terre en dehors en dedans.
5.Rond de jambe par terre en dehors en dedans:
а) слитно на 1 т. 4/4;
б) demi – rond de jambe par terre на plie.
6.Battements fondus в сторону, вперёд, назад носком в пол, позднее на 45 градусов.
7.Подготовка к rond de jambe en lier (движение ноги по прямой от себя, к себе.
8.Battements frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол, позднее на 45 градусов.
9.Petits battements sur le cou – de – pied без акцента.
10.Crand battements jetes в сторону, вперёд, назад с I и V позиций.
11. Battement retires, положение passe у колена.
12.Battement developpe в сторону.
13.Releve на п/п по V позиции с вытянутых ног и с demi – plie.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
1. Demi – plies по V и IV позициям epaulement.
2. Grand plies по I, II en face, по V позиции en face et epaulement.
3. Battements tendus:
а) по V позиции в сторону, вперёд, назад;
б) demi – plie по V позиции;
в) c plie soutenus.
4. Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка к battements tendus jetes по V позиции.
5. Rond de jambe par terre en dehors en dedans по ¼ круга.
6. Preparation для rond de jambe par terre en dehors en dedans.
7. Battements frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол.
8. Положение epaulement croise et effase.
9. Позы croise et effase носком в пол.
10. II port de bras.
11. Crand battements jetes в сторону, вперёд, назад с I позиции.
12. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie.
13. Pas польки.
AIIEGRO.
1. Temps saute по V позиции на середине.
2. Changement de pied на середине.
3. Pas echappe по II позиции лицом к палке.
Уровень «Искусство танца»
(творческий уровень)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Основными задачами обучения являются: выработка навыков правильности и чистоты исполнения. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счёт использования поз и введения элементарного abajio. Начинается изучение pirouettes.
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА.
1. Demi rond en rond jambe на 45 градусов en dehors et an dedans на п/п и demi-plie.
2. Battements fondus:
а) с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов en face;
б) с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов из позы в позу.
3. Battements frappes et battements double frappes.
А) на п/п ;
б) с окончанием в demi-plie.
4. Pas tombe с полуповором en dehors et en dadans, работающая нога в положении sur le cou- de-pied.
5. Battements releles lents et battements developpes во всех позах на п/п.
6. Demi rond de jambe et rond de jambe developpe en dehors et en dedans на всей стопе.
7. III port de bras с ногой, вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой).
Поворот на двух ногах в V позиции на п/п с переменой ног (с вытянутых ног и с demi-plie).
8. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans:
а) работающая нога в положении sur le cou – de – pied;
б) с подменой ноги.
9. Preparation к pirouette sur le cou – de – pied en dehors et en dedans с V позиции.
10. Pirouette c V позиции en dehors et en dedans.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ.
1. Demi rond de jambe et rond de jambe en dehors en dedans на 45 градусов на всей стопе.
1. Battements fondus:
а) на п/п;
б) с plie-releve et demi rond de jambe на 45 градусов на всей стопе.
2. Battements frappes et battements double frappes с окончанием в demi-plie.
3. Petits battements sur le cou – de – pied en face et epaulement с акцентом вперёд и назад.
5. Pas coupe на п/п.
6. III port de bras с ногой, вытянутой на носок вперё или назад на demi-plie.
7. Pas de bourree simple (с переменой ног) en tournant en dehors en dedans.
8. Preparation к pirouette en dehors et en dedans с V, IV, II позиций.
9. Pirouette c V, IV , II позиций en dehors et en dedans с окончанием в V и IV позиции .
10. Pas de bourree ballotte an face, затем на crouse et efface носком в пол и на 45 градусов.
AIIEGRO.
1. Temps leves с одной ногой в положении sur le cou – de – pied.
2. Grand changement de pieds en tournant на 1/8, ¼.
3. Grand pas echappe на II и IV позиции на crouse et efface.
4. Double assemble.
5. Sissonne fermee во всех направлениях.
6. Pas de chat.
Теоретические занятия.
1.Терминология.
2.Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).
(Джаз – модерн танец).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Основными задачами этого уровня обучения являются дальнейшее развитие координации, более точное исполнение движений, дальнейшее освоение технических принципов джаз-модерн танца. Многие упражнения усложняются, например, упражнения на изоляцию могут совершаться в полиритмии, вращения менять уровни, сочетаться с контактным взаимодействием.
На базовом уровне вводятся новые технические понятия:
1. Разогрев с использованием уровней.
2. Комплексы изоляций.
3. Сочетания различных ритмов во время движения.
4. Комбинации, состоящие из спиралей, твистов и contraction в положении “стоя” и “сидя”.
5. Упражнения стрэч-характера во всех положениях: “сидя”, “лёжа”, “стоя у станка”.
6. Комбинации шагов в различных направлениях, координация шагов и движений изолированных центров.
7. Вращения на двух ногах и повороты на одной ноге на 360 градусов.
8. Танцевальные этюды, возможно, сюжетного характера.
Раздел “Разогрев”:
1. Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева (у станка, на середине, в партере.)
2. Разогрев в положении “сидя” и “лёжа”, используя упражнения стрэч-характера, наклоны и твисты торса.
3. Соединения разогрева в единую комбинацию из нескольких движений.
Раздел “Изоляция”.
1. Комплексы изоляций.
2. Голова: комбинация из движений и геометрических фигур, разученных ранее, sundari-квадрат и sundari-круг. Соединение движений головы с движениями других центров.
3. Плечи: комбинации из движений, разученных ранее, разноритмические комбинации, соединения с движениями других центров.
4. Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскости, соединение и комбинации движений, изученных ранее, разноритмические комбинации.
5. Пелвис: соединение в комбинации изученных движений, hip lift, полукруги и круги одним бедром.
6. Руки: комбинации из движений, разученных ранее, соединение с движениями остальных центров, соединение с шагами.
7. Ноги: соединение в комбинации движений, изученных ранее, соединение движений рук с движениями рук, с движениями других изолированных центров, с движениями торса (спираль, твист, contraction и release).
Раздел “Координация”:
1. Бицентрия: движение двух центров в параллель и оппозицию.
2. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных центров.
3. Трицентрия в параллельном направлении.
4. Соединение движений в нескольких центрах в различных ритмических рисунках.
5. Использование различных ритмов в использовании движений, например, один центр исполняет движение медленно и плавно, другой – акцентированно и резко.
Раздел “Упражнения для позвоночника”:
1. Соединение в комбинации движений, изученных ранее.
2. Использование падений и подъёмов во время комбинаций.
3. Соединение contraction и release с одновременным подъёмом одной ноги в воздух и перемещение в пространстве.
Раздел “Уровни”:
1. Комбинации с использованием contraction, release, спирали и твисты торса.
2. Перемещение из одного уровня в другой.
3. Упражнения стрэч-характера в соединении с твистами и спиралями торса.
Раздел “Кросс. Передвижение в пространстве”:
1. Комбинации шагов, соединенными с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногох и на одной ноге).
2. Использование contraction и release во время передвижения.
3. Вращение как способ передвижения в пространстве.
4. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали.
5. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров.
Раздел “Комбинация или импровизация”:
Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.
Танцевальные комбинации в стиле различных направлений эстрадного танца.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К МУЗЫКАЛЬНОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ УРОКА.
Музыкальный материал зависит от построения урока. Для разогрева используется ритмическая музыка свингового характера. Для «Изоляции» подходит быстрая ритмичная музыка с чётким акцентом на первую долю. В разделе «Упражнения для позвоночника» возможны разные музыкальные размеры, но не стоит особо усложнять ритм. В разделе «Кросс» выбор музыки зависит от характера комбинации, ритм зависит от типа шага. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей. Музыкальный материал должен соответствовать разделу урока, а комбинации должны выстраиваться в зависимости от целей и задач.
РАЗДЕЛ: ПОСТАНОВОЧНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Данный этап программы предполагает постановку танцевальных номеров на основе всего пройденного материала и всех разделов танцев данной программы. В зависимости от подготовленности участников ансамбля возможны обращения к дополнительному материалу. Обязательно присутствие в номерах хореографического замысла – идеи или воплощения определенного сюжета. Любой музыкальный материал, соответствующий хореографическому замыслу. Количество танцевальных номеров зависит от этапа обучения, подготовленности учащихся и материальных возможностей коллектива (пошив костюмов), а также наличия качественного музыкального материала. Возможно от 4 до 6 танцевальных номеров в год, в том числе сольных.
РАЗДЕЛ: ИСТОРИЯ ТАНЦА.
1. Происхождение танца и хореографии.
2. Периоды развития танца.
3. Разделы и виды современного танцевального искусства.
4. Балетный театр Франции, первые шедевры хореографии.
5. Истоки русского хореографического творчества.
6. Зарождение и становление действенного танца.
7. Новаторство Жан Жака Новера.
8. Развитие балетного театра Франции, Дании на рубеже XVIII-XIX веков.
9. Русский балетный театр на рубеже XVIII-XIX веков.
10.Русский балетный театр XX века.
11.Зарубежное искусство XX века.
1.4. Планируемые результаты обучения.
Общественно-значимые результаты: В процессе обучения будет создано творческое содружество детей с преемственностью его участников; повысится престиж ансамбля у родителей, общественности, специалистов; будут достигнуты презентабельные результаты деятельности обучающихся в ансамбле детей: призовые места в российских, международных фестивалях и конкурсах.
