Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"
Оценка 5

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Оценка 5
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
09.06.2017
Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страныПрограмма духовно-нравственного развития "Путь к себе"
Путь к себе..doc
МБОУ СОШ № 72  Программа  духовно­нравственного развития “Путь к себе” Автор:  зам. директора по ВР  высшей категории  Гаврилова О.Н. 1 г.Липецк 2014г. Содержание                І. Введение……………………………………………………… ІІ. Пояснительная записка……………………………………  ІІІ. План мероприятий………………………………………… ІV. Заключение.……………………………………………….. V. Список литературы…………………………………………..         2 Чтобы понять друг друга,  преодолеть глухоту души,  каждый должен стать больше,  чем он сам,  вместить в себя чужую душу,  суметь согреть ее своей. А.А. Тарковский Введение.              Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно­нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные   и   социальные   традиции   предшествующих   поколений,   они   складывались веками,   развивались   и   бережно   передавались   из   поколения   в   поколение.   В   основе духовно­нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах   любви,   добра   и   красоты;   формирование   цельной,   высоконравственной личности;   развитие   навыков   благочестия   и   воспитания   добродетелей.   Нравственное воспитание детей было государственной политикой. В наши дни затяжной российский политический и социально­экономический кризис усугубился кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, а создавшийся при этом духовный вакуум породил чувство обреченности. Сегодня   в   новом   тысячелетии   мы   нуждаемся   в   ясном   и   отчетливом   осмыслении отечественного   педагогического   наследия.   Необходимо   оглянуться   на   пройденный путь.   Его   изучение   определяется   необходимостью   научного   познания   прошлых традиций   духовно­нравственного   воспитания   детей,   возможностью   практического использования   этого   опыта   для   анализа   и   реформирования   современной   системы воспитания   и   образования.   Великий   опыт   поколений   стучится   в   сердце...   Но   нет никакой   безвыходности,   жива   еще   вера   и   надежда   человека.   Она   ­   в   воссоздании законов нравственной жизни, в возрождении духовности в детской среде, в обретении святая   святых   души   человека   ­   голоса   совести,   в   раскрытии   положительных человеческих качеств.   исторической ощущение тревоги,   страха,         и     способностей 3 За последние годы наша система образования дала сильный крен в сторону накопления   знаний   и   развития   ума,   перестав   серьезно   заботиться   о   душевном   и нравственном   здоровье   своих   учеников.   Такое   обучение,   без   воспитания,   не ориентировано   на   саморазвитие   личности,   не   уделяет   достаточного   внимания становлению   эмоциональных   и   духовно­нравственных   качеств   личности.   Глубокая российская   традиция   единства   обучения   и   воспитания   оказалась   утраченной,   в результате   чего   многие   дети   оказались   обездоленными   духовно   и   обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.                  Воспитание рассматривается в Концепции модернизации  образования «как первостепенный приоритет в образовании». Правительство России вынесло конкретное решение:   «Воспитание   должно   стать   органичной   составляющей   педагогической деятельности,   интегрированной   в   общий   процесс   обучения   и   развития.   Важнейшие задачи   воспитания   ­   формирование   у   школьников   гражданской   ответственности, правового   самосознания   и   духовности».   Нет   необходимости     копировать   какие­то западные   модели   образования.   принципы фундаментальности   и   духовности   российского   образования.   Нельзя   разрушать многовековых,   благотворных   традиций   отечественной   школы,   сложившейся   в   том числе, и даже во многом под благотворным влиянием Русской Православной Церкви.   Необходимо   сохранить   основы, Духовно­нравственное   воспитание   в   современных   условиях   –   это целенаправленный,   нравственно   обусловленный   процесс   подготовки   подрастающего поколения   к   функционированию   и   взаимодействию   в   условиях   демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации   прав   и   обязанностей,   а   также   укрепления   ответственности   за   свой политический,   нравственный   и   правовой   выбор,   за   максимальное   развитие   своих способностей   в   целях   достижения   жизненного   успеха.   Духовно­нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина   и   патриота   своей   страны.   Духовно­нравственное     воспитание   ­   это формирование   у   молодого   поколения   и   у   самих   себя   патриота,   готовности   к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости   к   малой   родине,   тем   местам,   где   мы   живем,   учимся,   растем,   воспитание гордости   за   свой   народ,   за   тех   людей,   кто   защищал   наше   Отечество,   духовно­   это   не   только   военно­патриотическое,   а   и   художественное, нравственное   экологическое,   туристско­краеведческое,   спортивно­оздоровительное   развитие творческих   детских   инициатив.     Важно   возродить   в   российском   обществе   чувство истинного   патриотизма   как   духовно­нравственную   и   социальную   ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые   связаны   с   защитой   российских   рубежей.  Усвоение   личностью   гражданско­ патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой   информации   своих   гражданских   функций   и   социальных   ролей. Приобщение   человека   к   духовно­нравственным   ценностям   происходит   в   процессе 4 реального   включения   личности   в   многообразие   общественных   отношений.  Духовно­ нравственное воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и,   следовательно,   на   социально­психологическую   структуру   личности.   Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско­патриотические качества,   которые   предопределяют   отношение   учащихся   к   своим   гражданским обязанностям.     Испокон   веков   духовно­нравственное   воспитание   на   основе   православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений   человека   с   миром:   на   его   этическое   и   эстетическое   развитие, мировоззрение   и   формирование   гражданской   позиции,   патриотическую   и   семейную ориентацию,   интеллектуальный   потенциал,   эмоциональное   состояние   и   общее физическое и психическое развитие.   Обращение к опыту православной педагогики в настоящее   время,   когда   идет   поиск   духовного   возрождения   России,   особенно актуально,   так   как   общество   и   государство   остро   нуждаются   в   образовательных моделях,   обеспечивающих   духовно­нравственные   компоненты   в   содержании образования.  В   связи   с   необходимостью   повышения   эффективности   духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения разработана   программа духовно­нравственного воспитания «Путь к себе».   Ощутимый вклад в формирование   духовной личности, сочетающей   в   себе   нравственную,   правовую,   гражданскую   культуру   должна   внести современная школа. Реализация программы «Путь к себе» предполагает совместную деятельность   педагогического   коллектива   школы,   муниципальных   учреждений дополнительного   образования,   центров   духовного   развития   (в   том   числе   и   РПЦ), общественных   организаций   и   т.п.,     по   реализации   всех   направлений   духовно­ нравственного  воспитания учащихся.                                                  Пояснительная записка.  1. Нормативно­правовая основа.  Документальные   основания   для   разработки   программы   духовно­нравственного развития «Путь к себе»: федеральные законы  «Об образовании»  от 01.09.2013г., «О днях   воинской   славы   (победных   днях)   России»   от   13.03.1995г.   №   39­ФЗ,   Указы Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000г. № 24, Государственная   программа     «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской Федерации   на   2011 ­ 2015   годы,   нормативные   акты   организаций   области   и   города, целевые   программы   города   по   духовно­нравственному,   гражданскому   и патриотическому   воспитанию   молодежи,   Конвенция   ООН   о   правах   ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Концепция духовно­нравственного развития и воспитания российских школьников. Осознанию   общечеловеческих   ценностей   способствуют   занятия   по   воспитанию нравственности,   расширяющие   возможности   педагогического   влияния   на   ученика, 5 позволяющие   формировать   целостное   представление   о   нравственно   ценном   опыте предшествующих поколений. Этап духовно­нравственного нравственного образования в школе   строится   на   ведущем   педагогическом   принципе   гуманизма.   Нормы   морали, господствующие   в   обществе,   трансформируются   в   правила,   доступные   и   понятные каждому ученику, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения. 2. Обоснование актуальности и значимости программы.  Проблема духовно­нравственного  воспитания в современных условиях обретает новые   характеристики.   Жизненно   важно   возродить   в   российском   обществе   чувство истинного   патриотизма   как   духовно­нравственную   и   социальную   ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Духовно­нравственное   воспитание всегда являлось и остается одним из важных направлений в воспитательной работе. Особую   значимость   оно   имеет   в   наше   нестабильное   время.   Духовно­нравственное воспитание направлено на формирование  и развитие личности, обладающей качествами гражданина   –   патриота   Родины   и   способной   успешно   выполнять   гражданские обязанности.   Воспитание   молодежи   в   современном   российском   обществе осуществляется   в   условиях   экономического   и   политического   реформирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.   Решение   множества   проблем   в   жизни   страны   во   многом   зависит   от сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно­нравственном   совершенствовании,   уважения   к   историко­культурному наследию   своего   народа   и   всех   народов   России.   В   связи   с   этим       приоритетным направлением   является   патриотическое   и   духовно­нравственное   воспитание подрастающего   поколения   –   детей   и   молодежи.   На   личностном   уровне   патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,   нравственных   идеалах,   морали,   нормах   поведения.   На   макроуровне духовно­нравственное   развитие     представляет   собой   значимую   часть   общественного сознания,   проявляющуюся   в   коллективных   настроениях,   чувствах,   оценках,   и   в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих   ценностей.   Духовно­нравственное   воспитание     у   подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению, формированию в России   гражданского   общества.   Патриотизм   выступает   в   единстве   духовности, гражданственности   и   социальной   активности   личности;   в   этом   проявляются целостность   и   неразрывность   процесса   воспитания   как   социального   явления,   его неограниченность   на   самостоятельные   направления.   Приоритетным   направлением   и составными   частями   образовательного   процесса   в   школе   является   духовно­ нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Школа, являясь сложным   организмом,   отражает   характер,   проблемы   и   противоречия   общества   и   в значительной   степени   благодаря   своему   воспитательному   потенциалу   определяет 6 ориентацию   конкретной   личности,   отвечает   за   социализацию   личности   и   является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.  Духовно­нравственное воспитание  является важным фактором формирования и развития личности. В духовности, патриотизме, нравственности, морали народа – сила государства. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя духовно­нравственную личность, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.   Поэтому   гражданин   с   педагогической   точки   зрения   –   это   самобытная индивидуальность,   личность,   обладающая   единством   духовно­нравственного   и правового  долга. Духовно­нравственное     воспитание  в современных  условиях  – это целенаправленный,   нравственно   обусловленный   процесс   подготовки   подрастающего поколения   к   функционированию   и   взаимодействию   в   условиях   демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации   прав   и   обязанностей,   а   также   укрепления   ответственности   за   свой политический,   нравственный   и   правовой   выбор,   за   максимальное   развитие   своих способностей   в   целях   достижения   жизненного   успеха.   Духовно­нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.    социально­политических, На   сознание   подрастающего   поколения   оказывает   разрушающее   воздействие пропаганда   в  средствах   массовой   информации   чуждых   традиционному  российскому менталитету   идеологических,   духовно­нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.   Героические   события   отечественной   истории,   выдающиеся   достижения страны   в   области   политики,   экономики,   науки,   культуры   и   спорта   еще   сохранили качества   нравственных   идеалов,   что   создает   реальные   предпосылки   для   разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества   и   подъемом   патриотизма.   Все   это   свидетельствует   о   необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами. В   настоящее   время   Россия   переживает   один   из   непростых   исторических периодов.   И   самая   большая   опасность,   идущая   вместе   с   современной   жизнью,     в разрушении   личности.   Современные   материальные   ценности   доминируют   над духовными,   а   у   современных     подростков     искажены   представления     доброте   и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Сейчас много слов говорится о патриотизме, о духовности, о нравственности, а в это время, под шумок, все как раз истребляется: и русский человек, и его культура, и язык, и природа.   Высокий   уровень   подростковой   преступности   вызван   общим   ростом ο 7 агрессивности и жестокости в обществе. Подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.  Планирование духовно­нравственной работы является значимым звеном в общей системе   образовательной   деятельности   образовательного   учреждения.   Продуманное планирование   обеспечивает   её   чёткую   организацию,   намечает   перспективы   работы, способствует   реализации   определённой   системы   воспитания.   Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но   и   воспитания   Человека   высоконравственного,   духовно   богатого,   способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним   из   важнейших   компонентов   образования   в   интересах   человека,   общества, государства.   Воспитание   должно   способствовать   развитию   и   становлению   личности подростка,   всех   её   духовных   и   физических   сил   и   способностей;   вести   каждого школьника   к   новому   мироощущению,   мировоззрению,   основанному   на   признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.    Цель   программы   «Путь   к   себе»:      становление   нравственной   и   духовной, свободной и творческой личности; гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно­исторических традиций России. Задачи программы «Путь к себе»: 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.  2.   Способствовать   становлению,   развитию,   воспитанию   в   старшекласснике Благородного   Человека   путем   выявления   его   личностных   качеств;   развивать способность воспринимать и анализировать православную литературу, учить выражать чувства. 3.   Помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других; развивать   и   воспитывать   у   учащихся   такие   качества   души   и   ума,   как   любовь   к ближнему,   долг   и   ответственность,   заботливость   и   стыдливость,   сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, радость и сотрудничество. 4. Ориентировать семью на духовно­нравственное воспитание учащихся.  5.   Способствовать   выявлению   и   развитию   у   учащихся   способности   постижения   и переживания красоты в разных ее проявлениях и формах. 