Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»
Оценка 4.6

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.11.2018
Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»
Программа "Истоки" ставит своей целью создать оптимальные условия для учителей и обучающихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения. Программа дает возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к малой Родине, стремлении участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе. Программа также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления.Файл содержит авторскую разработку Программы духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки», составитель: директор МБОУ Тростянской ОШ Починковского района Смоленской области Листишенкова Тамара Николаевна.
ИСТОКИ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»              Составитель: УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Листишенкова Тамара Николаевна 2018 Пояснительная записка Цели, задачи и актуальность программы «Истоки» Программа   духовно­нравственного   и   патриотического   воспитания краеведческой   направленности   разработана   в   соответствии   с   Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации на период 2018 – 2022 гг.  Системой   мер   по   совершенствованию   патриотического   воспитания   в Тростянской   школе   предусматривается   расширение   работы   духовно­ нравственного   и   гражданско­патриотического   воспитания,   обогащения   его содержания,   развитие   форм   и   методов   на   основе   новых   информационных технологий, разработка учебных курсов по краеведению, воспитание гордости за Российское государство и его свершения. Данная программа ставит своей  целью  создать оптимальные условия для учителей   и   обучающихся   в   использовании   краеведения   при   обучении   и воспитании подрастающего поколения.  Программа   дает   возможность   воспитывать   у   школьников   чувства патриотизма,   любви к малой Родине, стремлении участвовать в созидательной деятельности   во   имя   Отечества,   что   на   данный   момент   является   наиболее востребованным в современном обществе.  Программа также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления. Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач:    обеспечение более полного всестороннего развития личности ребенка;      развитие творческого потенциала личности школьника, формирование готовности   к   самообразованию,   коммуникативной   компетентности,   духовной культуры;    воспитание любви к малой Родине, формирование активной жизненной позиции, готовности к социальному взаимодействию;    формирование  национального самосознания обучающихся;    воспитание гражданина, готового взять на себя ответственность за судьбу страны;    формирование гуманистического мировоззрения, толерантности. Актуальность   выработки   и   реализации     программы   «Истоки» обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления, выбора нравственных ориентиров.    Программа является практико­ориентированной, так как ее содержание непосредственно связано с жизнью учащихся, их интересами. Она реализуется через   проектную,   исследовательскую   деятельность,   практическое   решение проблем, социальную практику, социально значимую деятельность. Такая работа развивает   творческий   потенциал   учащихся,   формирует   навыки   самопознания, способствует формированию мотивации к социальной активности. План мероприятий по реализации цели и задач: № п/п Мероприятия  Сроки Ответственные 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Организационные мероприятия Подготовка научного и методического  материала по краеведению. Установление взаимосвязи с общественными  организациями: администрацией сельского  поселения,правлением СПК «Дружба»,  Прилеповским СДК, сельской и районной  библиотеками, районным историко­ краеведческим музеем, ЦДО, областным и  районным архивом. Разработка программы «Истоки»  краеведческой направленности. Обеспечение участия школьников в районных,  областных и общероссийских мероприятиях. Педагогическая поддержка Организация и проведение школьных олимпиад  по краеведению. Целенаправленная подготовка учащихся к  конкурсам, семинарам, конференциям крае­ ведческой направленности и их проведение. Активное внедрение краеведческого  содержания программы «Истоки»  в  образовательный процесс. Проведение торжественной церемонии  вручения наград победителям. Создание банка данных о творческих работах  школьников. Проведение круглого стола «Презентация  достижений школьников». Представление  лучших учеников для  награждения премией  им. А.Т.Твардовского. Разработка учебного курса «Краеведение». 2018 ­2019 гг. Учитель географии Постоян Администрация  но 2018 г. Учитель географии Ежегод­ Администрация но  Еже­ годно Еже­ годно Еже­ годно Еже­ годно Еже­ годно 2019­ 2022 гг. Еже­ годно 2019 г. Учителя – предметники Учителя – предметники Администрация  Учителя – предметники Администрация Кл. рук. Администрация Администрация Учитель географии Механизм выполнения программы Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально­ педагогическое   пространство   школы,   связанное   с   краеведением.   Школа сотрудничает   с   районными   и   областными   краеведческими   организациями, музеями,   библиотеками.   С   организациями,   находящимися   далеко   от   школы, взаимодействие   осуществляется   на   уровне   активного   участия   в   районных, областных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях. Программа   краеведческой   направленности   «Истоки»   является   составной частью   региональной   концепции   воспитательной   деятельности   и   базируется   на организации   поисково­исследовательской  работы  с учащимися  по   всестороннему изучению   родного   края,   и   поэтому   используется   в   школьной   системе воспитательной работы как основной документ.         При планировании краеведческой работы учитываются положения о смотрах и   конференциях   Центра   дополнительного   образования,   районного   отдела образования,   областных   станций   юных   туристов   и   юннатов.   Более   тесное сотрудничество осуществляется с учреждениями, находящимися рядом со школой: Домом   культуры,   сельской   библиотекой;   разрабатываются   совместные   планы работы, проводятся общие мероприятия, встречи, вечера, беседы. Образовательное учреждение   активно   сотрудничает   с   районным   историко­краеведческим   музеем, областным государственным архивом.                             Центр дополнительного образования                 Отдел образования          Краеведческий музей                                                                         Дом культуры             Школа                Сельская библиотека                                         Областной архив            Областная станция туристов                                 Областная станция юннатов          Принципы реализации Программы  Принцип   гуманизма  как   признание   ценности   реального   ученика   с   его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права   на   собственное   достоинство,   на   свободу   и   самостоятельность.   Каждый учащийся,   отличаясь   от     других   по   своим   способностям,   обладая   своими интересами и присущей  только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.  Принцип   творчества   и   успеха  ориентирует   педагога   на   организацию индивидуальной   и   коллективной   творческой   деятельности,   позволяющей определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, его творческий потенциал. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности   способствует   формированию   позитивной     «Я   –   концепции» личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».  Принцип   социального   закаливания  детей   ориентирует   педагога   на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое   усилие,   использование   различных   способов   разрешений   противоречий, что   способствует   приобретению   социального   иммунитета, рефлексивной позиции ученика.   развитию  Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию общения   учащихся,   в   процессе   которого   они   как   приобщаются   к   ценностям, «сливаются»   с   окружающими   их   людьми   в   нравственном   отношении,   так   и обособляются от них через выделение собственного «Я».  Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности   участников   педагогического   процесса,   на   сопереживание, взаимопомощь   в   процессе   преодоления   трудностей.   Данный   принцип   означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии, в Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.  Принцип свободы, выбора, ответственности  базируется на  естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, желаниях и  разнообразных проявлениях; способствует формированию навыков активной  жизненной позиции подростка, в том числе и потребности самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, дает возможность делать  свой выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.   Описание Программы     Исходя   из   конкретной   педагогической   ситуации,   учитывая   планы   и положения   выше   указанных   организаций,   на   основе   краеведения   создаются благоприятные   условия   для   гармоничного   развития   ребенка,   обеспечивая   ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, культурная и досуговая. Центром   воспитательной   работы   по   данному   направлению   является организация   поисково­исследовательской   деятельности,   что   дает   возможность для творческого сотрудничества учителей и учеников. Такая деятельность воспитывает у обучающихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, так как судьба России, как в капле воды, отражается   в   истории   школы.   Связывая   в   ходе   поисковой   работы   разные поколения,   знание о своих истоках, корнях пробуждает в подростках чувство милосердия   к   старшим,   ветеранам   войны   и   труда.   Это   формирует   в   юном гражданине чувство  сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России. Опыт показывает, что поисково­исследовательская деятельность соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющей выделить общую тенденцию: стремление   к   системности   в   работе,   к   массовому   приобщению   учащихся   к истории, географии, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности. В   рамках   названной   программы     краеведение   выполняет   следующие функции: 1Поисковая и научно­исследовательская работа с учащимися; 2Научно­методическая работа с педагогическим коллективом; 3Координаторская работа с общественными организациями; 4Организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей.      Поисковая и научно­исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых   заданиях   для   классов   как   разовых,   так   и   перспективных   в   виде направления   поиска   на   несколько   лет,   в   исследованиях   и   обобщении краеведческого материала.               Научно­методическая   функция   тесно   связана   с   поисковой   и исследовательской и объединяет педагогический коллектив и учащихся в едином деле.   На   семинарах   методических   объединений   классных   руководителей, педсоветах педагогический коллектив под руководством заместителя директора по ВР обсуждают план краеведческой работы, ее перспективы, определяет цели и задачи   общешкольных   мероприятий,   заслушивают   отчеты   классных руководителей о краеведческой работе в своих классных коллективах.        Таким образом, создается обратная связь между учеником и учителем, классом   и   классным   руководителем.   Это     помогает   учителю   в   подборе необходимого   материала   для   тематических   классных   часов,   проведении воспитательных   мероприятий.   Интегрированные   уроки   с   элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю и за пределами области расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес.       Реализация программы «Истоки» координирует связь с общественными организациями, помогает разрабатывать положения о конкурсах и смотрах, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.             Итоги   краеведческой   работы   воплощаются   в   традиционных общешкольных мероприятиях:   конференция «Край мой Смоленский»;  уроки мужества;   встречи с родственниками ветеранов войны, погибших на Починковской земле;  линейки памяти;  трудовые акции по благоустройству родной деревни;  праздник, посвященный Дню деревни;  тематический вечер «Я ­ житель деревни, я ­ патриот своей деревни»;  конкурсы рисунков и стихов «Край родной»;  семинары «Историко­краеведческий музей», «Война и моя семья»;   конференции   по   итогам   поисковых   работ   «История   моей   школы», «История   моей   школы»,   «История   СПК   «Дружба»,   «В.М.   Вороновский. Возрожденное имя», «Традиции и обряды своего родного края». Цель   каждого   мероприятия   –   пробудить   в   ребенке   чувство   милосердия, гуманизма,   стремления   к   красоте,   активное   участие   в   общем   деле   через самоуправление ученического коллектива. Участники программы Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учетом возрастного   критерия   по   принципу   поэтапной   реализации   действующей программы и рассчитана на всех учащихся школы.       Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивания и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии.           В   5­6   классах   используется   активное   восприятие   и   участие   в   Учащиеся   этих   классов   готовят   небольшие краеведческой   работе. исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом, выполняют разовые поисковые задания.        Учащиеся 7­9 классов   участвуют в подготовке тематических классных часов   по   краеведению   в   младших   классах,   выполняют   поисковые   задания   в течение нескольких лет,  собирают материалы по истории деревень, где  живут, воспоминания   старожилов,   занимаются   исследовательской   работой,   обобщают имеющиеся материалы, проводят исследования по определенной краеведческой теме,   изучают   историю   родного   края,   участвуют   в   научных   и   краеведческих школьных районных и областных конференциях. Сроки действия Программы         Краеведческая   работа   школы   планируется   с   учетом   традиционных мероприятий,   которые   сложились   внутри   школы   с   учетом   общешкольных, районных, областных и всероссийских мероприятий и связаны с юбилейными и государственными датами.         В   общеобразовательном   учреждении   создается     тематический календарный план краеведческой работы. Учащиеся готовятся к конференциям и ведут поисковую и исследовательскую работу по плану программы, подготовка к началу работы дается в виде перспективных поисковых заданий. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1 этап 2018 г.  Изучение   и   освоение   позитивного   опыта   в   области   краеведения, содержания государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»  Изучение личности учащихся, самопознания ученика, его творческого потенциала  Анализ состояния краеведческой работы в системе воспитательной работы школы  Подбор   диагностических   материалов   для   определения профессиональной   компетентности   учителей   в   области   краеведения   и   уровня удовлетворенности учащихся воспитательным процессом по краеведению  Разработка   концепции   программы   «Истоки»   краеведческой направленности. 2 этап 2019 г.     2020 г.  Разработка содержания программы «Истоки», создание программы Разработка методов, форм и технологий реализации программы Изучение программы коллективом школы, ее апробация  Диагностика эффективности действия программы. 3 этап Освоение программы «Истоки», планирование организации  воспитывающей деятельности по программе    Организация факультатива «Краеведение» Диагностика ценностной ориентации учащихся Диагностика уровня социальной зрелости учащихся, готовности к  сознательному и ответственному выбору. 4 этап 2021 г.   Реализация программы «Истоки» Внедрение интерактивных технологий и содержательных  компонентов программы во внеклассную работу   Диагностика социальной зрелости учащихся Социальное проектирование. 5 этап 2022 г.    зрелости   Реализация интегрированной программы «Истоки» Апробация  интегрированной программы «Истоки» Диагностика уровня социализированности учащихся, их гражданской    Социальное проектирование Создание клуба «Мой выбор». Обеспечение Программы       Для   осуществления   данной   программы   школа   располагает   следующей материальной и научно­методической базой и кадровым обеспечением: 1Музейный уголок; 2Руководитель краеведческой работы; 3Кафедра воспитательной работы совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории, географии и биологии; 4Кружок «Юный краевед»; 5Компьютерный класс; 6Близкое расположение библиотеки; 7Ученический орган самоуправления; 8Спонсорская помощь. Однако для полной реализации программы школа не может самостоятельно решить следующие проблемы: 1Реставрация памятника погибшим односельчанам; 2Расширение экспозиций музейного уголка; 3Приобретение копировального оборудования в цветном варианте. Эти вопросы администрация ОУ решает совместно с администрацией района и отделом образования. Так, например, решился вопрос выхода в Интернет; был приобретен сканер. Ожидаемые результаты Программы: 1.  Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданина России: ­  чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; ­   высокий   нравственный   и   культурный   потенциал,   способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией; ­  чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; ­ способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания. 2.     Повышение   показателей успешности детей на районных и областных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3. Изменения показателей социального интеллекта и школьной успеваемости учащихся. 4.    Повышение качества образования. 5.     Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического и научно­методического обеспечения для развития способных и одаренных детей школы. Направления и мероприятия по реализации программы «Истоки» 1­2 кл. Мы –  починковцы 3­4 кл. Прилепово  – моя  родная  деревня 5­6 кл. Починков­ ская земля 7­8 кл. Прилепово  – родина  моего  детства 9 кл. Мой выбор  – моя малая Родина Я и моя малая Родина Экскурсии по микрорайону, прогулки в лес, походы выходного дня. Беседы «Починок – районный центр», «Моя деревня». Конкурсы рисунков «Мой любимый уголок». Фольклорные посиделки, викторины. Экскурсии   в   природу,   районный   историко­краеведческий музей, библиотеку. Встречи со старожилами деревни, Беседы «Моя родная деревня», «Откуда я родом». Фольклорные   праздники,   трудовые   десанты   к   обелиску погибшим односельчанам. Конкурсы знатоков, рисунков «Родная природа». Экскурсии и походы по району «Исторические места родного  края», тематические экскурсии в районный краеведческий  музей. Подготовка к выполнению программы «Юный исследователь». Исследование «Тушемлинская культура». Заочное путешествие «Малый уголок родной земли». Трудовые десанты по очистке родников и реки. Конкурсы рисунков, стихов «На защите природы». Поисковая работа: «Культурно­бытовые традиции наших пред­ ков», «Топонимика родного края», «Памятные места», «Исто­ рия моей школы», «В.М.Вороновский», «Моя родословная». Исследовательская работа «Экологическое состояние реки  Сож», «Экологическое состояние территории школы». Краеведческие экспедиции «Традиции и обряды моей деревни» Конкурсы рисунков, плакатов, фотографий «Моя малая  Родина». Презентация творческих проектов с использованием ИКТ:  экскурсия «Я помню осиновый хутор», заочное путешествие по  городу Починок. Поисковая работа: «История СПК Дружба», «Мои земляки –  герои войны», «Выпускники Тростянской школы – Герои  Советского Союза», «История дворянских усадеб». Исследовательская работа: «Наш семейный архив», «История  семьи в письмах и дневниках». Фольклорные праздники, краеведческие экспедиции «Фольк­ лор родного края», «Память прошлое хранит». Презентации с использованием ИКТ «Летопись моей школы». Я и мое Отечество 1­2 кл. Защитим  природу Заочные путешествия по Смоленщине. Беседы «Береги родную природу», «Дерево, посаженное тобой» Праздники птиц, «Овощной базар». Конкурсы поделок «Природа и фантазия», «Чудеса своими  руками». Экологические рейды «Живи, родник», «Муравейник». 3­4кл. Все мы раз­ ные, но все  мы люди.  Тематические классные часы «Москва – столица нашей Роди­ ны», «Будущие защитники Отечества». Праздники «Бабушкин сундук», «Русские народные игры». Конкурсы «Русский солдат умом и силой богат», «Что ты  знаешь о своей Родине».  5­6кл. С чего  начинается  Родина? 7­8кл. Закон и  порядок. Экскурсии по Починковскому району, Смоленской области. Поисковая работа по истории Смоленщины, России. Устные журналы по итогам экспедиций «Зеленый наряд  Отчизны», «Чудо родной земли», экологический марафон. Встречи с ветеранами «Чтобы помнили», «Слава защитникам  Отечества». Фольклорные праздники «Завалинка», «Масленица пришла». Тематические классные часы «Замечательные люди  Смоленщины», «Я – гражданин России», «Моя родословная». Конференции «Овеянные славой герб наш и флаг», «Конститу­ ция – основной закон нашей жизни». Тематические классные часы «Мои права и обязанности»,  «Экология и мы», «Единство прав и обязанностей». Конкурсы  знатоков «Что? Где? Когда?», «Отчего и почему».  Заочные путешествия «Моя Родина», «Знаешь ли ты свою Ро­  дину». Устный журнал «Красная книга». Ролевая игра «Голосование». Составление родословного древа семьи. Неделя экологии. 9 кл. Быть за­ Этнографические экспедиции по Смоленщине. щитником  Отечества  Творческий конкурс «Я и мое Отечество». Игра «Защита природоохранительного проекта». Вечера памяти «Поклонимся великим тем годам», «Память  прошлое хранит». Ролевая игра «Письмо президенту». Конкурс сочинений«Со школьного порога шагнувшие в войну» Интеллектуальный марафон «Мы и Отечество». Пресс­конференции по проблемам экологии, истории России. Оценка эффективности реализации Программы Результативность   реализации   программы   «Истоки»   измеряется   степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы. Оценка результативности реализации программы «Истоки» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве   обобщенных   оценочных   показателей.  Они   представлены   нравственно­ духовными и количественными параметрами.  Нравственно­духовные параметры:  Повышение толерантности  Проявление мировоззренческих установок на готовность школьников к поисково­краеведческой работе  Уровень   реализации   творческого   потенциала   молодежи   в   области краеведения.   Количественные параметры – это количество проведенных   мероприятий краеведческой направленности, а также внедрение их в воспитательный процесс:  Действующих объединений и клубов по интересам  Школьников, постоянно участвующих в мероприятиях краеведческой направленности  Проведенных   экспедиций   и   исследований   краеведческой направленности  Проведенных конкурсов, конференций и выставок по краеведению  Опубликованных материалов по краеведению.

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

Программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности  «Истоки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018