ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Матчина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Программа "Бей, барабан!"
Файл:

Бей, барабан!.doc - Программа "Бей, барабан!"


Все файлы публикации > Бей, барабан!.doc
Программа "Бей, барабан!"

Пояснительная записка
Резкие перемены, произошедшие в России в экономической, политической,
образовательной и других сферах привели к тому, что сегодня обществом
наиболее востребованы такие качества личности как: высокая социальная
активность, готовность делать осознанный нравственный выбор и нести за его
последствия ответственность. Кроме этого уделяется большое значение
развитию творческих возможностей личности.
МБОУ гимназия №14 является тем социальным институтом, который
создаёт условия для социального и гражданского становления личности
подростка. Творчество в воспитательной деятельности классных коллективов
и гимназии в целом является важным условием развития ребёнка, его
духовно­нравственного становления,
подготовки к жизненному
самоопределению. Также ребёнку предоставляется широкое поле общения,
которое составляет основу всей воспитательной работы.

Деятельность ребёнка по освоению навыков игры на барабане
представляет собой пространство для получения, применения своих знаний,
умений и навыков, передачи их другим, достижения самоутверждения. У
подростка формируются умения и навыки применения полученных знаний на
практике,
к профессиональному
осуществляется подготовка
самоопределению. Так у членов ансамбля происходит становление системы
духовно­нравственных ценностей, готовность реализовать себя в социально и
личностно значимой деятельности, в результате чего формируется
собственное «Я».
Идея развития личности через усвоение общечеловеческих ценностей на
основе интереса, субъект­субъектных отношений участников объединения
«Ансамбль «Ритм» на принципах сотрудничества, сотворчества детей и
взрослых во имя самореализации каждого ребёнка ­ определяет актуальность
данного курса.

Программа "Бей, барабан!"

Объединение «Ансамбль «Ритм» по своим воспитательным возможностям
способно оказать существенное влияние на развитие личности ребёнка, так
как предоставляет возможность реализации его интересов, раскрытия
творческого потенциала и приобретения им социального опыта в ситуации
успеха и ситуации достижения результатов.
Цель: Создать условия для развития, саморазвития, самореализации каждого
ребёнка и повышение его социальной активности.
Задачи:
 Воспитание чувство патриотизма и гражданственности, основанных на
восприятии общечеловеческих ценностей.
 Овладение навыками грамотно исполнять пионерские сигналы и марши,
организовывать музыкальное оформление праздников.
 Формирование активной жизненной позиции учащихся.
 Создание условий для личностного побуждения подростков к активным
программированию своего
самосовершенствованию,
действиям,
будущего.
 Развитие лидерских качеств и креативности подростков.
 Развитие у воспитанников стремления к участию в общественной
деятельности.
 Организация по окончании курса обучения смотра знаний, умений и
навыков, полученных в рамках программы.
Возраст участников: старший школьный возраст (13­16 лет). Программа
рассчитана на 108 часов, охватывает три учебных года, 36 часов в год.
Предлагаемая программа состоит из девяти разделов.
Логика подачи материала в программе курса основана на принципе « от
теории ­ к практике». Это связано с тем, что теоретические навыки,

Программа "Бей, барабан!"

полученные на лекционных занятиях, необходимо закрепить в практической
деятельности, передать полученные знания другому человеку, именно это
умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности
прохождения данного курса.
Реализация данного курса при этом предполагает прохождение его
участниками двух уровней:
 Познание – «Основы профессии барабанщика» ­ «ЗНАТОК».
 Передача – «Самореализация специалистов» ­ «МАСТЕР».
На 1­ом уровне участники курса осваивают умения, навыки обращения и
игры на барабане, овладевают навыками грамотно исполнять марши и
сигналы, обеспечивать музыкальное сопровождение общегимназических
праздников, КТД. По итогам каждого года обучения воспитанники кружка
демонстрируют свой уровень овладения навыками на деловой игре
«Достижени­Я». По итогам игры определяются ребята, достигшие звания
«ЗНАТОК». Ребятам вручается Сертификат, удостоверяющий качество
усвоения навыков игры на барабане, и предоставляется право участвовать на
2­ом уровне программы.
На 2­ом уровне «ЗНАТОКАМ» предоставляется возможность передать
свои знания по профессии барабанщика другим ребятам. «ЗНАТОКИ»,
которые передали свои знания, умения, навыки становятся «МАСТЕРАМИ».
Они становятся участниками общегородских праздников и шествий.
Ожидаемые результаты:
 Повышение позитивной самооценки каждого воспитанника кружка и
создание предпосылок для признания детьми и взрослыми (признание
общественное) в результате присвоения звания «ЗНАТОК».

Программа "Бей, барабан!"

 Стимулирование «ЗНАТОКА» к поиску новых знаний, организация
собственной деятельности, деятельности других и достижения звания
«МАСТЕР».
 Получение звания «МАСТЕР» как возможность организации
собственной жизни и окружающих на качественно новом уровне,
определение траектории собственного развития.
 Изменение имиджа образовательного учреждения.
Особенность данного курса в том, что он индивидуален. Он адресован
каждому ребёнку лично или группе детей, призван пробудить их к активным
действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Занятия проводятся на основе дифференцированного подхода и с учётом
индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Включение воспитанников в познавательную и практическую деятельность
по освоению профессии барабанщика будет проходить через активные формы
деятельности (круглые столы, дискуссии, игры, занятия, мастер­класс, КТД,
индивидуальные и групповые тренировки, экскурсии, участие в городских
праздниках и др.)
Программа предполагает приглашения на занятия специалистов, а именно
режиссёра театральной студии, хореографа, стилиста, преподавателей ДМШ,
методистов ДТЮ.
Учебно–тематический план занятий
объединения «Ансамбль « Ритм»

Название занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Первый год обучения
Раздел 1. Что значит быть барабанщиком? (6часов)

Программа "Бей, барабан!"

1.
2.
«Ансамбль юного
барабанщика»: вводное
занятие. Гордое имя
«барабанщик».
Час эстетики «Поучительные
истории музыкальных
инструментов».
3­4. Практикум «Условные
обозначения в маршах».
5­6. Единое целое – оркестр.
Взгляд с места дирижера.
Практикум «Исходное
положение рук
барабанщика».
1
1
2
2
1
1
­
1
­
­
2
1
3
Раздел 2. Первые знания об ударных инструментах (14часов)
2
7­10. Ударные инструменты.
Итого:
6
4
3
2
Потомки камня. Что как
звучит. История появления
барабана.
11. Практикум «Сбор», «Старый
пионерский».
Ударные инструменты
определённой высоты звука.
Ударные инструменты с
неопределённой частотой
звука. Типы барабанов.
Распределение ударных
инструментов между
исполнителями.
12­
13.
14­
16.
17­
20.
21­
22.
23.
24­
28.
29­
30.
31­
34.
1
2
3
4
­
2
1
2
7
Итого:
14
Раздел 3. Умения и навыки барабанщика (16часов)
Барабанный рудимент.
Классификация рудиментов.
Изучение дробей.
Форшлаг.
Практикум «Узелки на
память».
2
2
5
2
3
1
1
2
1
1
1
2
2
7
1
1
3
1
2

Программа "Бей, барабан!"

35­
36.
Деловая игра «Достижени­
Я».
Итого за 1 год обучения:
Итого:
2
16
36
­
6
16
Второй год обучения
Раздел 4. Азы юных барабанщиков(5часов)
1.
«Ансамбль юного
барабанщика»: вводное
занятие. «Коллективный
портрет барабанщика».
2­3. Устройство и правила
обращения с инструментом.
1
2
0,5
1
2
10
20
0,5
1
4­5. Индивидуальные занятия.
2
3,5
Раздел 5.Имидж барабанщика. Игра­дело серьёзное. (19часов)
­
1,5
Итого:
2
5
Красноречие тела. Костюм.
6.
7­8. Сценическое дефиле.
9­10. Знакомьтесь! Московский
ансамбль барабанщиц.
Требование исполнения
сигналов, разучивание:
11­
24.
1
2
2
14
 «Марш на линейку»,
 «Походный марш»,
 «На линейку»,
 «Сбор»,
 «Торжественная
встреча»,
 «Пионерский туш».
Итого:
19
­
­
2
3
5
Раздел 6.Мастерство и талант.(12часов)
25­
26.
27­
30.
31­
34.
35­
36.
Сценическое действие.
Взаимодействие с партнёром.
Сценическое дефиле.
Хореография. Постановка
композиций.
Деловая игра «Достижени­
Я». Вручение сертификатов.
2
4
4
2
­
1
1
0,5
1
2
­
11
14
2
3
3
1,5

Программа "Бей, барабан!"

Итого за 2 год обучения:
Итого:
12
36
2,5
9
Третий год обучения.
Раздел 7. Ах! Сцена! (5часов)
1.
«Ансамбль юного
барабанщика»: вводное
занятие. Легенда о барабане.
1
1
2­3. Дыхательная гимнастика.
4­5. Сценическое мастерство.
0,5
0,5
2
Раздел 8. Бей, барабан!(16часов)
1
Итого:
2
2
5
5
6­10. Требование исполнения
сигналов, разучивание:
11­
18.
19­
21.
22­
28.
29­
33.
34­
36.
 «Старый барабанщик»,
 «Морской»,
 «Старый пионерский».
Хореография. Работа в
парах, тройках,
микрогруппах. Хождение по
рисунку.
Фигурные перестроения.
8
3
Итого:
16
1
1
3
Раздел 9. Мастер «Золотые руки»(15часов)
Участие в первомайской
демонстрации.
Участие в праздничных
мероприятиях, посвящённых
Дню Победы.
Итоговый праздник «Бей,
барабан!». Награждение.
Вручение свидетельств.
Итого за 3 год обучения:
Итого:
7
5
3
15
36
1
1
1
3
10
Содержание деятельности
Первый год обучения
9,5
27
­
1,5
1,5
3
4
7
2
12
6
4
2
12
26

Программа "Бей, барабан!"

Раздел 1. Что значит быть барабанщиком? (6часов)
«Ансамбль юного барабанщика»: вводное занятие. Гордое имя
«барабанщик». Определение понятийного аппарата барабанщика. Знакомство
с книгой В. Крапивина «Журавлёнок и молния».
Час эстетики «Поучительные истории музыкальных инструментов».
Практикум «Условные обозначения в маршах». Знакомство с книгой Э
Великович «Концерт для оркестра» ­ гл. Соло для ударных. Обозначение
правой и левой рук.
Единое целое – оркестр. Взгляд с места дирижера. Практикум
«Исходное положение рук барабанщика». Инструменты – это актёры,
выступающие в разных амплуа. Основа оркестра. Положение палочек в левой
и правой руках.
Раздел 2. Первые знания об ударных инструментах (14часов)
Ударные инструменты. Потомки камня. Что как звучит. История
появления барабана. Возраст ударных инструментов. Однозвучные и
многозвучные, мембранные и самозвучащие, металлозвучные и деревозвучные
ударные инструменты.
Практикум «Сбор», «Старый пионерский». Применение обозначения
правой и левой рук, отработка правильного положения палочек. Разучивание
маршей.
Ударные инструменты определённой высоты звука. Литавры,
колокольчики, ксилофон, челеста, колокола.

Программа "Бей, барабан!"

Ударные инструменты с неопределённой частотой звука. Типы
барабанов. Треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан,
там­там.
Распределение ударных инструментов между исполнителями.
Путешествие по книге Э. Волькович «Концерт для оркестра» ­ Что Вы
думаете о солнце?
Раздел 3. Умения и навыки барабанщика (16часов)
Барабанный рудимент. Специальные приёмы игры на барабане.
Акцентированные и не акцентированные удары. «Стандартный американский
список» ­26рудиментов, международный список рудиментов – 40 рудиментов.
Простейший рудимент. Двухударная дробь.
Классификация рудиментов. Одиночные удары, триоли, секстоли, дробь с
отскоком, дробь без определённого количества отскоков, дробь по три
отскока, дробь двойными ударами.
Форшлаг. Приём, украшающий основной звук. Предудар. Дроби с
форшлагами, парадидлы с форшлагами, дробь из 4­х ударов с форшлагами на
1м и 4м, триоли с форшлагом на 1 ударе. Двойной форшлаг.
Практикум «Узелки на память». Практические советы барабанщику.
Анализ игры на барабане. Сложности в приёмах игры.
Деловая игра «Достижени­Я». Демонстрация полученных знаний, умений,
навыков за первый год обучения.

Программа "Бей, барабан!"

Второй год обучения
Раздел 4. Азы юных барабанщиков(5часов)
«Ансамбль юного барабанщика»: вводное занятие. «Коллективный
портрет барабанщика». Повторение основных понятий. Составление
коллажа о себе. Листок «Моя уникальность». Путешествие по книгам
В.Крапивина.
Устройство и правила обращения с инструментом. Устройство малого
барабана. Точки опоры. Приёмы игры. Большой барабан. Двухсторонний,
односторонний.
Индивидуальные занятия. Отработка приёмов игры на барабане.
Проигрывание маршей.
Раздел 5.Имидж барабанщика. Игра­дело серьёзное. (19часов)
Красноречие тела. Костюм. Тело как главное выразительное средство.
Поза, физическое самочувствие, мимика, выражение глаз, язык, руки,
походка. Руки­ глаза тела.
Сценическое дефиле. Фигурные перестроения.
Знакомьтесь! Московский ансамбль барабанщиц.
видеоматериалов о московском ансамбле барабанщиц. Анализ.
Просмотр
Требование исполнения сигналов, разучивание: «Марш на линейку»,
«Походный марш», «На линейку», «Сбор», «Торжественная встреча»,

Программа "Бей, барабан!"

«Пионерский туш». Разучивание новых маршей. Отработка новых навыков и
закрепление полученных ранее умений. Работа в парах.
Раздел 6.Мастерство и талант.(12часов)
Сценическое действие. Взаимодействие с партнёром. Правила работы на
сцене. Работа в парах.
Сценическое дефиле. Фигурные перестроения.
Хореография. Постановка композиций. Танцевальная разминка. Работа на
городской площади, в зале ДК металлургов. Проходки.
Деловая игра «Достижени­Я». Вручение сертификатов. Демонстрация
полученных знаний, умений, навыков. Участие в празднике «С днём рождения,
гимназия!»
Третий год обучения
Раздел 7. Ах! Сцена! (5часов)
«Ансамбль юного барабанщика»: вводное занятие. Легенда о барабане.
Повторение основных понятий. Воспитание чувства гордости за себя, за своё
образовательное учреждение. Посвящение в барабанщики.
Дыхательная гимнастика. Снятие зажима затылочных мышц, снятие
зажима нижней челюсти, снятие зажима мышц языка. Упражнения для
активизации работы губ.
Сценическое мастерство. Отработка полученных приёмов на сцене.
Раздел 8. Бей, барабан! (16часов)
Требование исполнения сигналов, разучивание: «Старый барабанщик»,

Программа "Бей, барабан!"

«Морской», «Старый пионерский». Разучивание маршей, повторение
пройденного материала. Закрепление навыков.
Хореография. Работа в парах, тройках, микрогруппах. Хождение по
рисунку. Отработка проходок.
Фигурные перестроения. Подготовка к праздникам – демонстрация 1Мая,
День Победы.
Раздел 9. Мастер «Золотые руки»(15часов)
Участие в первомайской демонстрации. Демострация полученных умений.
Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы.
Приветствие ветеранов ВОВ.
Итоговый праздник «Бей,
свидетельств. Подведение итогов.
барабан!».
Награждение.
Вручение
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Программа "Бей, барабан!"

1. Комплект барабанов ­12 шт.,
2. Комплект палочек ­26 шт.,
3. Тарелки – 1комплект.
4. Столы рабочие – 13 шт.,
5. Стулья – 26шт.,
6. Карандаш простой­ 26 шт.,
7. Видеоматериалы «Московский ансамбль барабанщиц»,
8. Видеомагнитофон ­1шт.,
9. Телевизор – 1шт.,
10. Набор карточек с маршами – 13 комплектов,
11.Набор дисков с записями классической музыки,
12.Комплект книг В. Крапивина,
13.Листок «Моя уникальность»­ 30шт.,
14.Клей ПВА­4шт.,
15.Альбом для рисования – 4шт.,
16.Фломастеры ­4комплекта,
17.Б/у газеты, журналы.

Программа "Бей, барабан!"

5. Список литературы
1. Программы деятельности международного союза детских общественных
объединений «Союз пионерских организаций – федерация детских
организаций» (СПО­ФДО)­ г.Н.Новгород, изд­во ООО «Педагогические
технологии», 2009г.
2. Материалы областной профильной смены юных лидеров «Радуга успеха»­
Детский центр «Лазурный», июнь­июль 2001г.
3. Великович Э.Концерт для оркестра.­ Ленинград, изд­во «Детская
литература», 1988г.
4. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра.­ Москва,
государственное музыкальное изд­во, 1962г.
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов.­ Москва, изд­во
«Просвещение», 1989г.
6. Я познаю мир: Дет.Энцикл.: Музыка / Авт. Кленов А.С. Под общ. Ред. О. Г.
Хинн.­ М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988г.
7. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2004г.
8. Шмаков С.А. Досуг школьника.­ Липецк, 1993г.
9. Тумбаева Р.И.Азбука театра. – г.Выкса, ОАО «ВыксаПолиграфИздат».
10. Маленкова А.И. Педагоги, родители, дети.­ Москва, изд­во
«Педагогическое общество России», 2000г.
11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание?
Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных
систем. ­ М.: Педагогическое общество России, 2000г.
12. Школа лидера: цикл учебно­развивающих занятий для старшеклассников
областного лагеря старшеклассников имени А.Н.Лутошкина «Комсорг»/
Авторы­составители А.И.Тимонин, Л.И. Тимонина. – г.Н.Новгород: изд­во
ООО «Педагогические технологии», 2008г.
13. Сборник «Сияющие звёзды» (К 10­летию Союза детских организаций).­
г.Саров, 2001г.
14. Тебе, вожатый! Выпуск 5.­г.Н.Новгород: изд­во ООО «Педагогические
технологии», 2007г.
15. Детская энциклопедия «Музыкальные инструменты от «А» до
«Я»./приложение к газете «АиФ».
16. Теория. Опыт. Методика.­ Н.Новгород, изд­во ООО «Педагогические
технологии», 2006г.
17. Неучебник по социальному проектированию. – Н.Новгород, изд­во ООО
«Педагогические технологии», 2008г.

Программа "Бей, барабан!"

18. БРС, том 3­Москва, Научное издательство «Большая Российская
Эциклопедия», 2005г.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл