Программа "Живая история"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Живая история рабочая программа.docx

 

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 10»

(МБОУ «Средняя школа № 10»)

 

 

ПРИНЯТА

педагогическим советом

от 22.06.2021 протокол № 12

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ

«Средняя школа №10»

от 22.06.2021 375-п

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Живая история»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 

                               Информационная карта

 

Наименование

программы.

Живая история

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Направленность программы

Туристско-краеведческая

Вид программы

Модифицированная

Срок обучения

1 год

Возраст обучающихся

11-16 лет

Уровень программы

Стартовый (ознакомительный)

Цель программы

Создание оптимальных педагогических условий для воспитания гражданственности, духовности и патриотизма, развитие творческих способностей личности на основе историкокультурного наследия родного края.

 

Задачи программы

 Обучающие:

- изучить историко-культурное наследие старого Черноречья, родного города Дзержинска, городов Нижегородской области;

- изучить основные приемы ведения исследовательской работы по краеведению.

 Развивающие:

- развить логический способ мышления;

- развить познавательную активность обучающихся, их творческие способности;

- развить устойчивый интерес к историческому прошлому города, региона;

- сформировать общие навыки работы с краеведческой литературой, архивными документами;

- привить навыки учебно-исследовательской деятельности: методику сбора, отработки краеведческой информации, подготовки исследовательских проектов, и их публичной защите.

- сформировать навыки планирования результативности действий с учетом заданного набора средств;

- сформировать информационно-поисковые навыки с целью нахождения обработки и хранения необходимой информации по краеведению.

 Воспитывающие:

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

- воспитать потребность в устойчивом интересе к историческому прошлому, к современной жизни города, всемерной помощи в улучшении жизни города, бережного отношения к памяти о прошлом Дзержинска и области.

Планируемые результаты

Личностные:

• развивать умение отстаивать свою точку зрения;

• вести активную жизненную позицию;

• логически мыслить;

• развивать внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь;

• позитивно относиться к окружающим;

• выслушивать противоположную точку зрения;

• развивать познавательные способности;

Предметные:

 - обучающиеся должны знать:

такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.

 - обучающиеся должны уметь:

• выступить в роли экскурсовода и корректно предоставить информацию гостям, посетителям музея;

• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

• организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной литературой.

Метапредметные:

• участвовать и занимать места в конкурсах;

• обладать навыками исследовательской деятельности;

• принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников;

• развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

• формирование умений публичных выступлений;

• пользоваться компьютером;

• создавать презентации;

• планировать свою деятельность;

• уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, анализировать полученные результаты.

 - Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый подросток может выступить в роли экскурсовода и заинтересовать слушателя.

 

 


 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Живая история" имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для получения обучающимися дополнительного образования и направлена на формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств, помогает расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашего края, воспитывать патриотизм и чувства уважения к истории Родины. Способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися поисковой, исследовательской деятельности. Служат целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Деятельность программы предназначена в том числе для помощи школьнику в получении новых знаний об окружающей его социальной, культурной среде, обучению уважительного и бережного отношения к ней, приобретению важного опыта социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. 

На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил.

В процессе занятий обучающиеся активно участвуют в конкурсах муниципального и регионального масштаба, военно-патриотических акциях, тематических мероприятиях, посещают семинары и практикумы. Организуют и проводят экскурсии для посетителей школьного музея, оттачивают и совершенствуют навыки экскурсоводов.

Особенность программы заключается в индивидуальном освоении каждым обучающимся основ экскурсионной деятельности через изучение теоретического материала и коллективного участия в практической деятельности школьного музея, что должно явиться стартовой площадкой для определения в подростковом возрасте своей программы самосовершенствования, самореализации.

Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ:

- разнообразием активных форм организации деятельности обучающихся;

-  совпадением интересов детей и взрослых;

- доступностью изучения народных традиций и культуры края;

- возможностью заниматься поисково-исследовательской деятельностью;

- имеет профориентационную направленность;

- способствует более глубокому изучению исторического наследия родного края;

- расширяет кругозор обучающихся, воспитывает гордость за свой народ.

