Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"
Оценка 4.9

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл—4 кл
06.06.2017
Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"
Программа деятельности отряда ЮПЮные защитники правопорядка.doc
Содержание 1 Концептуальные подходы, обоснование  ……………………...2 социальной значимости, актуальности  программы 2 Цели и задачи деятельности отряда юных  ……………………...4 3 4 правоведов «Юные защитники правопорядка» Этапы реализации программы  Содержание программы:  а)  Направления деятельности отряда юных  правоведов «Юные защитники правопорядка»  б) Управление  и структура отряда ЮП  в) Имидж отряда ЮП  г) Средства и методы реализации программы …………………….. 5 ……………………...6 4 Кадровое обеспечение 5 Ожидаемые результаты 6 Финансово­экономическое обоснование 6 Литература 7 Приложения ……………………...9 ……………………...9 ………………………11 ……………………...13 …………………..     14 1 Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности программы Вот они вечные истины эти: поздно заметили... мимо прошли... нет!  Не рождаются «трудными» дети! Просто им вовремя не помогли! Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления более   непостижимого,   чем   человеческое   поведение.   «Нет   работы   более изнурительной для сердца, чем работа педагога» (А.А. Сухомлинский). Детские   правонарушения,   безнадзорность   и   беспризорность   ­ следствие современной социально­экономической и духовно­ нравственной ситуации сложившейся в России к концу ХХ века, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,  криминализацией   среды, ростом  преступности  среди  взрослых  и порождают   опасные   для   подрастающего   поколения   и   общества   в   целом тенденции:  ­ рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних; ­ массовые нарушение прав детей; ­ рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ­ омоложение преступности; ­   увеличение   числа   несовершеннолетних   правонарушителей   из   семей, находящихся в социально­опасном положении. Привычным   для   нас,   к   сожалению,   становится   отклоняющееся поведение, которое делится на две категории: 1) поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (то есть патологическое); 2)   антисоциальное   поведение   (нарушающее   социальные,   культурные, правовые нормы). Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному поведению, относятся к «группе риска». Руководствуясь   наблюдениями   и   опытом   работы,   можно   выделить следующие виды таких групп детей: 1) из неблагополучных семей; 2) педагогически запущенные; 3) с отклонением в поведении; 4) попавшие в проблемные ситуации; 5) испытывающие дефицит общения. 2 Эти проблемы свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних.   Поэтому   для   решения   обострившихся   вопросов необходимо   систематизировать   имеющиеся   наработки,   разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила не подгонять ребенка под   шаблоны   требований,   а   вносить   коррективы   в   его   поведение, способствовать саморазвитию личности ученика. Ни для кого не секрет, что в сегодняшних условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в основе которой   лежат   доброта,   великодушие,   благородство,   не   приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой­то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие законы и принципы морали, лежащие в основе формирования личности, ее мировоззрения. Но главной двигающей силой может стать только сам ребенок, если он   является   не   простым   «потребителем   готового   продукта»   ­   в   данном случае   воспитательной   системы   школы   –   а   думающим,   разумным, творческим   «соратником»   в   работе   над   проблемой   –   детской безнадзорностью, асоциальным поведением. С   целью   воспитания   такого   ребенка   была   систематизирована   и дополнена система работы школы, программой деятельности отряда юных правоведов   «Юные   защитники   правопорядка»   направленной   на профилактику   правонарушений,   безнадзорности   и   беспризорности учащихся. Основой   правового   воспитания   учащихся   является   их   правовое просвещение.   Правовые   знания   содействуют   правильному   пониманию общественных   явлений,   способствуют   развитию   социальной   активности граждан,   дают   возможность   правильно   ориентироваться   в   жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Чем раньше дети младшего школьного возраста начинают осваивать культуру правовых знаний, тем больше гарантия того, что их поведение будет осознанным и правильным. Помочь учащимся младшего школьного возраста обрести уверенность в   себе,   почувствовать   свою   значимость,   как   личности,   среди   других равноправных   личностей,   научить   состраданию,   терпимости,   правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей можно только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные ими   теоретические   правовые   знания   обязательно   закрепляются систематическими   и   разнообразными   по   формам   практическим повторением. Программа деятельности отряда юных правоведов «Юные защитники правопорядка»   основана   на   интеграции   содержания   социального, общекультурного,   художественно   ­   эстетического   направлений   развития 3 личности   школьников   во   внеурочной   деятельности   в   соответствии   с федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального общего образования. Программа   имеет   практико   –   ориентированный   характер, предназначена для проектирования оптимальных педагогических условий воспитания правопослушного поведения и обучения младших школьников, направлена  на повышение  правовой  грамотности, правовой  активности и ответственности, распространения правовой информации. Основанием   для   разработки   программы   послужили   следующие документы:           Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223­ФЗ; Гражданский кодекс; Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273­ФЗ "Об образовании в  Российской Федерации"; Федеральный закон  от    24.07.1998 № 124­ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Федеральный   закон   №120   –   ФЗ   «Об   основах   системы   профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).  «Целевая программа «Новая школа Югры на 2010­2013 годы и на период до 2015 года»;  «Стратегия   действий   в   интересах   детей   в   Ханты­Мансийском автономном округе­Югре на 2012 ­ 2017 годы»;  Государственная  программа  Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры «Развитие образования в Ханты­Мансийском автономном округе ­ Югре на 2014­2020 годы»; Программа   деятельности   отряда   ЮП   «Юные   защитники правопорядка» рассчитана на 1 год для учащихся начальной школы. Цели   и   задачи   деятельности   отряда   ЮП   «Юные   защитники правопорядка» Отряд   юных   правоведов   «Юные   защитники   правопорядка»     ­   это добровольное   объединение     младших   школьников   в   рамках   внеурочной деятельности. Цель  деятельности   отряда   –  формирование   основ   гражданско   – правовой компетентности личности, профилактика правонарушений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.            