ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики»
(К.Д. Ушинский)
Проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка:
без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая
жизнь будет ущербной.
Учитывая характерные особенности речи с общим ее недоразвитием, многие авторы
выделяют нарушение связной речи, лексического и грамматического компонентов как
одного из более важных в структуре данной патологии (Р.Е. Левина, К.Ф. Спирова, Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии
у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.).
При ОНР формирование связной речи и ее грамматического строя происходит
с большими трудностями, поэтому принципиально важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать
виды работ, способствующие развитию творческого воображения через сказочные образы, формирование познавательной сферы и семантической стороны речи.
Сказкотерапия является одним из методов, стимулирующих речевое и личностное
развитие ребенка. Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР), развивает у детей творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.
Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут
проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем
учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.
Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно
строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Нетрадиционно – это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,
придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Занятия с использованием сказкотерапии – это комплексно-игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие
личности ребенка с общим недоразвитием речи.
Педагогические игры по сказкам помогут развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки. Учить детей ставить
себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения.
1. В гостях у Снежной Королевы
Дети должны представить себя гостями во дворце Снежной Королевы, а затем подумать и нарисовать, что необходимо сделать для того, чтобы сердце Снежной Королевы
потеплело. Это задание можно выполнять по группам.
2. В плену у разбойников
Попросите детей представить себя попавшими в плен к злым разбойникам. Дети
должны подумать и нарисовать, что они могут предпринять, чтобы злые разбойники
превратились в добрых людей. Это задание можно выполнять по группам.
3. Добрый колобок
Делим детей на группы и раздаем им карточки с названиями разных животных,
птиц, деревьев, цветов. Просим их придумать несколько ситуаций, в которых добрый
колобок помог тем или иным обитателям леса, которые достались им на карточках.
Например: зайчонок, ландыш, ежик, рябинка.
• Колобок встретил на лесной дорожке плачущего зайчишку, потерявшего свою маму. Колобок посадил его к себе на спину и отнес к маме.
• Колобок увидел, что кто-то придавил ландышу листочки и расправил листочки
у цветка.
• Колобок увидел, как ежик надрывается под тяжестью гриба. Он оторвал у гриба
шляпку и отнес ее в нору к ежику. А ежик с легкостью справился с остальной частью
гриба.
• Колобок увидел сломанную рябинку и быстро покатился к избушке лесника, который пришел и вылечил деревце.
Затем дети рисуют эти ситуации и по своим рисункам рассказывают о них другим
детям. Из рисунков детей делается выставка: «Добрый колобок».
4. Ледяной осколок
Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые
растопили бы ледяной осколок, попавший в глаз Каю. После того, как представители от
каждой группы прочитают свои добрые слова, можно составить общее письмо
с добрыми словами для Кая и Герды.
5. Добрый волк
Поделите детей на пары. Один человек в паре – Красная Шапочка, другой – волк.
Каждая пара должна придумать ситуацию, в которой Красная Шапочка помогла волку
стать добрым. Например: Красная Шапочка заметила во рту у волка несколько гнилых
зубов и отвела его к лесному зубном врачу – дятлу. После того, как дятел вылечил зубы
волка, он стал добрым и подружился с Красной Шапочкой.
После того, как дети выполнят это задание, попросите их нарисовать или проиграть
свои ситуации.
Побеждает группа, придумавшая самую интересную ситуацию.
6. Лягушка-путешественница
Один из детей – Лягушка-путешественница. Этот ребенок должен описать какоелибо место, где он побывал, не называя это место. Остальные дети угадывают, где побывала Лягушка-путешественница.
Например: Я побывала там, где растут деревья, на которых много разных плодов,
и где растут разные цветы. За этим местом ухаживает человек, у которого ест грабли,
лопата, лейка и много других инструментов. (Лягушка побывала в саду.) Лягушкойпутешественницей становится тот, кто первым отгадает место, где она побывала.
7. Волшебные детки цветов
Раздайте детям карточки с рисунками разных цветов и попросите их нарисовать девочку, которая родилась из этого цветка, и придумать о ней небольшую сказку. Затем
по своим рисункам дети рассказывают сказки.
Из рисунков и сказок детей склеивается книжка «Волшебные детки цветов».
8. Дюймовочка
Попросите детей представить, что у них дома из одного цветка родилась Дюймовочка. Затем дети отвечают на вопросы:
• Где будет жить Дюймовочка у вас в доме?
• Какую вы ей сделаете мебель, сошьете одежду?
• Какой у нее будет характер?
• Чем она будет заниматься?
• В какие игры вы с ней будете играть?
• О чем вы с ней будете беседовать?
Затем дети записывают истории о жизни Дюймовочки и своей дружбе с ней.
9. Добрый теремок
Раздайте детям карточки с названиями разных животных, птиц и насекомых. Затем
педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто
ему достался на карточке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть.
Например: Здравствуйте, я Белочка Рыжий Хвост. Дуб, в котором находилось мое
дупло, сгорел от удара молнии, и мне негде жить. Хозяин теремка должен также вежливо разрешить Белочке войти в теремок.
Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети. Затем хозяин теремка должен представить друг другу всех своих гостей и рассказать, что произошло
с каждым из них.
Самый внимательный тот хозяин, который вспомнит истории всех своих гостей.
10. Умелая Белоснежка
Поделите детей на группы и попросите их подумать, что должна уметь Белоснежка:
• Чтобы еда, которую она готовит, была всегда вкусной и полезной;
• Чтобы в доме всегда все блестело;
• Чтобы на ней и на гномах всегда была чистая одежда;
• Что к ее домику каждый день слетались лесные птицы и приходили лесные звери,
даже хищники;
• Чтобы возле ее дома рос чудесный огород;
• Чтобы в ее саду плодоносили все деревья и т.д.
Например: чтобы еда, которую готовит Белоснежка, была и вкусной и полезной, она
должна быть приготовлена с любовью; знать рецепты приготовления разных блюд их
овощей и фруктов; знать, какие витамины есть в травах и растениях, и добавлять их
в салаты; уметь варить кисель и компот из лесных и садовых ягод; уметь разбирать
в съедобных и несъедобных грибах и т.д.
Каждая группа может выбрать для обдумывания только одну из предложенных ситуаций. Побеждает группа, которая интереснее всего расскажет о тех или иных умениях Белоснежки. Все рассказы детей записываются.
11. Белоснежка и гномы
Все дети делятся на пары. Один человек в паре – гном, другой – Белоснежка. Попросите каждую пару придумать ситуацию, в которой Белоснежка и гном чему-либо
научили друг друга. Например, гном научил Белоснежку шить одежду из листьев
и лепестков. Белоснежка научила гнома готовить вкусный кисель из лесных ягод. После того, как дети придумают ту или иную ситуацию, каждый из них должен подробно
описать, как, например, из листьев и лепестков сшить одежду, или как из ягод приготовить кисель.
Каждая пара рассказывает другим, как и чему научили друг друга Белоснежка
и гном. Из описаний детей составляется книжка: «Чему научили друг друга Белоснежка
и гном».
12. Внимательная Белоснежка
Один из детей – Белоснежка, остальные – гномы. Белоснежка должна сказать каждому гному что-то хорошее. Например: у тебя острые глазки; у тебя симпатичный колпачок; ты быстро бегаешь и т.д. Каждый гном должен, в свою очередь, объяснить Белоснежке, почему у него острые глазки, симпатичный колпачок, как он научился быстро
бегать и т.д. Например: У меня острые глазки, потому что я ем много черники. У меня
симпатичный колпачок, потому что я сшил его из лепестков лесной гвоздики и т.д.
