Программа дополнительного образования детей "Имею право"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Важное место в данной Концепции занимает правовое воспитание подростков, которое способствует формированию гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды основ российского и международного законодательства. С практической точки зрения, важная роль отводится элементарным навыкам воспитанников по разработке и составлению простейшей правовой документации (доверенности, завещания и т.д.).
Иконка файла материала имею право.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного  образования детей центр внешкольной работы г. Кропоткин  муниципального образования Кавказский район                                                           « УТВЕРЖДАЮ»                                                          Директор МАОУ ДОД центр                                                          внешкольной работы г. Кропоткин                                                           муниципального образования                                                          Кавказский район                                                           ____________  О. Г. Рыбак                                                           Протокол педагогического совета                                                            от 30 августа 2011 г. № 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «Имею право»  (наименование объединения) _____________________________________________ (наименование учебного курса) 1 год (срок реализации программы) рабочая (вид программы) 11­14  лет (возраст обучающихся) Науменко Татьяна Владимировна (Ф.И.О. преподавателя)г. Кропоткин 2011 год  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.  Концепция   модернизации   российского   образования,   принятая Правительством  РФ, показала, что общество и государство предъявляют  новые социальные   требования   к   системе   российского   образования.   Важное   место   в данной   Концепции   занимает   правовое   воспитание   подростков,   которое способствует   формированию   гуманизма,   нравственных   качеств   и законопослушности   путем   пропаганды   основ   российского   и   международного законодательства.   С   практической   точки   зрения,   важная   роль   отводится элементарным навыкам воспитанников по разработке и составлению простейшей правовой документации (доверенности, завещания и т.д.).      В ходе освоения программы воспитанники:  знакомятся с основами правовых норм и основными правами ребенка;  осознают   важность   и   значимость   для   каждого   человека   соблюдения правил поведения в повседневной жизни (общении, бытовых ситуациях);  приобретают   первоначальный   опыт   регулирования   отношений   со сверстниками и взрослыми;  приобретают конкретные правила и правовые нормы: ­ наиболее важных прав ребенка; ­ правил, обеспечивающих безопасность человека; ­ этических правил и норм (например, правил поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте).  получают   первичный   опыт   разработки   групповых   норм   поведения (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.). Цель   программы: законопослушного поведения несовершеннолетних.   правовое   просвещение   школьников   и   формирование Задачи: 1. Формирование   у   воспитанников   отношения   к   праву   как   к   социальной ценности   и   понимание   необходимости   правовых   знаний   в   общественной жизни. 2. Формирование у воспитанников знания и умения грамотно использовать в речи элементарные правовые понятия: «закон», «право», «права человека», права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др. 3. Формирование   готовности   разрешать   конфликты   мирным   путем   с использованием различных норм и правил. 4. Формирование способности к грамотным правовым действия в различных жизненных ситуациях.5. Формирование умения выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении. 6. Формирование знания об основных отраслях и наиболее важных источниках права и уметь их использовать для решения практических задач.  Образовательная   программа   детского   объединения   «Имею   право» рассчитана на обучение детей 11­14 лет. Существует ряд причин, по которым дети принимаются в студию именно в этом возрасте. Именно в период отрочества в интеллектуальной   деятельности   школьников   усиливаются   индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Дети этого возраста очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых, так как в это время подростки наиболее уязвимы в силу многих обстоятельств, большинство из которых является следствием их возрастного становления как человека и личности. Образовательная   программа  детского   объединения   «Имею   право» составлена на основе анализа следующих образовательных программ: 1. Нагаева   И.Е.   Программа   правового   воспитания   «Право.   Выбор. Ответственность». 2. Казакова   В.А.   Программа   дополнительного   образования   «Правовой   клуб «Рубикон». Программа Шайхетдиновой Л.Р. состоит из двух частей. Курс программы правового воспитания для 10­11 классов, для 10 классов, может реализовываться за   счет   классных   часов.   В   данной   программе   показан   комплексный   подход   в обучении детей основам правоведения. Программа Казаковой В.А. практически направлена на реализацию ее через различные   формы   занятий.   В   ней   доступно   и   подробно   изложена   методика проведения   специальных   теоретических   и   практических   заданий.   Данная программа рассчитана на учащихся 14­17 лет. Программа   курса   «Имею   право»   адаптирована   к   условиям   учреждения дополнительного   образования   детей.   Все   занятия   ориентированы   на   выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, учат выходить из любой жизненной ситуации, не нанося при этом урона ни себе, ни другим людям, ни окружающей среде. Ее особенность заключается в комплексном подходе к основным правовым аспектам, о которых необходимо знать подрастающему поколению. В ходе теоретических и практических   занятий   до   воспитанников   в   доступной   для   их   возраста   форме доводится   лекционный   материал,   прорабатываются   навыки   составления   самых простых и основных документов.  Ожидаемые результаты: Должны знать:  юридические термины и понятия;  знать   содержание   законодательных   актов,   определять   принципы   права, систему прав и обязанностей; знать   правила   соблюдения,   которые   способствуют   личной   безопасности человека от преступных посягательств. Должны уметь: нормами;  осуществлять свои права на практике;  уметь   руководствоваться   в   различных   сферах   жизни   существующими  уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях,   давать   правовую   оценку   собственным   действиям,   действиям окружающих, явлениям жизни;  уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального   юридического   образования   (заявление,   доверенность,   текст трудового соглашения, договор купли­продажи и т.д.). Должны владеть:  четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;  владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;  владеть   представлением   о   действиях   и   поступках,   составляющих   угрозу безопасности личности;  владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице и т.д. В   процессе   реализации   программы   используются   разнообразные   методы обучения: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, решение практических задач, тестовые задания, практические работы творческого характера, проблемно­ поисковый, ситуационный и другие.  Основной   педагогической   технологией,   используемой   в   данном   курсе, является проектная деятельность, которая на сегодняшний день очень актуальна. Она способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей ребят.  Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов – 72 часа; Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Возраст воспитанников – 11­14 лет. Занятия проводятся со всем составом объединения.УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Т е м а Всего Часов Теория Прак­ тика №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. ИТОГО: Основы конституционного строя в РФ Гражданские права  Семейное право и подросток Трудовое право. Что важно знать каждому? Административные права.   Практическое занятие. Итоговое занятие: «Проблемы глобального масштаба. Это касается всех» 22 14 12 20 2 2 72 20 10 10 16 2 58 2 4 2 4 2 14СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Что такое государство и право? Теоретические знания: ­ основные теории происхождения государства; ­ правовое государство. Практическая деятельность: ­ беседа по пройденному материалу; ­ анкетирование. 2. Я – гражданин Теоретические знания: ­ понятие Конституции РФ; ­ общая характеристика Конституции; ­ порядок выборов Президента РФ; ­ основные полномочия Президента РФ; ­ структура Правительства РФ; ­ порядок комплектования Правительства РФ; ­ основные полномочия Правительства РФ; ­ сущность понятия «гражданин»; ­ основные политические права гражданина РФ; ­ основные гражданские права гражданина РФ; ­ защита прав человека; ­ права ребенка. ­ федеративное устройство РФ; ­ основы местное самоуправление в РФ. Практическая деятельность: ­ заучивание гимна РФ; ­ творческая работа: «Поправки в Конституцию РФ»; ­ творческая работа: «Если я был Президентом…»; ­ занятие: «Я – гражданин»; ­ тестирование теоретических знаний; ­ решение практических задач.3.   Гражданское   право   и   мы.   