Министерство образования и науки Республики Бурятия
Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
Принято на педагогическом совете Утверждаю
Зав.филиалом
________/Ю.В.Чойбсонов/
Протокол МО №___от «___»____2019г. Приказ №_______
от «_____»______2019г
Согласовано
Руководитель МО
________/С.Р.Шагжиева/
Протокол МО №__ от «__»___2019г
ПРОГРАММА
воспитательной работы
2 класса
на 2019-2020 учебный год
Составители: Шагжиева С.Р.
с. Малый Нарын
2019г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование документа |
Рабочая программа по воспитательной работе
|
Наименование образовательного учреждения |
Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
|
Контактные данные образовательного учреждения |
671914, Республика Бурятия, Джидинский район, с. Малый Нарын, ул. Вампилова, 14 e-mail: fvssi@bk.ru |
Цель программы |
Основная цель программы:Свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализация каждого учащегося.
|
Задачи Программы |
Задачи:- Добиваться высокого уровня знаний, развивать эрудицию, формировать потребности в самообразовании, воспитывать бережное отношение к школьному имуществу. - Воспитывать, присваивать навыки культурного поведения в школе, дома, на улице. - Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и присвоение этих ценностей (воспитание доброжелательности друг к другу, уважение к старшим, любовь к младшим). - Уделять внимание экологическому воспитанию младших школьников. - Развивать художественные интересы, творческие способности. - Способствовать физическому развитию и укреплению здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле. - Формирование самостоятельности учащихся. - Формирование желания активно преобразовать действительность.
|
Разработчик Программы |
Учитель начальных классов: Шагжиева Соелма Ринчиндоржиевна
|
Учредители Программы |
Администрация филиала школы-интерната |
Вид Программы |
Комплексная |
Ожидаемые результаты |
Планируемые результаты К концу начальной школы мне хотелось бы видеть в своих воспитанниках достаточно сформированные для их возраста личностные качества: а) патриотизм (Отношение к Родине, селу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе). б) любознательность (познавательная активность, стремление реализовать интеллектуальные способности) в) трудолюбие ( инициативность и творчество в труде, самостоятельность и бережное отношение к результатам труда) г) доброта и отзывчивость (уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми) д) самодисциплина (развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность)
|
Сроки реализации |
1 года (2019-2020, учеб/ год) |
Пояснительная записка
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются как навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, путем систематического воздействия, влияния, сформировывать чей-нибудь характер, личность.
Задача социального становления личности ребенка является важной для каждого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи, сегодня от того, насколько дети будут готовы к новому типу социальных отношений зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого ребенка. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Анализ проблемной ситуации:
Анализируя итоги воспитательной работы за прошлые выпуски, перед нами постоянно встают следующие вопросы:
¨ Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он способствовал не только всестороннему и гармоничному развитию личности, но и созданию сплоченности детского коллектива, в котором каждый ребенок, прежде всего гражданин своего Отечества – это человек, который может подставить плечо другу, поступиться чем-то своим ради общего, может творить и отдавать, может (и главное – хочет) созидать?
¨ Каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность?
¨ Как осуществить единство умственного, нравственного и трудового воспитания, то есть реализовать комплексный подход?
¨ На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм деятельности?
¨ Что будет ближней, а затем дальней перспективой?
¨ Какими формами работы можно обеспечить вовлечение в воспитание всех субъектов образовательной деятельности: дети, учитель, родитель, администратор.
На основании педагогического опыта, опыта семейной жизни, материнского опыта и, конечно же, при помощи изучения педагогической литературы и зародилась идея создания данной программы:
Сроки реализации Программы
Программа предлагается для учащихся 2 класса общеобразовательной школы санаторного типа и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, воспитатели, родители, педагоги, администрация школы.
Программа рассчитана на один учебный год.
Основная цель программы:
Свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализация каждого учащегося.
Задачи:
- Добиваться высокого уровня знаний, развивать эрудицию, формировать потребности в самообразовании, воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
- Воспитывать, присваивать навыки культурного поведения в школе, дома, на улице.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и присвоение этих ценностей (воспитание доброжелательности друг к другу, уважение к старшим, любовь к младшим).
- Уделять внимание экологическому воспитанию младших школьников.
- Развивать художественные интересы, творческие способности.
- Способствовать физическому развитию и укреплению здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.
- Формирование самостоятельности учащихся.
- Формирование желания активно преобразовать действительность.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов и заповедей, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей. Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка. Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип системности. Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника. |
Формы применяемых в ходе реализации программы:
Теоретические занятия:
· беседы, рассказы, убеждения учителя;
· слушание;
· решение проблем;
· обсуждение прочитанной литературы;
· исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
· игры;
· ролевые игры;
· рассказывание истории, сказок;
· импровизированные сценки, спектакли;
· дебаты;
· мозговой штурм или мозговая атака;
· изготовление газеты;
· моделирование;
· тренинги;
· опросы, анкетирование.
Экскурсии:
· посещение библиотеки;
· посещение ЦРТДЮ и РДК;
посещение краеведческого музея;
Методы и подходы к осуществлению процесса воспитания:
1.личностно - ориентированный – личность ребенка - высшая социальная ценность; принятие его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие;
2.системно -деятельностный – ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, проектная, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная и т.п.
3.средовый - включение каждого ребенка в деятельность и проблемы социума, ближайшего окружения.
4.комплексный – воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Единство воспитание и обучения.
5.гуманизация межличностных отношений – уважение к ребенку, к его мнению, доброта и понимание.
1) Духовно-нравственное воспитание.
Задачи:
- формирование основ морали;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Формы работы:
- КТД;
- беседы;
- классные часы;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми.
Ожидаемый результат:
- приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.
2) Гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:
- Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
- Формирование сознания у учащихся, что им жить в новом тысячелетии и строить эту жизнь.
- Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
- Воспитание гордости за свою страну и уважение к её истории.
Формы работы:
- уроки мужества
- классные часы
- беседы
- диспуты
- экскурсии
- встречи с ветеранами и интересными людьми
- акции добра и милосердия
- сбор материалов в школьный музей.
- Ребенок интересуется и гордиться историческим прошлым отечества, рассказывает об этом другим. Участвует в организации дел класса, школы и привлекает вэтому других.
- Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.
- Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.
- Отзывчив к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость.
- Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.
- Честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.
3) Интеллектуальное развитие
Задачи:
Изучить индивидуальные способности учащихся. Контролировать успеваемость. Создать условия для развития познавательных интересов.
Формировать учебную мотивацию.
Формы работы:
- Контроль за успеваемостью
- Предметные олимпиады
- Контакт с учителями - предметниками
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры
- Классные часы
- Беседы
Ожидаемый результат.
- Ребенок сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное.
- Стремится учиться как можно лучше, помогает другим.
- Есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей.
- Работу на уроках и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.
4) Спортивно-оздоровительное воспитание
Задачи:
Наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся.
Сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Констатировать СГН, организацию питания, помощь заболевшим (по учебе).
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Организовывать спортивные соревнования, экскурсии. Работать в контакте с врачом.
Формы работы:
- День здоровья
- Встречи с врачом
- Соблюдение СГН
- Организация режима
- Соревнования
- Прогулки
- Походы
- Секции
- Дежурство, генеральные уборки
- Рисунки
- Выставки
- Предупреждение травматизма
Развитие чувства необходимости охраны здоровья через занятия физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни.
5) Творческий труд .
Задачи:
Развитие творческого потенциала.
Организовывать интересные творческие коллективные дела.
Формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации.
Привлечение учащихся к организации и проведению классных, школьных и районных мероприятий.
Формы работы:
- КТД;
- классные часы;
- шоу;
- выставки;
- тематические комплексные мероприятия;
- создание и поддержка традиций школы, класса.
Ожидаемый результат:
- Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Отечества.
- Умение найти свое место в творчестве.
- Массовое участие в КТД.
- Ребенок находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд.
6) Социально-психологическая поддержка.
Задачи:
- Систематически организовывать психолого-педагогическую консультацию родителей .
- Проводить входные и выходные диагностики психологических процессов.
- Выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся.
- Наблюдать за адаптацией учащихся к требованиям школы.
- Составление психолого-педагогических характеристик ребенка и всего детского коллектива, делать сравнительный анализ .
- Своевременно выявлять особенности ребенка.
- Развивать способности ребенка.
- Проводить с детьми и родителями психологическое просвещение.
Формы работы:
- консультации;
- беседы;
- анкетирование, тестирование, диагностика;
- род.собрания, встречи, беседы, лекции;
- контроль, коррекция успеваемости;
- составление индивидуальной психолого-педагогической карты;
- мониторинги развития личности.
Ожидаемый результат:
- Стремление учащихся к саморазвитию и самореализации.
- Развитие внимания, мышления, памяти, речи детей.
- Воспитание уважения к себе.
- Обеспечение контроля за динамикой психологического развития учащихся. Определение программ развития работы с коллективом.
- Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.
7) Работа с родителями.
Задачи:
- Поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.
- Наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу.
- Планировать совместные работы (учитель + ученики + родители).
- Вести индивидуальную работу с родителями.
- Привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка.
- Изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
- Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
- Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
- Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
Формы работы:
- Организация родительских собрания, родительских комитетов, творческих групп.
- Консультации, беседы, лектории.
- КТД.
- Организация летнего отдыха.
- Анкетирование, диагностирование, тестирование.
- Содействие в материально-техническом оснащении класса.
- Посещение семей на дому.
Ожидаемый результат:
- Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, необходимого для быстрого нахождения средств квалификационной помощи.
- Создание приоритета родительского воспитания.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
- Построение демократической системы отношений детей и взрослых.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
8) Развитие самоуправления.
Задачи:
Привлекать учащихся к планированию работы, организации и проведения дела.
Содержание, формы работы:
- Генеральные уборки;
- дежурство;
- анкетирование;
- составление плана работы и участие в его осуществлении;
- активкласса.
Ожидаемый результат:
Участие в делах класса.
Выполнение поручений.
Развитие организованности, самостоятельности, творчества, стремление реализовывать себя, инициативность, бережное отношение к результатам труда.
Осознание значимости труда, саморазвитие.
Характеристика классного коллектива
В классе 13 человек: из них – 4 девочки, 9 мальчиков, разного уровня способностей. В классе есть ученики, которые могут в дальнейшем учиться лучше: Цыбиков Дагба,Терехов Дмитрий а есть ученики, у которых средний и низкий уровень подготовки к школе. Физическое состояние учащихся соответствует возрастным требованиям, все учащиеся проходят курс оздоровления. По состоянию здоровья дети распределены в основную группу. Есть учащиеся здоровье которых нуждается в пристальном внимании. Это Дагбаева Алтана, Дамбаев Бато, Цыденов Тамир,Чагдурова Заяна.
Дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. Дети дополнительную литературу читают мало. Очень любят уроки математики, физкультуры, технологии и изо.
Ведется работа по сплочению коллектива, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям друзей, помогают слабым.
В классе уже все дети имеют поручения. Если у ребёнка ослабеет интерес к поручению, то помогаем выбрать ему поручение по душе. Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться. Бывают в классе конфликтные ситуации, но они быстро разрешаются. Актив класса работает добросовестно.
Все дети готовы к школе: у них есть школьная форма и школьные принадлежности. Родители учеников по мере возможности посещают школу, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет.
В 2 классе будет вестись работа по дальнейшему сплочению коллектива, по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, добросовестного отношения к учёбе.
Содержание программы на 2019-2020уч. год
Направления работы |
Содержание |
Ответственные |
Спортивно-оздоровительное воспитание |
ü Труд и здоровье ü Чистота залог здоровья ü Что такое гигиена ü Наше здоровье в наших руках ü Спорт в жизни детей ü Правила, обязательные для всех. ü Будь аккуратным и чистым. ü Самые полезные продукты. ü Пассивное курение. ü Профилактика гриппа, ОРЗ и простуды. ü Осторожно, пиротехника! Или безопасный новый год. ü Честен тот, кто работает на совесть. ü Как сохранить хорошее зрение. ü Все работы хороши, выбирай на вкус. |
Классный руководитель воспитатели
|
Гражданско-патриотическое воспитание. |
ü Эмблема класса ü В лес на экскурсию ü День знаний. Память жертв Беслана. ü С малой родины моей начинается Россия. ü 12 декабря – день Конституции РФ. ü Страна в котором я живу. |
воспитатели классный руководитель |
Духовно- нравственное |
ü Богатство доброты ü Братья и сестры ü Уважение и доброта ü Дружба – главное чудо ü Вежливое слово ü Как стать настоящим другом ü Как научиться жить дружно. ü Международный день пожилых людей. ü Международный день толерантности. ü Дружба дороже богатства. ü Обман и его последствия. ü Чем можно гордиться в наше время? ü Добрые руки человеческой помощи. ü Береги природу! ü Этих дней не смолкнет слава. ü Друг в моей жизни. ü Вечер именинников ü Дружба начинается с улыбкой. ü Твори добро. ü Вежливость ü Пусть всегда будет мама. ü Сагаалган ü Аукцион |
воспитатели классный руководитель |
Интеллектуальное развитие
|
ü Самый любознательный ü Хочу все знать ü Чудо рядом с тобой. ü Человек и космос. ü Книга - твой верный советник, помощник и друг |
воспитатели классный руководитель |
Творческий труд
|
ü Я могу волшебником быть… ü Богатыри земли русской. ü День смеха ü Дары осени |
|
Социально-психологическая поддержка |
ü Проведение входной диагностики уровня воспитанности. ü Диагностика сформированности УУД. ü Диагностика межличностных отношений. ü Что значит быть счастливым. ü Мои мечты и мои желания. ü Умей сказать: «Нет!» ü Загляните в мамины глаза. ü Безопасное лето.
|
|
План работы с родителями
Тематика родительских собраний
Сроки проведения |
Мероприятия |
Ответственные
|
сентябрь |
Планирование работы на І четверть |
воспитатели классный руководитель |
ноябрь |
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника |
воспитатели классный руководитель |
март |
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. |
воспитатели классный руководитель |
май |
Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты». Родительское собрание по итогам 4 четверти.
|
воспитатели классный руководитель |
Планируемые результаты
К концу учебного года мне хотелось бы видеть в своих воспитанниках достаточно сформированные для их возраста личностные качества:
а) патриотизм
(Отношение к Родине, селу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе).
б) любознательность
(познавательная активность, стремление реализовать интеллектуальные способности)
в) трудолюбие
( инициативность и творчество в труде, самостоятельность и бережное отношение к результатам труда)
г) доброта и отзывчивость
(уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми)
д) самодисциплина
(развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность)
Критерии оценки эффективности реализации программы
- динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;
- личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках;
- участие вразличного рода конкурсах и соревнованиях;
- динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие законов, традиций класса;
- наличие фото, видеоматериала;
- продукты творческой деятельности (газеты, плакаты, сценарии);
- удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.
Оценка эффективности реализации программы
- через анкетирование
- диагностику уровня воспитанности
- собеседование
- тестирование
- диагностика сформированности УУД
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2010.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2015.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2013.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2010.
5. К.Фопель «Как научить детей сотрудничать» (психологические игры и упражнения).- М.,2000
6. Максимова Т.Н. Классные часы. - М.: ВАКО, 2013
7. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителяв воспитательной системе школы. М., 2010г.
8. Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2014.
9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: Знания, 2012.
10. Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2011
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.