Актуальность программы несомненна. В наше время в обществе набирает обороты стремление познать свои корни, следовать правилам патриотизма и уважении к истории Родины. Обращение к далекому прошлому, знакомство с жизнью ярких личностей земляков – дзержинцев, внесших значительный вклад в дело развития науки, техники, культуры, образования послужат наглядным примером служения долгу, станут своеобразным барьером против агрессивного воздействия на сознание подрастающего поколения образцов идеологии массовой культуры. Освоение обучающимися знаний об историческом прошлом городов и селений Нижегородской области логично завершает программу, что способствует осуществлению реализации системного социокультурного подхода к истокам, предполагающего развитие у подростков нравственно-духовного стержня с помощью методик и педагогических технологий, органически соединяющих обучение и воспитание. Программа призвана вызывать чувства благодарности, любви, прочной укоренённости и привязанности к своей родной земле, её святыням, прошлому и настоящему.

Данная программа является актуальной еще и по следующим причинам:

- интересные занятия, богатая событиями жизнь, отличающаяся от школьной или домашней жизни подростка;

- ощущение собственной значимости, повышение самооценки, избавление от комплексов, развитие креативности;

- творческое общение с педагогами и сверстниками, разделяющими его интересы;

- социальная адаптация, формирование практических навыков жизни в полевых условиях;

- расширение кругозора обучающихся, что способствует лучшему усвоению школьной программы.

Новизна программы состоит в том, что предлагаемая программа «Живая история» реализует целенаправленное, систематизированное изучение исторического прошлого г. Дзержинска, знакомит подростков с историей Нижегородчины. Ранее изучение истории отдельно взятой местности (г.Дзержинск и его окрестности) не могли создать в умах обучающихся совершенно полной картины.

Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем регионе, и с учетом:

- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р "Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей";

- Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее направленностью и способствуют осуществлению связи обучения с жизнью, воспитанию нравственных качеств личности подростка, активизации его познавательной деятельности, помощи в профессиональном самоопределении.

Целью программы является создание оптимальных педагогических условий для воспитания гражданственности, духовности и патриотизма, развитие творческих способностей личности на основе историкокультурного наследия родного края.

Задачи программы представлены следующим перечнем:

Обучающие:

изучить историко-культурное наследие старого Черноречья, родного города Дзержинска, городов Нижегородской области;

изучить основные приемы ведения исследовательской работы по краеведению.

 Развивающие:

развить логический способ мышления;

развить познавательную активность обучающихся, их творческие способности;

развить устойчивый интерес к историческому прошлому города, региона;

сформировать общие навыки работы с краеведческой литературой, архивными документами;

привить навыки учебно-исследовательской деятельности: методику сбора, отработки краеведческой информации, подготовки исследовательских проектов, и их публичной защите.

сформировать навыки планирования результативности действий с учетом заданного набора средств;

сформировать информационно-поисковые навыки с целью нахождения обработки и хранения необходимой информации по краеведению.

 Воспитывающие:

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

воспитать потребность в устойчивом интересе к историческому прошлому, к современной жизни города, всемерной помощи в улучшении жизни города, бережного отношения к памяти о прошлом Дзержинска и области.

Возраст обучающихся

Данная программа рассчитана для обучающихся 14-16 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование профориентации подростка, обучающиеся могут применять освоенные теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью краеведов и экскурсоводов. В группе предполагается не более 10-15 человек, набор свободный, состав постоянный. Группа разновозрастная.

Категории обучающихся: программа предназначена для обучающихся, в том числе для детей в трудной жизненной ситуации.

Срок реализации 1 год. Программа реализовываться в течение всего календарного года.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут

Формы занятий: программа предполагает индивидуальную и групповую работу, проведение массовых мероприятий, мероприятий в период каникул, акций.

Способы проверки усвоения программы: контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, решения практических задач, демонстрации приобретенных навыков, разработки и защиты проектов.

