РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная грамматика»
Составитель: Филиппова Анастасия Сергеевна
Пояснительная записка
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.
Программа «Занимательная грамматика» решает одну из задач речевого развития ребенка – подготовить дошкольника к обучению грамоте. Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития детей дошкольного возраста. Занятия по программе направлены на выработку у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе
– развитие интереса и способностей к чтению.
Осознание речи, ее произвольности формируется у обучающихся посредством усвоения понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение». Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительности, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии, а также добуквенному периоду обучения, развитию звукобуквенного анализа, графических навыков, с целью подготовки руки ребенка к письму и развитию моторики (гимнастика для пальцев и кистей рук).
Цель:
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв).
Задачи:
Обучающие
1. Формировать и развивать фонематический слух.
2. Развивать произносительные умения.
3. Учить детей владеть звуковой стороной речи (темпом, интонацией).
4. Знакомить со слоговой структурой слова.
5. Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
6. Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
7. Расширять словарный запас детей.
8. Знакомить с графическим изображением буквы.
9. Учить соотносить звук и букву.
10. Формировать и развитие звукобуквенного анализа.
11. Подготовить руки ребёнка к письму.
12. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
13. Формировать элементарные графические умения.
14. Познакомить с изображением буквы.
15. Упражнять писать буквы, слоги, слова ( по образцу).
16. Помочь овладеть мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнения, обобщение, классификация).
Развивающие:
1. Развивать слуховое восприятие.
2. Развивать графические навыки.
3. Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки.
4. Развивать глазомер, четкость координации руки.
5. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать.
2. Воспитывать самостоятельность при подготовке рабочего места к занятию, при выполнении заданий.
3. Воспитывать нравственные такие качества, как терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим.
4. Прививать элементарные гигиенические правила письма.
5. Воспитывать усидчивость.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Содержание рабочей программы
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Форма организации деятельности
Программа предусматривает использование в работе индивидуальной, групповой формы занятия:
Групповые формы работы
Обучающиеся знакомятся с понятиями. Последовательность усвоения понятий
«слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность. Все задания, предлагаемые на занятиях и в тетрадях для выполнения обучающимися, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором обучающийся эффективнее усваивает учебный материал.
Особое внимание уделено практическому овладению каждым обучающимся языковой действительности.
Индивидуальные формы работы
Данные формы работы проводятся с целью отработки умений и навыков по подготовке детей к обучению грамоте.
Программой предусмотрены нестандартные занятия: занятие – путешествие, занятие – игра.
Педагогические приемы: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, д/и, упражнения, обыгрывание ситуаций, рисование в воздухе, беседа, артикуляция звуков, звуковой анализ слов, слоговое чтение, выкладывание слов из букв магнитной азбуки, палочек, упражнения с карандашом, анализ и синтез букв, отгадывание загадок, решение ребусов, кроссвордов, гимнастика для глаз, показ, напоминание, указания, объяснение, поощрение.
Основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Современные образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии
На занятиях осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: динамические паузы (профилактика утомления), творческая деятельность. В обязательном порядке проводится инструктаж детей по вопросам техники безопасности.
Компетентностно-ориентированные технологии
· Обучение в сотрудничестве.
· Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
· Игровые технологии.
Тематическое планирование
№ пп |
Раздел, тема |
Количество часов |
1 |
Звук [а] и буква Аа. |
1 |
2 |
Звук [у] и буква Уу. |
1 |
3 |
Звук [о] и буква Оо. |
1 |
4 |
Звуки [м – м’] и буква Мм. |
1 |
5 |
Звуки [с – с’] и буква Сс. |
1 |
6 |
Звуки [х – х’] и буква Хх. |
1 |
7 |
Звуки [р – р’] и буква Рр. |
1 |
8 |
Звуки [ш] и буква Шш. |
1 |
9 |
Звук [ы] и буква ы. |
1 |
10 |
Звуки [л – л’] и буква Лл. |
1 |
11 |
Звуки [н – н’] и буква Нн. |
1 |
12 |
Звуки [к – к’] и буква Кк. |
1 |
13 |
Звуки [т – т’] и буква Тт. |
1 |
14 |
Звук [и] и буква Ии. |
1 |
15 |
Звуки [п – п’] и буква Пп. |
1 |
16 |
Звуки [з – з’] и буква Зз. |
1 |
17 |
Звук [j] и буква й. |
1 |
18 |
Звуки [г – г’] и буква Гг. |
1 |
19 |
Звуки [в – в’] и буква Вв. |
1 |
20 |
Звуки [д – д’] и буква Дд. |
1 |
21 |
Звуки [б – б’] и буква Бб. |
1 |
22 |
Звук [ж] и буква Жж. Звук [щ] и буква Щщ. |
1 |
23 |
Звуки [jэ] и буква Ее. Звук [э] и буква Ээ
|
1 |
24 |
Звуки [jа] и буква Яя. |
1 |
25 |
Звуки [jу] и буква Юю. Звуки [jо] и буква Ёё. |
1 |
26 |
Звук [ч] и буква Чч. |
1 |
27 |
Буква ь. Буква ъ. |
1 |
28 |
Звук [ц] и буква Цц. Звуки [ф – ф’] и буква Фф.
|
1 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.