Как   не   потеряться   в   многообразии   наших гражданских прав и обязанностей. Теоретические знания: ­ сущность гражданского права, как отрасли права; ­ основные источники гражданского права; ­ понятие гражданских правоотношений; ­ стороны гражданских правоотношений; ­ содержание гражданских правоотношений; ­ понятие сделки; ­ виды сделок; ­ форма сделок; ­ условия действительности сделок; ­ недействительные сделки;   ­ защита нематериальных благ. Практическая деятельность: ­ беседа по пройденному материалу; ­ творческая работа:  «Гражданские правоотношения»; ­ игра­викторина: «Сделки в повседневной жизни»; ­ тестирование теоретических знаний; ­ решение практических задач. 4. Семейное право РФ. Что важно знать подростку? Теоретические знания: ­ сущность семейного права, как отрасли права; ­ основные источники гражданского права; ­ сущность института брака в современном законодательстве; ­ условия заключения брака; ­ права и обязанности супругов; ­ права и обязанности родителей и детей. Практическая деятельность: ­ беседа по пройденному материалу; ­ составление брачного договора; ­ тестирование теоретических знаний; ­ решение практических задач. 5. Начинаем трудовую деятельность. Что важно знать каждому? Теоретические знания: ­ понятие и источники трудового права; ­ трудовой договор: понятие, содержание и виды; ­ порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора; ­ оплата труда, заработная плата, система оплаты труда;­ гарантии и компенсации работникам; ­ охрана труда;  ­ материальная ответственность. Практическая деятельность: ­ беседа по пройденному материалу; ­ составление трудового договора; ­ тестирование теоретических знаний; ­ решение практических задач. 6. Правонарушение. Сущность, последствия.   Теоретические знания: ­ сущность административного права, как отрасли права; ­ административные правонарушения; ­ административная ответственность. Практическая деятельность: ­ беседа по пройденному материалу; ­ тестирование теоретических знаний; ­ решение практических задач. 7. Проблемы глобального масштаба. Это касается всех. Практическая деятельность: ­ занятие: «Глобальные проблемы современности»; ­ защита воспитанниками своих проектов и рефератов.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ № Этапы Какие знания, умения, навыки Форма 1 2 3 Начальный Знания по истории, обществознанию контролируются Текущий Изучение основных отраслей права РФ Итоговый Умение   грамотно   и   квалифицированно излагать   свою   юридическую   точку   зрения при   анализе   того   или   иного   события   в обществе Беседа, анкетирование Тестирование, игра­ викторина, практические занятия, решение задач Защита творческих проектов. Итоговое занятие: «Проблемы глобального масштаба. Это касается всех»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Основы деятельности педагога дополнительного образования: 1. Планомерное и регулярное информирование детей и подростков в доступной и   увлекательной   форме   о   правах   и   обязанностях,   о   законах   российского государства,   способствующие   формированию   правовой   культуры   и законопослушного   поведения   ­   центр   внимания   программы   детского объединения. 2. Молодые   люди   должны   играть   активную   роль   в   обществе   и   быть   его полноправными участниками, а не объектами для воспитания и контроля, должны быть самодостаточными и социально ориентированными. 3. Воспитание   молодежи   на   принципах,   не   допускающих   их   преступную деятельность,   возможно   только   в   законной,   социально   полезной   и гуманистически   направленной   на   развитие   общества   и   личности деятельности. 4. Предупреждение   преступности   среди   несовершеннолетних   будет эффективнее   при   объединении   усилий   всего   общества   в   целом   для обеспечения   гармонического   развития   подростков   при   уважении   их личности и поощрения ее развития с раннего детства. 5. Организация   системы   поддержки   как   можно   более   значительному количеству   детей   и   подростков,   которые,   возможно,   вступили   или   не вступили в конфликт с законом, но которые брошены родителями, лишены внимания, подвергающиеся жестокому обращению, риску злоупотребления наркотиками, находятся в социально опасном положении.6. Необходимо   учитывать,   что   не   соответствующее   социальным   нормам   и ценностям   поведения   детей   во   многих   случаях   связано   с   процессом взросления   и   роста   и,   что,   как   правило,   по   мере   взросления   поведение большинства индивидов самопроизвольно меняется. 7. Организация полезного в социально­нравственном плане досуга и повышение общественной активности воспитанников.          Современные подходы к правовому обучению детей и молодежи основаны на полном обеспечении суверенитета личности, на право каждого иметь свое мнение, право на информацию, свободу слова.         Воспитание чувства собственного достоинства и уважения прав окружающих людей в сфере дополнительного образования строится на интерактивных методах обучения:   сотрудничество   в   группе,   урегулирование   конфликтов   в   процессе ролевых   игр,   практических   упражнений.   Благодаря   этим   приемам   и   формам, воспитанники учатся понимать сложность социального окружения, учатся жить в условиях демократии, занимая активную жизненную позицию. Это самое важное условие успешной реализации прав и свобод в правовом государстве.                   В   процессе   реализации   программы   курса   «Имею   право»   проектная педагогическая   технология   занимает   особое   место.   Она   имеет   одну   важную дидактическую особенность: вся деятельность учащегося должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность с педагогом, ранее лежавшую только на педагоге, за собственное   развитие,   уровень   подготовки   к   самостоятельной   деятельности   в будущем.  Темы проектов выбираются совместно учеником и педагогом. Учащийся самостоятельно   выбирает   тему   будущего   проекта,   ведет   исследовательскую работу   по   заданной   теме,   оформляет   работу,   которая   состоит   из   следующих разделов:            ­     введение (раскрывающее актуальность темы);                     ­   содержание   (раскрывающее   ход   исследования   с   промежуточными выводами);           ­ заключение (окончательный вывод);           ­     список литературы.   Воспитанник представляет и защищает свой проект, педагог и учащиеся оценивают. Для достижения более высоких результатов обучения задание подбирается так, чтобы процесс обучения осуществлялся от простого к более сложному.  Основные темы для творческих проектов воспитанников: 1. Может ли строгий закон уменьшить преступность? 2. Основные причины преступности 3. Существуют ли неисправимые преступники? 4. Преступление как месть обществу 5. Что такое правовая культура?6. Правовая и нравственная культуры: сходство и различия 7. Является ли любовь к детективам признаком правовой культуры? 8. Что такое политика? 9. Бывают ли «маленькие» нарушения прав человека? 10. Гордость своей национальностью: естественное чувство или порок? 11.  Экстрасенсорные   воздействия   на   огромную   массу   людей:   авантюра, легкомыслие, преступление или прорыв в будущее? 12.  Подпадает ли распространение порнографии под действие права на свободу информации? 13. Глобальные проблемы человечества: что это такое? 14. Экологический кризис 15.  Заболевания   человека   и   загрязнение   окружающей   среды:   взаимосвязаны   ли они? 16.  Проблема «Север – Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами 17. Терроризм и угроза новой мировой войны 18.  «Культура,  если   она   развивается   стихийно,  а  не   направляется   сознательно, оставляет после себя пустыню» (К. Маркс) 19.  «Главная   цель   передовой   технологии   –   отыскание   способов   производства полезного из бросового, бесполезного» (Д.И. Менделеев) 20. Разрешение глобальных проблем человечества и развитие человечества: в чем их взаимосвязь? 21. Что первично государство или право? 22. Может ли право существовать изолировано от государства? 23. Каковы взаимоотношения права с экономикой, политикой, религией? 24. В чем различие между правом и законом? 25. Что такое государство? 26. Вечно ли государство? 27. Что такое власть? 28.  Действие гражданского законодательства во времени, пространстве, по кругу лиц 29. Авторское право 30. Права ребенка  Успешной   организации   образовательно­воспитательного   процесса способствует следующее дидактическое обеспечение:   помещение, приспособленное для занятий;  литература по правоведению, психологии, педагогике;  наглядные пособия, дидактические материалы;  технические   средства   обучения:   фотоматериал,   телевизор,   видеоплеер, компьютерное обеспечение.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА: 1. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Вып. П; Сб.науч.тр. / Под ред. докт. пед. наук, проф. К.Б. Семёнова. – М.: ИИДО­РАО, 2006.  2. Андриенко   Е.В.   Психолого­педагогические   основы   формирования профессиональной зрелости учителя. – М.; Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002.  3. Бачурина Т.М., Шумик В.Я. Учебная эвакуация на случай пожара в ОУ. – М: «Перспектива», 2008. 4. Бердычевский   В.С.,   Д.Р.Акопов,   Г.В.Сулейманова.   Трудовое   право. www   .  AGPA    .  ru 5. Борисов А.Н.  Административные правонарушения. www  6. Е.В.   Бурмистрова.   Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях в   образовательной   среде).  .  garant    .  ru (предупреждение   кризисных   ситуаций  www   .  garant    .  ru 7. Вопленко Н.Н. Источники и формы права. . www   .  AGPA    .  ru8. Вопросы правоведения. Сборник научных трудов юридического факультета.  www   .  TGTU    .  ru   9. Воробьев Н.И., Никулин  В.В. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. www   .  TGTU    .  ru 10.Гин А. «Приемы педагогической техники»: Пособие для учителя – М.: Вита­ Пресс, 2006.  .  AGPA 11.Гребенюк О.С. Общая педагогика. www     .  ru  .с   onsultant 12.Гражданский кодекс РФ. www  13.Воронов   В.В.   Технология   воспитания:   Пособие   для   преподавателей   вузов,  .  ru   студентов и учителей. – М: Школьная Пресса, 2000. 14.Занятия   и   развлечения   со   старшими   дошкольниками:   разработки   занятий, Бесед, игр и развлечений. – Волгоград: Учитель, 2009. 15.Давыдова   М.Л.   Нормативно­правовые   предписания   в   российском законодательстве. www       .      AGPA      .      ru   16.Декларация   прав   и   свобод   человека   и   гражданина   от   22   ноября   1991   г.   // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФi. – 1991. – № 5. 17.  Декларация   прав   ребенка.   Провозглашена   резолюцией   1386   (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года.  www   .с   onsultant 18.Доржиев Ж.Б., Ломакина И.Б., Шагжиева Л.Т. Семейное право.     .  ru www   .  AGPA    .  ru 19.Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. www   .  AGPA    .  ru 20.Егоров С.Н. Существует ли теория права? www  21.Живарев В.Е. Международное право. www  22.За здоровый образ жизни: элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2009. 23.Иванов   Д.   Компетентности   и   компетентностный   подход   в   современном    .  AGPA  .  garant  .  ru    .  ru образовании. – М: Чистые пруды, 2007. 24.Иванченко   В.Н.   Занятия   в   системе   дополнительного   образования   детей.   – Ростов­на­Дону, издательство «Учитель», 2007. 25.Казакова   В.А.   Программа   дополнительного   образования   "Правовой   клуб "Рубикон". www   .1   september  .  ru    26.Каргина   З.А.   Практическое   пособие   для   педагога   дополнительного образования. ­ М: Школьная Пресса, 2008. 27.Кашуба Ю.А., Перекрестов В.Н., Драников В.Н. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних. www   .  TGRU    .  ru 28.Красильникова Т.К. История государства и права России. www  29.Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. www  30.Кодекс РФ об административных правонарушениях. Принят Государственной  .  ru  .  AGPA    .  garant    .  ru Думой 20 декабря 2001 года. www   .с   onsultant  .  ru   31.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. www   .с   onsultant  .  ru   32.Коренев А.П. Административное право России. www   .  AGPA    .  ru33.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей – Ростов­на­Дону: ТЦ «Учитель», 2001. 34.Кудрявцев   В.Т.,   Егоров   Б.Б.   Развивающая   педагогика   оздоровления. Программно­методическое пособие. – М: Линка­Пресс, 2000. 35.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей – Ростов­на­Дону: ТЦ «Учитель», 2001. 36.Кульневич   С.В.,   Лакоценина   Т.П.   Совсем   необычный   урок:   практическое пособие. – Ростов­на­Дону: ТЦ «Учитель», 2001. 37.Кучма В.В. Государство и право нового времени.  www  38.Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно­практическое пособие. – Ростов­  .  AGPA    .  ru на­Дону: ТЦ «Учитель», I часть, 2006. 39.Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно­практическое пособие. – Ростов­ на­Дону: ТЦ «Учитель», II часть, 2005. 40.Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно­практическое пособие. – Ростов­ на­Дону: ТЦ «Учитель». Проблемные уроки. III часть, 2006. 41.Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно­практическое пособие. – Ростов­ на­Дону: ТЦ «Учитель». Альтернативные уроки. IV часть, 2007. 42.Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно­практическое пособие. – Ростов­ на­Дону: ТЦ «Учитель». Инновационные уроки. V часть, 2007. 43.Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно­практическое пособие. – Ростов­ на­Дону: ТЦ «Учитель». Интегрированные уроки. VI часть, 2008. 44.Манюхин В.М., Адушкин Ю.С. Административная ответственность в  СССР.  www   .  AGPA    .  ru  45.Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. Практические рекомендации. – М: УЦ «Перспектива», 2008.  46.Наш   выбор   –  здоровье:   досуговая   программа,   рекомендации.  –   Аолгоград: Учитель, 2009. 47.Никитин А.Ф. Право и политика. М.: Просвещение, 2005. 48.Никулин   В.В.   Делопроизводство   и   составление   юридических   документов. www   .  TGTU    .  ru 49.Никулин В.В. Конституционное право России. www   .  TGTU   50.Николенко Л.А. На пути к личности. www   .  AGPA    .  ru 51.Новиков А. Методология учебной деятельности. www  52.Пантелеев   В.Ю.  Административная   деятельность   органов   внутренних   дел.  .  AGPA    .  ru  .  ru www   .  AGPA    .  ru 53.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1­2 – Ростов­на­Дону: издательство «феникс», 1996. 54.Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика  с основами специальной  психологии. www   .  AGPA    .  ru 55.Попов А.Н. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению  общественного порядка. www  56.Попова   Т.Е.,  .  ru  .  AGPA   www   .  TGTU     Бобрешова   И.П.,  .  ru   Чувашова   Т.А.   Конфликтология. 57.Портфолио учителя – Волгоград: Учитель, 2010.58.Пронин А.А. Проблемы прав человека. www   .  ru 59.Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. www  60.Пчелинцева Е.В.  Психологическая помощь педагогам и родителям. www   .  ural­pravo    .  TGTU    .  ru  .  ural­ pravo    .  ru 61.Решетов   Ю.А.  Борьба   с   международными   преступлениями   против  мира   и безопасности. www   .  garant    .  ru 62.Романовская   В.   Б.,   Курзенин   Э.   Б.   Основы   римского   частного   права. www   .  AGPA    .  ru 63.Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М: «Школа – Пресс», 2010. 64.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 65.Семейный кодекс РФ.  Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. www   .с   onsultant  .  ru   66.Топоровский   В.П.   Аналитическая   компетентность   педагога:   технологии развития,   педагогический   анализ,   методы   и   формы   оценки.   Учебно­ методическое пособие. – М: Планета, 2011. 67.Трудовой кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. www   .с   onsultant  .  ru   68.Уголовный   кодекс   РФ.   Принят  Государственной   Думой  24  мая 1996  года. www   .с   onsultant  .  ru     69.Фетюхин М.И. Права человека. www   .  garant   70.Фетюхин М.И. Социальное право. www  71.Шаган В.В. Технологии личностно ориентированного урока. – Ростов­на­Дону:  .  ru  .  garant    .  ru издательство «Учитель», 2003. 72.Шайхетдинова   Л.Р.   Авторская   программа   по   правоведению   «Мы   в   мире прав!». www   .1   september  .  ru   73.Шинтарь З.Л.  Введение в школьную жизнь. www  74.Ширяева   В.А.   Триц­педагогика   менеджеру   современной   школы.   –   М:  .  garant    .  ru  Сентябрь, 2008. 75.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М: Владос, 1999. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ: 1. Борисов А.Н.  Административные правонарушения. www  2. Е.В.   Бурмистрова.   Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях в   образовательной   среде).  .  garant   (предупреждение   кризисных   ситуаций  www   .  garant    .  ru  .  ru3. Вопросы правоведения. Сборник научных трудов юридического факультета.  www   .  TGTU    .  ru   4. Воробьев Н.И., Никулин  В.В. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. www   .  TGTU    .  ru 5. Гражданский кодекс РФ. www  6. Занятия   и   развлечения   со   старшими   дошкольниками:   разработки   занятий,  .с   onsultant  .  ru   Бесед, игр и развлечений. – Волгоград: Учитель, 2009. 7. Декларация   прав   и   свобод   человека   и   гражданина   от   22   ноября   1991   г.   // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФii. – 1991. – № 5.   Декларация   прав   ребенка.   Провозглашена   резолюцией   1386   (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года.  www   .с   onsultant  .  ru 8.   9. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. www   .  AGPA    .  ru 10.За здоровый образ жизни: элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2009. 11.Кашуба Ю.А., Перекрестов В.Н., Драников В.Н. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних. www   .  TGRU    .  ru 12.Красильникова Т.К. История государства и права России. www  13.Кодекс РФ об административных правонарушениях. Принят Государственной  .  garant    .  ru Думой 20 декабря 2001 года. www   .с   onsultant  .  ru   14.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. www   .с   onsultant  .  ru   15.Наш   выбор   –  здоровье:   досуговая   программа,   рекомендации.  –   Аолгоград: Учитель, 2009. Никулин В.В. Делопроизводство и составление юридических документов.   .  TGTU   16.Никитин А.Ф. Право и политика. М.: Просвещение, 2005. 17.www  18.Николенко Л.А. На пути к личности. www  19.Попова Т.Е., Бобрешова И.П., Чувашова Т.А. Конфликтология.   .  AGPA    .  ru  .  ru www   .  AGPA    .  ru 20.Романовская В. Б., Курзенин Э. Б. Основы римского частного права.  www   .  AGPA    .  ru 21.Семейный кодекс РФ.  Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. www   .с   onsultant  .  ru   22.Трудовой кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. www   .с   onsultant  .  ru   23.Уголовный   кодекс   РФ.   Принят  Государственной   Думой  24  мая 1996  года. www   .с   onsultant  .  ru     24.Шинтарь З.Л.  Введение в школьную жизнь. www  25.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М: Владос, 1999.  .  garant    .  rui ii