Программа решает следующие задачи:  ­ формирование у  обучающихся правовой грамотности и навыков  законопослушного поведения  в обществе; 4 ­   овладение   обучающимися   умениями   проводить   пропаганду законопослушного   поведения,   здорового   образа   жизни   среди   детей дошкольного и младшего школьного возраста; ­ выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам  законопослушного поведения;  ­ снижение количества правонарушений учащимися ОУ  как на ее  территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и  вне  его, так и во время школьных каникул; ­ формирование в ходе воспитательных мероприятий навыков толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму. В   программе     главное   внимание   уделено   основам   первичной   учитывающим   следующие профилактики   асоциального   поведения, принципы: комплексность  –   комплексный   и   системный   подход   к  диагностике,   профилактике   и   коррекции   рассматривается   в   качестве звеньев единой системы воспитания и развития ребенка; интеграция  –  необходимость   интеграции   и   координации   усилий  всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно­правовых структур и общественности;   принцип личностной направленности  – учет индивидуальных  склонностей   и   интересов,   своеобразия   характера,   упор   на   личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества; природосообразность  содержание   программы   профилактической  деятельности должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы; опережающий характер воздействия – работа с детьми должна  осуществляться   заблаговременно,   т.е.   до   наступления   того   возрастного этапа, когда совершение тех или иных асоциальных поступков становится реальностью; конструктивно­позитивный характер воздействия  – важно не  только   сформировать   у   детей   и   подростков   представление   о недопустимости   асоциального   поведения,   но   и   совместно   найти   пути, которые дадут представление, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой; принцип   фильтрации   информации  –   другими   словами,  необходимо   постараться   исключить   использование   сведений,   способных спровоцировать интерес детей к асоциальным проявлениям, а в идеале – сформировать потребность пользоваться только необходимой, проверенной информацией, выработать «внутренний фильтр» в каждом учащимся. Этапы реализации программы I этап – организационно – подготовительный (август ­ сентябрь) 5 На   этом   этапе   создаётся   материальная,   методическая   база, планируется   программа   игр,   конкурсов,   используемых   в   течение   года. Проводится   подготовительная   работа   с   педагогами,   родителями. Планируются методические консультации, по организации работы в классе по  профилактике  правонарушений  среди  учащихся, деятельности  отряда ЮП   в   ОУ.     В   целях   ознакомления   родителей   с   работой   отряда   юных правоведов   планируется   встреча   с   родителями   в   рамках   клуба   РиД (родители и дети). Разрабатывается план взаимодействия начальная школа –   детский   сад.   Продумывается   оформление,   утверждается   система оценивания, проводится корректировка плана деятельности отряда ЮП с планом работы ОУ. II этап – основной (октябрь ­ апрель) Реализация основных целей, поставленных задач. Ведётся мониторинг результатов   участия   классов   –   команд   в   различных   конкурсах   по профилактике правонарушений. Проводится заполнение экрана активности классов   –   городов,   встречи   с   инспектором   ОДН.   А   также   учебные   и практические занятия с членами отряда ЮП. III этап – итоговый (май ­ июнь) Подведение   итогов   за   год.   Заключительный   спортивный   праздник «Служба спасение ­ 911» совместно с родителями. Награждение лучших обучающихся, педагогов, активных родителей. Содержание программы  а)  Направления деятельности отряда ЮП «Юные защитники   правопорядка» Содержание работы отряда ЮП «Юные защитники правопорядка»  имеет несколько направлений: Учебная деятельность:  предполагает изучение прав и обязанностей учащихся, изучение правил поведения в ОУ и других общественных местах проведения практических занятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,   проведения   Дня   инспектора   в   школе,   организация теоретических и практических занятий, конкурса рисунков «Я и Закон», интеллектуального конкурса по правовым знаниям «Самый умный!». Пропагандистская   деятельность:    предполагает разъяснительную работу   для   детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста,   в подшефных классах, группах по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних посредством бесед,   викторин,   игр,   экскурсий,   соревнований,   конкурсов,   КВН, тематических   праздников,   выступлений   агитбригады,   а   также   через 6 создание  наглядной агитации, участие в профилактических мероприятиях, конкурсах, проектах  различного уровня.  Такая   деятельность   предполагает   также   создание   членами   отряда ЮП стенда «Юные защитники правопорядка», буклетов «АДВОКАТиК», размещение   значимой   информации   на   сайте   ОУ,   а   также   ведение документации   отряда:   журнал,   карта   зоны   действия   отряда   ЮП   «Юные защитники   правопорядка»   в   микрорайоне,   паспорт   отряда,   планово   – отчётная папка «Задумано – сделано!» Патрульная деятельность  предполагает участие в патрулировании и   рейдах   вместе   с   взрослыми,   в   целях   предотвращения   нарушений   со стороны детей Правил поведения (на перемене, в общественных местах); организацию практических игр на профилактику правонарушений; участие в оформлении уголка отряда ЮП «Юные защитники правопорядка», работу с юными нарушителями правопорядка. В качестве научной основы Программы выбраны: ­ личностно – ориентированный  подход, к членам отряда ЮП и другим детям и школьникам, создание «ситуации успеха» для каждого; ­   создание   условий   для   свободного   выбора   каждым   обучающимся направления и вида деятельности в отряде; ­   многообразие   видов   деятельности,   удовлетворяющих   самые   разные интересы, склонности и потребности обучающихся; ­   системно   –   деятельностный   характер   содержания   программы   работы отряда ЮП; ­ признание за ребёнком права на пробу и ошибку в решении, в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; ­ применение  таких  средств  определения  результативности  продвижения ребёнка   в   границах   избранных   им   видов   деятельности,   области   знаний, которые   помогли   бы   ему   увидеть   ступени   собственного   развития   и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка. б) Управление  и структура отряда ЮП «Юные защитники  правопорядка» Отряд   ЮП   «Юные   защитники   правопорядка»   состоит   из обучающихся 3­4 классов (15человек). Руководит отрядом ЮП социальный педагог, куратором является заместитель директора по ВВВР. Позиция   взрослых   в   деятельности   отряда   ЮП   заключается   в инициативном,   творческом,   целостном   подходе,   к   организационной, досуговой деятельности младших школьников. В   состав   отряда   ЮП   входят   ещё   и   родители,   которые непосредственно работают в органах полиции, инспектор ОДН. Родители оказывают помощь в патрулировании, в информационной деятельности. В   начале   года   избирается   командир   отряда   и   его   помощники   (по направлениям): 7 ­ командир группы пропаганды; ­ командир патрульно – рейдовой группы; ­ командир учебной группы; Все   остальные   члены   отряда   ЮП   «Юные   защитники   правопорядка» распределяют роли по направлениям. в) Имидж отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» Отряд ЮП «Юные защитники правопорядка» имеет свою эмблему, девиз,   флаг   и     амулет   Успеха.   