ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общей главной задачей всех времён было созидание из детей высоко - нравственных личностей, которые готовы создавать крепкие семьи и сильное государство. И как мне кажется, проблема в нашей современной действительности возникла как-то вдруг: то, что было так важно много лет назад, вдруг стало неважно. А что осталось важно веками и до сих пор? Церковь, Семья, Дети, Школа. И что сделать, чтобы эти жизненно необходимые ценности сохранить? Как помочь нашим детям выбрать правильный путь? Совсем недавно к школе и церкви вели разные дороги. Смена нравственных ориентиров и устоев в обществе, развал семьи стали приметами времени.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом, который неотделим от жизни человека, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Исходя из этого, мы реализуем программу, разработанных мероприятий по направлению: Я и моя дорога в Храм.
Иконка файла материала программа.docx
ПРОГРАММА ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Срок реализации: 2 года Возраст детей: 9­10 лет    Разработчик: Гизатуллина Н.В., учитель начальных классов 2018г.«Благодать Божию невозможно удержать в пределах храмовых  и монастырских стен. Она изливается в мир, чтобы преобразить земную жизнь и утвердить её на основании заповедей Христовых» Святейший Патриарх Кирилл                                    «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Пояснительная записка. Л.Н. Толстой Основной задачей современной государственной политики Российской Федерации  является обеспечение духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России. Во все века люди высоко ценили духовно­нравственную воспитанность. Глубокие  социально­экономические преобразования, происходящие в современном обществе,  заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому актуальность  проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя  положениями: Во­первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко  нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами  личности. Во­вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный  множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так  и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший  интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В­третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно­ нравственной воспитанности, ибо воспитанность ­ это качество личности, определяющее в  повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и  доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное  составляет главную задачу воспитания». В­четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только  информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях  данного поступка для окружающих людей. Духовно­нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным,  многоплановым процессом, который неотделим от жизни человека, от семьи, общества,  культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно­исторической эпохи,  формирующей образ жизни народа и сознание человека.Исходя из этого, мы реализуем  программу, разработанных  мероприятий  по направлению:  Я и моя дорога в Храм. Программа духовно­нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения. Паспорт Наименование Программы «За организацию духовно­нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» Правовая основа Программы ­Закон РФ об образовании ­Международная конвенция «О правах  ребенка» ­Устав МБОУ СОШ ст. Луковской ­ Локальные акты ­Основы религиозных культур Разработчик программы Гизатуллина Наталья Владимировна Исполнители программы Ученики 3 «Г» класса Цель программы Задачи программы Создание педагогических условий для духовно­ нравственного воспитания в процессе образовательной деятельности. Формирование нравственного коммуникабельного потенциала младших школьников. Создавать условия для проявления  учащимися нравственных знаний, умений и  совершения нравственно оправданных  поступков; знакомить учащихся с  нравственными законами и поступками  предыдущих поколений; изучать с  учащимися нравственные традиции их семей и поколений; развивать у учащихся  потребность в совершении нравственных  поступков; создавать ситуации  практического применения нравственных  знаний в реальной жизни; способствовать  приобретению положительного  нравственного опыта и преодолению в себе  желания к проявлению безнравственныхпоступков; создавать условия для  нравственного самовоспитания учащихся. Сроки реализации 2017­2019год Планируемые результаты духовно­ нравственного развития и воспитания Формирование нравственных качеств личности, привитие навыков культуры поведения, развитие творческих задатков, способностей, талантов младших школьников Актуальность программы. Общей главной задачей всех времён было созидание из детей высоко ­ нравственных  личностей, которые готовы создавать крепкие семьи и сильное государство.  И как мне кажется, проблема в нашей современной действительности возникла как­то  вдруг: то, что было так важно много лет назад, вдруг стало неважно. А что осталось важно  веками и до сих пор? Церковь, Семья, Дети, Школа. И что сделать, чтобы эти жизненно  необходимые ценности сохранить? Как помочь нашим детям выбрать правильный путь?  