Сказкотеропия
Оценка 4.9

Сказкотеропия

Оценка 4.9
docx
12.11.2024
Сказкотеропия
сказкотерапия.docx

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики»

(К.Д. Ушинский)

Проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка:

без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая

жизнь будет ущербной.

Учитывая характерные особенности речи с общим ее недоразвитием, многие авторы

выделяют нарушение связной речи, лексического и грамматического компонентов как

одного из более важных в структуре данной патологии (Р.Е. Левина, К.Ф. Спирова, Т.Б.

Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии

у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.).

При ОНР формирование связной речи и ее грамматического строя происходит

с большими трудностями, поэтому принципиально важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать

виды работ, способствующие развитию творческого воображения через сказочные образы, формирование познавательной сферы и семантической стороны речи.

Сказкотерапия является одним из методов, стимулирующих речевое и личностное

развитие ребенка. Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР), развивает у детей творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.

Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут

проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем

учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно

строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Нетрадиционно – это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,

придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Занятия с использованием сказкотерапии – это комплексно-игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие

личности ребенка с общим недоразвитием речи.

Педагогические игры по сказкам помогут развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки. Учить детей ставить

себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения.

1. В гостях у Снежной Королевы

Дети должны представить себя гостями во дворце Снежной Королевы, а затем подумать и нарисовать, что необходимо сделать для того, чтобы сердце Снежной Королевы

потеплело. Это задание можно выполнять по группам.

2. В плену у разбойников

Попросите детей представить себя попавшими в плен к злым разбойникам. Дети

должны подумать и нарисовать, что они могут предпринять, чтобы злые разбойники

превратились в добрых людей. Это задание можно выполнять по группам.

3. Добрый колобок

Делим детей на группы и раздаем им карточки с названиями разных животных,

птиц, деревьев, цветов. Просим их придумать несколько ситуаций, в которых добрый

колобок помог тем или иным обитателям леса, которые достались им на карточках.

Например: зайчонок, ландыш, ежик, рябинка.

• Колобок встретил на лесной дорожке плачущего зайчишку, потерявшего свою маму. Колобок посадил его к себе на спину и отнес к маме.

• Колобок увидел, что кто-то придавил ландышу листочки и расправил листочки

у цветка.

• Колобок увидел, как ежик надрывается под тяжестью гриба. Он оторвал у гриба

шляпку и отнес ее в нору к ежику. А ежик с легкостью справился с остальной частью

гриба.

• Колобок увидел сломанную рябинку и быстро покатился к избушке лесника, который пришел и вылечил деревце.

Затем дети рисуют эти ситуации и по своим рисункам рассказывают о них другим

детям. Из рисунков детей делается выставка: «Добрый колобок».

4. Ледяной осколок

Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые

растопили бы ледяной осколок, попавший в глаз Каю. После того, как представители от

каждой группы прочитают свои добрые слова, можно составить общее письмо

с добрыми словами для Кая и Герды.

5. Добрый волк

Поделите детей на пары. Один человек в паре – Красная Шапочка, другой – волк.

Каждая пара должна придумать ситуацию, в которой Красная Шапочка помогла волку

стать добрым. Например: Красная Шапочка заметила во рту у волка несколько гнилых

зубов и отвела его к лесному зубном врачу – дятлу. После того, как дятел вылечил зубы

волка, он стал добрым и подружился с Красной Шапочкой.

После того, как дети выполнят это задание, попросите их нарисовать или проиграть

свои ситуации.

Побеждает группа, придумавшая самую интересную ситуацию.

6. Лягушка-путешественница

Один из детей – Лягушка-путешественница. Этот ребенок должен описать какоелибо место, где он побывал, не называя это место. Остальные дети угадывают, где побывала Лягушка-путешественница.

Например: Я побывала там, где растут деревья, на которых много разных плодов,

и где растут разные цветы. За этим местом ухаживает человек, у которого ест грабли,

лопата, лейка и много других инструментов. (Лягушка побывала в саду.) Лягушкойпутешественницей становится тот, кто первым отгадает место, где она побывала.

7. Волшебные детки цветов

Раздайте детям карточки с рисунками разных цветов и попросите их нарисовать девочку, которая родилась из этого цветка, и придумать о ней небольшую сказку. Затем

по своим рисункам дети рассказывают сказки.

