Программа злективного курса "Азбука права" 6 класс
Оценка 4.6

Программа злективного курса "Азбука права" 6 класс

Оценка 4.6
docx
18.11.2020
Программа злективного курса "Азбука права" 6 класс
Progr_elektiv_kursa_Azbuka_prava_6 kl.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
(МКОУ «Унъюганская СОШ№1»)

Улица Тюменская,65                                                                                                  Тел. (34672)48-436, (34672) 48-460

Поселок Унъюган, Октябрьский район,                                                                   тел./факс: (34672) 48-122

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                    E-Mail: Unyugansch1@oktregion.ru

Россия, 628128

ОКПО 36265642, ОГРН 1028601497594, ИНН/КПП 8614002269/861401001

 

 

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

 «Азбука права»

 по обществознанию

для учащихся 6 класса

               (общеобразовательный уровень обучения)

 (34 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

___Афанасьева Римма Ахатовна,

 

(Ф.И.О. учителя)

учитель(я)__обществознания__

 

(предмет)

 

 

 

 

 

 

 

Унъюган

2019

Пояснительная записка

 

Рабочая программа элективного курса: «Азбука права» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

 

Ø    Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28п. 6);

Ø    приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

Ø    примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Ø    письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Ø    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81);

Ø    приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

Ø    Всеобщая Декларация прав человека;

Ø    Конвенции ООН о правах ребенка;

Ø    материалы 2 главы Конституции Российской Федерации;

Ø    книги К.П. Краковского «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность».

 

        Всего 35 часов, 1 час в неделю.

 

Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и гимназического уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи программы:

·                     Информирование обучающихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.

·                     Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.

·                     Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 12 до 13 лет.

Учебный материал делится на две части: теоретический и практический.

Ожидаемые результаты:

·                     Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

·                     Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

·                     Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

·                     Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

·                     Уметь провести беседу с обучающимися младших классов по правам ребенка

Формы организации занятий

Занятия проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, ребята учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.

На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

·                     Лекция – кратковременное выступление педагога (обучающегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).

·                     Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.

·                     Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)

·                     Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

 

Практика

Сроки

1

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила внутреннего распорядка.

1

1

 

5.09

2

Круглый стол «Кто виноват и что делать?»

1

 

1

12.09

3

Игра «Наркоманы – особые, особенные или…»

1

 

1

19.09

4

Игра-обсуждение «Эпидемия»

 

1

 

1

26.09

5

Викторина «Я гражданин»

 

1

 

1

3.10

6

Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.

1

1

 

10.10

7

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

1

 

1

17.10

8

«Власть и порядок в обществе»

1

1

 

24.10

9

Преступление и наказание (об уголовном праве)

1

1

 

7.11

10

Игра «Умей сказать нет!»

 

1

 

1

14.11

11

Семейный кодекс РФ

(ст. 54,56)

1

1

 

21.11

12

Семейный кодекс РФ

(ст. 57,60)

1

1

 

28.11

13

Трудовой кодекс РФ

(ст. 265)

1

1

 

5.12

14

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей»

1

 

1

12.12

15

Деловая игра «Моё право на труд»

 

1

 

 

1

19.12

16

Гражданин и собственность (о гражданском праве)

1

1

 

26.12

17

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра 5х5

1

 

1

16.01

18

Знакомство с профессиями сотрудника ГИБДД, участкового и т.д.

1

1

 

23.01

19

Брейн – ринг «Жизненный компас молодёжи»

1

 

1

30.01

20

Конвенция ООН о правах ребёнка. Основные статьи.

1

1

 

6.02

21

Просмотр презентаций «Права ребёнка».

1

 

1

13.02

22

Викторина «Имею право, но обязан»

1

 

1

20.02

23

Беседа «Экологические правонарушения.  Юридическая ответственность за их совершение»

1

1

 

27.02

24

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» Ток – шоу.

1

 

1

6.03

25

Ролевая игра «Мы – будущие избиратели»

1

 

1

13.03

26

Уголовный кодекс РФ

(ст. 20)

1

1

 

20.03

27

Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса»

1

 

1

3.04

28

Насилие и закон.

1

 

1

 

10.04

29

Закон и правопорядок

1

 

1

 

17.04

30

Тренинг «Основы правовой культуры»

1

 

1

24.04

31

Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей»

1

 

1

8.05

32

Тренинг «Стоит ли идти за Клинским?»

1

 

1

15.05

33

Правовая игра «Умники и умницы»

1

 

 

1

22.05

34

Итоговые диагностики – уровень гражданских и патриотических качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении

1

 

2

29.05

 

Всего

 

35 часов

14 часов

21 час

 

 

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

Вводное занятие

Составление плана работы на полугодие.

Права и обязанности школьников»

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

 

«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ»

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.

 

 «Конвенция ООН о правах ребенка»

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

«Человек. Личность. Гражданин»

Гражданско-правовое образование обучающихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

 

«Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ»

Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. Ролевая игра «Мы – будущие избиратели». Правовая игра «Мой взгляд».

 

«Уголовный кодекс РФ»

Основы уголовного кодекса РФ. Формирование ответственности за поступки. Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса». Насилие и закон. Закон и правопорядок.

 

 

 

Основные понятия

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.

Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.

Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.

Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).

Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.

 

Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

Истина – то, что существует в действительности, правда.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.

Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.

Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).

Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

 

Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено

Правонарушение – нарушение определенных норм права.

Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших, на основе расовых черт и признаков.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.

Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

Толерантность – терпимость, снисходительность.

Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

 

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

 

С рождения

·                Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).

·                Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

·                Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

·                Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.

·                Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).

·                Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка ст. 54, 57, 60 СК РФ).

·                Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на отдых и досуг.

·                Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

·                Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

С 6 лет

·                Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).

·                Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

·                Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет

·                Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

 

С 11 лет

·                Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

С 14 лет

·                Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

·                Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).

·                Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).

·                Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.

·                Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.

·                Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).

·                Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

·                Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

·                Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).

·                Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

·                Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).

·                Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).

·                Право на объединение в профсоюзы.

·                Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

·                Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).

·                Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

·                Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

·                Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

С 15 лет

·                Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

·                Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

·                Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).

·                Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

·                Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

·                Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

·                Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет

·                Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

·                Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).

·                Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

·                Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).

·                Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

·                Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

·                Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

·                Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

 

 

РФ – Российская Федерация                      ТК – Трудовой кодекс

ГК – Гражданский кодекс                           СК – Семейный кодекс

УК – Уголовный кодекс

КоАП – кодекс административных правонарушений


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса: «Азбука права» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Ø

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса: «Азбука права» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Ø

Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства

Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

Беседа «Экологические правонарушения

Беседа «Экологические правонарушения

Человек. Личность. Гражданин»

Человек. Личность. Гражданин»

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали)

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали)

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

С 11 лет ·

С 11 лет ·

С 17 лет ·

С 17 лет ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020