Разработан   Устав   отряда   ЮП   «Юные защитники правопорядка», Положение об отряде ЮП, паспорт отряда, план работы на год (приложения 1­8). Каждый член отряда ЮП  имеет форму: ­  Нарукавная   повязка  –   красного   цвета   высотой   80мм   с   изображением совы, с надписью «Юные защитники правопорядка». ­ Патрульная форма – нарукавная повязка, синие пилотки. Патрульная   форма   используется   для   участия   в   патрулировании, рейдовой   работе,   на   выступлениях   по   пропаганде   профилактики правонарушений. г) Средства и методы реализации программы Реализация   программы   предусматривает   выбор   форм,   методов, направленных   на   расширение   поля   возможностей   и   взаимодействие   всех участников образовательного процесса.   Успех программы может быть обеспечен лишь в том случае, если будут задействованы   все механизмы, составляющие целостность системы организации   деятельности   школьного   отряда   юных   правоведов   «Юные защитники правопорядка»: ­   актуализация   знаний   из   содержания   школьных   предметов, ориентированных на обеспечение безопасности личности в обществе; ­   опора   на   субъектный   опыт   обучающихся   как   участников   социальных отношений; ­ активная педагогическая поддержка, способствующая самоопределению и самореализации школьников; ­   обучение   навыка   законопослушного   поведения   имеет   целью   не механическое   заучивание   норм   и   правил,   а   формирование   и   развитие познавательной   активности,   правовой   активности   и     ответственности, ориентированной   на   принятие   и   применение   норм   и   правил законопослушного поведения в повседневной жизни. Наряду с традиционными методами используются и адаптированные психологические методы: ­ групповая дискуссия; ­ анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач; 8 ­ создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией; ­ элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент; ­ ролевые игры; ­ игра – путешествие; ­ инсценировки; ­ тестирование и другие диагностические процедуры. Деятельность отряда   ЮП – это форма специально организованного общения   и   взаимодействия   с   разными   участниками   образовательного процесса,   направленная   на   развитие   социальной   и   личностной компетентности   младших   школьников   в   вопросах   профилактики правонарушений, формирование у них позитивного ценностного отношения к здоровому образу жизни, толерантного отношения друг к другу. Формы работы отряда ЮП: ­ беседы; ­ профилактические мероприятия; ­ творческий конкурс «Я и Закон!»; ­ агитбригада; ­ проект «Буду делать хорошо и не буду плохо!»; ­ выявление обучающихся, которые имеют правонарушения, организация с ними занятий; ­ конкурсы – викторины по правовым знаниям; ­ семейный спортивный праздник «Служба спасения 911»; ­ оформление буклетов «АДВОКАТиК»;  Кадровое обеспечение № должность количество ставок 1 2 3 4 5 6 Заместитель директора по ВВВР Социальный педагог Заведующий библиотекой Педагог ­ психолог Учитель музыки Инспектор ОДН 1 1 1 1 1 Ожидаемые результаты количественный  состав 1 1 1 1 1 1 Ожидаемые педагогические результаты:  ­   формирование   позитивной   психологической     установки   учащихся   на повышение правовой грамотности, правовой активности и ответственности. ­ формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 9 ­ формирование навыков  здорового образа жизни,  толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму; ­ умение анализировать жизненные ситуации; ­   умение   решать   реальные   проблемы,   которые   возникли   в   общении,   в поведении учащегося со взрослыми, сверстниками. Ожидаемые воспитательные результаты: Воспитательные эффекты Воспитание приближено к  обучению, при этом предметом  воспитания как учения являются  не столько представления о  правильном поведении, сколько  знания об общечеловеческих  ценностях, нормах  законопослушного поведения,  здоровом образе жизни,  формирования у учащихся  нравственных качеств, чувства  толерантности. Уровни I. Приобретение членами отряда юных  правоведов «Юные защитники  правопорядка» специальных знаний об  общественных нормах – правах и  обязанностях каждого, определение  грани между дозволенным и  запрещенным, первичное понимание  социальной реальности и повседневной  жизни (н­р, недозволенность любого  проявления жестокости, и  агрессивности к людям некоренных  национальностей, других  вероисповеданий). Взаимодействие учащихся со своими педагогами как значимыми для них носителями   положительного   социального   знания   –   гражданско­правовой компетентности. II. Получение обучающимися опыта по  выбору законных путей и средств  защиты личных прав и интересов,  формирование позитивного отношения  к базовым общечеловеческим   ценностям, к здоровому образу жизни,  толерантному отношению.  Воспитание осуществляется в  контексте жизнедеятельности  школьников и общечеловеческих  ценностей, которые  могут  усваиваться ими в форме  отдельных нормативно  ориентированных поступков в  соответствии с правилами  поведения. Взаимодействие   участников   между   собой   на   уровне   отряда   юных правоведов,   а  также  их   взаимодействие  с  другими  детьми  дошкольного, младшего школьного возраста ОУ III. Приобретение участниками отряда  юных правоведов опыта  самостоятельного общественного  действия – представление информации, пропаганда среди других детей и  взрослых норм социального поведения,  социально приемлемых моделей  Создаются необходимые условия  для участия в нормативно  ориентированной социально  значимой деятельности и  приобретения ими элементов  опыта правового поведения в  реальных жизненных ситуациях. 10 поведения. Взаимодействие   учащегося   с   представителями   различных   социальных субъектов за пределами ОУ, в открытой образовательной среде. Критерии  социальной  эффективности  деятельности   отряда  юных правоведов «Юные защитники правопорядка»:  1. Формирование у обучающихся: ­ навыков законопослушного поведения; ­ активной жизненной позиции по вопросам профилактики правонарушений, здорового образа жизни, толерантности; ­   социально   –   личностных   умений   и   навыков   по   предупреждению   и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 2. Умение обучающимися проводить: ­   пропаганду   правовых   знаний   среди   детей   дошкольного   и   младшего школьного возраста; ­   массово   –   разъяснительную   работу   по   пропаганде   правил   поведения, толерантного   отношения   друг   другу   и   т.д.   в   школах,   детских   садах   с использованием различных информационных средств; 3.   