Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
Междисциплинарный 5
Все классы
11.03.2019
Организация работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОУ и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог - ребенок - родитель», при наличии специально созданной предметно¬пространственной среды. В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно¬развивающей среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.
программа Бизнес школа для дошколят.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Сказка»
Программа
дополнительного образования
по экономическому воспитанию
«Бизнесшкола для дошколят»
для детей 57 лет
(срок реализации программы 2 года)
Автор: Светлана Рашитовна Гарькуша
воспитатель высшей кв. к.
г. Полярный
2018 – 2019 уч.г.
1 Содержание
1. Пояснительная записка…. ………………………………………… 3
2. Цель задачи программы……………………………………………. 6
3. Этапы реализации программы…………………………………….. 7
4. Учебно тематический план……………………………………… 11
5. Прогнозируемый результат……………………………………….. 17
6. Формы и методы …………………………………………………… 18
7. Информационно методическое обеспечение…………………….. 19
8. Диагностика уровня знаний детей по программе
«Бизнесшкола для дошколят».........................………………….. 21
9. Список используемой литературы ………………………………. 25
2 Пояснительная записка
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение
детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества
(включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к
жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях,
а также необходимостью преемственности в изучении экономики между
первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и
школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию
многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к
экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной
степени способствует игровая деятельность.
Программа дополнительного образования «Бизнесшкола для дошколят»
составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и
особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание
педагогической модели образования в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования.
Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона
№273ФЗ« Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в
соответствии со следующей нормативноправовой базой:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО);
в соответствии с локальными актами МБДОУ:
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №1» (далее МБДОУ);
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ,
разработанная с учётом примерной образовательной программы «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – Основная образовательная программа дошкольного
3 образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной
программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно
нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных
принципов дошкольного образовательного учреждения является –
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Программа дополнительного образования «Бизнесшкола для дошколят»
разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование
у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность
программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к
жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях,
а также необходимостью преемственности в изучении экономики между
первыми ступенями образовательной системы детским садом и школой.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной
жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых
профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь,
приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение
честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое
до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их
честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с
трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических
знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования
нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется
авторской программы
на
А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы
по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки,
разработанной А. А. Смоленцевой, а также Экономического сказочного
словаря Смирновой Т.В.
основе
4 Новизна программы.
Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят
интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами
экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи
театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные
виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему
развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к
обучению в школе.
В основу данной работы заложена идея А. В. Запорожца об амплификации
детского опыта различными впечатлениями.
В формировании основ экономической культуры большое внимание в
данной программе уделено нравственному аспекту воспитания,
соответствующему принципу Н.А.Бердяева: «Экономика для человека, а не
человек для экономики».
Программа предусматривает также наличие тесного контакта между
детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению
социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком,
облегчает восприятие ребенком нового материала.
Взаимодействие с родителями происходит по следующим направлениям
сотрудничества:
1. Информационнопросветительское;
2. Консультационное;
3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию
детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т. п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном
сотрудничестве с родителями. В этой связи программа предлагает
организовать в начале работы родительское собрание и подробно обсудить
учебную программу, условия её реализации. При организации учебного
процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и
родителей. Основное условие продолжительного и эффективного
сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–
доверительные и искренние отношения. Программа предусматривает
5 совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, КВНов,
экономических праздников.
Цель
программы
:
Формирование у детей дошкольного возраста
элементарных экономических представлений в современной жизни.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
развитии каждого ребенка.
максимальное использование разнообразных видов деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.
вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка.
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы,
исключающей умственные и физические перегрузки в
содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста.
Задачи
программы:
Образовательные задачи:
Формировать основы экономической культуры. Формирование знаний о
жизни современного общества путем знакомства с основами экономики.
Формировать осознанное и бережное отношения к окружающему миру. Учить
дарить радость творчества, быть счастливым от человеческого общения,
взаимопонимания, творческого труда.
Воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность. Воспитывать чувство коллективизма,
дружбы, сопереживания. Воспитывать самоорганизующуюся личность, с
чувством собственного достоинства.
Развивающие задачи:
6 Развивать интерес к экономике. Развивать аналитические способности,
умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого
предмета. Развивать воображение.
Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить
причинно следственные связи, анализировать, сравнивать, делать
умозаключения.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности
2. Принцип комплексности
3. Принцип активности и сознательности
4. Принцип адресованности и преемственности
5. Принцип результативности
6. Принцип пересечения
Этапы реализации
программы:
Программа состоит из пяти связанных между собой блоков:
“Моя семья”, “Мир денег”, “Мой город”, «Мир товаров», «Моя страна».
Название
цель
задачи
блока
Моя
семья.
Ознакомление
детей с
семейной
экономикой.
.
формировать понятия о
бюджете семьи (доход и
расходы);
дать представление о труде
взрослых: каждый человек
должен работать на работе
почему нужны все виды
труда;
научить выделять
первоочередные потребности
своей семьи, делать выбор;
объяснить причину
Используемые
игры
«Семья
экономиста»,
«Семейный
бюджет»,
«Волшебные
помощники».
В играх дети
знакомятся с
семейным
бюджетом,
доходами,
расходами,
7 существования
ограниченности;
сравнивать и оценивать
товары (качество, цена),
соотносить с этим
потребности и возможности
семьи;
формировать правильное
отношение к деньгам, как к
предмету жизненной
необходимости;
воспитывать начало
разумного поведения в
жизненных ситуациях,
связанных с деньгами;
дать представление о том,
что деньгами оплачивают
результаты труда людей и к
ним следует относиться с
уважением.
Мир
денег.
Ознакомление с
деньгами,
ценами.
Получают
представление
о производстве
денежных
знаков, их
покупательской
силы.
заработной
платой,
искусством,
ведением
домашнего
хозяйства
«Банк»,
«Банкомат»,
«Золотая
денежка»,
«Монетный
двор»,
«Универсам»,
«Пункт обмена
валюты». В
играх
устанавливаются
зависимость
между
качеством
товара и
прибылью при
продаже, узнают,
что деньги
служат
средством
обмена товара
между людьми
Мой
город
Познакомить
детей с
экономикой
города
(населённого
пункта
проживания
обучаемых
детей),
установление
цен,
производство
формировать представление
о содержании деятельности
людей некоторых профессий;
учить уважать людей,
умеющих трудиться и честно
зарабатывать деньги;
поощрять желание и
стремление детей быть
занятыми полезной
деятельностью, помогать
взрослым;
стимулировать деятельность
«Кондитерская
фабрика»,
«Завод»,
«Ателье
«Маленькая
красавица»»,
«Фермер»,
«Шофёр»
Это учит детей
уважать людей,
которые честно
трудятся и
8 “по интересам”, проявление
творчества и
изобретательности.
зарабатывают
деньги.
товаров,
основные и
современные
профессии.
Познакомить
детей с азами
маркетинга и
рекламы.
Мир
товаров
Моя
страна
Познакомить
детей с
ресурсами
своей страны,
края.
сформулировать
представление о
первоочередных
потребностях человека (еда,
вода, жилье, безопасность и
т.д.);
личных потребностях самого
ребенка, окружающих людей,
растений, животных, птиц;
познакомить с основными
ресурсы и их
ограниченностью;
сформировать
представление о рекламе, о ее
назначении;
учить детей правильно
воспринимать рекламу ("Не
покупай все, что
рекламируется. Прежде, чем
купить – подумай, нужна ли
тебе эта вещь, хватит ли
денег на ее приобретение”);
воспитывать разумные
потребности.
развивать у детей интерес и
положительное отношение к
рекламе;
«Рынок»,
«Аукцион»,
«Ярмарка»,
«Реклама»,
«Агентство»,
«Магазин»,
«Дом книги»,
«Детская
лотерея».
Дети узнают о
разных формах
сбыта
продукции:
рынки, магазины,
ярмарки,
аукционы. А
также узнают о
специфике
купли –
продажи, учатся
бережно
относиться к
вещам.
«Путешествие
товаров»,
«Мастерская
гнома эконома»,
«Почта гнома
Эконома»,
«Строительство
дома».
Дети получат
знания о
разнообразии и
ограниченности
природных
ресурсов. Это
позволяет
9 осознать
зависимость
человека от
природы,
характер
взаимодействия
с ней,
необходимость
рационально и
экономически
использовать
природные
богатства
(отношение к
воде, газу,
нефти),
ориентироваться
в экономических
явлениях.
Условия реализации задач:
программа может быть реализована при условии достаточно высокого
уровня нравственнотрудового воспитания в детском саду;
необходимо создание соответствующей предметноразвивающей среды:
пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое
содержание, рекламные листки;
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы
заручиться их поддержкой и помощью;
успешной реализации программы способствуют:
• чтение художественной литературы: рассказов экономического
содержания, фольклора, авторских сказок;
• решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных
ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
• создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
10 Учебнотематический
план
:
Форма
занятия
Количество
занятий
всего
теоретически
х
практических комбинированных
Групповое
занятие
32
8
12
12
Тематическое планирование кружка по экономике
Тема
Цель
Формы, методы Месяц
1 Путешествие в
страну
экономика
Познакомить со
страной экономики,
семьей гнома
Эконома, его
сказочными друзьями,
понятием Экономика.
Путешествие,
использование
сказочных героев,
сказки Т.В.
Смирновой, дид.
игр.
2 Профессии
моей семьи
Проверить знания
детей профессий
своих близких, их
специфику.
3
Викторина
профессий
Обобщить имеющиеся
знания детей
о профессиях
Игра – занятие,
использование
загадок,
проблемных
ситуаций, дид.
игр, творческих
заданий.
Викторина,
использование
дид. игр, загадок,
ребусов,
кроссвордов.
Сентябрь
Сентябрь.
Октябрь
11 4 Деньги
Ознакомить детей с
понятием деньги,
Почему, как они
появились,
видоизменялись.
5
Бумажные
купюры
Ознакомить с
разнообразием
бумажных купюр.
6 Монеты.
Монетный
двор
7
Валюта
Дать сведения о
производстве монет
Познакомить с
валютой как
денежной единицей
других стран
8
Зачем нужны
деньги?
Выявить значение
денег в нашей жизни,
дать адекватную
оценку деньгам.
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Тематическое
занятие,
использование
исторических
сведений, рассказ,
сказки,
рассматривание
альбомов
Тематическое
занятие,
рассматривание
альбомов,
творческие
задания.
Сюжетно
дидактическая
игра, рассказ,
рассматривание
альбомов,
карточки
Путешествие,
использование
игровых
ситуаций,
использование
сказочных героев,
кроссворд.
Словарь.
Игра – занятие,
проблемные
ситуации,
пословицы,
поговорки, дид.
игры.
12 ноябрь
Ноябрь
Игра занятие,
проблемные
ситуации,
стихотворения,
сказка, словарь,
дид. игра
Игра – занятие,
использование
схем, словаря,
сказки, дид. игры.
9 Покупательная
сила денежных
знаков
Раскрыть детям
покупательную силу
денежных знаков.
10
Бюджет семьи
гнома Эконома
Познакомить детей с
некоторыми
составляющими
семейного бюджета.
Воспитать
уважительное
отношение к людям,
честно
зарабатывающим
деньги.
11 Доход Семьи
Крокодила
Гены
Закрепить
представления детей
о доходах
Игра – занятие,
проблемные
ситуации,
Декабрь
12 Расходы семьи
дяди Федора из
Простоквашин
а
Дать представление о
сущности и видах
расходов.
13 «Я – дорогой
ребенок»
Дать представление о
расходах на ребенке в
семье.
14 Игра –
соревнование
«Поле – Чудес»
Развивать быстроту
реакции, смекалку,
сообразительность,
умение соблюдать
словарь, сказка,
схема, задачи.
Игра – занятие,
схемы,
проблемные
ситуации, задачи,
карточки
Сюжетно ролевая
игра «Семья»,
проблемные
ситуации.
Развлечение,
загадки, ребусы,
кроссворды.
Декабрь
Декабрь.
Декабрь
13 15
Для чего руки
нужны
16 Что такое
труд?
правила игры.
Подвести детей к
пониманию и
осознанию того, что
руки нужны для
труда.
Познакомить детей с
разнообразием
труда, результатом
труда.
17 Кому, что
нужно для
работы
18 Материалы
(ресурсы).
Экономия.
19
Количество и
качество
результатов
труда
Закрепить знания об
орудиях труда
повара, шофера,
столяра, кассира,
выделить их роль в
изготовлении товара
Сформировать
умение рационально
использовать
материал, развивать
воображение,
фантазию.
Раскрыть детям
значение качества
выпускаемой
продукции и ее
пользы для человека.
Развлечение,
стихи, пословицы,
беседа
Январь
Январь
Январь
ребусы.
Игра – занятие,
рассматривание
иллюстраций,
пословицы,
поговорки,
высказывания,
стихи,
проблемные
ситуации.
Игра занятие,
дид. игры,
ребусы, загадки,
игра «кто больше
назовет»…
Сюжетно ролевая
игра «Ателье»
Февраль
Мастерская гнома
Эконома
Февраль
14 20 Совместный
труд
21 Товар –
продукт труда
22 Производство
товаров
23 Товары нашего
города
24 Совместный
труд
Показать детям, что
совместный труд и
использование
рациональных его
способов уменьшают
трудовые затраты,
экономят силы и
время.
Дать представление о
многообразии
товаров, раскрыть
процесс их
изготовления,
развивать
познавательный
интерес.
Сформировать
понятие о
производстве товаров
(на заводах название,
продукция).
Сформировать у
детей первичные
представления о
предприятиях города,
выпускающих
продукцию.
Показать детям
производственный
цикл изготовления
товара
Февраль
Игра занятие,
пословицы,
проблемные
ситуации,
изготовление
коллективной
поделки,
инсценировка
«Репки»
Март
Игра – занятие,
стихи,
проблемные
ситуации, схемы,
путешествие.
Март.
Март
Игра занятие,
дид. игра, карта,
фотографии
предприятий.
Занятие – игра,
карта города,
дид.игра.
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий.
Сюжетно ролевая
игра «Откуда
пришла книга».
Март.
15 25
Товар и цена
26 Товар и
изделие
Развивать умение
производить операции
купли продажи,
уточнить
представление о цене
товара в магазине.
Познакомить детей с
нескорыми видами
народных промыслов,
вызвать интерес к
талантам народных
умельцев.
Март
Сюжетно ролевая
игра «Магазин»,
проблемные
ситуации,
задания.
Апрель
Игра – занятие,
рассказ,
рассматривание
иллюстраций,
произведений
народных
умельцев,
изготовление
изделий.
27 Ярмарка
Показать значение
произведений
Праздник
ярмарка.
Апрель
28 Путешествие в
страну товаров
Умельцев, показать
специфику ярмарки
прошлого.
Обратить внимание
детей на то, что есть
много необходимых
товаров и есть,
товары, украшающие
наш быт, рассказать о
них, обратив
внимание детей на их
красоту.
Апрель
Путешествие –
игра, задания,
проблемные
ситуации,
творческие
задания.
29
Путешествие
товаров в
разные страны
Дать детям
первичные
представления об
экспорте, импорте.
Игра занятие,
схемы, дид. игра,
задания,
проблемные
ситуации.
Апрель
16 Игра занятие,
сказка,
проблемные
ситуации,
пословицы, стихи.
Развлечение.
Май.
Май.
30
Товар и
бережное
отношение к
нему
Воспитывать
бережное отношение
к вещам, природе.
31
К.В.Н.
32 Диагностика
Развивать у детей
сообразительность и
самостоятельность,
доставить им радость
и удовольствие от
игр.
Прогнозируемые результаты.
1. Приближенность знаний к реальной действительности,
начала экономического мышления.
2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики,
трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша.
6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность,
стремление доводить начатое дело до конца.
17 7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного
приобретения, взаимосвязи понятий “труд деньги”, понимание факта купли
продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность
занятий в старшей группе (56 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий, в
подготовительной группе (67 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без
специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми
старшего дошкольного возраста – 57 лет.
Формы и методы работы
.
1. Коллективная;
2. Индивидуальная.
1. Наглядные;
2. Словесные;
3. Практические.
1. Беседа;
2. Занятия;
3. Прописи;
Методы и приемы:
Форма реализации:
4. Игры дидактические и сюжетноролевые;
5. Викторины;
18 6. Конкурсы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий
является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а
затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно
ролевых, настольнопечатных, дидактических игр.
Предметная среда
К теме “Трудпродукттовар”
1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к
человеку”.
2. Посуда, книги разного качества (сорта).
3. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская
игрушка”.
4. Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
5. Ценники.
6. Книга для детей “Профессии” Безруких М. Н., Филипповой Т. А.
К теме “Реклама”
1. Рекламные газеты “Клиент”, “ЭкстраМ” и др.
2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры):
“Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10
коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого
достоинства).
19 3. “Портреты” членов семьи.
4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе
отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов:
культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются
для игр и занятий.
7. Книга для детей “Деньги” (А. Д. Шатова, Ювента, 2003).
Список литературы для детей и родителей.
1. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для
малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: ПедагогикаПресс, 1996.
2. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о куплепродаже
товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти,
о смекалке.
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. М.: АРКТИ, 2006.
4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
20 Диагностика уровня знаний детей
по программе Азбука экономики для дошкольников»
Диагностические задания
1. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека
в свете, воде, пищи.
Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с
собою не забудь!»
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных,
человека, потребностей в свете, воде, пищи.
21 Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных
потребностях
Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь»,
«Потребности моей семьи», «Заветное желание»
Материал: карточки с изображением материальных потребностей
(игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.
2. Труд
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта
гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и
различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д.
труда.
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда,
изделия, товары, вещи.
3. Товар
Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров
Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки,
фарфоровые игрушки.
22 Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и
количества
Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
Материал для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в
зависимости от его качества.
Цель: выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где
продают и покупают?»
Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов
питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и
покупают (рынок, супермаркет, магазин)
4. Деньги
Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать,
сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «сберкасса»
Материал: деньги различного достоинства.
Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих
(зарплата, пенсия, стипендия)
Модель «семейный бюджет»
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда,
деньги.
Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их
многообразии
Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи
дяди Федора из Простоквашино»
23 Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением
сказочных героев и их деятельности, карточкисхемы с изображением доходов
и расходов.
Протокол диагностики уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
(старшая группа)
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
24 Список использованной литературы.
1. Безруких М. Н., Филиппова Т. А. Профессии. Маленькая энциклопедия
для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
2. Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 1977.
3. Казакова Н. В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 2931.
4. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.,
2000.
5. Козлова С. А. Я человек: Авторская программа. М., 1995.
6. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
7. Нравственнотрудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А.
Козловой. М., 2002.
8. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
9. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем
в экономику. Спб., 2001.
10. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с
помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
11. Шатова А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.:
Ювента, 2003.
12. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
Список литературы
1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/
Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. №4, с. 2426
25 2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. №5, с. 14
16
3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
4. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом
[Текст] / Л. В. Кнышова. М. Просвещение, 1996. – с. 128
5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ
СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
6. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М.
ПедагогикаПресс, 1998. – с. 163
7. Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. –
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников дошкольного образовательного
учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический
словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.
10. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. 1998.
№3. с. 2629
11. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек //
Обруч. 1999. №1. с.27.
12. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И.
Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
13. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в
экономику: Учебнометодическое пособие, СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
176с.
14. Я. Корчак «Маленький бизнесмен»
26
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Бизнес-школа для дошколят»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.