Рабочая программа разработана для учащихся 6 классов.
Количество недельных часов - 1
Количество часов в год-35
Изучение курса в 6 классах направлено на решение следующих задач:
освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
6 класс внеурочка.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРИШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор_________ (В.В. Лебедев)
Приказ № ___ от «___» ______20 ___г.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« »
для «6» класса, ФГОС
на 20172018 учебный год
Составитель:
О.Л. Травина.,
учитель биологии,
первой квалификационной категории 2017 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для учащихся 6 классов.
Количество недельных часов 1
Количество часов в год35
Изучение курса в 6 классах направлено на решение следующих задач:
освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной
среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их
результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоциональноценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в
природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Исследовательская деятельность по курсу «Экологическое пространство» предполагает подготовку в течение учебного
года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории города. Таким образом,
2 коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений». В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить
результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет специалистом по
одному, выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с растительным миром, с помощью своих
одноклассников. Помимо теоретических исследований работы будут содержать информацию об использовании растений в
практической деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические
лекарственные препараты, но и лекарственные растения.
Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения. Нет ничего
прекрасней на этой планете, чем цветок. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека это
зеленый ковер из трав, устилающий землю. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны
каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде
фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пищу для
человека и животных.
Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют
пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в
свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые
поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря
фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует
целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он
излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах
3 «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство
являются основой богатства любой нации.
Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют
наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как
символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома садами, города парками, страны
– заповедниками, территория лицея украшена дендрарием и клумбами. Знать все о растениях, которые нас окружают важно и
полезно.
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Спецкурс в 6 классах «Экологическое пространство» имеет комплексный характер, так как включает основы различных
биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии,
растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской
работы).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Относится к школьному компоненту.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
4 Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных
результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных
источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки
зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
5 Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
6 № п/п
Название темы (раздела)
Количество
часов
Основное содержание темы, термины и понятия
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1
2
3
4
5
6
7
8
Азы исследовательской
деятельности
Систематика растений
Морфология растений
Анатомия растения
Физиология растений
Экология растений
Роль растения в природе и
жизни человека
Правила оформления
работы
3
2
4
6
7
3
6
4
Исследовательская деятельность Методы исследования в
биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза».
План исследования, цель и задачи исследования
Наблюдение, опыт, эксперимент. Многообразие растений
Многообразие растений.
Определитель растений
Систематические единицы
Морфологические особенности изучаемого растения
Морфология, листовая мозаика, особенности строения
корня, побега, листорасположение, структуру листа,
жилкование , строение цветка, плодов
Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение
изучаемого растения .Работа в лаборатории
Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание,
фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни
растения
Экологические
Географический ареал распространения
произрастания
особенности
Биоценозы, биогеоценозы с участием растений.пищевые
цепи с данным растением, сообщества Пословицы,
сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и
информация об использовании растения человеком
Растение в литературных и музыкальных произведениях
Подготовка презентации по материалам проекта
Оформление исследовательской работы (титульный лист
и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка
тезисов, выступления)
Творческая и
исследовательская
деятельность
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
Подготовка оформленной
исследовательской работы в
течение учебного года
7 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/
п
Приме
рные
сроки
изучен
ия
Кол
во
часо
в
Тема
Основное содержание
темы, термины и
понятия
Дата
Планируемые результаты обучения
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
(освоение
учащимися
универсальных
учебных действий)
Предметные
умения (освоение
предметных
знаний)
Азы исследовательской деятельности 3ч
1
2
3
4
5
26.09
1
Исследовательска
я деятельность
9
13.09
16
20.09
23
27.09
30
1
1
1
1
Методы
исследования в
биологии
Экскурсия «Мир
растений»
Работа с
определителем
растений
Систематика
Понятие «объект
исследования, гипотеза».