Из рисунков и сказок детей склеивается книжка «Волшебные детки цветов».

8. Дюймовочка

Попросите детей представить, что у них дома из одного цветка родилась Дюймовочка. Затем дети отвечают на вопросы:

• Где будет жить Дюймовочка у вас в доме?

• Какую вы ей сделаете мебель, сошьете одежду?

• Какой у нее будет характер?

• Чем она будет заниматься?

• В какие игры вы с ней будете играть?

• О чем вы с ней будете беседовать?

Затем дети записывают истории о жизни Дюймовочки и своей дружбе с ней.

9. Добрый теремок

Раздайте детям карточки с названиями разных животных, птиц и насекомых. Затем

педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто

ему достался на карточке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть.

Например: Здравствуйте, я Белочка Рыжий Хвост. Дуб, в котором находилось мое

дупло, сгорел от удара молнии, и мне негде жить. Хозяин теремка должен также вежливо разрешить Белочке войти в теремок.

Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети. Затем хозяин теремка должен представить друг другу всех своих гостей и рассказать, что произошло

с каждым из них.

Самый внимательный тот хозяин, который вспомнит истории всех своих гостей.

10. Умелая Белоснежка

Поделите детей на группы и попросите их подумать, что должна уметь Белоснежка:

• Чтобы еда, которую она готовит, была всегда вкусной и полезной;

• Чтобы в доме всегда все блестело;

• Чтобы на ней и на гномах всегда была чистая одежда;

• Что к ее домику каждый день слетались лесные птицы и приходили лесные звери,

даже хищники;

• Чтобы возле ее дома рос чудесный огород;

• Чтобы в ее саду плодоносили все деревья и т.д.

Например: чтобы еда, которую готовит Белоснежка, была и вкусной и полезной, она

должна быть приготовлена с любовью; знать рецепты приготовления разных блюд их

овощей и фруктов; знать, какие витамины есть в травах и растениях, и добавлять их

в салаты; уметь варить кисель и компот из лесных и садовых ягод; уметь разбирать

в съедобных и несъедобных грибах и т.д.

Каждая группа может выбрать для обдумывания только одну из предложенных ситуаций. Побеждает группа, которая интереснее всего расскажет о тех или иных умениях Белоснежки. Все рассказы детей записываются.

11. Белоснежка и гномы

Все дети делятся на пары. Один человек в паре – гном, другой – Белоснежка. Попросите каждую пару придумать ситуацию, в которой Белоснежка и гном чему-либо

научили друг друга. Например, гном научил Белоснежку шить одежду из листьев

и лепестков. Белоснежка научила гнома готовить вкусный кисель из лесных ягод. После того, как дети придумают ту или иную ситуацию, каждый из них должен подробно

описать, как, например, из листьев и лепестков сшить одежду, или как из ягод приготовить кисель.

Каждая пара рассказывает другим, как и чему научили друг друга Белоснежка

и гном. Из описаний детей составляется книжка: «Чему научили друг друга Белоснежка

и гном».

12. Внимательная Белоснежка

Один из детей – Белоснежка, остальные – гномы. Белоснежка должна сказать каждому гному что-то хорошее. Например: у тебя острые глазки; у тебя симпатичный колпачок; ты быстро бегаешь и т.д. Каждый гном должен, в свою очередь, объяснить Белоснежке, почему у него острые глазки, симпатичный колпачок, как он научился быстро

бегать и т.д. Например: У меня острые глазки, потому что я ем много черники. У меня

симпатичный колпачок, потому что я сшил его из лепестков лесной гвоздики и т.д.

13. Костер любви

Дети встают в круг. Один из них выходит на середину круга и приседает. Этот ребенок изображает костер любви. Остальные дети – снегурочки, которые хотят перепрыгнуть через костер. Перед прыжком Снегурочка должна сказать о ребенке, изображая

костер, что-то хорошее. После этого она подбегает к костру и садиться на корточки рядом с ним. Следующая Снегурочка должна сказать что-то хорошее о той, которая

прыгнула в костер любви до нее. Игра продолжается до тех пор, пока костер любви не

станет огромным, то есть пока все дети не окажутся в середине круга. Затем первый

ребенок, изображавший костер любви, вспоминает все хорошее, что дети сказали друг

о друге.

