МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете заведующий _________ А.С. Горовая
протокол от 01.09.2020 № 1
приказ № 157
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
на 2020-2023
Разработала и составила
Муз. руководитель: Литвин О.П.
2020 г.
Г. Смоленск
Введение.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ(5 ЭТАП) 5.1. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий.
.2.3. Применение пальчиковых игр. Примеры пальчиковых игр.
Введение
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих
способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с
целью формирования полноценной личности ребенка.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в
детском саду.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в
ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее
воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические песенки-распевки;
2. Дыхательная гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Оздоровительные и фонопедические упражнения;
5. Игровой массаж;
6. Пальчиковые игры;
7. Речевые игры;
8. Музыкотерапия.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:- по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Элеменитарное воспитание» Т. Тютюнниковой, концепция К. Орфа, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой.
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей. Укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Задачи музыкально-оздоровительной работы:
Образовательные задачи:
· Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
· Формировать начала музыкальной культуры.
· Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
· Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
· Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
· Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей.
· Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи.
1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Новизна опыта, на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность, повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений. Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях: по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «Развивающие игры, как здоровье сберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата».
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных трёх типах музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Музыкальные занятия, наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы. Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад.
Так же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующие здоровьесберегающие технологии: (здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития). В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников (ВОЗ).
Этапы внедрения технологии.
1 этап. Анализ проведения занятий с позиций здоровьесбережения.
2 этап. Постановка практических задач по результатам анализа.
3 этап. Изучение методической литературы.
4 этап. Анализ методической литературы. Подбор материала для работы и консультаций.
5 этап. Внедрение в практику.
6 этап. Мониторинг результатов. Анализ занятий. Диагностика.
1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. (1 этап)
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Свою работу в этом направлении я начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения.
Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения.
Параметры |
Результаты анализа |
1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. |
Соответствует нормам СанПиН |
2. Продолжительность музыкальных занятий. |
Соответствует возрасту. |
3. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей) |
Количество видов деятельности на муз. занятиях: 3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество -песенно-танцевальное, игры-драматизации). Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются.
|
4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). |
ТСО применяется в основном для прослушивания музыки. Общая длительность использования на занятии не превышает 25% Соответствуют нормам. |
5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. |
В процессе слушания и пения проводятся различные разминки, физкультминутки. (0,5-2 мин; 2-3 раза за все занятие) |
6. Проведение бесед, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. |
Регулярно проводятся |
7. Психологический климат на занятии. |
В основном, занятия проходят в спокойной обстановке |
8. Темп и особенности начала и окончания занятия. |
На занятия дети приходят в разном настроении. Иногда сложно начать с ними работу. К концу занятия дети могут уставать. |
Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепление их психофизического здоровья.
Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ созданы все необходимые условия.
Помещения |
Процессы |
Участники |
1 |
2 |
3 |
Музыкальный зал |
Музыкальные занятия. Индивидуальные занятия. Праздники, досуги, развлечения. |
Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Групповая комната |
Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа с детьми. |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель. |
Физкультурный зал |
Утренняя музыкальная разминка. Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники и развлечения. |
Дети, инструктор по физвоспитанию, воспитатели, музыкальный руководитель. |
Территория детского сада |
Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по |
|
Спортивные праздники и развлечения. |
физвоспитанию, родители. |
Помещение музыкального зала оснащено соответствующим оборудованием. Музыкальные инструменты: пианино, музыкальный центр, магнитофон; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами. Методическая литература (журналы): «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание».
На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.
Организация работы проводится по трем направлениям:
· Групповая и индивидуальная работа с детьми.
· Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
· Совместная работа педагогов ДОУ.
2.ПОСТАНОВКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА (2 ЭТАП).
После анализа занятий я пришла к выводу, что надо:
· систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
· в начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
· систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр- драматизаций.
В своей работе использовала виды оздоровления:
· логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
· пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
· психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;
· Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
· Ритмопластика.
Для более глубокого изучения и систематизации знаний по теме применения здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии я обратилась к методической литературе.
3.ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (3 ЭТАП)
Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете».
О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.)
В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры.
4. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ЭТАП).
ЛОГОРИТМИКА.
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать… Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки» - знакомую дошкольникам- «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:
· стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
· совершенствует внимание и память;
· формирует ассоциативно-образное мышление;
· облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
ИГРОВОЙ МАССАЖ.
Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.
Снятие эмоционального напряжения.
Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.
Коррекция настроения и отдельных черт характера.
Обучение ауторелаксации.
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ.
Это танцы-игры с несложными движениями под музыку, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет).
Основной задачей танецев-игр является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребёнка. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные радостные эмоции.
Формы коммуникативных танцев-игр:
1. Танцы со сменой партнёров;
2. Игры-пластические импровизации под музыку;
3. Двигательные импровизации в парах;
4. Игры - «зеркала»;
5. Танцы-игры в кругу
Коммуникативные танцы-игры направлены на:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
1. Способствует успокоению нервной системы ребенка.
2. Активизирует мозговые процессы, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения.
3. Способствует замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма.
Гимнастика для глаз - как способ коррекции и лечения заболеваний глаз, а также как способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз. Для создания игрового эффекта, гимнастика для глаз проводится в стихах, с картинками и под музыку.
МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
· - познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
· - развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
· - усилить глубину и устойчивость чувств;
· - разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Периферические
органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют
между собой под контролем
центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается:
подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох;
учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор
воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и
развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через
тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Выполнение дыхательной
гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и
жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо
запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
· положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
· способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
· улучшает дренажную функцию бронхов;
· восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
· исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
· Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять
· развитие артикуляционной моторики:
· обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
· выработку контроля за положением рта.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
РИТМОПЛАСТИКА.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения (по рекомендации и под наблюдением логопеда психолога).
5. ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ (5 ЭТАП)
5.1. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий.
Для решения первой задачи - систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),- я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику помогают сделать разминку перед пением.. Артикуляционная и дыхательная гимнастику Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр- драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.
Организация работы проводится по трем направлениям:
Групповая и индивидуальная работа с детьми.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Совместная работа педагогов ДОУ.
5.2. Работа с детьми.
5.2.1. Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Совместная работа педагогов ДОУ.
Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.
Одной из основных задач, является задача по созданию системы всего педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребёнка.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область |
Содержание деятельности с детьми в системе интеграции областей |
Речевое развитие |
· Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяются специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма помогает легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний. · На этапе постановки звуков, на этапе закрепления поставленных звуков. Используются все виды речевого материала: чтение, заучивание, пересказ рассказов, стихов, потешек, считалок, рекламации, песни, стихи. - Разучиваются игры, упражнения по развитию голоса, артикуляции, проводятся упражнения без музыкального сопровождения. · Народные потешки с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развитию умения слушать и понимать содержание потешки, улавливать их ритмическую активность детей и являются прекрасным материалом для обучения, позволяют снять мышечное напряжение при произнесении звуков. - Чтение, заучивание, пересказ коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, считалок используется на этапе постановки звуков и введение их в связную речь. |
Социально-коммуникативное развитие
|
· Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, задачи развития речи и воспитание эмпатии (способность чувствовать, понимать другого человека). Выполнение этих упражнений способствует развитию добрых отношений между детьми, желание взаимодействовать друг с другом, учат правилам поведения. · Развитие коммуникативных умений и навыков средствами синтеза слова, умение слушать собеседника, умение пользоваться речью, умение эмоционально знать нормы и правила, которым необходимо следовать при общении. · Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством муз. занятий. - Вся тематика занятий, речевой и музыкальный материал, подчинены коммуникативной направленности и имеют сюжетную основу: «Мы знакомимся». «Давайте дружить», «В гостях у котёнка» и т. д. - Игры на взаимодействие детей друг с другом в кругу, парах, девочки-мальчики, взрослый на мотивации общения с окружающими. - Формирование черт гармоничной личности, дружбы. Уважения, доброты, создать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха. · Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. |
Познавательное развитие |
· Материал занятий направлен на активизацию познавательной активности уч. материалов. отражающих тематику недели об окружающем мире предметов человеческих отношений. · Дидактические игры способствуют развитию умения устанавливать простейшие следственные связи. - Беседы, упражнения подчинены ознакомлению детей со свойствами и качественными явлениями природы по сезонам, транспорту, одежде, мебели и пр. Рассуждения побуждают детей к выдвижению гипотез и их решению. |
Художественно-эстетическое развитие |
· Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации руки, зрительного восприятия, внимания, подготовки руки к письму. Например, «Дорожки», целью которой является провести линию по середине дорожки. Также проводятся упражнения «Дождик», «Обведи рисунок по точкам», «Нарисуй фигуры», «Нарисуй такую же картинку». · На развитие музыкального темпа детям даются определённые ритмические карточки. - Для стимулирования речи используется изобразительная деятельность. Постепенно у детей развивается точность и плавность движений. · При рисовании хорошо использовать речевое, ритмическое сопровождение. Слоговое, звуковое, ритмический орнамент с комментариями, приговоркой: «Там и тут, там и тут одуванчики цветут». · Обучение малышей игре на шумовых инструментах. (помимо развития чувства ритма) задач: - развитие внимания и памяти, координация, мелкая моторика. - Играя на шумовых инструментах. Дети развивают не только чувство ритма, но и память, координацию движений и мелкой моторики. · Упражнения на релаксацию и снятия напряжения активизируют общее внимание. Постоянное стимулирование мышечного тонуса влияет и на качество физической подготовленности.