Промежуточная аттестация проводится в форме творческой работы.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- базовые приемы работы с краеведческим материалом, алгоритм создания исследовательской работы, правила и технологию организации и проведения экскурсии;

- историческое прошлое г. Дзержинска;

- достопримечательные места города и окрестностей;

- биографии выдающихся личностей прошлого Дзержинска;

- основы технологии поисковой работы;

- основы музейной, библиографической работы с литературой;

Обучающиеся должны уметь:

- владеть основами технологии краеведческого поиска;

- основами приемов работы со справочной и краеведческой литературой,

архивными и музейными материалами;

- самостоятельно найти материал по истории Черноречья, г.Дзержинска,

городов Нижегородского края;

- организовать свою деятельность экскурсовода: готовить и обрабатывать материал. выстраивать речь, уметь грамотно взаимодействовать со слушателями;

- создавать экскурсионные маршруты;

- работать с библиографическим, историческим материалом;

- самостоятельно ориентироваться в городе;

- бережно относиться к документальному материалу, к природе;

- принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни;


 

 

Учебный план

 

п/пр

Темы

Всего часов

  Теория

Практика

1

Тема 1: «История города Дзержинска».

 

7

 

7

 

0

2

Тема 2: «Знакомство с работой библиотек, музеев, архива».

5

1

4

3

Тема 3: «Перспективы Нижегородского края».

3

2

1

4

Тема 4: «Лаборатория юного краеведа».

2

2

0

5

Тема 5: «Подготовка и защита исследовательского проекта».

8

1

7

6

Тема 6. «Речь и имидж экскурсовода» (3 часа)

3

0

3

7

Тема 7. «Подготовка экскурсии»

 

6

1

5

 

Итого:

34

14

20

 

 



 

 

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Живая история»

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего часов

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

31 неделя

32 неделя

33 неделя

34 неделя

35 неделя

36 неделя

37 неделя

38 неделя

39 неделя

40 неделя

41 неделя

42 неделя

43 неделя

44 неделя

45 неделя

46 неделя

47 неделя

48 неделя

49 неделя

50 неделя

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

Условные обозначения:

 

 


Общая нагрузка в часах в неделю                          Промежуточная  аттестация                Каникулярный период


 

Содержание программы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Живая история»

 

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: занятия дополнительной общеобразовательной развивающей программы «Живая история» проводятся в учебном кабинете, где имеются музейные стенды, столы, стулья, компьютер, часы.

Перечень оборудования: музейные экспонаты представлены в школьном музее им. А.О. Молева, краеведческая литература, видео и фото материалы по темам, методическая литература.

Информационное обеспечение: видео – интернет источники, библиографические источники.

Кадровое обеспечение: Шуткова Дарья Сергеевна, педагог дополнительного образования.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

Список литературы для педагогов

1. Григорьян И. С. Программа формирования у обучающихся навыков научно-исследовательской работы. Сборник «Гольяновская гимназия № 1516 г. Москвы, отв. редактор Курнешова Л. Е. Центр инноваций в педагогике. – Москва, 1999 г.

2. Сафронов В. Дзержинск – город сбывшейся мечты 1960-1991 гг. / В. Сафронов. – Нижний Новогород, 2018г.

3. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.

4. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 - 215.

5. Тюльников Л. К. Герои советского союза – горьковчане / Л. К. Тбльников, Я. И. Басович. - Горький., 1972.

6. Филатов Н.Ф. «По весям земли Нижегородской» / Н.Ф.  Филатов, 2000г.

7. Чемоданов Л. А. История горьковской области / Л. А. Чемоданов. - Горький., 1975.

8. Шальнов С.М. « Сказание о Флорищевой пустыни», Дзержинск, 2006 г.

9. Шальнов С.М. «Умная старина»,

10. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. Н.Н.,1999г

11. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Науч. тр. 9. Государственного центрального музея современной истории России. Музейное дело. Вып.26. – Москва, 2001 г.

12. Ясман З. Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.

 

Список литературы для детей

1. Горбунов Н.Е. Они защищали Родину., Н.Новгород., 2014

2. Косой Ю.М. Город, Трамвай, Люди. Н. Н, 2003 г.

3. Куприянова Н. И. Записки краеведов / Н. И. Куприянова. - Горький., 1977.

4. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький,1987г.

5. Свешников М.Н. Архитектурные памятники Нижнего. Н.Н.,2005.