Снижение   количества   правонарушений   учащимися   ОУ   как   на   ее территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и  вне его, так и во время школьных каникул; 4.   Сотрудничество   отряда   с   инспектором   ОДН,   общественными организациями, родительской общественностью. Финансово­экономическое обоснование программы Образовательная   организация     имеет   материально   –   техническую базу, позволяющую осуществлять воспитательный процесс и реализовывать задачи деятельности отряда ЮП «Юные защитники правопорядка»: Состояние материально – технической базы № Залы, кабинеты, мебель,  количество состояние оборудование, техника Спортивный зал Актовый зал Кабинеты: 1 2 3 3.1. Кабинет № 21 3.2. Библиотека 4 4.1. Телевизор 4.2. Проекционная система (проектор,  Технические средства: интерактивная доска) 4.3. Музыкальный центр 4.4. Фотоаппарат 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + 11 4.5. Видеокамера 5 Мебель 1 + + + Смета расходов на реализацию программы отряда ЮП  «Юные защитники правопорядка» № Наименование 1 2 3 4 5 Дидактические игры,  пособия по  профилактике  правонарушений, ЗОЖ Медиатека  Ткань  для пошива  формы юного  правоведа, габардин Фурнитура: пуговицы,  нитки, шевроны,  молнии Стенд «Юные  защитники  правопорядка» количест во 90 м Цена за ед Стоимость Источник  120,00  рублей 20000,00  рублей финансирова ния Средства  гранта 20 штук 90 м 300 рублей 6000,00  рублей 10800,00  рублей 120,00  рублей Внебюджетн ые средства Средства  гранта 25  комплект ов 1 368,00  рублей 9200,00  рублей Средства  гранта 10000,00  рублей 10000,00  рублей Средства  гранта ИТОГО 56000,00 рублей 12 Литература 1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? – М.: Сам себе адвокат, 1998. 2. Беспалов Ю.Ф. Семейно – правовое положение в РФ – Владимир, 2000. 3. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей   школ.   Серия   «Библиотека   Федеральной   программы развития образования». – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. 4. Дети   социального   риска   и   их   воспитание.   Учебно   –   методическое пособие\   под.   Науч.   Ред.   Л.М.   Шипициной.   ­   СПб.:   Издательство «Речь», 2003. 5. Коробова С.Р. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов (Тест)/ С.Р. Коробова.­ М.: Виктория – плюс, 2003.­ с.91. 6. Маньшина   Н.А.   Система   работы   школы   по   защите   прав   и   законных интересов ребенка. – Волгоград: Учитель, 2007. 7. Подобед   С.О.   Модель     школьного   самоуправления   как   один   из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения   социальной   компетентности   учащихся\\   Классный руководитель.­2002.­№ 8. 8. Федеральные   законы   об   образовании   и   правах   ребенка   с комментариями./ Сост. Е.П. Педчак.­ Ростов и /Д.: «Феникс», 2002. 9. Всеобщая   декларация   прав   человека   //   Права   ребенка:   Основные международные документы. М.,1995  13 10.  Гальцева   Е.А.   Изучаем   свои   права   ­   Волгоград,   издательство «Учитель»,­2007г  11.  Журнал   «Начальная   школа»   2002г.,2003г.,2004г.,2006г.   Детское управление школой. // Первое сентября – 1999г. ­ № 9. 12. Конвенция о правах ребенка; 13. Конституция Российской Федерации; 14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 15.  «О   гражданском   образовании   учащихся   Российской   Федерации» //Вестник Образования России.2003, №7.  16. Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. – М.: Манускрипт, Русь­90, 1996. – 312 с.  17.  Певцова   Е.   А.   Правовое   воспитание   как   средство   формирования правовой культуры // Современное право. ­ 2003. ­ № 8. 18.  Федеральный       закон       от       24.07.1998 № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; 19.  Федеральный закон №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  20.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 №373, зарегистрирован в Минюсте России от 22.12.09 №17785). Приложение 1 Согласовано: Зам. директора по ВВВР ________ О.В. Терлеева «___»_______ 2014г                   Утверждаю:                    Директор МБОУ НШ № 37                    _________ Л.Н. Брыкова                   «___»___________2014г План работы отряда ЮП «Юные защитники правопорядка»  МБОУ НШ № 37 на 2014­2015 учебный год № мероприятия сроки ответственные Работа с обучающимися  сентябрь 1. 2. 3. Общий сбор членов отряда ЮП.  Выборы штаба отряда,  распределение обязанностей. Участие в подготовке и  проведении праздника для  первоклассников «Посвящение в  пешеходы» Проведение патрулирования и  рейдов по соблюдению детьми  Правил поведения (на переменах,  в общественных местах и т.д.) Социальный педагог,  командир отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды Социальный педагог,  командир патрульно –  рейдовой группы,  члены отряда 14 сентябрь в течение года в каникулярное время, на праздничных мероприятия х  в течение года сентябрь, май  по особому плану октябрь ноябрь ноябрь ноябрь 4. 5. 6. 7. 8. 9. Получение   правовых   знаний   (в соответствии с учебным планом) Участие в профилактической  акции «Внимание, дети!», в  месячнике безопасности  Проведение в классах бесед по  формированию правовой  культуры обучающихся «Учусь  отвечать за свои поступки»,  «Правила поведения на улице и в  школе», «Ответственность за  правонарушения».3­4классы. Интеллектуальный конкурс  «Самый умный!» по правовым  знаниям Конкурс рисунков «Я и Закон»  среди 1­2 классов КВН «Поэтом можешь ты не  быть, но гражданином быть  обязан!» 4 классы. 10. Подготовка выступления  декабрь агитбригады по профилактике  правонарушений, организация  выступления на дошкольном  отделении 11. Викторина «Мои права и  обязанности» 2­4 классы 12. День инспектора в ОУ 13. Выпуск листа ­ молнии  по  итогам рейда «Юные защитники  правопорядка» январь в течение года 1 раз в четверть Социальный педагог,  командир учебной  группы, члены отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды Социальный педагог,  командир группы  пропаганды Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, командир  15 14. Проведение бесед по  февраль формированию правовой  культуры обучающихся «Воровство ­ плохая привычка»,  «Вымогательство» 3­4 класс. патрульно – рейдовой  группы, члены отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды 15. Организация и проведения  семейного праздника «Служба  спасения ­ 911» 16. Организация работы отряда ЮП   в школьном лагере с дневным  пребыванием детей май май ­ июнь Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Информационно – методическое обеспечение в течение года 17. Просмотр мультимедийных  презентаций, видеофильмов по  профилактике правонарушений,  здорового образа жизни 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 3. Оформление уголка  «Юные защитники правопорядка» Оформление выставок рисунков  по профилактике  правонарушений Изготовление буклетов, памяток  по профилактике  правонарушений октябрь по итогам конкурсов в течение года Размещение информации на сайте ОУ в течение года Социальны педагог,  командир отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир группы  пропаганды, члены  отряда Социальный педагог,  командир отряда Контрольно – диагностический инструментарий Проверка классных уголков  безопасности Анкетирование  «Наши  отношения» обучающихся 1­2  классов Диагностика и исследование  нравственной сферы школьника 1 классы Диагностика  «Социометрические  октябрь, март Социальный педагог,  сентябрь сентябрь октябрь командир отряда Социальный педагог,  командир отряда Социальный педагог,  педагог – психолог, Социальный педагог,  педагог – психолог 16 4. 5. 6. 7. 8. исследования в начальной  школе» Диагностика  «Что такое  хорошо и что такое плохо?»  1­4 класс Диагностика   эмоционального компонента нравственного Развития 1­2 классы Диагностика  «Что мы ценим в  людях» 3­4 классы Уровень воспитанности  учащихся 3­4 классы октябрь ноябрь ноябрь декабрь, апрель Социальный педагог,  классные  руководители Социальный педагог,  классные  руководители Социальный педагог,  классные  руководители Социальный педагог,  классные  руководители Участие в дистанционных  олимпиадах, конкурсах по  профилактике правонарушений,  здорового образа жизни в течение года Социальный педагог,  командир отряда,  члены отряда МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА  ШКОЛА № 37                 УТВЕРЖДАЮ                 Директор                 ___________Л.Н. Брыкова                Приказ № ___ от ________ Приложение 2 №_____ ОБ ОТРЯДЕ ЮНЫХ ПРАВОВЕДОВ  «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРАВОПОРЯДКА»   ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 17 1.1.Отряд юных правоведов «Юные защитники правопорядка» далее ЮП «Юные   защитники   правопорядка»   –   добровольное   объединение школьников.  1.2. Цель деятельности отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» –  формирование основ гражданско – правовой компетентности личности, профилактика   правонарушений   среди   детей   дошкольного   и   младшего школьного возраста.            Программа решает следующие задачи:  ­ формирование у  обучающихся правовой грамотности и навыков законо ­  послушного поведения  в обществе; ­   овладение   обучающимися   умениями   проводить   пропаганду законопослушного   поведения,   здорового   образа   жизни   среди   детей дошкольного и младшего школьного возраста; ­ выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам  законопослушного поведения;  ­ снижение количества правонарушений учащимися ОУ  как на ее  территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и  вне  его, так и во время школьных каникул; ­ формирование в ходе воспитательных мероприятий навыков толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму.   направления   работы   отряда   ЮП   «Юные   защитники 2.   Основные   правопорядка»: 2.1.  Учебная   деятельность:    предполагает   изучение   прав   и  обязанностей учащихся, изучение правил поведения в ОУ и других общественных местах проведения практических занятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,   проведения   Дня   инспектора   в   школе,   организация теоретических и практических занятий, конкурса рисунков «Я и Закон», интеллектуального конкурса по правовым знаниям «Самый умный!». 2.2.   Пропагандистская     деятельность   ­  предполагает   разъяснительную работу   для   детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста,   в подшефных классах, группах по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних посредством бесед,   викторин,   игр,   экскурсий,   соревнований,   конкурсов,   КВН, тематических   праздников,   выступлений   агитбригады,   а   также   через создание  наглядной агитации, участие в профилактических мероприятиях, конкурсах, проектах  различного уровня.  Такая   деятельность   предполагает   также   создание   членами   отряда ЮП стенда «Юные защитники правопорядка», буклетов «АДВОКАТиК», размещение   значимой   информации   на   сайте   ОУ,   а   также   ведение документации   отряда:   журнал   отряда,   карта   зоны   действия   отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка» в микрорайоне, паспорт отряда, планово – отчётная папка «Задумано – сделано!» 18 2.3.  Патрульная деятельность  ­  предполагает участие в патрулировании и рейдах вместе с взрослыми, в целях предотвращения нарушений со стороны детей   Правил   поведения   (на   перемене,   в   общественных   местах); организацию практических игр на профилактику правонарушений; участие в оформлении уголка отряда ЮП «Юные защитники правопорядка», работу с юными нарушителями правопорядка. 3.Структура   и   организация   работы   отряда   ЮП   «Юные   защитники правопорядка» 3.1. Отряд ЮП «Юные защитники правопорядка» состоит из обучающихся 3­4   классов   (15человек).   Руководит   отрядом   ЮП   социальный   педагог, куратором является заместитель директора по ВВВР.       В   состав   отряда   ЮП   входят   ещё   и   родители,   которые непосредственно работают в органах полиции, инспектор ОДН. Родители оказывают помощь в патрулировании, в информационной деятельности. 3.2.   Повседневное   руководство   работой   отряда   ЮП   «Юные   защитники правопорядка» осуществляет штаб ЮП. Штаб   из   своего   состава   избирает   командира   отряда   и   утверждает командиров групп по направлениям: ­ командир группы пропаганды; ­ командир патрульно – рейдовой группы; ­ командир учебной группы; Все остальные члены отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» распределяют роли по направлениям. 4. Обязанности и права юного правоведа 4.1. Юный правовед обязан: ­ дорожить честью, званием члена отряда правоведов, активно участвовать в   делах   отряда,   своевременно   и   точно   выполнять   задания   штаба   и командиров; ­   получать   знания   об   общечеловеческих   ценностях,   нормах законопослушного   поведения,   здоровом   образе   жизни,   о   нравственных качествах   человека,   чувства   толерантности   и   быть   примером   в   их соблюдении; ­   вести   разъяснительную   работу   среди   дошкольников   и   детей   младшего школьного   возраста   по   пропаганде   профилактики   правонарушений, здорового образа жизни, толерантности; ­ всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил поведения; ­ укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом. 4.2. Юный правовед имеет право: ­ участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности отряда, вносить соответствующие предложения; 19 ­   избирать   и   быть   избранным   в   штаб   отряда   ЮП   «Юные   защитники правопорядка»; ­ носить установленные знаки различия членов отряда ЮП; ­   под   руководством   инспектора   ОДН,   взрослых   участвовать   в патрулировании,   в   целях   предотвращения   нарушений   со   стороны   детей Правил поведения (на перемене, в общественных местах). 4.3.   Юный   правовед   может   награждаться   за   активную   работу   в   отряде органами   внутренних   дел   г.   Сургута   ценными   подарками,   грамотами, дипломами. Направляться на городские, окружные конкурсы. 5. Документация отряда ЮП «Юные защитники правопорядка»: ­ журнал; ­ карта зоны действия отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» в   микрорайоне; ­ паспорт отряда; ­ планово – отчётная папка «Задумано – сделано!» Принято на педагогическом совете № ___ от ________ Приложение 3 Согласовано: Зам. директора по ВВВР ________ О.В. Терлеева                    Утверждаю:                    Директор МБОУ НШ № 37                    _________ Л.Н. Брыкова 20 «___»_______ 2014г                   «___»___________2014г отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» Устав 1.Общие положения 1.1.  Отряд    Юных   правоведов  «Юные  защитники   правопорядка»   (далее отряд ЮП «Юные защитники правопорядка») создан на базе МБОУ   НШ № 37 города Сургута ХМАО ­ Югры по инициативе администрации школы. 1.2.   Адрес:   Тюменская   область,   ХМАО   ­   Югра,   г.   Сургут,   ул.   50   лет ВЛКСМ, д.8/1. 1.3. Отряд  ЮП «Юные защитники правопорядка»  является общественным объединением, созданным на добровольных началах из обучающихся школы. 1.4.   Отряд  ЮП   «Юные   защитники   правопорядка»  ведет   установленную документацию   и   отчетность,   отвечает   по   своим  обязательствам   перед администрацией школы. 1.5. Штаб отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка»  при согласовании с администрацией школы принимает в свой состав желающих ребят и несет полную ответственность за их работу в составе отряда. 1.6. Штаб отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка»  по согласованию с администрацией   школы   определяет   структуру   управления   своей деятельностью, распределение обязанностей. 1.7.   Штаб  отряда   ответственность   за   качество   работы   всех   членов  отряда   защитники правопорядка». 1.8. отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка»    вправе участвовать в городской деятельности в соответствии с Уставом и другими нормативно­ правовыми документами, регулирующими деятельность отряда.  ЮП   «Юные   защитники   правопорядка»    несет  ЮП   «Юные  ЮП   «Юные   защитники 2. Организация   и   управление   работой  отряда   правопорядка»   2.1.   Отряд    ЮП   «Юные   защитники   правопорядка»    представляет   собой добровольное объединение младших школьников 3­4 классов. 2.2. Количество членов отряда составляет 15 человек. 2.3. Управление    отрядом в соответствии с компетенцией, определенной настоящим Уставом и законодательством осуществляют: ­ администрация школы; ­ руководство ОДН. 3.   Порядок   приема   обучающихся   в  отряд   правопорядка»   3.1. Порядок приема в члены отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка» обучающихся   определяется   администрацией   школы   и  закрепляется   в настоящем Уставе.  ЮП   «Юные   защитники 21 3.2. В отряд  ЮП «Юные защитники правопорядка»  принимаются учащиеся 3­4 классов по личному желанию и на основании  рекомендации классных руководителей. 4. Порядок и основания отчисления обучающихся из отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка»   4.1. Члены отряда могут быть исключены из его состава за: ­ нарушение Устава и другой нормативно ­ правовой документации отряда; ­ совершение противоправных действий, порочащих имя члена отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка»; 4.2.  Решение   об   исключении   принимается   штабом  отряда    ЮП   «Юные защитники правопорядка»   или администрацией школы. 5. Организация работы отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка»   5.1. Организация работы отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка»    в школе  строится  в  соответствии  с  Уставом,  Положением,  планом  работы отряда и другими нормативно­правовыми актами школы.   План   работы   составляется   штабом   отряда,   рассматривается   на педагогическом совете школы и утверждается директором школы. 5.2. Отряд  ЮП «Юные защитники правопорядка»  работает учебный год, в соответствии с планом работы. 5.3.   Члены   отряда    ЮП   «Юные   защитники   правопорядка»    могут   быть задействованы   для   практического   обучения   и   практической   работы   в каникулярное время и в летнем лагере с дневным пребыванием детей. 6. Система выдачи  знаков отличия членам отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка»   6.1. Знаки отличия члена  отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка» получает каждый обучающийся, вступивший в отряд, проработавший в нем не менее одного года зарекомендовавший себя как активный пропагандист профилактики   правонарушений,   здорового   образа   жизни,   не   имеющих нарушений и взысканий со стороны администрации школы (значок, шеврон, повязка и др). 6.2.   В   случае   исключения   члена   отряда   правопорядка»   из отряда, все знаки отличия изымаются. 6.3. Знаки отличия членам отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка» вручаются в торжественной обстановке директором школы.  ЮП   «Юные   защитники 7.   Права   и   обязанности   членов  отряда   правопорядка»   7.1.Каждый   член  отряда    ЮП   «Юные   защитники   правопорядка»    имеет право на: ­  участие   в  мероприятиях,  проводимых  отрядом  или   органами  полиции, ОДН;  ЮП   «Юные   защитники 22 ­ обучение правилам дорожного движения; ­   ношение   и   использование   знаков   отличия   члена   отряда    ЮП   «Юные защитники   правопорядка»    при   выполнении   поручений,   определяемых нормативно­правовой документацией отряда и школы; ­ уважение человеческого достоинства, свободу совести, чести; ­ условия, гарантирующие охрану здоровья при выполнении заданий.  7.2. Каждый член отряда  ЮП «Юные защитники правопорядка»  обязан: ­ выполнять нормативно­правовые документы отряда и школы; ­ выполнять распоряжение командира отряда, администрации школы; ­ участвовать во всех мероприятиях, проводимых в рамках работы отряда ЮП «Юные защитники правопорядка»; ­   приобретать   специальные   знания   об   общественных   нормах   –   правах   и обязанностях   каждого,   определять   грани   между   дозволенным   и запрещенным и т.д.; ­ вести пропаганду законопослушного поведения, здорового образа жизни среди детей дошкольного и младшего школьного возраста; ­ помогать администрации школы, учителям и сотрудникам полиции ОДН в контроле   за   порядком,   в   целях   предотвращения   нарушений   со   стороны детей   Правил   поведения   (на   перемене,   в   общественных   местах), организацию практических игр на профилактику правонарушений. 8.  Порядок внесения изменений и дополнений в Устав отряда   ЮП «Юные защитники правопорядка» 8.1. Изменения и дополнения в настоящий Устав разрабатывается штабом отряда и утверждается директором школы.  ЮП   «Юные   защитники  ЮП   «Юные   защитники  Прекращение   деятельности   отряда   9.  Порядок   прекращения   деятельности  отряда   правопорядка» 9.1. правопорядка» может быть осуществлено: ­ решением общего собрания отряда по  согласованию с администрацией школы; ­ приказом директора школы по согласованию с инспектором ОДН; 9.2.