6. Способствовать процессу познания и усвоения учащимися истинно человеческого проникновения общечеловеческими интересами. 7. Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, понимания сущности   любви   как   творческой   основы   восхождения   человека   по   эволюционному пути. 8.  Способствовать   освоению   учащимися   положений   философии,   науки   и   религии   о сущности человека, смысле его жизни и сути эволюции человечества. 9. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 10. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости 8 Ценностные ориентиры.  Исходя из этого, роль педагога в воспитательном процессе сегодня   необычайно высока, школа, как социальный институт, должна играть наиболее значимую роль в воспитании   молодежи.   В   Законе   РФ   «Об   образовании»   первым   принципом государственной   политики   в   области   образования   провозглашены   гуманистический характер   образования,   приоритет   общечеловеческих   ценностей,   жизни   и   здоровья человека, свободного развитии личности. Концепция содержания воспитательной работы в школе ведущей целью воспитания называет личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора и нести   ответственность   за   эти   решения   перед   собой,   своей   страной.   В   основу целеполагания   в   области   воспитания   положены   общечеловеческие   ценности — Человек,   Семья,   Отечество,   Труд,   Знания,   Культура,   Мир,   Земля.     Организация познавательной  деятельности, формирование  нравственности, социальных отношений между учащимися происходит именно в школе. Работа   основана   на   том,   чтобы   помочь   учащимся   увидеть   себя   как   носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей. Построение программы позволяет сохранить системность, направленность, учет интересов учащихся­старшеклассников, развитие самостоятельного мышления. Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится следующим факторам: 1. Личность   учителя.   Учителю   надо   понять   исключительную   важность   духовного развития учащихся, стремиться к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Учитель   должен   верить   в   безграничность   каждого   учащегося,   в   его   способности, талант,   неповторимость;     верить   в   свои   педагогические   способности   и   постоянно самосовершенствоваться. 2. 3. 4. 5. Взаимоуважение учителя и ребенка, что будет помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ученик чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь. Совместный поиск учителя и учащихся, отсутствие поучающего характера классных часов. Учитель лишь сопровождает учащихся в их поиске. Взаимопонимание учителя и родителей. Родители могут помочь выстроить ряд тем классных часов. Выстраивание   с   каждым   учащимся   личных,   доверительных   взаимоотношений. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся. Духовно­нравственная направленность обсуждаемых тем. При составлении программы учитывается, что подростки — это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший   ход   жизни.   Перед   будущими   выпускниками   впервые   предстает   их собственная   жизнь   как   продукт   своих   усилий.   Именно   жизнь,   как   отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассников. Все   это   позволяет   вместе   с   ребятами   в   процессе   сотворчества   искать   ответы   на 9 поставленные ими вопросы. Воспитательная работа в плане духовно­нравственного развития   основана   на   том,   чтобы   помочь   учащимся   увидеть   себя   как   носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы.  Основные принципы программы. Определенные   как   основные,   данные   принципы   лежат   в   основе   воспитательной деятельности,   позволяют   смоделировать   и   представить   весь   процесс   реализации программы, ее функции и направления. 1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики  авторитарного воздействия   на   родителей   и   культивирование   доверия   и   взаимной   поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что   только   совместными   усилиями   нам   удастся   решать   воспитательные   задачи; соблюдение   баланса   духовно­   нравственного   воспитания   и   высокого   уровня образования. 2.   Принцип   партнерства:  оказание   взаимной   помощи   педагогами,   родителями, членами   общественности   в   вопросах   воспитания,   уважение   мнения   всех   участников учебно­воспитательного   процесса,   привлечение   к   делу   духовно­нравственного воспитания,   жизненного   опыта   родителей,   представителей   различных   социальных институтов воспитания. 3.   Принцип   гуманизма   и   демократичности:  родители,   члены   общественности, представители   социальных   институтов   воспитания,   являясь   полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания   (школьный   компонент),   форм   и   способов   организации   воспитательного процесса;   обеспечение   исторической   преемственности   поколений,   сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, её традициям и религии. Основные направления деятельности. В  основе   воспитания   гражданина   лежит,  прежде   всего,   правильное   понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то, главное, что необходимо воспитать в детях. Главное в программе «Путь к себе» ­   системный подход к формированию духовно­ нравственной   позиции   школьника,   создание   условий   для   его   самопознания   и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить духовно­исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Содержание духовно­нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих шести направлений: 10 1)  Духовно­нравственное   направление.   Цели:  воспитание   правовой   культуры;   знакомство   с   правовыми   нормами   и процедурами;     выработка правовой культуры;   воспитание чувства справедливость, милосердия,  чести; достоинство; свободы совести и вероисповедания; толерантности, представления о вере, духовной культуре и светской этике. Содержание:  изучение символики Росси, края, города; проведение мероприятий   и   акций,   посвященных   памятным   и   знаменательным   датам   российского,   краевого   и городского значения;   изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий   (музеи   города   и   школьный   музей),   заочных   путешествий;   посещение духовных,   православных   центров;   сбор   исторических   материалов,   фактов   для экспозиции школьного музея; участие в городской неделе православной культуры. 2) Гражданско­патриотическое направление.  Цель: формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий и готовности к защите государства. Содержание:  изучение   истории   России,   знание   Дней   воинской   славы,   боевых   и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение культурных   традиций,   связи   поколений   защитников   Родины,   организация   встреч учащихся с ветеранами войны и труда, т.д., готовности к выполнению воинского долга; участие   в   акциях,   в   мероприятиях,   посвященных   важным   историческим   событиям; участие в несении вахты памяти; реализация программы «Я ­ липчанин»; участие в работе творческой группы «Я – липчанин. Я – гражданин». 3) Здоровьесберегающее направление.   Цель: формирование культуры здорового образа жизни. Содержание:  воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;  проведение экологических акций и субботников, участие в слётах, молодёжных  шествиях; участие в смотрах­конкурсах  социальных проектов; участие в деятельности  экологических организаций; работа творческой группы, направленной на формирование физически, психически и социально здоровой личности; профилактические  мероприятия по предупреждению  табакокурения и других вредных привычек; участие  в месячнике «Здоровье», реализации воспитательных программ «Мой выбор»,  «Соревнование классов здоровья», «ЛадьЯ. В ладу с собой», «Новые подходы к  профилактике наркомании», Азимут»; конкурсы рисунков, плакатов, газет по  профилактике вредных привычек; проведение детско­юношеских и  военно­спортивных игр; участие в спортивных праздниках и соревнованиях; занятия в творческих кружках  и спортивных секциях. 4) Социальное направление.  