6. Смирнов В.Н. Очерки Нижегородского быта. Горький. 2002г.

7. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии.// 8. Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 - 215.

9. Шальнов С.М. Умная старина., Н.Новгород., 2013г

 


 

Календарно – тематическое планирование
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Живая история»

 

урока

Темы занятий

Теория

Практика

Форма контроля

 

Тема 1: «История города Дзержинска» (7 часов)

7

 

 

1

Введение. Туристско-краеведческие возможности. Рождение города: от п.Растяпино до Дзержинска. Техника безопасности.

1

 

 

2

Наш город в 30-е годы XX века.

1

 

 

3

Дзержинск в годы войны (1941-1945 гг.)

1

 

Викторина

4

Годы мирного строительства в 50-е годы XX века (1960-1980гг).

1

 

 

5

Город в наше время.

1

 

Викторина

6

Герои горда Дзержинска и Нижегородской области.

1

 

 

7

Экскурсия в школьный музей им. А.О. Молева (проводит актив музея).

1

 

Собеседование

 

Тема 2: «Знакомство с работой библиотек, музеев, архива» (5 часов)

1

4

 

8

Методика записи воспоминаний. Этика краеведа – исследователя.

(Оформление записи воспоминаний).

 

1

 

9

Умения и навыки обращения с техническими средствами (диктофон, видеокамера).

(Работа с видеокамерой, диктофоном).

 

1

 

10

Методика оформления паспорта экскурсионного объекта.

(Оформление паспорта объекта)

 

1

Самостоятельная работа

11

Методика сбора краеведческого материала и составления экскурсии.

1

 

 

12

Презентация собственной мини-экскурсии.

 

1

Практическая работа

 

Тема 3: «Перспективы Нижегородского края»  (3 часа)

2

1

 

13

Туристско-краеведческие возможности Нижегородской области.

1

 

 

14

Природно-экономические условия края и перспективы развития.

1

 

 

15

Практикум: «Мои перспективы на малой родине»

 

1

Практическая работа

 

Тема 4: «Лаборатория юного краеведа»  (2 часа)

2

 

 

16

Приемы исследовательской работы с источниками. Возможности сети Интернет.

1

 

 

17

Работа с источниками в архиве, музее. Работа с литературой.

1

 

Интерактивные задания

 

Тема 5: «Подготовка и защита исследовательского проекта» (8 часов)

1

7

 

18

Этапы работы. Логическая последовательность.

1

 

 

19

Постановка цели. Задачи. Вводная часть.

 

1

Собеседование

20

Основная часть. Заключение, выводы.

 

1

Собеседование

21

Оформление титульного листа. Соблюдение требований к культуре оформления.

 

1

Собеседование

22

Оформление части «Приложения» Подбор иллюстративного материала.

 

1

Собеседование

23

Практическая отработка устной защиты.

 

1

Собеседование

24

Подготовка электронной презентации.

 

1

Практическая работа

25

Публичная защита.

 

1

Практическая работа

 

Тема 6. «Речь и имидж экскурсовода» (3 часа)

 

3

 

26

Что такое ораторское искусство.

(Практическая часть: упражнения на дыхание, речёвки, скороговорки).

 

1

 

27

Культура речи экскурсовода.

(Чтение прозы и стихов. Музейные понятия, используемые при подготовке и проведении экскурсии.

 

1

 

28

Дикция экскурсовода. Мимика и жесты. Одежда.

(Выстраивание беседы, работа с конфликтными слушателями)

 

1

Викторина

 

Тема 7. «Подготовка экскурсии»

 (6 часов)

1

5

 

29

Оформление текста экскурсии. Тема, продолжительность экскурсии.

 

1

 

30

Проведение экскурсий по выбранным темам для членов своего объединения (по очереди) с последующим коллективным обсуждением.

 

1

Практическая работа

31

Подготовка экскурсии

 

2

Практическая работа

32

33

Проведение экскурсии для посетителей музея.

 

1

Практическая работа

34

Промежуточная аттестация в виде творческой работы.

1

 

Творческая работа

 

Всего часов: 34 часа

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru