Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов (8А, 8Б) системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов.
Программа составлена на основе:
● Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.;
● Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
● Фундаментального ядра содержания общего образования;
● Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
● Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;
● Примерной программы основного общего образования по физике;
● Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: (А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник (М.:Дрофа, 2014), с. 12 – 16, 44 – 67, 90 – 91.
programma_8_kl.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8
классов (8А, 8Б) системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8
классов.
Программа составлена на основе:
●
Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и
●
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
●
Фундаментального ядра содержания общего образования;
●
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования;
●
Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования;
●
Примерной программы основного общего образования по физике;
● Программы основного общего образования. Физика. 79 классы. Авторы:
(А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник (М.:Дрофа, 2014), с. 12 – 16, 44 – 67, 90 – 91.
●
Программы духовнонравственного развития и воспитания личности;
Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МКОУ
●
«Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа»
Программа определяет содержание и структуру учебного материала,
последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов
деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к
личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем
разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к
предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных
предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии,
физической географии, биологии лежат физические законы. Физика даёт учащимся
научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. Программа определяет содержание учебного материала,
его структуру,
последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов
деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
В 8 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного
познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять
физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Цели
изучение физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для
построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности
разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности
научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также
интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как
профильного предмета.
задач
:
Достижение целей обеспечивается решением следующих
овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы,
знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях,
физических величинах, характеризующих эти явления;
сформировать у учащихся умения наблюдать физические явления и проводить
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
усвоение понятий: природное явление, эмпирический установочный факт, гипотеза,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание
ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки
спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у
школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая
преемственности с курсом «Окружающий мир», включающим некоторые знания из области
физики, предусматривается изучение физики в 8 классе на высоко, но доступном уровне
трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям, подкрепляя их
демонстрационным экспериментом и решением теоретических и экспериментальных задач.
На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей
учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование
различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством
учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и
групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт
условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки
включены сведения из истории физики и техники.
Материал в программе выстроен с учётом возрастных возможностей учащихся.
Форма организации образовательного процесса: классноурочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в
развития исследовательских навыков,
проблемного обучения,
сотрудничестве,
информационнокоммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, тестов,
проверочных работ, лабораторных работ; итоговый контроль – итоговая контрольная
работа.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе входит в состав
естественнонаучной области, относится к числу обязательных предметов и входит в
Федеральный компонент учебного плана.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 8 классе, из расчета 2
учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе 70, согласно школьному
учебному плану 2 часа в неделю. Количество контрольных и лабораторных работ
оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой.
Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии не
предусмотрены.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг у другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текса, находить в нём ответы на поставленные
вопросы и излагать его;
приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
осваивать приёмы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическим
методами решения проблем;
формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
формировать представления о закономерной связи и познания явлений природы,
об объективности и познании явлений природы, об объективности научного
знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формировать представления о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать
основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества,
элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным
аппаратом и символическим языком физики;
приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать
возможные причины техногенными экологических катастроф;
осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн,
естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их
вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с
применением полученных знаний законов механики, электродинамики,
термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
формировать представления о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии
несовершенства машин и механизмов.
Содержание учебного предмета
Тепловые явления – 23 ч
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Работа и теплопередача.
Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.
Расчёт количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.
Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния
вещества на основе молекулярнокинетических представлений. Преобразование энергии в
тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового
двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
3. Измерение влажности воздуха.
Лабораторные опыты
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы
внешних сил.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Исследование процесса испарения.
Исследование тепловых свойств парафина.
Демонстрации
Нагревание жидкости в латунной трубке. Нагревание жидкостей на двух горелках.
Нагревание воды при сгорании сухого горючего в горелке.
Охлаждение жидкости при испарении.
Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Явление испарения.
Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Устройство калориметра.
Модель кристаллической решетки.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: конвекция,
излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в
результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация)
и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении,
кипение, выпадение росы;
умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость
вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
владение экспериментальными методами исследования: зависимости
относительной влажности воздуха от давления водяного пара,
содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного
водяного пара; определения удельной теплоёмкости вещества;
понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометра,
психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических
и тепловых процессах и умение применять его на практике;
овладение способами расчётов для нахождения: удельной теплоёмкости,
количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им
при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты
плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и
конденсации, КПД теплового двигателя;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды).
Электрические явления – 29 ч Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных
тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения
электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники
тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое
сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение
проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон ДжоуляЛенца. Конденсатор.
Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел,
нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах,
электрические явления с позиции атома, действия электрического тока;
умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на
участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля – Ленца;
понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического
элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и
способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчётов для нахождения: силы тока, напряжения,
сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников,
удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока,
количества теплоты, выделяемого проводником с током, ёмкости конденсатора,
работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды, техника безопасности).
Электромагнитные явления – 23 ч
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле
катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и
стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной
стрелки, действие магнитное поле на проводник с током;
владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного
действия катушки от силы тока в цепи;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды, техника безопасности).
Световые явления – 21 ч
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение
светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света.
Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
11. Получение изображения при помощи линзы.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
Понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное
распространение света, образование тени и полутени, отражение и
преломление света;
Умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу
линзы;
Владение экспериментальными методами исследования зависимости:
изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы,
угла отражения от угла падения света на зеркало;
Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон отражения света, закон преломления света, закон
прямолинейного распространения света;
Различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы,
оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и
рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей
линзой;
Умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды).
Итоговая контрольная работа – 1 ч
Резервное время – 2 ч Учебнометодическое и материально техническое обеспечение образовательного
процесса
Программа курса физики для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы
А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник, М.:Дрофа, 2014)
Учебнометодическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование
УМК (учебнометодических комплектов) системы «Вертикаль» А.В.Пёрышкина 8 класс.
УМК «Физика. 8 класс»
1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
2. Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В.
Шаронина).
3. Физика. 8 класс. Рабочая тетрадь (Т.А.Ханнанова, Н.К,Ханнанов, М.:Дрофа, 2014,
Вертикаль);
4. Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
5. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В.
Позойский, Е. А. Марон).
7. Электронное приложение к учебнику – www
. drofa
. ru
Материальнотехническое обеспечение
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3. Физические постоянные.
4. Шкала электромагнитных волн.
5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по
электричеству.
7. Порядок решения количественных задач.
Тематические таблицы
1. Броуновское движение. Диффузия.
2. Поверхностное натяжение, капиллярность.
3. Строение атмосферы Земли. 4. Глаз как оптическая система.
5. Оптические приборы.
6. Измерение температуры.
7. Внутренняя энергия.
8. Теплоизоляционные материалы.
9. Плавление, испарение, кипение.
10. Двигатель постоянного тока.
11. Звёзды.
12. Солнечная система.
13. Затмения.
14. Земля – планета Солнечной системы. Строение Солнца.
15. Планеты земной группы.
16. Планетыгиганты.
17. Малые тела Солнечной системы.
Комплект портретов для кабинета физики (папка с 15 портретами)
Электронные учебные издания
1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7 – 11 классы (под ред.Н.К.Ханнанова);
2.
Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория);
Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы:
Демонстрационное;
Лабораторное.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Цифровые компоненты к учебнометодическому комплексу по физике 7 класса.
2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по физике.
Технические средства обучения
1. Ноутбук. Основные технические требования: графическая операционная система,
привод для чтениязаписи компакт дисков, аудиовидео входы/выходы, возможность
выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в
комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и
презентационных).
2. Сканер с приставкой для сканирования слайдов
3. Принтер лазерный
4. Колонки для воспроизведения звука
5. Мультимедиа проектор
6. Экран навесной.
7. Документкамера.
8. Интерактивная доскаприставка.
Кабинет физики содержит:
1. лабораторные столы (парты ученические); 2. рабочий стол учителя;
3. демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и
краном;
4. доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);
5. противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);
6. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
7. инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал
регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных
волн, таблица приставок и единиц СИ.
Кабинет оборудован системой частичного затемнения.
Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения
демонстрационного оборудования и подготовки опытов.
Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:
обучения,
средств
технических
ноутбуком
комплектом
мультимедиапроектором и интерактивной доской;
учебнометодической,
справочноинформационной и научнопопулярной
литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению
учебного эксперимента,
инструкциями по эксплуатации учебного
оборудования);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физик,
портретами выдающихся физиков.
с
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Система оценивания результатов в освоении программы по физике предусматривает:
комплексный подход к оцениванию результатов при усвоении программы
курса;
использование результатов освоения образовательной программы как
содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности учащихся в освоении содержания предмета на основе
системнодеятельностного подхода, т.е. в способности выполнять учебно
практические и учебнопознавательные задачи;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации
(метапредметные, предметные результаты) и неперсонифицированных
(личностные результаты);
использование накопительной системы оценивания, которые характеризуют
динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование стандартных форм оценивания (письменная работа, устный
ответ) и нестандартных форм, (проекты, творческая работа, самоанализ,
самооценка и др.).
Система оценки метапредметных, предметных и личностных результатов реализуется в
рамках накопительной системы, которая может быть представлена в виде рабочего портфолио или портфолио достижений, созданных как на бумаге, так и в электронном
виде.
Основными разделами рабочего портфолио могут быть:
работы, проекты, исследования в школе и в различных кружках;
классные, домашние упражнения, задачи, задания, фотографии, прорисовки, модели,
поделки, копии текстов, аудио и видеокассеты, стихи, компьютерные программы.
Основными разделами портфолио достижений могут быть:
отзывы на творческие и другие работы, участие в конференциях, олимпиадах,
соревнованиях;
показатели предметных результатов(контрольные работы, проектные и
творческие работы и др.);
показатели метапредметных результатов.
Портфолио пополняет и оценивает сам ученик: нормально, хорошо, почти отлично,
превосходно.
Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Она предполагает
коммуникативных,
оценку универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных):
способность ученика принимать и сохранять учебную цель и задачу,
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
умение планировать собственную деятельность;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к саморегуляции, рефлексии;
умение осуществлять информационный поиск;
умение использовать знаковосимволические средства;
способность к осуществлению логических операций: сравнения, анализа,
обобщения, классификации, установления аналогий;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка предметных результатов персонифицирована. Объектом оценки является
способность учащихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи.
Оценка достижений предметных результатов ведётся входе текущего и промежуточного
оценивания, выполнения итоговых проверочных работ. Система оценки предметных
результатов должна быть уровневой.
Базовый уровень – освоение учебных действий в рамках круга выделения задач (оценка
«3» или «зачёт»).
Повышенный уровень – превышение базового уровня осознанного произвольного
овладения учебными действиями (оценка «4»).
Высокий уровень – оценка «5». Повышенный и высокий уровни отличаются по полноте освоения планируемых
результатов уровня овладения учебными действиями и сформированностью интересов к
предмету.
Пониженный уровень (оценка «2») свидетельствует об отсутствии систематической
базовой подготовки по освоению половины базовой подготовки, имеются значительные
пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.
Низкий уровень (оценка «1») – наличие только отдельных фрагментальных знаний,
дальнейшее обучение почти невозможно.
Результат накопленных оценок фиксируется в классном журнале.
Оценка личностных результатов не персонифицирована. Объектом оценки
являются сформированные универсальные учебные действия:
самоопределение, т.е. сформированность внутренней позиции;
смыслообразование, т.е.поиск и установление личностного смысла;
моральноэтическая ориентация, т.е. знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной
необходимости.
Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг:
сформированности внутренней позиции ученика;
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса (уроки,
познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями);
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха и своих неудач,
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности гражданской идентичности (гордость за страну, а её успехи и
достижения, любовь к краю, культуре);
сформированности мотивации учебной деятельности (социальные, учебно
познавательные; любознательность, интерес к новому, стремление к
совершенствованию своих способностей);
готовности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной
мотивации, готовности к выбору профильного образования;
знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений,
способности к решению моральных проблем.
За каждую задачу, показывающую овладение конкретными действиями или умениями,
ставится оценка. Оценки накапливаются в таблицах: предметных, метапредметных и
портфолио достижений.
Таблицы могут быть в электронном виде. Если такая возможность отсутствует, то в
бумажном виде в дневнике ученика и в рабочем журнале учителя.
Таблицы составляют из перечня действий или умений, которыми должен и может
овладеть ученик. Количество баллов учитель определяет самостоятельно или совместно с
руководством школы. Таблица оценки метапредметных результатов может включать графы:
понимание различия между теоретическим моделями и реальными объектами, способность
объяснять физические явления, способность воспринимать и перерабатывать информацию
в символической форме, способность переводить физические величины, работа в паре,
оценивание результата своей деятельности, способность предвидеть результат своих
действий, способность делать выводы, анализировать опыты, формулы, табличные данные,
результаты решенных задач.
Таблица оценки предметных результатов может включать графы, в которых
отражены основные умения. Таблица будет полезной при оценивании контрольных и
проверочных работ. В таблице прописываются следующие умения: запись условия в
буквенной форме, перевод единиц в СИ, графическое изображение, поиск пути решения,
запись искомых величин в виде формул, оценка полученных результатов.
Следует ввести графу «Самооценка». Её заполняет сам ученик после выполнения
работы или после того, как учитель проверил работу, но оценку не выставил. При
расхождении в оценивании работы учитель может обсудить с учеником выставленную
оценку.
Такой таблицей можно пользоваться на протяжении года, внося оценки за работы, а
затем может быть выведена общая оценка как среднеарифметическая, которая и
выставляется в журнал. Учителю следует дать возможность ученику исправить не
устраивающую его оценку, предварительно обсудив с ним слабые и сильные стороны в
раскрытии темы, решении задачи, выполнении лабораторной работы.
Таблица оценки учебнопознавательной деятельности может включать графы:
«Вид деятельности (эксперимент, наблюдение, работа с текстом)», «Самооценка», «Оценка
учителя», «Уровень овладения (высокий, средний, низкий)».
В таблице оценки личностных результатов (портфолио достижений) могут
присутствовать разделы: «Кто я и чего я хочу», «Я и моя страна (город, край)», «Чему я
научился на предметах (предметы выбирает ученик самостоятельно)», «Достижения вне
учёбы».
Таблица оценки результатов проекта заполняется педагогами, присутствующими
на защите проекта. В этой таблице необходимо отразить: выбор темы (самостоятельно,
совместно), подбор информации (источники, наблюдения, опыт), умение выражать мысль
(ясно, логично, целостно, правильно, красиво), доведение замысла до воплощения (полное,
частичное, упрощённое), определение цели (самостоятельно, совместно), преодоление
трудностей (преодолены частично, полностью, большая часть не преодолена), составление
плана (самостоятельно, совместно), реализацию плана (самостоятельно, совместно),
создание проекта (оригинальный, с элементами новизны, воспроизведение известного);
понимание вопросов (быстрое, после уточнения проблемы), представление информации
(текст, схема, таблица, модель, диаграмма) – творческое, оригинальное, типовое, умение
вести дискуссию (аргументировано, учитывая мнение собеседника, дискуссия отсутствовала), самооценку результатов и хода исполнения проекта (высокая, нормальная,
заниженная), участие в проекте (активное, пассивное, был лидером).
В конце четверти необходимо выделять время на уроке и проанализировать
образовательные результаты.
Литература для учащихся
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н.Ланге. –
М.: Наука, 1985.
Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов
общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванов. – М.:
Просвещение, 2008.
Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике /
В.И.Лукашик, Е.В,Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Перельман Я.И. Занимательная физика / Я.И.Перельман. – М.: Наука, 1980. –
Кн. 1 – 4.
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? / Я.И.Перельман. – М.: Наука, 1992.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике / Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение,
2005.
Литература для учителя
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Агафонов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике /
А.В.Агафонов. – М.: Дом педагогики, 1998.
Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике / Г.А.Бутырский,
Ю.А.Сауров. – М.: Просвещение, 1998.
КАбардин О.. Задачи по физике / О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. –
М.: Дрофа, 2007.
КАбардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по
физике / О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов; под ред. Ю.И.Дика, В.А.Орлова. – М.: АСТ,
АСтрель, 2005.
Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике / А.Н.Малинин. – М.:
Просвещение, 2002.
Тульчинский М.Е. Занимательные задачипарадоксы и софизмы по физике /
М.Е.Тульчинский. – М.: Просвещение,1971. 7.
8.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике / М.Е.Тульчинский. – М.:
Просвещение,1972.
Черноуцан А.Н. Физика: задачи с ответами и решениями / А.И.Черноуцан. М.:
Высшая школа, 2003.
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Программа 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.