11 Цели:    воспитание   сознательного   отношения   к   учебе;   через   формирование активной социальной позиции; формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи; формирование у   подростков   представлений   по   этике   и   психологии   семейной   жизни;   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость. Содержание:  организация   и   проведение   предметных   недель,   олимпиад, конкурсов,   смотров,   игр;   изучение   и   пропаганда   лучших   национальных   и   семейных традиций;   проведение   культурно­массовых,   спортивных   мероприятий   совместно   с родителями;   организация   совместных   коллективных   творческих   дел;   организация   и проведение   благотворительных   акций;   организация   работы   с  родителями;   участие   в акции   милосердия   «Долг»;   развитие   в   школе   ученического   самоуправления; предупреждение безнадзорности; реализация программы «Ответственные родители». 5) Эстетическое  направление.  Цели: воспитание любви к Родине; воспитание чувства прекрасного; воспитание уважения   к   российским   традициям   (в   том   числе   религиозным);   формирование общечеловеческих ценностей. Содержание:  соблюдение   кодекса   взаимоотношений   всех   участников образовательного   процесса;   участие   в   праздниках,   мероприятиях,   театрализованных представлениях, конкурсах; ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с   социальными   нормами   поведения;   знакомство   с   различными   видами   искусств; изучение   истории   России,   символики,   геральдики;   проведение   общешкольных традиционных   мероприятий   (творческие   отчеты,   предметные   недели,   тематические вечера и т.д.); проведение культурно­массовых спортивных мероприятий; оформление тематических   стендов;   организация   различных   выставок;   организация   культурных мероприятий для творческой самореализации. 6) Экологическое направление.  Цель:   формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; пробуждение экологического сознания неразрывно связанного с осознанием человеком своей роли на Земле.  Содержание: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам   жизни;   приобретение   опыта   природоохранительной   деятельности;   бережное отношение к окружающей среде;  личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, акциях. 7) Условия  реализации  программы.     12 III.А. Амонашвили в книге «Школа жизни» пишет: «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, направленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека». Очень жаль, что традиционная школа, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и учащийся предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и   образа   жизни   в   нем.   Для   учащегося   это   величайшая   трудность,   и   она   редко увенчивается   успехом.   Программа   духовно­нравственного   развития   «Путь   к   себе» рассчитана на то, чтобы поселить в душе и сердце учащегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию ответственности; устремленности к благу;   чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознания жизни, т.д.  Содержание программы направлено на воспитание: культуры   общения   и   поведения   (способность   правильно   себя   вести   и   общаться); культуры   мышления   (способность   “   морального   суждения”,   умение   пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации); культуры чувств (способность к сочувствию, к переживанию, к сопереживанию).  В   основу   программы   «Путь   к   себе»   положен   гуманистический,   личностно­ ориентированный  подход, который предполагает  создание психолого­педагогических условий   для   целостного   развития   внутренних   задатков   человека,   его   духовных потребностей   и   способностей,   приобщения   к   универсальным   ценностям   культуры, воспитание   активной   духовно­нравственной   личности.   Гуманизация   образования выступает здесь как императив выживания человечества и сохранения его духовности.  Целостность   процесса   становления   личности   учащегося   на   личностно­ ориентированной   основе   должна   обеспечиваться   созданием   и   развитием   в   школе (используемой данную программу) гуманистической воспитательной системы. Программа   духовно­нравственного   развития   «Путь   к   себе»   направлена   на воспитание   в   каждом   ученике   гражданина   и  патриота,   на   раскрытие   способностей   и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для координации  и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы духовно­нравственного воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по   программе,   уточняет   механизм   ее   реализации.   В   состав   совета   входят: администрация   школы,   состав   Управляющего   Совета   школы,   руководители   МО классных руководителей, учителя истории и обществознания, заведующая библиотекой, руководитель   школьного   музея   Боевой   Славы,   актив   школьного   ученического самоуправления.      Для   решения   поставленных   задач   используется   сложившееся социально­педагогическое   пространство   школы,   а   также   тесное   сотрудничество   со школами   города,   краеведческим   музеем,   библиотеками   города,   Центром   культуры, центром духовно­нравственного развития «Возрождение», представителями РПЦ,  ДДТ «Городской»,   ДДТ   «Октябрьский»,  Центром   патриотической   песни,   общественными организациями,   театрами   города,   т.д..     Воспитательная   работа   строится   с   учетом возрастного критерия.   13 Одним  из важных условий  разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи: повышение педагогической культуры   родителей     (законных   представителей)   учащихся   путем   проведения родительских  конференций   и   тематических   расширенных   педагогических   советов, организации   родительского   лектория,   выпуска   информационных   материалов   и публичных   докладов   школы   по   итогам   работы   за   год;   совершенствования межличностных   отношений   педагогов,   учащихся   и   родителей   путем   организации совместных   мероприятий,   расширение   партнерских взаимоотношений   с   родителями   путем   привлечения   их   к   активной   деятельности   в составе   родительских   комитетов   классных   коллективов   учащихся,   проведения совместных школьных акций.   праздников,   акций;    Расширение связей подростков с окружающим миром позволит обогатить сферу социальных связей, обеспечит их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысит культурный и образовательный уровень,   обогатит   их   духовно­нравственный   и   социальный   опыт.  Педагогический коллектив выделяет для этого  следующие пути: включение   в   систему   работы   школы   общественно   полезной   деятельности     (дела   по благоустройству, забота о людях, престарелых, охрана природы, краеведческая работа и   т.   д.)   и   производительного   труда;  освоение   и   развитие   местных   традиций   и культурного   наследия,   включение   их   в   воспитательный   процесс;  организация взаимодействия   с   родителями   учащихся,   оказание   им   помощи   в   расширении воспитательного   потенциала   семьи;    использование   «человеческих   ресурсов»   среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей города, специалистов, установление  связей  с другими  школами  и  т.  п.);    создание  школьных  проектов  по разработке и решению местных проблем, выпуск школьниками газеты о событиях в школе и т.д.  При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, датами, связанными с важными событиями в истории РПЦ и в целом духовной культуры страны; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. 8.  Адресность программы.    Программа   представляет   собой   определенную   систему   содержания,   форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа имеет школьный статус, ориентирована на учащихся 5­11­х классов и   имеет большое значение для решения ряда   воспитательных,   духовно­нравственных     и   социальных   проблем.   Механизм реализации   программы   предполагает   совершенствование   форм   и   методов   работы педагогического коллектива в целях обеспечения  создания благоприятных условий для духовного   и   культурного   подъема   учащихся.   