План исследования, цель и
задачи исследования
Наблюдение, опыт,
эксперимент
Многообразие растений
Систематика растений 2ч
Многообразие растений
Формирование
познавательных
интересов
Формирование
познавательных
интересов
Формирование
познавательных
интересов
Учатся составлять
план исследования
Знакомятся с
универсальными
научными методами
Учатся составлять
отчет по экскурсии
Знакомятся с
особенностями
исследовательской
деятельности
Изучают методы
исследования в
биологии
Выбирают объект
исследования,
готовят гербарные
образцы
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
Учатся работать с
определителем
Систематические единицы Формирование Учатся работать с
Определяют
8 4.10
изучаемого
растения
познавательных
интересов
источником
информации
систематическое
положение
выбранного
растения
6
7
7
11.10
14
18.10
1
1
Морфологические
особенности
изучаемого
растения
Экскурсия
Морфологические
особенности
изучаемого
растения
Морфология растений 4ч
Морфология, листовая
мозаика
Строение корня, побега,
листорасположение,
структуру листа,
жилкование , строение
цветка, плодов
21
25.10
8
1
Морфологические
особенности
изучаемого
растения
Строение корня, побега,
листорасположение,
структуру листа,
жилкование , строение
цветка, плодов
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
живыми объектами
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
живыми объектами
Зарисовывают
растение, проводят
измерения размеров
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
живыми объектами
Изучают
особенности
строения корня,
побега,
листорасположение
, структуру листа,
жилкование ,
строение цветка,
плодов
Изучают
особенности
строения корня,
побега,
листорасположение
, структуру листа,
жилкование ,
строение цветка,
плодов
9 9
28
2.11
1
Морфологические
особенности
изучаемого
растения
Строение корня, побега,
листорасположение,
структуру листа,
жилкование , строение
цветка, плодов
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
живыми объектами
Анатомия растений 6ч
10
11
12
11
15.11
18
22.11
25
30.11
1
1
1
13
26.12
1
Анатомия
изучаемого
растения
Анатомия
изучаемого
растения
Клеточное
строение
изучаемого
растения
Работа в
лаборатории
14
9
14.12
1
Работа в
лаборатории
Внутреннее строение
Внутреннее строение
Клетка, органоиды
Правила работы с
лабораторным
оборудованием
Правила работы с
лабораторным
оборудованием
Формирование
познавательных
интересов
Формирование
познавательных
интересов
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
живыми объектами
Учатся работать с
живыми объектами
Учатся работать с
живыми объектами
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием
Изучают
особенности
строения корня,
побега,
листорасположение
, структуру листа,
жилкование ,
строение цветка,
плодов
Изучают
внутреннее
строение
Изучают
внутреннее
строение
Готовят
микропрепарат
растения.
Рассматривают его
под микроскопом
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием
10 15
14
20.12
16
17
18
23
27.12
13
17.01
20
24.01
1
1
1
1
19
27
31.01
1
Сезонные
изменения в жизни
растения
фенологические
наблюдения за растением (
когда опадают и
распускаются листья,
период цветения,
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
Работа в
лаборатории
Правила работы с
лабораторным
оборудованием
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием
Особенности
жизнедеятельност
и растения
Особенности
жизнедеятельност
и растения
Сезонные
изменения в жизни
растения
Экскурсия
Дыхание, фотосинтез,
тропизмы
Физиология растений 4ч
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
Дыхание, фотосинтез,
тропизмы
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
фенологические
наблюдения за растением (
когда опадают и
распускаются листья,
период цветения,
плодоношения и т.д.)
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
Знакомятся с
особенностями
жизнедеятельности
растений
Знакомятся с
особенностями
жизнедеятельности
растений
Работают в
фотолаборатории.
Готовят
фотографии
растения в разные
времена года, ведут
фенологические
наблюдения за
растением ( когда
опадают и
распускаются
листья, период
цветения,
плодоношения и
т.д.)
Знакомятся с
особенностями
жизнедеятельности
растений
11 20
37.02
1
Экологические
особенности
произрастания
плодоношения и т.д.)