Предложите детям нарисовать костер любви и написать на его пламени все самое

хорошее, что они услышали о себе и о своих друзьях.

Самый лучший костер у тех, кто вспомнит и напишет на своем рисунке как можно

больше хорошего. Можно нарисовать на доске общий костер любви.

14. Маша и медведи

Поделите детей на группы по четыре человека. В каждой группе один ребенок –

Маша, а остальные три человека – медведи. Попросите детей подумать, как Маша

и медведи поступят в следующих ситуациях:

• Маша заблудилась в лесу;

• Маленького медвежонка искусали пчелы;

• В доме медведей случился пожар;

• Старшего медведя поймали охотники;

• Медведица залезла на высокое дерево, и под ней обломилась ветка.

Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша

и медведи поступят в том или ином случае.

15. Лесной знаток

Дети встают в круг. Все они маленькие медвежата, а один из них – Маша. Маша выходит в середину круга и задает каждому медвежонку какой-либо вопрос о лесе.

Например: Где в лесу растет земляника? Какие деревья лечит дятел? Когда у березы

появляется сок? Чем питаются белки? Чем зимой питаются медведи? Чем полезен ландыш? Ребенку дается несколько секунд на обдумывание ответа. Если он отвечает на

вопрос, Маша встает на его место, а он на Машино, и игра продолжается. Если ребенок

не может ответить на вопрос, он выбывает из круга, а Маша задает этот же вопрос следующему по кругу.

Самый лучший знаток лесной жизни тот, кто как можно дольше продержался

в круге. Педагог заранее может подготовить список вопросов о лесе и дать их Маше.

16. Поросята и волк

Поделите детей на группы по три человека. Все они – маленькие поросята, которым

надо подумать, как они поведут себя в следующих ситуациях:

• Волк попросил у них прощения и захотел пожить в их доме;

• Во время прогулки по лесу они увидели волка, попавшего в капкан;

• Волк пригласил их на свой день рождения;

• Волк попросил поросят помочь ему построить дом;

• Ночью волк прокрался к ним в сад и оборвал все плоды с деревьев;

• Волк прислал поросятам корзину яблок в подарок;

• Волк предложил поросятам помощь в саду.

Попросите детей нарисовать поросят и волка в той или иной наиболее понравившейся им ситуации.

17. Мы любим волка

Все дети – поросята. Поделите их на группы и попросите придумать и нарисовать

для волка поздравление с днем рождения. Затем из поздравлений детей делается выставка: «Мы любим волка».

18. Золушка-мастерица

Поделите детей на группы и раздайте каждой группе карточки с названиями разных

профессий. Каждая группа должна придумать сказку о Золушке-поварихе, учительнице, враче, художнице, сказочнице, проводнице, садовнице и т.д. Затем попросите детей

нарисовать Золушку, исполняющую ту или иную работу. Из рисунков и сказок детей

склеивается книга: «Золушка-мастерица».

19. Золушка и ее сестры

Поделите детей на группы по три человека. В каждой группе один ребенок – Золушка, а два других – ее сводные сестры. Дети должны придумать сценку-диалог между

Золушкой и ее сестрами на следующие темы:

• Сестры пожалели Золушку и решили подарить ей одно из своих платьев;

• Сестры решили поздравить Золушку с ее днем рождения;

• Золушка простила своих сестер и попросила принца найти для них хороших женихов.

Группа, придумавшая самую интересную сценку, награждается каким-либо подарком от «доброй феи».

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вместе с тем познает и себя. А через самопознание

ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.


 

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ НА

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ НА

Нетрадиционно – это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать…

Нетрадиционно – это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать…

Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок, попавший в глаз

Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок, попавший в глаз

О чем вы с ней будете беседовать?

О чем вы с ней будете беседовать?

Например, гном научил Белоснежку шить одежду из листьев и лепестков

Например, гном научил Белоснежку шить одежду из листьев и лепестков

Старшего медведя поймали охотники; •

Старшего медведя поймали охотники; •

Каждая группа должна придумать сказку о

Каждая группа должна придумать сказку о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2024