Администрация   школы   осуществляет координацию   процесса   духовно­нравственного   воспитания   в   пределах   своих полномочий,   объединяя   все   усилия   в   целях   обеспечения   эффективного функционирования системы духовно­нравственного развития в школе. Школа, являясь 14 сложным   организмом,   отражает   характер,   проблемы   и   противоречия   общества   и   в значительной   степени   благодаря   своему   воспитательному   потенциалу   определяет ориентацию   конкретной   личности,   отвечает   за   социализацию   личности   и   является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Школьный возраст является наиболее оптимальным   для   системы   духовно­нравственного   воспитания,   так   как   это   период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.  Планирование духовно­нравственной работы является значимым звеном в общей системе   образовательной   деятельности   школы.   Продуманное   планирование обеспечивает   её   чёткую   организацию,   намечает   перспективы   работы,   способствует реализации   определённой   системы   воспитания.  Потребности   современного   общества возлагают   на   школу   задачи   не   только   качественного   обучения,   но   и   воспитания Человека   высоконравственного,   духовно   богатого,   способного   адаптироваться   к процессам,   происходящим   в   современном   мире.   Духовно­нравственное   воспитание является   одним   из   важнейших   компонентов   образования   в   интересах   человека, общества,   государства.   Духовно­нравственное   воспитание   должно   способствовать развитию и становлению личности подростка, всех его духовных и физических сил и способностей;   вести   каждого   подростка   к   новому   мироощущению,   мировоззрению, основанному   на  признании  общечеловеческих   ценностей   в  качестве   приоритетных   в жизни.  При составлении программы учитывается, что подростки — это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший   ход   жизни.   Перед   будущими   выпускниками   впервые   предстает   их собственная жизнь как продукт своих усилий. Именно жизнь, как отдельный особенный объект   является   постоянным   предметом   осмысления   старшеклассников.   Все   это позволяет вместе с ребятами в процессе сотворчества искать ответы на поставленные ими   вопросы.   Воспитательная   работа,     основана   на   том,   чтобы   помочь   учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых,   а   тем   более   для   детей.   Построение   программы   позволяет   сохранить системность,   направленность,   учет   интересов   учащихся,   развитие   самостоятельного мышления. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план   вышло   переживание   и   позиционирование   себя,   вследствие   чего   в   обществе распространяется   эгоизм,   происходит   размывание   гражданственности,   социальной солидарности и трудолюбия. Финансирование   мероприятий   программы   осуществляется   за   счет   бюджетных средств, спонсорской помощи. 9. Срок реализации программы.   15 I этап: проектный. 2015­2016 гг. Цель: подготовка условий создания системы духовно­нравственного развития. Задачи: Изучить   нормативную   базу,   подзаконные   акты;   разработать,   обсудить   и   утвердить программу   духовно­нравственного   развития;   проанализировать   материально­ технические, педагогические условия реализации программы. II этап: практический. 2017­2019 гг Цель: реализация программы духовно­нравственного развития.  Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; обогащать содержание духовно­нравственного развития; развивать  ученическое самоуправление;    расширять и укреплять связи и отношения школы   учреждениями   дополнительного   образования,   культуры,   центрами   духовного развития города; вовлекать в систему духовно­нравственного развития представителей всех   субъектов   образовательной   деятельности,  в   том   числе   и   представителей   РПЦ; принимать   участие   в   проведении   городской   недели   православной   культуры,   в конкурсах духовно­нравственного развития.  III этап: аналитический.  2019­2020 гг Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи:    обобщить   результаты   работы   школы;   провести   коррекцию   затруднений   в реализации программы, спланировать работу на следующий период. 10. Планируемые результаты. Оценка   результативности   реализации   программы   духовно­нравственного развития учащихся «Путь к себе» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно­нравственными и количественными параметрами.   В   духовно­нравственном   развитии   значительная   часть   самого   его содержания   –   духовные,   нравственные,   исторические,   культурные,   личностные проблемы. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня духовно­нравственного развития граждан. Сегодня коренным образом   меняются   отношения   гражданина   России   с   государством   и   обществом. Гражданин   получил   большие   возможности   реализовать   себя   как   самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу   и   судьбу   других   людей.   В   этих   условиях   духовно­нравственное   воспитание является   исключительно   важной   частью   воспитания   подрастающего   поколения.   Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у   молодежи   высокого   духовно­нравственного   сознания,   чувства   верности   своему Отечеству. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового типа личности, способной 16 к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой   рассчитывать   на   собственные   силы.   В   формирование   такой     личности, сочетающей   в   себе   развитую   нравственную   и   духовную   культуру,   ощутимый   вклад вносит  современная школа.  Чему будем учить и какие качества личности воспитывать: ­   формировать   духовно­нравственное   сознание   и   моральное   поведение;   развивать нравственные   качества,   такие,   как   гуманизм,   совесть,   честь,   достоинство,   долг, принципиальность, ответственность,   доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через   создание   проблемных   ситуаций,   социально­значимую   деятельность,   акции   и проекты; ­  формировать  опыт  морального  поведения,  соответствующего  принятым   этическим нормам и историческим, духовным традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Формы организации деятельности учащихся:  тематические классные часы, уроки нравственности и этики, недели православной культуры, часы общения, предметные недели,   беседы,   встречи   с   интересными   людьми  (в   том   числе   и   с  представителями РПЦ), тематические конкурсы, посещение музеев, выставок, тематические праздники, коллективные   творческие   дела,     викторины,     диспуты,   круглые     столы,   выпуск листовок,   родительский   лекторий, индивидуальное   консультирование,   совместные   мероприятия,   игры,   анкетирование, единые классные часы, экскурсии по духовным центрам страны.   родительские   собрания,   газет,   беседы,         Реализация   программы   «Путь   к   себе»   призвана   способствовать:   развитию целостной   системы   духовно­нравственного   развития,   позволяющей   формировать   у учащихся высокой общей культуры, нравственных чувств и высоких моральных качеств и сознания на основе исторических ценностей России; воспитанию у учащихся любви к своей   «малой»   Родине,   родному   краю,   её   замечательным   людям;     формированию ответственного понимания учащихся своего предназначения,  созданию благоприятных условий   для   духовного,   нравственного   интеллектуального   формирования   личности ребенка и подрастающего поколения.        В результате осуществления программы «Путь к себе» ожидается:  повышение эффективности духовно­нравственного воспитания; повышение качества  мероприятий по   организации   и   проведению   духовно­нравственной   работы   с     подростками; формирование духовно­нравственной грамотности учащихся; внедрение новых форм  и методов   работы   по   данному   направлению;   развитие   толерантности   и   сохранение  духовных традиций родного края и страны;  сформированность идеала жизни и идеала человека После прохождения данной программы планируется форми    рование у подростков следующих способностей:  способность свободного обсуждения, высказывания с при­ влечением собственного опыта;  способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее; способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях; способность к постижению красоты и творению прекрасного; 17 развитое   умение   общаться;  осознание   ответственности   за   свои   мысли   и   поступки; способность   сопереживания,  сорадости,   сострадания,   любви;  бережное   отношение   к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию; мыслить и действовать   по   совершенствованию   условий   жизни   для   себя   и   для   других; философствование, стремление  объяснять  и  понимать жизнь, мироздание. План мероприятий.  1) Духовно­нравственное направление.  № 1    Участие в постоянно  Мероприятия действующих областных и  городских конкурсах с целью   духовно­нравственного  воспитания школьников. Период Ежегодно Формы Согласно условиям конкурсов  2. Участие в городской неделе  Ежегодно Согласно плану православной культуры. 3    «День матери» 4 «Долг» Ежегодно Торжественный Зам. директора  Ежегодно Благотворительная концерт акция Ответственные Зам. директора по ВР, учителя – предметники, классные руководители Зам. директора  по ВР по ВР Классные руководители, родительский комитет Классные руководители Руководитель изостудии Классные руководители, социальный педагог психологи 5. Экскурсии по святым и  историческим местам. 6. Конкурс «Святые на земле  Российской просиявшие» 7 «Знаю ли я себя» Ежегодно Согласно плану Ежегодно Согласно плану Ежегодно Часы общения 8 «Сокровища сердца» (совместно с По плану Часы общения Зам. директора по ВР представителями РПЦ) 9 «Разговор со свечой» (совместно с По плану Родительские  Зам. директора по ВР 18 представителями РПЦ) 10 «Истина остается  всегда» (совместно с  представителями РПЦ) По плану лектории Лекторий для педагогов школы Зам. директора по ВР 11 Участие  Тихоновских чтениях.  Ежегодно Семинары, Зам. директора по ВР Совместно с РПЦ. конференции, круглые столы 12 «Встреча поколений» Ежегодно Беседы с ветеранами  Зам. директора  Великой  Отечественной войны  и тружениками тыла;  воинами­ интернационалистами по ВР,  классные руководители. Ежегодно Выставка (ноябрь, май, рисунков, плакатов июнь) Руководитель изостудии «Творчество» 13   «Доброта спасет мир» (День  защиты детей), «Пусть всегда  будет солнце» (День Победы),  «Самое главное слово на свете»  (День матери). 14 «День в истории»  (в соответствии Ежегодно с календарем памятных дат) 15 «И мы сохраним тебя, русская  Ежегодно речь, великое русское слово» Часы общения, классные часы. Конкурс чтецов, песенный фестиваль 16 «Листая страницы истории» Ежегодно Час литературы в школьной библиотеке 17  «Живая летопись»   18    «Мой выбор»  Ежегодно Посещение  областного  краеведческого музея Ежегодно Классные часы, часы 19. «Ответственные родители» Ежегодно общения по программе «Мой выбор». Родительские собрания по программе «Мой 20. «С Днем учителя» 21 «Истоки» выбор». Ежегодно Торжественный  концерт Ежегодно Экскурсии по Липецкой области 22 «Моя страна.  Моя Россия» Ежегодно Экскурсии за пределы области 19 Классные руководители Классные руководители, руководитель музыкального кружка «Остров детства»  Заведующая школьной библиотекой Классные  руководители Классные руководители Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Классные руководители 23 «Мир прекрасного» Ежегодно Посещение  24 «Мир глазами детей» Ежегодно Тематические художественных  выставок выставки плакатов и рисунков 25 «Здоровье души» По плану Часы общения 26 «И ежели  вы вежливы» 27 «Отцы и дети» По плану По плану Беседы Родительские собрания 28 «Святые символы России» По плану Классные часы Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители, родительский комитет Классные руководители Классные руководители 29. «Путешествие в храм» (совместно с представителями  РПЦ) 30 «Христианские праздники»  По согласовани Посещение  православных храмов ю По Часы общения Зам. директора по ВР (совместно с представителями  РПЦ) согласовани ю 31 «Легко ли быть молодым?»  По плану Круглый стол Зам. директора по ВР (совместно с представителями  РПЦ) 2) Гражданско­патриотическое направление.   № 1   Мероприятия Участие в постоянно Период Ежегодно Формы Согласно условиям конкурсов  действующих областных и городских конкурсах, с целью патриотического воспитания школьников. 2   Проведение тематических   мероприятий  по истории  России, символике России и  Липецкой области Ответственные Зам. директора по ВР, учителя – предметники, классные руководители Классные Ежегодно Классные часы, часы общения, лекции, беседы руководители, учителя истории. 20 3   «Вахта памяти» Ежегодно Участие в несении  почетной вахты на  Посту № 1 на площади Героев г.Липецка Зам. директора по ВР, преподаватель­ организатор ОБЖ. 4 «День в истории» Ежегодно Часы общения,  посвященные  памятным датам  истории 5. «Песни, опаленные войной»  По графику Литературно­ Классные руководители, учителя истории. Классные руководители Классные руководители, учителя истории. руководители. Зам. директора по ВР, педагогический коллектив. Зам. директора  по ВР Преподаватель­ организатор ОБЖ, руководитель музея Боевой Славы (хор ветеранов) 6 7 «Никто не забыт. Ничто не  забыто» «Этот День Победы» «Защитники Отечества» 8 Городская акция 9 «День Победы» музыкальная гостиная, совместно с  областным центром  культуры Ежегодно Часы мужества ежегодно Февраль, ежегодно Ежегодно Участие в городской  акции Май, ежегодно Участие в торжественном митинге Май, Единые классные часы Классные 10«Синий платочек» Ежегодно Участие в  субботниках по  уборке территории,  прилегающей к стеле  Л. Доватора, линейка  памяти героя 11   «Вперед, мальчишки!» Ежегодно Военно­спортивная  Преподаватель­ 12«Сталинград. Страницы  Ежегодно истории» игра Экскурсии по музею организатор ОБЖ  Руководитель Боевой Славы школьного музея Боевой Славы и 21 13  «Героическое  прошлое   Ежегодно Конкурсы. Подготовка России и города»  14  Легкоатлетический  кросс   Ежегодно для обучающихся,  посвященный  Дню Победы рефератов Спортивные соревнования 15 «День 9 мая» Ежегодно Экскурсии   16    «Я только слышал о войне» Ежегодно Конкурс сочинений, 17  «Герои и подвиги» Ежегодно Беседы, посвященные     стихов героям Липецкой  области Линейки Ежегодно 18 Участие во Всероссийской  молодежно­патриотической  акции   «Георгиевская  ленточка» под девизом  «Мы  помним, мы гордимся» 19 «Ф.Г. Ганус. Страницы  Ежегодно Экскурсия биографии» 21 «День Конституции» Ежегодно Классный час 22 «День независимости России» Ежегодно Час общения 23 «Я – липчанин. Я –  Ежегодно гражданин» Участие в работе творческой группы 3) Здоровьесберегающее направление.  лекторская группа  Учителя истории, классные руководители Учителя физкультуры Руководитель школьного музея, учителя истории Учителя русского языка и литературы Учителя истории,  классные  руководители Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории Руководитель школьного музея Классные руководители Воспитатели школьного лагеря Учителя истории № 1 2 Мероприятия Период Формы Ответственные Участие в городском месячнике «Здоровье» Программа  Соревнований классов Здоровья. Ежегодно Согласно плану Зам. директора по месячника ВР Ежегодно Согласно положению Классные 22 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Программа «Азимут»  Программа «Новые подходы к профилактике наркомании» Программа «ЛадьЯ» Программа  «Навыки жизни» Программа  «Шаги к здоровью» «Формирование ЗОЖ. Реализация воспитательных программ» руководители Ежегодно Согласно положению Классные руководители Ежегодно Согласно положению Классные Ежегодно Согласно положению Ежегодно Согласно положению руководители Школьный психолог Школьный психолог Ежегодно Согласно положению Учителя физкультуры Ежегодно Работа творческой Руководитель группы. творческой группы «Добрый доктор Айболит»   Ежегодно Беседы, лекции Сотрудники детской поликлиники № 2 «От улыбки станет всем светлей…» Ежегодно Беседы, лекции Сотрудники «Здоровый образ жизни» «Скажи «нет» наркотикам» «Твой выбор» «Жизнь – не игра» стоматологической поликлиники Ежегодно Беседы, лекции Сотрудники ЛОНД Ежегодно Видео­лекции Работниками Ежегодно Ежегодно Беседы, лекции Беседы, лекции УФСКН России по Липецкой области Работники ГКВД Социальный с учащимися, педагог, совместно находящимися на с сотрудниками ВШУ) профилактических учреждений 23 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 «Простые правила» Ежегодно Видео­лекции Посещение ЦентрАнти/СПИД (учащиеся, находящиеся на ВШУ) Ежегодно Беседы, лекции  «Вредные привычки»  по книге В.П. Трушова.  Ежегодно Час общения Работники Центра/Анти СПИД) Социальный педагог Школьный психолог «Что такое ЗОЖ» Ежегодно Анкетирование Социальный учащихся педагог, школьный  «Мы – за ЗОЖ!» Конкурс агитбригад Ежегодно психолог Зам. директора по ВР «Мои друзья витамины» «Я выбираю жизнь!» Ежегодно Выставка рисунков и Учителя ИЗО плакатов Ежегодно Конкурс Учителя ИЗО «Быстрее! Выше! Сильнее!» Ежегодно видеороликов и презентаций Спортивные  соревнования  «Культура приема пищи» Час общения Ежегодно  «Наркологические вести» «Интернет­урок» Ежегодно Классный час по страницам газеты Ежегодно Классный час Учителя физкультуры Классные руководители Зав. библиотекой Классные руководители «Здоровому городу – здоровое поколение» Всемирный день борьбы со СПИД. Ежегодно Единый классный час Классные руководители 24 27 28 29 № 1   2 3 4 5 6 7 8 «Международный день отказа от курения» Ежегодно Беседы Классные руководители «Школа после уроков» Участие в городских конкурсах по  спортивному ориентированию Ежегодно Спортивные занятия Руководители спортивных секций По плану Согласно положению Руководители секций 4) Социальное  направление.  Мероприятия Период Формы Ответственные «Только вместе» «Совет профилактики» Ежегодно Совместные внутриклассные мероприятия Классные руководители, родительский комитет Ежегодно Заседания Совета Администрация школы, профилактики «День пожилого человека» Час общения Ежегодно социальный педагог, школьный психолог, сотрудники ОП № 3 УМВД  г. Липецка Классные руководители, родительский комитет «Я  ­ гражданин» «Права ребенка» «Ты имеешь право» Ежегодно Единый классный час Классные руководители Ежегодно Час общения Классные руководители Ежегодно Лекции «Ваши права и обязанности» Ежегодно Круглый стол «Человек и закон» Ежегодно Лекции 25 Сотрудники ОП  № 3 УВД  г. Липецка Сотрудники правоохранительных органов,  методисты ДДТ «Октябрьский» Сотрудники прокуратуры Октябрьского округа «Воспитание гражданина» «Диалог цивилизаций» «Школьный парламент» Ежегодно Часы общения, классные часы Классные руководители Ежегодно Фестиваль лидеров  Зам. директора по ВР ученического  самоуправления Ежегодно Деятельность  Зам. директора по ВР школьного  ученического  самоуправления «Права гражданина» Ежегодно «День самоуправления» Ежегодно 14 «Я – липчанин» Ежегодно 9   10 11 12 13 Час литературы, круглый стол Зав. школьной библиотекой День самоуправления Классные руководители Классные часы по программе «Я – липчанин» Классные руководители 15 16 17 18  19 Декада правовых знаний Ежегодно Участие в реализации  запланированных  мероприятий Зам. директора по ВР,  педагоги школы «Защитникам Отечества» Ежегодно Часы общения Мы и наши дети» Ежегодно Лекторий «Спортивная семья» Ежегодно День здоровья Классные руководители, родительский  комитет Зам. директора по ВР, сотрудники правоохранительных органов и медицинских  учреждений Классные руководители, учителя физкультуры, родительский  комитет «Школьный двор» Ежегодно Субботник по уборке школьной территории Классные руководители, родительский комитет 26 «Новые подходы к  профилактике наркомании» 20 Ежегодно Видео­лекции,  круглые столы Руководитель  творческой группы  «Формирование ЗОЖ.  Реализация  воспитательных  программ» «Безопасность на дорогах». «ПДД – законы улиц и дорог»  «Преступления и  правонарушения» «На краю бездны» Ежегодно Кружковая работа  Преподаватель организатор ОБЖ Ежегодно Лекции Сотрудники ГИБДД Ежегодно Подготовка рефератов Ежегодно Видео­лекции Учителя  обществознания Сотрудники УФСКН России по Липецкой области Классные  руководители Классные  руководители Классные  руководители 21     22 23  24 25 26 27 28 № 1 2 «Служба 01»  Ежегодно «Ты и улица» Ежегодно Посещение музея пожарной охраны Классные часы «Семья – семье»  (общешкольная акция) «Рука помощи» (городская  акция) Ежегодно Согласно положению Ежегодно Согласно положению Зам. директора по ВР 5) Эстетическое направление.  Мероприятия Период Формы Ответственные «Я познаю мир» «Предметные недели» Ежегодно Посещение театров, музеев, выставок, т.д. Классные руководители Ежегодно Согласно плану Руководители МО предметных недель истории, литературы 27 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 «День рождения школы» Ежегодно Торжественный Зам. директора по ВР «Золотая осень» «Наше творчество» «Уроки прошлого» Классные руководители, родительский комитет Руководители кружков вокала, ИЗО, хореографии Классные руководители концерт Ежегодно Ярмарка Ежегодно Ежегодно Кружковая  работа Посещение тематических мероприятий в ДДТ «Октябрьский», Липецкой детской библиотеке «Новогодний серпантин» «Семейные традиции» Ежегодно Общешкольные  мероприятия Администрация школы, родительский комитет Ежегодно Часы общения Классные руководители,  родительский комитет «Твое будущее в твоих руках» Ежегодно «Права гражданина страны» Ежегодно Мастер­классы Сотрудники ВУЗов, других учебных заведений Выставка плакатов Учителя ИЗО и рисунков «И силу рук, и сердца жар  отдам Земле, где я родился» Ежегодно Круглый стол Классные руководители,  родительский комитет «Аленький цветочек» «Жар­птица» Ежегодно Городской конкурс Классные руководители, Ежегодно Городской конкурс учителя технологии Руководители музыкально­ хореографических кружков «Рисуем сами» «Давайте говорить друг другу  комплименты». Ежегодно Выставки Руководитель изостудии творческих работ Ежегодно Часы общения Классные руководители 28 16 17 18. 19. № 1 2 3 4 5 6 7 «Литературно­музыкальная  гостиная» (совместно с  областной филармонией,  областным центром культуры) «Радость сознания сделанного добра» (общешкольная   акция   по оказанию помощи многодетным семьям)  «Свобода   в   осознании   своего   долга» с представителями культуры) «Осенний (общешкольная выставка) (встречи букет»       от       Ежегодно По графику Зам. директора по ВР Ежегодно По плану Классные руководители, учителя технологии Ежегодно По плану Зам. директора по ВР По плану Согласно положению Классные руководители, учителя технологии 6) Экологическое направление.  Мероприятия Акция «Школьный двор» Городская неделя экологии Участие в работе городского   экологического отряда Акция  «Покормите птиц зимой» Период Формы Ответственные Ежегодно Согласно плану Зам. директора по ВР Ежегодно Согласно положению Ежегодно Согласно  положению Ежегодно Согласно положению Классные руководители Классные руководители Классные руководители, учителя технологии Акция «Домик для птиц» Участие в городских  субботниках. Участие в выставке  «Урожай» Ежегодно Согласно  положению Ежегодно Согласно положению Ежегодно Согласно  положению Классные  руководители,  учителя технологии Зам. директора по ВР Классные руководители, учителя технологии 29 Участие в осенней ярмарке. «Праздник урожая» 8 9 «Бумаге вторую жизнь» (акция по сбору макулатуры) 10 Ежегодно Согласно положению Ежегодно Согласно положению Ежегодно Согласно положению 11 12 «Вторая жизнь!» (акция по сбору пластиковых  упаковок) Ежегодно Согласно положению Участие в социальном проектировании  «Я – липчанин» Ежегодно Согласно положению Городской конкурс «Вместо елки–  букет» 13 Ежегодно Согласно положению Классные  руководители,  учителя технологии Классные  руководители,  учителя технологии Зам. директора по  ВР, классные  руководители Зам. директора по  ВР, классные  руководители Классные  руководители,  учителя технологии Классные  руководители,  учителя технологии «Экология мысли» (семинары, посвященные  проблемам экологии)  «Дерево жизни». (участие в городских акциях по  посадке деревьев) «Трудовой десант» (уборка  дворов, в микрорайоне школы) 14. 15 16 17 Ежегодно Согласно плану Учителя биологии Ежегодно Согласно положению Учителя биологии и  технологии Ежегодно По плану «Наши любимые дела» (уборка территории детских садов микрорайона школы) Ежегодно По плану «Зеленый подоконник» (общешкольная акция) 18 Ежегодно По плану «День птиц» (участие в городской акции) 19 Ежегодно Согласно положению 30 Классные  руководители,  учителя технологии Классные  руководители,  учителя технологии Классные  руководители,  учителя биологии Учителя биологии «Проблемы энергосбережения» 20.                                                                                                                 