Личностные результаты: В результате обучения учащиеся будут иметь представление о хореографическом искусстве; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объёме данной программы; научаться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях; приобретут общую эстетическую и танцевальную культуру; научаться самостоятельно, пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями (эти результаты будут отслеживаться в процессе концертных выступлений и зачетных формах подведения итогов обучения).
У учащихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепиться здоровье и физическая выносливость.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования
2.1 Условия реализации программы
2.1.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие танцевального зала:
Оборудование танцевального зала:
- рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком;
- станки хореографические,
- сценическое покрытие,
- костюмы для концертных номеров.
Технические средства обучения:
- демонстрационный комплекс, включающий в себя: телевизор, персональный компьютер или ноутбук;
- музыкальный центр,
2.1.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1 Базарова Н.П., Мэй В.П. Азбука классического танца. – 2006
2 Барышникова Т.К. Азбука хореографии –СПБ., 2009
3 Ваганова А.Я. Основы классического танца.- 2003.
4 Васильева Т. Балетная осанка.- 1993.
5 Зацепина К. Климов А. Рихтер К. Народно-сценический танец. (учебно-методическое пособие), 1976 г.
6 Классический танец: Краткое методическое пособие. Первый год обучения./ Сост. Л.Ярмолович./- 1959.
7 Никифорова А.В. Советы педагога классического танца.-2005.
8 Новицкая Г.П. Урок танца. - 2004.
9 Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика.-2006.
11 Тарасов Н.И. Классический танец: Школа мужского исполнительства.-2005.
12 Фадеева С.Л., Неугасова Т.Н. Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев.- 2000.
13 Хореографическое искусство. Государственный образовательный стандарт
Электронные издания
1 Справочник методиста [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прог. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем.требования: Windows 98/NT/2000/XP/VISTA, Pentium II, 256 МБ ОЗУ,установочная программа Microsoft Office PowerPoint 2000, (Методическая служба образовательного учреждения) . — Загл. с контейнера.
2 Русский национальный балет «Кострома». Спектакль «Русское национальное чудо». ЗАО «Сеть телевизионных технологий» 2010г. 1 электро.опт. диск DVD.
3 Мастер-классы «Развитие данных младших школьников» Ансамбль «Экситон»
4 Обучающая программа «Танцуем Венский вальс» ООО «Аэро-медиа», 2006г. - 1 электро.опт. диск DVD.
2.1.3 Методическое обеспечение программы
|
|
Приемы, |
|
|
|
|
|
|
принципы и |
|
Формы |
|
|
|
|
методы |
|
|
|
|
Раздел или тема |
Форма |
Дидактический |
подведен |
Техническое |
|
|
организации |
|
|||||
программы |
занятий |
материал |
ия |
оснащение |
|
|
учебно- |
|
|||||
|
|
|
итогов |
|
|
|
|
|
воспитательного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Групповое, |
Беседа, рассказ, |
Подборка |
|
Аудиоцентр, |
|
|
теоретическо |
Анкети- |
|
|||
Вводное занятие |
введение в мир |
иллюстраций, |
|
|
||
е, |
рование |
|
||||
|
искусства |
фотоматериалы |
|
|
||
|
практическое |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкально- |
Групповое, |
Рассказ об |
|
Итого- |
|
|
теоретическо |
особенностях |
Музыкальный |
Аудиоцентр, |
|
||
двигательное |
вое |
|
||||
е и |
ритмического |
материал (аудио) |
|
|
||
обучение |
занятие |
|
||||
практическое |
рисунка |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Подборка |
|
Танц.класс, |
|
Общая |
|
Проведение игр и |
упражнений, |
|
станок, |
|
физическая и |
Групповое, |
видео, аудио, |
Сорев- |
зеркала, |
|
|
танцевальной |
|
|||||
специальная |
практическое |
музыкальный и |
нования |
телевизор, |
|
|
гимнастики |
|
|||||
подготовка |
|
наглядный |
|
аудиоцентр, |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
материал |
|
DVD записи |
|
|
|
Наглядные и |
|
|
|
|
|
|
аудиовизуальные |
|
|
|
|
|
|
занятия, |
|
|
Танц.класс, |
|
|
|
использование |
|
|
|
|
|
|
Музыкальный |
|
станок, |
|
|
|
|
слова. |
|
|
||
|
Групповое, |
материал, |
Итого- |
зеркала, |
|
|
Танцевальные |
Описывается и |
|
||||
теоретически |
подборка фото, |
вое |
музыкальный |
|
||
навыки |
разучивается |
|
||||
практическое |
литературы, |
занятие |
центр |
|
||
|
техника и |
|
||||
|
|
видеоматериалы |
|
|
|
|
|
|
терминология |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
