Программа воспитательной работы В 10 – 11 классах «Путь к успеху»

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Путь к успеху.docx

Программа воспитательной работы

В 10 – 11 классах

«Путь к успеху»

          

                                                          Три пути у человека, чтобы разумно

                                                        поступать: первый: самый

                                                            благородный, - размышление; второй,

                                                       самый легкий, - подражание; третий,

                                                       самый горький, - опыт.

                                                                                                              Конфуций

 

 «Воспитывать – значит

Возвышать ум и характер,                                                                                                                                                               значит  вести  к вершинам»                      

 А.Моруа

I.                   Пояснительная записка

       Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.

     Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.

     Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры; 
  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;     
  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией; 
  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;   
  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;     
  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).         

Аналитическая записка

В качестве предпосылок для создания программы явились результаты исследований, проведенных в 5-9 классах .

Проведенное педагогическое  исследование по теме:

"Психолого–педагогические условия профессионального самоопределения учащихся» позволило сделать следующие выводы:

- профессиональное самоопределение - сложный многоэтапный процесс

    осознанного выбора профессии

- необходима ранняя профессиональная ориентация,

- необходима плановая систематическая работа классного руководителя  и психолога по профессиональной ориентации учащихся на протяжении всех лет обучения учащихся в школе

Практическая значимость исследования:

   По результатам тестирования в 9 классе только у 50% учащихся доминирует профессиональный тип мотивации, что свидетельствует о формировании профессиональных способностей, что в будущем приведёт к осознанному выбору профессии.

 

    Все вышесказанное привело меня к необходимости создания  программы воспитательной работы с учащимися 10-11 классов  «Путь к успеху», при разработке которой  основными приорите­тами для меня стали:

     развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореа­лизации в жизни;

     формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

      приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

     триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.

«Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного приме­нения основных принципов успеха в жизни.

«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.

«Успех» - это процесс поворота от чего то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.

«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на при­зыв продвинуться на лучшее место.                 

Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность, сочетающей в себе высокие нравственные качества, патриотизм и творческую индивидуальность, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

     С целью программы воспитательной работы связан девиз жизнедеятельности классного сообщества:

                                                           Лицо у каждой школы есть свое.

                                                          А нашу школу трудно не узнать .

                                                             Всегда быть первой – вот девиз ее!

                                           Всегда вперед, к успеху!

                     Так держать!

 

  • Задачи:

·         создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативы,  формированию у воспитанников активной жизненной позиции и  обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;

·          развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;

·         оказывать помощь в профессиональном самоопределении;

·          формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;

·          воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей

  • создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
  • развитие творческой деятельности;
  • способствовать сплочению классного коллектива.

 

      Цель создания портфолио:  помочь учащимся в самореализации  личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

    Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению  профессиональных устремлений   учащихся. Прогнозируемый результат реализации программы:

- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора

   будущей профессии;

- выявление  уровня готовности к обучению, уверенности в выборе

   профессии;

- выявление соотношения интересов, склонностей и способностей уч-ся;

 - формирование  навыков нахождения и использования информации о

    выборе профессии для обучения;

-  изучение  психолого-педагогическая литературы по данной проблеме;

-  ознакомление с различными видами профессий;

-  создание учащимися «профессионального  портфолио»,

Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:

  • беседы и лекции;
  • разнообразные классные часы;
  • совместные с родителями мероприятия;
  • деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
  • встречи с интересными людьми;
  • занятия-практикумы;
  • тестирование, анкетирование;

Этапы работы по профориентации учащихся

 1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных

         выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах.

2-й - активно-поисковый этап профориентации в основном проходит

      в 8-9-х классах.

3-й - этап профессионального самоопределения, которое с

       неизбежностью осуществляется после окончания подростком

      основной школы в 10-11-х классах.

     Срок реализации 3- го этапа– 2 года.

Программа  ориентирована  на старшеклассников  10, 11 классов и включает в себя 7 направлений:

 «Семья», «Интеллект»,  «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Здоровье» «Гражданин», «Общение и досуг». 

Участники реализации программы:

·                 учащиеся

·                 родители

·                 классный руководитель

·                 учителя – предметники

·                 администрация школы

·                психолог школы

·                 социальный педагог школы

 

Задачи:

Направления

- «Ученик и его интеллектуальные возможности»

- «Ученик и его нравственность»

- «Ученик – патриот и гражданин»

-  «Мир прекрасного»

- «Профессиональное самоопределение»

- «Ученик и его здоровье»

-  «Общение и досуг ученика»

-  «Ученик и его семья»

Система методов воспитания:

¾       Прогностические (коллективное планирование, проектирование, перспектива)

¾       информационно – просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).

¾       организационно – деятельностные  (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).

¾       стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)

¾       оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)

 

¾    Ожидаемые результаты

¾    Воспитание личности:

¾     мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

¾     творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

¾     духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

¾     гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

¾     любящей свою малую и большую Родину;

¾     знающей и хранящей традиции;

¾     ведущей здоровый образ жизни;

¾    свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

¾     

II.                Содержание воспитательной деятельности.

Направление «Интеллект»

Ученье - лучшее богатство.

   Цель: создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей,  обеспечение развития познавательной активности учащихся.познавательного интереса, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающем мире.

   Задачи:

  • Создание ситуации успеха в учебе.
  • Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
  • Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
  • Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.

 

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

 

Формировать у учащихся:

 

 

·  потребность в освоении культуры умственного и физического труда;

 

·  потребность в непрерывности образования и сознательного отношения к учению;

 

 

·  готовность к сознательному выбору  дальнейшей траектории обучения

 

·  бережное отношение к школьному и общественному имуществу.

 

    Создание условий для осмысления школьниками необходимости научных знаний для успешности в жизни.

   

Освоение школьниками информационной среды, информационно-коммуникационных технологий.

   

Формирование  умений рационально организовывать учебный труд дома и в школе.

 

 

Интеллектуальные классные часы,  интеллектуальные

конкурсы, предметные декады, участие в школьных, городских, краевых, всероссийских международных предметных олимпиадах и конкурсах, межпредметные викторины.

Встречи с людьми умственного труда.

Встречи с поэтами и писателями.

 

 

Индивидуальные беседы, беседы с учителями-предметниками.

Мониторинг знаний.

Проверка дневников

Мероприятия по реализации данного направления работы

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1.     Классный час «Образование – путь к успеху»

2.     Викторина «Читать – это не модно?»

3.     Методика «Адаптация в 10 классе»

4.     Участие в НПК, олимпиадах

5.     Предметные недели

6.     День дублера.

11 класс

1.    Ток – шоу «Ученому и книги в руки»(о получении высшего образования).

2.    День дублера

3.    Психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!»

4.    Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию.

5.    Устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену»

6.    Мониторинг знаний.

7.    Предметные недели, участие в НПК,олимпиады  

 

 

Направление «Нравственность»  

Направление «Нравственность»

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

 

Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

·         Формирование

готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально оответственному поведению;

·         укрепление  нравственности,

 основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • формирование морали

 как осознанной личностью необходиимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом

 

Осмысление учеником себя как части окружающего мира;

 

формирование умений наблюдать за своим поведением, характером, волей, анализировать свою деятельность;

 

воспитание чувства долга, товарищества, умения дружить.

 

       Осмысление целей и смысла своей жизни.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

 

   

 

Деловые игры, тренинги «Путь к себе» (самопознание, самооценка), «Железная воля, стальной характер»

 

Анкетирование, диспуты; акции «Спешим делать добро»;

классные огоньки;

 

Индивидуальные беседы

Классные часы, посвященные знаменательным датам, сильным личностям.

 

Посещение спектаклей, музеев, выставок нравственно – эстетической направленности.

 

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1.    Классный час «О законах нравственности»

2.    Дискуссия «Деньги и миф»

3.    Акция «Спешите делать добро»

4.    Клуб интересных встреч «Встречи с психологом, сексопатологом»

5.    Ролевая игра «Супружество без брака»

6.    Устный журнал «Сто советов мудрости»

7.    Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности.

8.    "Десять заповедей"- основа нравственности человечества

11 класс

1  Акция «Спешите делать добро»

2  Классный час «Духовность – норма человеческой жизни»

3 "Еще раз про любовь"

4  Просмотр спектаклей, кинофильмов (коллективный просмотр и обсуждение).

5  Диагностика уровня развития нравственных качеств личности.

 

Направление «Гражданин»

     Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.