По плану Классные часы Классные  руководители Заключение. Современный   подросток   находится   в   беспредельном   информационном   и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На   него   воздействуют   потоки   информации,   получаемой   благодаря   Интернету, телевидению,   компьютерным   играм,   кино.   Воспитательное   и   социализирующее воздействие  (не всегда позитивное) этих и других источников  информации нередко является   доминирующим   в   процессе   развития   и   воспитания.   Вопрос   духовно­ нравственного   воспитания   подрастающего   поколения   является   одной   из   ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.   Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами   счастья   и   горя.   Способность   радоваться   жизни   и   умение   мужественно переносить трудности закладывается в  детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять   сочувствие,   честно   признавать   свои   ошибки,   быть   трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.  31 В     условиях   осуществления   ведущей   деятельности   ребенка   усиливается конфликт   между   характером   усвоения   ребенком   знаний   и   ценностей   в   школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение  высокой    культуры  и бытовой, размывание   границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их   самосознание   и   миропонимание,   ведет   к   формированию   эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Школьник живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны   взрослых.   Растущий   человек   не   выводится,   как   это   было   еще   несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей   между   детьми   и   взрослыми,   между   разновозрастными   детьми   приводят   к самоизоляции   детства.  Результатом   этого  является   примитивизация   сознания  детей, рост   агрессивности,   жестокости,   цинизма,   грубости,   за   которыми   на   самом   деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.  Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план   вышло   переживание   и   позиционирование   себя,   вследствие   чего   в   обществе распространяется   эгоизм,   происходит   размывание   гражданственности,   социальной солидарности и трудолюбия. Коренные   преобразования   в   нашей   стране   конца   20   –   начале   21   веков, определившие   крутой   поворот   в   новейшей   истории   России,   сопровождаются негативными   изменениями   в   социально­экономической,   политической,   культурной   и духовной   сферах   жизни   общества.   В   общественном   сознании   получили   широкое распространение   равнодушие,   эгоизм,   цинизм,   немотивированная   агрессивность, неуважительное  отношение  к  государству  и социальным   институтам.  Происходящие сегодня   в   стране   политические   и   социально­экономические   изменения   оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов,   явлений.   Это   привело   к   изменению   ценностных   ориентаций   молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «духовность»,   «патриотизм»,   «долг»,   «честь»,   вносит   свой   негативный   вклад   в морально­психологическое   состояние   школьников.   Исходя   из   этого   отмечается снижение статуса процесса воспитания как в социуме, так и в системе образования. В Концепции   модернизации   российского   образования   отмечается,   что   воспитание   как первостепенный   приоритет   в   образовании   должно   стать   органичной   составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей   задачей   воспитания   является   формирование   у   школьников   гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, 32 самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Патриотизм,   как   нравственное   чувство   и   совокупность   социально­политических отношений   является   мощным   фактором,   необходимым   условием   для   защиты национально­политических   интересов,     для   сохранения   и   укрепления   российской цивилизации.   Неотъемлемой   частью   духовно­нравственного   воспитания   на современном этапе является идеал человека, носителя и хранителя русской культуры. Именно   такой   идеал   складывался   и   совершенствовался   веками.        Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.   Но   воспитание   нравственных   чувств   не   может   этим   ограничиваться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения,   суждение   о   своих   и   чужих   поступках,   т.е.   требует   активной   умственной деятельности. Отсюда следует вывод, что воспитание тонкого духовно­нравственного чувства   требует   и   тонкого   интеллектуального   развития   ­   выработки   способности сравнивать, сопоставлять, судить и обобщать. «Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (А. де Сент­ Экзюпери). Литература: 1.  Алехина   А.И.   Интегрированный   этико­эстетический   курс   развития   личности школьников./Три   ключа.   Педагогический   вестник. —   М.:   Издательский   Дом   Шалвы Амонашвили, 1997 2.   Амонашвили   Ш.А.   Школа   Жизни. —   М.:   Издательский   дом   Шалвы Амонашвили, 2000. 3.   Глейзер     Г.Д.   Формула   образования:   единство   обучения,   воспитания, просвещения./Педагогика, 2000, № 6 4.   Из   истории   мировой   гуманистической   мысли:   Хрестоматия   для   учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 1995.  5.   Казанский   О.А.   Педагогика   как   Любовь. —   М.:   Российское   педагогическое агентство, 1996. 33 6. Клементьев Е.С. Целостное восприятие мира — шаг к педагогике будущего./Три ключа. Педагогический вестник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997.  7. Коган Л.Н. Человек и его судьба. — М.: Мысль, 1988. 8. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию, М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997 9. Маслюк О.Н. Дорога к горизонту/Родительское собрание. 2002, № 1 10.   Противоречия   школьного   воспитания:   семь   проблем,   семь   решений. —   М.: Педагогическое общество, 1998.  11.   Разум   сердца:   Мир   нравственности   в   высказываниях   и   афоризмах. —   М.: Политиздат, 1998.         12 Соловейчик Симон. Пушкинские проповеди. М.: Первое сентября, 1999        13. Томина Э.А. Духовные ценности — роль и значение в жизни учителя/Три ключа. Педагогический  вестник. Выпуск  V. — М.: Издательский   Дом Шалвы   Амонашвили, 2001.  14.  Черноземова   Е.Н.  Педагогика   расширенного  сознания.  Основные   принципы: Программа   действий./Три   ключа.   Педагогический   вестник.   Выпуск   V.—   М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.  15. Шумская И.Ф. Первые шаги и первые трудности на пути к духовности. /Три ключа.   Педагогический   вестник.   Выпуск   V. —   М.:   Издательский   Дом   Шалвы Амонашвили, 2001. 16. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики. — М.: Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, 1992. 17.   Щуркова   Н.Е.   Программа   воспитания   школьника.   —   М.,   Педагогическое общество России, 1998.  18. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. 2­е изд., перераб. — М.: Новая школа 19.   Веретенникова   С.В.,   Духовно­нравственный   потенциал   биологического образования (книга для учителя)/Воронеж , 2009. 20.   Веретенникова   С.В.,   Формирование   нравственных   ценностей   у   детей   и молодёжи   через   духовно­нравственное   просвещение   (Материалы   Вторых педагогических чтений)/Воронеж , 2011 21. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10­11 классы). – 3­е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление).  22. Дереклеева Н.И., Нновые родительские собрания (10­11 классы)/ М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление).          23. Издательский совет русской православной церкви, Неопознанный мир веры (ко  дню православной книги)/Стретенский монастырь 2010        24. Киреченков Г.А., Котюх В.А., Голева Н.Н., Крюкова Н.В., Савина Е.И.,  Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании (сборник  материалов региональной научно­практической конференции)/Воронеж.  Госпедуниверситет 2011 34 25. Областной центр дополнительного образования, гражданского и  патриотического воспитания , Растим патриотов/ Воронеж: Фортуна 2010 35

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"

Программа духовно-нравственного развития "Путь к себе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017