После   прекращения   деятельности   отряда    ЮП   «Юные   защитники правопорядка»,  вся   документация   подлежит  обязательной   сдачи   в школьный архив по описи. Приложение 4 23 Паспорт отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» Общие сведения об отряде  ЮП «Юные защитники правопорядка» Город __________________________________________________________ Полное название образовательного учреждения  ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Отряд создан  ________________________________________________________________ дата создания отряда                                                                        Руководитель отряда  ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, должность, номер и дата приказа о назначении руководителя отряда          Командир отряда________________ _________________________________                                                   фамилия, имя, отчество                                                             обучающийся (аяся)____ класса Имеется форма юных правоведов  ________________________________________________________________                                                                                                                      да/нет                        Наличие кабинета  ________________________________________________________________                                                                                                                      да/нет    Список членов отряда № Ф.И.О. обучающегося класс дата и год рождения примечание  24 Согласовано: Зам. директора по ВВВР _______ О.В. Терлеева «___»______2014г               Утверждаю:                Директор МБОУ НШ № 37                    _________ Л.Н. Брыкова                   «___»___________2014г Приложение 5 Учебно ­ тематический план  занятий с отрядом ЮП «Юные защитники правопорядка» МБОУ НШ № 37 на 2014­2015 учебный год № Тема занятий Всего часов В том числе практика экскурсии теория 1 Введение. 1 1 «Давайте познакомимся!» План работы на год.   Права и обязанности  кружковцев.     Статистика безнадзорности и  правонарушений среди  несовершеннолетних по городу.  Ответственность за  совершаемые правонарушения. 2 Конституция Российской  Федерации 3 Что такое уголовный кодекс? 4 Кодекс об административных  правонарушениях  Российской Федерации 5 Семейный кодекс Права и обязанности родителей. Лишение и ограничение  родительских прав. Права  ребенка. Органы опеки и  попечительства.  6 Конвенция по правам ребенка  (20 ноября 1989 года) 7 Экскурсия  в  Сургутский отдел ОВД  ГОМ ­ 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 25 8 Федеральный закон от  24.06.1999 № 120­ФЗ «Об  основах системы профилактики  безнадзорности и  правонарушений  несовершеннолетних» 9 Встреча с сотрудниками  полиции на тему «Соблюдай  нормы и законы общества» 10 Беседа «Спорт и здоровье» 11 Беседа «Мы на страже  порядка»» 12 Беседа  «Закон и правопорядок» Викторина «Соблюдай правовые законы» 13 Урок   по   правопорядку   "Как нельзя   себя   вести   на   улице   и других общественных местах".  14 Викторина по знаниям  административной  ответственности,  предусмотренных  законодательством РФ за  совершение правонарушений. 15 Пропаганда по правилам  порядка внутри школы и в  общественных местах. Выпуск листка – молнии  16 Правовая викторина Последствия наших поступков" 17 Игровая программа. « Право в  нашей жизни».  Разработка буклета «Мы и  закон»!" 18 Встреча с участковым  полицейским.  Правонарушения подростков и  наказание. 19 Итоговое занятие Сбор.  Подведение итогов работы ЮП.  Оформление альбома ЮП.  Подведение итогов,  награждение лучших членов  2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 отряда.  Планирование и обсуждение  работы объединения на  следующий год обучения. ИТОГО: 26 ч 23ч 2ч 1ч Учащийся объединения «Юные защитники правопорядка» к концу 1­го года обучения должен знать:  историю развития российского законодательства;  нормативные   документы,   регламентирующие   защиту   прав   и законных   интересов   несовершеннолетних,   ответственность несовершеннолетних   за   преступления   и   административные правонарушения;  формы и методы агитационно­пропагандистской работы;  устройство,   способы   эксплуатации   оперативно­технических средств, используемых в ОВД. Учащийся объединения «Юные защитники правопорядка»  к  концу 1­го года обучения должен уметь:    оценивать   обстановку,   определять   уровень   опасности   для окружающих;  использовать   в   практической   деятельности   знание   нормативных документов,   в   том   числе   при   организации   агитационно­ пропагандистской работы;  проводить профилактические беседы с с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста;  разрабатывать материалы для проведения бесед, для размещения в средства   массовой   информации,   для   стенной   печати,   школьного радиоузла и телепередачи по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.                                 27 Эмблема отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» Приложение 6       МБОУ НШ № 37       ОТРЯД ЮП           Флаг отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» 28 Девиз отряда ЮП «Юные защитники правопорядка» Если быть, то быть лучшим! Приложение 7 29 Приложение 8  Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326­341) Диагностика   развития   нравственной   сферы   ребенка   чаще   всего   включает исследование   когнитивного,   эмоционального   и   поведенческого   компонента нравственного   развития.   Исследование   когнитивного   компонента   предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.   Исследование   эмоционального   компонента   предполагает   изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Метод   «Беседа»  (предназначен   для   изучения   представлений   детей   о нравственных качествах  6­7 лет (1 класс)  Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Вопросы для беседы: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Выясняют   соответствие   представлений   о   нравственно­волевых   качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла,   сделанного   тебе   другими;   справедливого   поступка   твоего   знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.  Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3­х бальной шкале: 1   балл   –   если   у   ребенка   сформировано   неправильное   представление   о   данном нравственном понятии; 2   балла   –   если   представление   о   нравственном   понятии   правильное,   но недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление. 1 Методика «Закончи историю» Детям читают рассказ­ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется   такой   поступок?»,   «О   каком   справедливом   поступке   ты   можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)  Ребенку   предоставляются   картинки   с   изображением   положительных   и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с   изображением   плохих   и   хороших   поступков),   эмоциональные   реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3   балла   –   ребенок   обосновывает   свой   выбор   (называет   моральные   нормы); эмоциональные   реакции   адекватны,   ярки,   проявляются   в   мимике,   активной жестикуляции и т.д. Методика   «Что   мы   ценим   в   людях»  (предназначена   для   выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется   оценке   адекватности   эмоциональных   реакций   ребенка   на   моральные нормы:   положительная   эмоциональная   реакция   (улыбка,   одобрение   и   т.п.)   на нравственный   поступок   и   отрицательная   эмоциональная   реакция   (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0   баллов   –   ребенок   не   имеет   четких   нравственных   ориентиров.   Отношения   к нравственным   нормам   неустойчивое.   Неправильно   объясняет   поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, 2 однако   отношение   к   нравственным   нормам   неустойчивое, Эмоциональные реакции неадекватны.  2   балла   –   нравственные   ориентиры   существуют,   оценки   поступков   и эмоциональные   реакции   адекватны,   но   отношение   к   нравственным   нормам   ещё недостаточно устойчивое. 3   балла   –   ребенок   обосновывает   свой   выбор   нравственными   установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.   пассивное. Методика   «Как   поступать»  (предназначена   для   выявления   отношения   к нравственным нормам). Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников   разбил  окно. Ты это  видел. Он  не  сознался. Что  ты скажешь? Почему?  Вторая  ситуация:   одноклассники   сговорились   сорвать   урок.   Как   ты поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) Детям   предлагается   бланк   теста,   где   необходимо   закончить   предложения Если я знаю, что поступил неправильно, то … Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … Выбирая   между   интересным,   но   необязательным,   и   необходимым,   но Когда в моем присутствии обижают человека, я … Когда   ложь   становится   единственным   средством   сохранения   хорошего Если бы я был на месте учителя,  я … несколькими словами. 1. 2. 3. скучным занятием, я обычно … 4. 5. отношения ко мне, я … 6. Обработка результатов по вышеуказанной шкале.  Незаконченные предложения, или моё отношение к людям. Отношение к друзьям Думаю, что настоящий друг … Не люблю людей, которые … Больше всего люблю тех людей, которые … Когда меня нет, мои друзья … Я хотел бы, чтобы мои друзья … Отношение к семье Моя семья обращается со мной как … когда я был маленьким, моя семья … Чувство вины Сделал бы все, чтобы забыть … Моей самой большой ошибкой было … Если ты совершаешь дурной поступок, то … 3 Отношение к себе Если все против меня … Думаю, что я достаточно способен … Я хотел бы быть похожим на тех, кто … Наибольших успехов я достигаю, когда … Больше всего я ценю … (Богуславская Н.Е., Купина Н.А.  Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37) Анкета­опросник «Настоящий друг»  (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремиться переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге, когда того нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает. Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.  От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. 4 От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. Методика­тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»  (Лаврентьева   Л.И.,   Ерина   Э.Г.,   Цацинская   Л.И.  Нравственное   воспитание   в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118) Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь. 1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)? 2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой­то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»? 3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте? 4.   Можешь   ли   ты   сразу,   никуда   не   заглядывая,   назвать   дни   рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер? 5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести? 6.   Случается   ли,   что   помимо   маминого   поручения,   ты   выполняешь   какую­ нибудь работу «от себя», по своей инициативе? 7.   Мама   угощает   тебя   апельсином,   конфетой.   Всегда   ли   ты   проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? 8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)? 9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор? 10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания? Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны   получиться   такие:   «+   –   –   +   +   +   +   –   –   –».   Если   картина   получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если   же   есть   некоторые   несовпадения,   не   огорчайся.   Дело   вполне   можно поправить.  5 МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (1­2 классы) (Автор­разработчик Л.М. Фридман)      Цель: выявить степень удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива.           Учащимся   предлагается   ознакомиться   с   двумя   группами   утверждений.   В каждой группе нужно отметить номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Для   изучения   взаимоприемлемости   членов   коллектива   и   конфликтности предлагается 1­я группа утверждений: 1. Наш класс очень дружный и сплоченный. 2. Haш класс дружный. 3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. 4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. 6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Для   определения   состояния   взаимопомощи   предлагается   2­я   группа утверждений: 1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний. 2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. 3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. 4. В нашем классе помогают только тогда, когда этого требует учитель. 5. В нашем классе не принято помогать друг другу. 6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка результатов      Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В сводной таблице в ячейку, 6 соответствующую   суждению,   выбранному   большинством   учащихся   класса, ставится цифра 1, в остальные — цифра 0 (по каждой группе суждений). Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина 3 ­ 4 классы)     Я оцениваю себя Меня оценивает  учитель Итоговые  оценки 1. Любознательность: ­ мне интересно учиться ­ я люблю читать ­ мне интересно находить ответы на  непонятные вопросы ­ я всегда выполняю домашнее задание ­ я стремлюсь получать хорошие  отметки Прилежание: ­ я старателен в учебе ­ я внимателен ­ я самостоятелен ­ я помогаю другим в делах и сам  обращаюсь за помощью ­ мне нравится самообслуживание в  школе и дома Отношение к природе: ­ я берегу землю ­ я берегу растения ­ я берегу животных ­ я берегу природу Я и школа: 2. 3. 4. ­ я выполняю правила для учащихся ­ я выполняю правила внутришкольной  жизни ­ я добр в отношениях с людьми ­ я участвую в делах класса и школы ­ я справедлив в отношениях с людьми 5. Прекрасное в моей жизни:                               7 ­ я аккуратен и опрятен ­ я соблюдаю культуру поведения ­ я забочусь о здоровье ­ я умею правильно распределять время  учебы и отдыха      ­ у меня нет вредных привычек Оценка результатов: По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. 5 – всегда   4 – часто                                                                                            3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция  Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Средний балл 5 ­ 4,5 – высокий уровень (в) 4,4 – 4 – хороший уровень (х) 3,9 – 2,9 – средний уровень (с) 2,8 – 2 – низкий уровень (н) 8 1

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"

Программа деятельности юных правоведов "Юные защитники правопорядка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017