Экология растений 3ч
экологические факторы,
оказывающие
преимущественное
влияние на произрастание
данного растения
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
21
10
14.02
22
17
21.02
1
1
Экологические
особенности
произрастания
Географический
ареал
распространения
экологические факторы,
оказывающие
преимущественное
влияние на произрастание
данного растения
ареал распространения
Формирование
познавательных
интересов
Учатся работать с
источником
информации
Формирование
познавательных
интересов
Умение работать с
картой
Роль растения в природе и жизни человека 6 ч
Изучают
экологические
факторы,
оказывающие
преимущественное
влияние на
произрастание
данного растения.
Определяют его
отношение к
различным
экологическим
группам
Знакомятся с
особенностями
жизнедеятельности
растений
Наносят на
контурную карту
ареал
распространения
данного растения
12 23
24
28.02
1
Роль растения в
природе
биоценозы, биогеоценозы с
участием растений.
Формирование
познавательных
интересов
Умение собирать и
анализировать
информацию
24
37.03
1
Роль растения в
жизни человека
рецепты и информацию об
использовании растения
человеком
Формирование
познавательных
интересов
Умение собирать и
анализировать
информацию
Рассматривают
биоценозы,
биогеоценозы с
участием растений.
Составляют
пищевые цепи с
данным растением,
зарисовывают
сообщества
Собирают рецепты
и информацию об
использовании
растения человеком
Из различных
источников
собирают
информацию
25
26
27
28
10
14.03
17
21.03
31
4.04
7
11.04
1
1
1
1
Пословицы,
сказки, загадки и
поговорки о
растении
Пословицы,
сказки, загадки и
поговорки о
растении
Растение в
литературных и
музыкальных
произведениях
Творческая
работа
подготовка сказки
о выбранном
растении
Пословицы, сказки,
загадки и поговорки о
растении
Формирование
познавательных
интересов
Пословицы, сказки,
загадки и поговорки о
растении
Формирование
познавательных
интересов
Умение работать с
различными
источниками
информации
Умение собирать и
анализировать
информацию
Формирование
познавательных
интересов
Умение собирать и
анализировать
информацию
Формирование
познавательных
интересов
Умение собирать и
анализировать
информацию
Из различных
источников
собирают
информацию
Учатся творчески
преподносить
информацию о
растениях
Правила оформления работы 4ч
13 Формирование
познавательных
интересов
Умение работать в
программе
презентаций
Правила оформления
работы
Формирование
познавательных
интересов
Умение работать в
программе печати
Тезисы выступления
Тезисы выступления
Умение
проводить
защиту работы,
анализировать
работу других
и свою
Умение
проводить
защиту работы,
анализировать
работу других
и свою
29
30
14
18.04
21
25.04
31
28
2.05
1
1
1
32
59.05
1
Подготовка
презентации по
материалам
проекта
Оформление
исследовательско
й работы
(титульный лист и
т.д.)
Защита
исследовательско
й работы
(подготовка
тезисов,
выступления)
Защита
исследовательско
й работы
(подготовка
тезисов,
выступления)
Итог
о:32
Резе
рв:3
Всег
о: 35
14 7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебнометодическое обеспечение
Класс Методическое, дидактическое обеспечение
567
1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое
пособие для учителя. М.: ВентанаГраф, 2005;
3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: ВентанаГраф, 2005. 72с;
4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 67кл.: Вопросы. Задания.
Задачи. М.: Дрофа, 2008. 128с: 6 ил. (Дидактические материалы);
5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники.
М.: Дрофа, 2005. 112с;
6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия
7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование.
Воронеж, 2009 г.
8)Журналы «Биология в школе»
Материальнотехническое обеспечение
Микроскопы, микропрепараты , оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения лабораторных
работ «Прорастание семян», цифровой микроскоп, таблицы по биологии, природные объекты, гербарии, муляжи, компьютер,
проектор, экран.
15
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Программа для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.