|
Физическое развитие |
· Ритмические движения способствуют активизации речевого центра. · Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук. ног) сочетаются с произнесением специальных речевых упражнений. · Игры учат малышей координировать движение со словом, что способствует развитию ребёнка. - Система двигательных упражнений, в которых движения корпуса, головы. Сочетаются с |
|
произнесением специального речевого материала. - Игры, сопровождающие текстом, учат малышей координировать движения. Способствуют речевому развитию ребёнка. - Стимулирование желания детей заниматься двигательными упражнениями влияет и на качество физической подготовленности детей. |
Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы муз.руководителя и специалистов ДОУ позволят поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий.
5.2.2.Применение логоритмики на музыкальных занятиях. Примеры элементов логоритмики на музыкальных занятиях.
Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр- драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Песня с движениями «Колыбельная» (1,2-я младшие группы)
Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию.
Ой, люли-люшенки, |
Кладут руку на руку |
Баиньки-баюшеньки... |
и покачивают ими. |
Сладко спи по ночам |
|
Да расти по часам. |
Поднимают руки вверх. |
|
|
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной (кассета «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа).
Использую в музыкально-ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом» на координацию речи с движениями под музыку (старшая, подготовительная группа).
Использую в музыкально-ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем на праздниках и развлечениях (осенний праздник) для вовлечения всех детей в ход действия.
(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)
Хором. Огород у нас в порядке —
Мы весной вскопали грядки.
(Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород.
(Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород. (Покачиваться вперед—назад)
В лунках маленьких не густо посадили мы капусту.
(Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
А сейчас ей тесно белой,
Говорит: — Посторонись!
(Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)
5.2.3. Применение пальчиковых игр. Примеры пальчиковых игр.
Применяю в качестве физминуток во время слушания или пения (тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара к Дню защитника Отечества, «Теремок» - к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.
1,2 младшая группа.
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Средняя группа
КАПИТАН
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, к маме я
вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Старшая, подготовительная группы.
Пальчиковая сказка «Теремок»
Стоит в
поле теремок, теремок. у дверей остановилась и стучит: Кто, кто в
теремочке живет? Ну, а мышке в
ответ - тишина. у дверей остановилась и стучит: Лягушка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, в доме живу, Пирожки с малиной жую. А ты кто? Лягушка: Я Лягушка, Я Лягушка, Я умею петь частушки! Стоит в
поле теремок, теремок. Зайка:
Кто, кто в теремочке живет? Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто? Зайка: Я Серый Зайка – На дудочке играй-ка! Стоит в
поле теремок, теремок. у дверей остановилась и стучит: Лисичка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка:Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка:Я, Лягушка,
частушки пою. На дудочке играй-ка! А ты кто? Я
красавица Лисичка, Он не низок, не высок, высок. Как по полю, поля Мишка идет, у дверей остановился и ревет: Мишка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звери
Мишку испугались
|
показывают руками «крышу теремка», «бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест «Мышка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, прижимают к губам указательный палец,
показывают руками «крышу теремка»,
шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
жест «Мышка»,
«лепят ладошками пирожки», жест «Лягушка»,
показывают руками «крышу теремка»,
средний и указательный пальцы правой руки вытянуты вверх, остальные сжаты - жест «Зайка»,
стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
жест
«Мышка», жест «Зайка», имитируют
игру на дудочке,
мягкие движения кистями рук, стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
жест
«Мышка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке,
мягкие
движения кистями рук, громко топают ногами, стучат кулачком о кулачок, стучат кулачком правой руки о ладошку левой, сжимают пальцы в «замок» разводят руки в стороны.
|
5.2.4.Применение ритмопластики на музыкальных занятиях. Примеры элементов ритмопластики на музыкальных занятиях.
Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.
«Веселые путешественники».
Музыка М. Старокадомского
Задачи: развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
ОПИСАНИЕДВИЖЕНИЙ
И.П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом.
1 фигура
1 куплет
Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев:
И. П. - стоя лицом в круг.
На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.
На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",
«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,
«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
«обезьяну» - наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,
«попугая» - наклон в том же положении влево,
«вот» - руки вперед.
«компания какая» - руки опустить.
Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.
2 фигура
2 куплет
Запев:
ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)
На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.
Припев: движения те же.
3 фигура
3 куплет
Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).
Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).
Припев: движения те же.
На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.
5.2.5.Применение психогимнастики. Примеры упражнений для использования элементов психогимнастики на музыкальных занятиях.
Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... а теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Слепой танец»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Гусеница»
На координацию движений, групповую работу.
Цель: Игра учит доверию.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Ведущий дает инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
«Смена ритмов»
Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
5.2.6. Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Примеры.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Упражнение на дыхание «В Лесу»
Музыкальный руководитель: «Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.
Упражнение на дыхание «Вертушки».
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.
5.3. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей мы выявили определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесли некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.
Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах».
В ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.
- Анкетирование
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему
- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
5.4. Совместная работа педагогов ДОУ.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.
Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.
Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.
В ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ (6 ЭТАП).
· Разработала подробный календарный план
· Сделала подборку пальчиковых игр для каждого возраста.
· Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста применению психогимнастических упражнений
· Сделала подборку психогимнастических упражнений для каждого возраста.
· Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по логоритмике.
· Сделала логоритмических упражнений для каждого возраста.
· Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по ритмопластике.
· Сделала подборку упражнений по ритмопластике для каждого возраста.
· Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по дыхательной и артикуляционной гимнастике.
· Сделала подборку упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике для каждого возраста.
· Провожу занятия, развлечения с здоровьесберегающих технологий.
· Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
· Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
· Делюсь опытом с другими педагогами.
· Провожу анализ занятий с позиций здоровьесбережения.
· Провожу два раза в год диагностику муз. Развития. Наблюдаю положительную динамику.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения.
Параметры |
Результаты анализа |
Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. |
Соответствует нормам СанПин |
Продолжительность музыкальных занятий. |
Соответствует возрасту. |
Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей) |
Количество видов деятельности на муз. занятиях: 3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество -песенно-танцевальное, игры-драматизации). Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются.
|
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). |
ТСО применяется в основном для прослушивания музыки. Общая длительность использования на занятии не превышает 25% Соответствуют нормам. |
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. |
В процессе слушания и пения проводятся физкультминутки с использованием пальчиковой гимнастики. В качестве разминки во время пения проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика. |
Проведение бесед, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. |
Регулярно проводятся. |
Психологический климат на занятии. |
В основном, занятия проходят в спокойной обстановке |
Темп и особенности начала и окончания занятия. |
В начале и конце занятия проводятся психогимнастические упражнения. |
Выводы
Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами этой работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
4. Повышение уровня речевого развития.
5.Стабильность физической и умственной работоспособности.
Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель, 2011.
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.
5. Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
6. Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова
7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
8. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
9. 11.Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
10. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
11. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
12. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
13. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
14. Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. ЛОИРО, 2000. - 220 с.
15. Из истории музыкального воспитания. /Сост. О А.-Апраксина – М.: Просвещение, 1990
16. Кантарович В. С. Гигиена голоса. - М.: Муз-гиз,1955
17. О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском садузанятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с.
18. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. //Сост.О.О-Апраксина – М.: Просвещение 1987.
19. Забавное сольфеджио, (учебное пособие для детей дошкольного возраста), С. П., 1992.
20. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.
21. Методика музыкального воспитания в детском саду, М., ''Просвещение'', 1989г
22. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера, 2008г.
23. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г.
24. Логоритмические занятия в детском саду. - М.:Сфера, 2004г.
25. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
26. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.:Аркти, 2005г.
27. Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009
28. Музыкальное воспитание дошкольников, М.: Издательский центр «Академия», 2000.
29. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.