Программа воспитания в 5-6 классах
Оценка 5

Программа воспитания в 5-6 классах

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
23.12.2020
Программа воспитания в 5-6 классах
1. Программа воспитания 5-6 кл..docx

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

-    неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

-    ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка;

-    реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-    организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

-    системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Задачи воспитательной работы:

     Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

    Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

    Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. 

    Развитие общей культура школьников через приобщение к  культуре, обычаям и традициям.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

     вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

3.2. Модуль «Классное руководство»

Работа с классным коллективом:

          инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

                              организация интересных и полезных для личностного развития ребенка, совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

     проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

          сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

     выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

     изучение особенностей личностного развития;

     поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем;

     коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса.

Работа с учителями, преподающими в классе:

     регулярные консультации с учителями- предметниками;

     привлечение учителей к участию во внутриклассных делах;

     привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

    привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

    организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих видов:

·         Общекультурное направление – «Азбука общения»

·         Духовно-нравственное направление

·         Спортивно-оздоровительное направление «Общая физическая подготовка»

·         Общеинтеллектуальное направление

·          Социальное направление

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:

          установление доверительных отношений между учителем и его учениками;

          побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

          привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

          использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения;

          применение на уроке интерактивных форм работы учащихся;

          включение в урок игровых моментов;

          инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Детское самоуправление в классе осуществляется следующим образом.

          через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

          через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);

          через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Все обучающиеся 5-6 классов являются членами первичного отделения РДШ и принимают активное участие во всех делах школы.

3.7. Модуль «Экскурсии, походы»

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.

         регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;

      литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

3.8. Модуль «Профориентация»

Эта работа осуществляется через:

      часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

     экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

        озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

        благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

        событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

     регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов);

     акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

     родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

     родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

     социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы.

    помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

    индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Основные формы деятельности:

·      Проведение классных часов, посвященных успеваемости, умению рационально использовать свободное время; 

·      Работа с электронным классным журналом; 

·      Контакт с учителями - предметниками; 

·      Контакт с родителями обучающихся; 

·      Тестирование, анкетирование и совместный анализ результатов; 

·      Постоянный мониторинг развития личности учащихся;

·      Индивидуальные беседы с детьми; 

·      Проведение классных часов, посвященных здоровому образу жизни, профилактике наркомании и курения; 

·      Проведение классных часов, посвященных правовой культуре, изучению Конвенции о правах ребенка; 

·      Беседы на нравственно-этические темы; 

·      Проведение мероприятий направленных на патриотическое воспитание («Уроки мужества», мероприятия ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы и т.д.); 

·      Участие в общешкольных делах; 

·      Организация дежурства по классу, проведение генеральных уборок;

·       Организация совета класса.

Основные направления воспитательной работы:

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Общеинтеллектуальное

(популяризация научных знаний, проектная деятельность)

Активная практическая и мыслительная деятельность. Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся.

Воспитание экологической грамотности и социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях школьников;

Изучение обучающимися природы и истории родного края.

Проведение природоохранных акций. Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся.

Гражданско -

патриотическое

(гражданско­-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

Формирование у воспитанников такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Духовно-нравственное

(нравственно­-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Формирование духовно-нравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Формирование дружеских отношений в коллективе. Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании.

Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия к окружающим людям.

Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения.

Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.

Здоровьесберегающее

(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.

Социальное

(самоуправление, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)

Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда.

Формирование экологической культуры.

Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу.

Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Профилактика безнадзорности и правонарушений, социально-опасных явлений

Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению.

Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся.

Организация мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Проведение эффективных мероприятий по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков.

Изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся «группы риска», включение их во внеурочную деятельность и деятельность объединений дополнительного образования.

Организация консультаций специалистов (социального педагога, педагога-психолога, медицинских работников) для родителей и детей «группы риска».

 

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основными направлениями анализа организуемого в классе воспитательного процесса являются:

1.     Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

2.    Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в классе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Способами получения информации о состоянии организуемой в классе совместной деятельности детей и взрослых являются беседы со школьниками и их родителями.

Итогом самоанализа воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать, и проект направленных на это решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ

Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем; • коррекция поведения ребенка через частные…

Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем; • коррекция поведения ребенка через частные…

Общеинтеллектуальное направление ·

Общеинтеллектуальное направление ·

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Тестирование, анкетирование и совместный анализ результатов; ·

Тестирование, анкетирование и совместный анализ результатов; ·

Формирование дружеских отношений в коллективе

Формирование дружеских отношений в коллективе

Профилактика безнадзорности и правонарушений, социально-опасных явлений

Профилактика безнадзорности и правонарушений, социально-опасных явлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2020