 

   

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

 

Способствовать формированию у уч-ся качеств:          

  • стремление к усвоению

правовых знаний

  • портребность в изучении

истории  своего края, города; чувство хозяина малой родины

  • гордость  за свою страну,

ответственность за судьбу Родины, уважение к государственным символам

  • забота о благосостоянии

многонационального народа Росссийской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия

  • законопослушность и

сознательно поддерживаемый правопорядок

  • чувство гражданской

ответственности за свое поведение

  • политическая культура
  • укрепление веры в Россию,

чувства личной ответственнос

ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Изучение традиций нашей страны, истории Армии и Флота, событий Великой Отечественной войны,

 

Воспитание уважения и признательности к старшему поколению, к участникам и героям освободительных войн.

 

Формировать принятие личностью базовых национальных ценностей,

национальных духовных традиций;

 

Знакомство с историческими местами и памятниками города, края, страны, с предприятиями города и края, с природой Алтая, экологическое воспитание.

 

 

Торжественные собрания, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, конкурсы «А ну-ка, парни»

 

Посещение музеев  Краеведческого, ОАО «Алтайвагон», экскурсии на предприятия

 

Участие в фотоконкурсах, в конкурсах рисунков и сочинений, экологические беседы.

 

Участие в Параде Победы

Классные часы, уроки мужества к знаменательным датам и государственным праздникам

 

Политические беседы, устные журналы, знакомство с избирательным правом

 

Анкетирование на предмет определения уровня гражданской ответственности.

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1.        Классный час «Честь имею»

2.        Устный журнал «Дни воинской славы»

3.        Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения»

4.         «Вахта Памяти»

5.        Встречи с участниками локальных воин.

6.        Посещение театра, кинотеатра на соответствующую тематику.

11 класс

1.        Беседа «Изменения в уставе РФ о несении воинской службы.

2.        Диспут «Армия, какой она должна быть»

3.        Акция «Мы с вами, ветераны»

4.        Анкета «Анализ воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся»

5.        КТД «Вахта Памяти»

6.        Игровая программа «А ну – ка, парни!»

7.        Встречи с участниками локальных воин.

 

Направление  «Профессиональное  самоопределение»

Направление  «Профессиональное  самоопределение»

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности  осуществляется по следующим направлениям:

1)      Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.   

2)      Формирование мотивов труда.

3)      Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

4)      Развитие культуры труда.

 

Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.

Предполагаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».

 

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.

 

Развитие работоспособности, укрепление здоровья выпускников.  

Формирование мотивов труда.

Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Развитие культуры труда.

 

 

Делова игра «Калейдоскоп профессий»

Выбор и посещение элективных курсов.

Анкета «Мотивы выбора профессии»

Встречи с интересными людьми различных профессий

Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях края.

Устные журналы «Мир профессий»

Анкета «Готовность школьников к выбору профессий»

Встречи с работниками Центра занятости населения

Мероприятия по реализации данного направления работы.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1.         Делова игра «Калейдоскоп профессий»

2.         Выбор и работа органов самоуправления.

3.         Выбор и посещение элективных курсов.

4.         Классный час «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»

5.         Анкета «Мотивы выбора профессии»

6.         Встречи с интересными людьми.

7.         Построение профессионально личностных планов - практическое занятие

8.  Профессиональная деятельность и социальный статус человека.   

 

11 класс

1.         Посвящение в выпускники

2.         Посещение элективных курсов

3.         Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов»

4.         Информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности».

5.         «Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов)

6.         Анкета «Готовность школьников к выбору профессий»

7.    Прогноз рынка труда на ближайшие годы.

 

 

Направление «Общение  и досуг

       Досуговая деятельность  - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.

     Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.

     Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание  ценности любви и дружбы.

 

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

Формировать у учащихся:

 осознание своей принадлежности к коллективу, его роли в жизни общества в целом;

умения сочетать личные и общественные интересы.

 чувство ответственности перед коллективом за порученное дело

усвоение основ коммуникативной культуры личности:

умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

овладение навыками неконфликтного общения,

способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

 

 Развитие системы самоуправления в классе.

 

Осмысление школьниками социальных ролей в коллективе и обществе: ученик, гражданин, житель, друг, сын, дочь.

 

Развитие навыков работы в группе, команде, умения коллективно решать творческие задачи.

 

Гармоническая социализация человека внутри поликультурной и этнокультурной среды через освоение истории, экономики, права.

Формирование активности и способности проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умения планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.д.

 

 

Классные собрания по выбору актива, совместному планированию дел;

 

уроки общения,

психологические тренинги «Любимец публики», «Как научиться сдавать экзамены», «Путь к себе»,

 

диспуты, беседы, ролевые игры, коллективные творческие дела;

 

классные огоньки, походы, посещение театров, выставок, кино

 

ведение портфолио класса, классного уголка

участие в общешкольных мероприятиях, конкурсах

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1.         Классный час "Семья в жизни человека"

2.         Шоу талантов

3.         Новогодний калейдоскоп

4.         Конкурсно – игровая программа «А ну – ка, парни!»

5.         Весенние поздравления

6.         Посещение театров, музеев, выставок.

 

11 класс

1.         Фотопрезентация «Школьные годы чудесные»

2.         Защита проектов «Я и мой мир»

3.         Заседание круглого стола «Молодежные субкультуры: за и против»

4.         Шоу программа «Веселый девичник»(посвящен 8 Марта)

5.         Театрализованное новогоднее представление

6.         Диспут «Какая армия нам нужна»(Викторина – поздравление для юношей)

7.         Посещение театров, кинотеатров, экскурсий.

8.         «Детства последний звонок»(выпускной бал)

 

 

Направление  «Здоровье»

«Единственная красота,

которую я знаю, это здоровье»

Генрих Гейне

 

      Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.

Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный  характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

     Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.

 

 

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

 

Создавать условия для осознания учащимися ценности своего здоровья и здоровья нации,

Формировать

  • потребности в здоровом образе жизни
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
  • нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

 

 

 

 

Уяснение необходимости ведения здорового образа жизни;

 

уяснение роли  питания в сохранении здоровья человека;

 

развитие потребности в занятиях физкультурой и спортом;

 

формирование устойчивого неприятия вредных привычек: курения, употребления наркотических веществ, алкоголя

 

Беседы о ЗОЖ, уроки безопасности, классные часы о вреде никотина, алкоголя, наркотиков  «Живи без пива», «Страдания от кибермании»;

 

Практикум «Как пртивостоять вовлечению в экстремистскую секту?», «Действия населения при угрозе террористического акта»

 

 организация горячего питания для всех детей класса;

 

 спортивные состязания, дни здоровья, участие в кроссах, лыжных гонках; 

 

походы, экскурсии на природу, поездки на лыжную базу;

 

привлечение детей к занятиям в спортивных секциях

 

Дни здоровья

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1.     Экологический праздник «День Земли»

2.     Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек»

3.     Акция «Чистый берег»

4.     Конкурсная программа «Школа выживания»

5.     Классный час «Аксиомы алкоголя»

6.     Товарищеские встречи по пионерболу, волейболу, баскетболу.

7.     Диагностика по алкогольной и наркотической зависимости.

8.     Для мальчиков (беседа школьного фельдшера)

9.     Для девочек (беседа школьного фельдшера)

 

11 класс

1.    Трудовой десант «Территория чистоты»

2.    Организация школьного праздника «День здоровья»

3.    Классный час «Мир без наркотиков»

4.    Уроки безопасности.

5.    Деловая игра «Я выбираю жизнь»

6.    Видеолекторий «Здоровый образ жизни»

7.    Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?»

 

Направление «Мир прекрасного»

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

·         Способствовать

развитию эстетических вкусов детей.

Формировать

  • потребности в

приобщении к культур ным ценностям человечества,

  • способность видеть и

понимать гармонию и красоту,

  • ответственность за состояние

природной среды.

 

 

Знакомство с культурой страны, края, города, с историей народных промыслов.

 

Приобщение к природоохранным мероприятиям

Воспитание  чувства  патриотизма  на  примере  достижения  русского  искусства  и  фольклора ,

Развитие  художественного  вкуса  и  культуры  учащихся  на  примере  духовных  традиций  русского  народа ,

Пробуждение  интереса  к  истокам  русской  старины ,культуре , народному  творчеству.

 

 

Участие в работе кружков, предметных декад.

 

Лекции, экскурсии, эстетические и творческие конкурсы.

 

Посещение театров, музеев, выставок.

 

Оформление газет к знаменательным датам, дням рождения.

 

Встречи с людьми творческих профессий

 

Направление «Семья»

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности  и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

 

 

 

Задачи

Содержание деятельности

Примерные формы работы

Формировать у учащихся

  • осознание безусловной

ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Росс сийской Федерации, Отечеству;

  • понимание и

поддержание таких нравственных устоев

семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • бережное отношение к

жизни человека, забота о продолжении рода;

  • правильные

 представления о нормах общения в семье,

  • уважительное

отношение к родителям, родственникам, близким людям

 

Формирование у детей потребностей в знании истории своей семьи, ее традиций, развитие чувства гордости своей семьей, ее достижениями в жизни.

 

Привлечение родителей к организации воспитательных мероприятий.

 

Методическая, психологическая помощь родителям в воспитании детей.

 

Осознание семьи как основной ячейки общества.

 

Подготовка к выполнению основных социальных ролей.

 

Уяснение роли семьи в воспитании гражданина, духовно и физически здорового гражданина общества.

 

Уяснение роли преемственных связей: деды – родители – внуки – правнуки.

Беседы, анкетирование по проблемам семьи, брака, отношений детей и родителей

 

огоньки, посвященные Дню матери, 8 марта;

 

совместные с родителями классные часы, спортивные праздники, походы;

 

родительские собрания, лектории, консультации психолога;

 

посещение квартир воспитанников;

 

индивидуальные беседы с родителями

 

Психолого – педагогическое просвещение родителей.

 

 

Мероприятия по реализации данного направления работы

 

Этап реализации

Содержание деятельности

10    класс

1.          Выбор родительского комитета (на 10 -11 класс).Знакомство родителей с программами профильного обучения, с программой воспитания.

2.          Родительские собрания:

«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия»

«Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»

«Поможем детям выбрать профессию»

3.          Дебаты «Трудные девочки: проблемы воспитания»

4.          Психолого – педагогическое просвещение родителей.

5.          Индивидуальные консультации, беседы, информирование о результатах воспитания, обучения.

6.          Заседания родительского комитета.

7.          "Дети и родители, узнать себя хотите вы?" совместное собрание

11 класс

1.          Родительские собрания:

«Вечная проблема» (совместно с детьми)

«Агрессия и насилие в мире взрослых и детей»

«Как научить ребенка быть успешным»

«Как подготовиться к итоговой аттестации»

Общешкольные родительские собрания.

2.          Лекторий «Воспитание толерантности у подростков»

3.          Заседания родительского комитета.

4.          Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (консультации психолога, педагогов)

5.          Совместная деятельность родителей и учащихся (проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п.)

6.          Индивидуальные беседы, консультации

7.          Вечер «Когда уйдем со школьного двора»

8.          Организация праздников «Последний звонок», «Выпускной вечер»

 

 

 

Работа с «трудными» подростками

 

      Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. А воспитание «трудных» подростков – всегда нелегкий процесс. Таким детям сложнее адаптироваться в современных жизненных условиях, поэтому возникают трудности при общении этих детей со сверстниками и взрослыми.

 

   Цель работы: воспитание чувства ответственности, порядочности, доброты у подростков, нравственное развитие учащихся.

  

 Предполагаемый результат: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании, уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков безконфликтного поведения.

 

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

 

Название мероприятия

1

Посещение подростков на дому, индивидуальные встречи с родителями

2

Вовлечение «трудных» подростков в классные и школьные мероприятия

3

Диагностика агрессивного поведения (совместно с психологом)

4

Определение уровня тревожности подростков

5

Тренинг профилактики ассоциативного поведения «трудных» подростков

6

Работа совместно с учителями, работающими в классе по ликвидации задолженностей по учебным предметам, неудовлетворительных оценок (если таковые будут).

7

«Учимся разрешать конфликты»

8

  Внеклассная деятельность

9

«Лето»

 


 

 

Литература

 

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

- План воспитательной работы МБОУ «СОШ №17 г.Новоалтайска» на 2013-2014 учебный год

 

- Н.И. Дереклеева. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2005

 

- Дик Н.Ф., Дик Т.И.Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Воспитание в условиях профильного обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

 

- Борсякова С.И., Жиренко О.Е.. Классный час в 10-11 классе: Сценарии на основе современных технологий. – М.: 2007

 

- Шевченко С.В. и др. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы.- Волгоград:

Учитель, 2003

 

- журнал «Классный руководитель»