основ современного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и классического |
|
|
|
|
|
|
танца. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Танц.класс, |
|
|
Групповое, |
Рассказ о темах и |
|
концерт, |
станок, |
|
Разучивание |
сюжетах. Показ и |
|
зеркала, |
|
||
индивидуальн |
Музыкальный |
конкурс, |
|
|||
концертного |
разучивание |
сцена, |
|
|||
ое, |
материал |
фестивал |
|
|||
репертуара |
движений и |
музыкальный |
|
|||
практическое |
|
ь |
|
|||
|
рисунков |
|
центр |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знакомство с |
|
|
|
|
|
|
творчеством |
|
|
|
|
|
|
великих |
|
|
|
|
|
|
композиторов, |
Иллюстрированн |
|
|
|
|
|
балерин. |
ый материал, |
|
Класс, |
|
Творческая |
Групповое, |
Экскурсии в |
специальная |
|
|
|
деятельность. |
теоретическо |
музей. |
литература, |
Беседа |
|
|
Учебно- |
е и |
Беседы, |
энциклопедия, |
музыкальный |
|
|
|
|
|||||
познавательная |
практическое |
прослушивание |
репродукции |
|
центр, |
|
|
|
народной и |
картин |
|
|
|
|
|
классической |
видеоматериал. |
|
|
|
|
|
музыки. Участие |
|
|
|
|
|
|
в фольклорных |
|
|
|
|
|
|
праздниках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Танц.класс,, |
|
|
|
|
|
Мини- |
станок, |
|
|
Практичес- |
|
|
зеркало, |
|
|
|
Открытые |
Аудио, |
тестиров |
|
||
Итоговое |
кое, |
музыкальный |
|
|||
занятия, участие в |
музыкальный |
ание по |
|
|||
занятие |
обобщающее |
центр, сцена, |
|
|||
концертах |
материал |
пройденн |
|
|||
|
Групповое |
костюмы для |
|
|||
|
|
|
ым темам |
|
||
|
|
|
|
концертных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номеров |
|
2.1.4. Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям: среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование–профессиональная
переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
При отсутствии педагогического образования – дополнительное
профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
2.2. Формы аттестации
Итогом реализации образовательной программы являются результаты участия в фестивалях, конкурсах, концертах (звания Лауреат, дипломант).
Способы контроля и критерии оценки
Педагогическое наблюдение, устный опрос, анкетирование детей и собеседование. Групповой и индивидуальный показ упражнений и этюдов. Просмотр итогового занятия, открытого урока, концертов. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках.
Итог каждого года и всей работы в кружке в целом – это выступления на концертах, а также работа на занятии.
Контроль занятий и оценивание проходят дважды в год по критериям низкий, средний, высокий уровень (Таблица 1).
2.3. Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательного процесса, используется Таблица 1.
Таблица 1. Оценка результативности обучения по программе
Этап |
Низкий |
|
Средний |
|
Высокий |
|
обучения |
|
|
|
|
|
|
«Непоседы» |
Повторение за |
|
Правильное повторение |
Наличие базовых знаний. |
||
|
педагогом несложных |
за педагогом движений и |
Хорошие природные |
|||
I группа |
движений, музыкальных |
ритмических рисунков. |
специальные данные: |
|||
|
ритмов |
|
Наличие базовых знаний |
выворотность, |
||
|
|
|
|
|
эластичность суставов и |
|
|
|
|
|
|
связок, прыгучесть |
|
«Непоседы» |
Терминология |
|
Знание терминологии и |
Выразительное |
||
|
движений. Исполнение |
методики исполнения |
исполнение пройденного |
|||
II группа |
всех пройденных |
|
пройденных движений. |
материала. Четкость, |
||
|
движений |
|
Правильное их |
координированность. |
||
|
|
|
исполнение |
|
Умение исполнять |
|
|
|
|
|
|
движения по выворотным |
|
|
|
|
|
|
позициям |
|
«Фантазеры» |
Исполнение экзерсиса, |
Методически грамотное |
Четкое и выразительное |
|||
III группа |
прыжков, танцевальных |
исполнение экзерсиса, |
исполнение всех |
|||
|
элементов, не сохраняя |
прыжков, танцевальных |
движений, сочетание их в |
|||
|
выворотные позиции |
элементов, вращений |
сложные комбинации |
|||
«Фантазеры» |
Знание методики |
|
Сочетание элементов в |
Правильная техника |
||
IV группа |
движений, исполнение |
сложные комбинации. |
исполнения движений. |
|||
|
проученных несложных |
Исполнение простых и |
Исполнение несложных |
|||
|
комбинаций |
|
сложных движений |
трюков. |
||
«Искусство танца» V группа |
Способность к отработке проученных эелементов по контролем педагога |
Умение самостоятельно отрабатывать проученные элементы |
Умение видеть,чувствовать, исправлять свои и чужие ошибки. Оказывать помощь. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.