13. Костер любви
Дети встают в круг. Один из них выходит на середину круга и приседает. Этот ребенок изображает костер любви. Остальные дети – снегурочки, которые хотят перепрыгнуть через костер. Перед прыжком Снегурочка должна сказать о ребенке, изображая
костер, что-то хорошее. После этого она подбегает к костру и садиться на корточки рядом с ним. Следующая Снегурочка должна сказать что-то хорошее о той, которая
прыгнула в костер любви до нее. Игра продолжается до тех пор, пока костер любви не
станет огромным, то есть пока все дети не окажутся в середине круга. Затем первый
ребенок, изображавший костер любви, вспоминает все хорошее, что дети сказали друг
о друге.
Предложите детям нарисовать костер любви и написать на его пламени все самое
хорошее, что они услышали о себе и о своих друзьях.
Самый лучший костер у тех, кто вспомнит и напишет на своем рисунке как можно
больше хорошего. Можно нарисовать на доске общий костер любви.
14. Маша и медведи
Поделите детей на группы по четыре человека. В каждой группе один ребенок –
Маша, а остальные три человека – медведи. Попросите детей подумать, как Маша
и медведи поступят в следующих ситуациях:
• Маша заблудилась в лесу;
• Маленького медвежонка искусали пчелы;
• В доме медведей случился пожар;
• Старшего медведя поймали охотники;
• Медведица залезла на высокое дерево, и под ней обломилась ветка.
Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша
и медведи поступят в том или ином случае.
15. Лесной знаток
Дети встают в круг. Все они маленькие медвежата, а один из них – Маша. Маша выходит в середину круга и задает каждому медвежонку какой-либо вопрос о лесе.
Например: Где в лесу растет земляника? Какие деревья лечит дятел? Когда у березы
появляется сок? Чем питаются белки? Чем зимой питаются медведи? Чем полезен ландыш? Ребенку дается несколько секунд на обдумывание ответа. Если он отвечает на
вопрос, Маша встает на его место, а он на Машино, и игра продолжается. Если ребенок
не может ответить на вопрос, он выбывает из круга, а Маша задает этот же вопрос следующему по кругу.
Самый лучший знаток лесной жизни тот, кто как можно дольше продержался
в круге. Педагог заранее может подготовить список вопросов о лесе и дать их Маше.
16. Поросята и волк
Поделите детей на группы по три человека. Все они – маленькие поросята, которым
надо подумать, как они поведут себя в следующих ситуациях:
• Волк попросил у них прощения и захотел пожить в их доме;
• Во время прогулки по лесу они увидели волка, попавшего в капкан;
• Волк пригласил их на свой день рождения;
• Волк попросил поросят помочь ему построить дом;
• Ночью волк прокрался к ним в сад и оборвал все плоды с деревьев;
• Волк прислал поросятам корзину яблок в подарок;
• Волк предложил поросятам помощь в саду.
Попросите детей нарисовать поросят и волка в той или иной наиболее понравившейся им ситуации.
17. Мы любим волка
Все дети – поросята. Поделите их на группы и попросите придумать и нарисовать
для волка поздравление с днем рождения. Затем из поздравлений детей делается выставка: «Мы любим волка».
18. Золушка-мастерица
Поделите детей на группы и раздайте каждой группе карточки с названиями разных
профессий. Каждая группа должна придумать сказку о Золушке-поварихе, учительнице, враче, художнице, сказочнице, проводнице, садовнице и т.д. Затем попросите детей
нарисовать Золушку, исполняющую ту или иную работу. Из рисунков и сказок детей
склеивается книга: «Золушка-мастерица».
19. Золушка и ее сестры
Поделите детей на группы по три человека. В каждой группе один ребенок – Золушка, а два других – ее сводные сестры. Дети должны придумать сценку-диалог между
Золушкой и ее сестрами на следующие темы:
• Сестры пожалели Золушку и решили подарить ей одно из своих платьев;
• Сестры решили поздравить Золушку с ее днем рождения;
• Золушка простила своих сестер и попросила принца найти для них хороших женихов.
Группа, придумавшая самую интересную сценку, награждается каким-либо подарком от «доброй феи».
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вместе с тем познает и себя. А через самопознание
ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.