Совсем недавно к школе и церкви вели разные дороги. Смена нравственных ориентиров и  устоев в обществе, развал семьи стали приметами времени. «Считали: все дело в строе, Считали: все дело в средствах, И переменили строй, И стали беднее втрое И злее, само собой. Когда же дошло до средств, Прибавилось повсеместно Мошенничества и зверств. Считали: все дело в цели, Меняли шило на мыло И хоть изменили цель,   И собственность на права, Она, как была доселе, За тридевять земель. А необходимо было Себя поменять сперва.(авт. Владимир Корнилов)  Меняется мир, а церковь нет, сохраняла и сохраняет свою основу. Значит надо соединить  эти две дороги ШКОЛА И ЦЕРКОВЬ.  Исторически на Руси учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания  всегда шли рядом, вместе делали великое дело. Школа ­ образовательная система.  Образование от греч. образ. Образование­это созидание личности. Образ и подобие, к  которому надо стремиться. Образовываться, т.е. уподобляться Первообразу. В связи с  этим налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашего класса ,  настоятелем храма Аристратига Божия Михаила отцом Димитрием, совместно с которым  проводятся уроки, внеклассные мероприятия. В любом деле должна быть программа и в  деле союза Церкви и школы тоже. Направления «Я и моя дорога в Храм» Цель: приобщение Церкви и школы и  формирование умений и навыков,  необходимых для православно­христианского образа жизни.   Задачи: религиозно­нравственное обучение и воспитание детей; всестороннее  развитие личности. мероприятия сроки проведение ответственный Каждый год конкурс Гизатуллина Н.В. Участие в  муниципальном  конкурсе  «Рождественский  вертеп»  Классный час  «Дорога в Храм» 12.10 2017г. школа Экскурсия в Храм Ноябрь 2017г. экскурсия Гизатуллина Н.В. Приглашён  настоятель храма отец  Димитрий Гизатуллина Н.В., настоятель  храма отец Димитрий Выставка рисунков  «Мой Храм» Беседа « Святой  покровитель русской земли: Сергий  Радонежский» Беседа «О  сквернословии» Декабрь2017г. Школа в классе Гизатуллина Н.В. Февраль 2018г. Храм   Аристратига  Божия  Михаила настоятель храма отец  Димитрий Апрель2018 г. Школа в классе Гизатуллина Н.В.Октябрь 2018г. Школа в классе Гизатуллина Н.В., настоятель  храма отец Димитрий Ноябрь 2018г. Школа в классе Гизатуллина Н.В., настоятель  храма отец Димитрий Декабрь 2018г. Школа в классе классный час Гизатуллина Н.В. Апрель 2019г. Школа в классе Гизатуллина Н.В. Классный час  вопросов и ответов  «Свет православия  храните…» Открытый классный  час «День народного  единства» (иконы  Божьей Матери  «Казанская») Рождественские  колядки «Пришло  Рождество – начинай торжество!» Конкурс «Нам Пасха радость всем несёт»  (рисунки, яйца­ писанки, сувениры)        Используемая  литература:  1.Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников. ­ М.:2010. 2. Аверина, Н.Г. О духовно­нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.  Аверина // Нач. школа. ­ 2005 ­ №11 ­ С. 68­71 3.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно­нравственного образования в  современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании ­ 2003 ­ №3 ­ С. 9­12 4.Власова, Т. И. Духовно ­ нравственное развитие современных школьников как процесс  овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. ­ 2008. ­ № 9. ­ С. 108 ­  113. 5.Лисица, В. А. Развитие духовно ­ нравственных качеств личности через приобщение к  народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. ­  2011. ­ № 11. ­ С. 20 ­ 22. Классный час «Дорога в Храм»Цель: познакомить детей о назначении православного храма и церковным этикетом. Задачи:  1.Познакомить с понятием «православный храм». 2.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. 3.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать  историко­культурный словарь учащихся. 4.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному  наследию. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, иллюстрации. Велика, красива и богата наша страна. Каждый человек, живущий на нашей земле, с детства впитывает в себя любовь к своему народу и стране, к своей земле и её истории. А  олицетворяют родную землю её символы. Мы с вами уже говорили о гимне, о флаге и  гербе. Сегодня наш классный час посвящен ещё одному символу России, символу  духовности и нравственности русского народа – православному храму. Возле храма даже листья не колышутся, И березки тихими стоят, Только сердцем, полной грудью дышится, Чистота с любовью говорят.  Вот я за карандаш берусь, Нарисовать хочу я Русь!  Святую Русь, которой след не смыт потоком грозных бед. В чем Русь моя заключена? – Да в храмах молится она! И храмов этих не один был ею поднят из руин. И были, в посрамленье зла, отлиты вновь колокола. Однажды поспорили дороги: кто из них главнее? Каждая из них говорила: «Я больше, я  шире, я длиннее». Железная дорога кричала: «По мне ходят поезда, перевозят огромное  количество грузов и пассажиров!» Автомагистраль, проходившая по живописной горной  местности, спорила: «А я везу туристов на отдых!» Другая дорога перебивала их: «По мне  везут уголь, нефть и металлы! Без меня не может существовать ни одно государство».Только одна дорога робко стояла в стороне и молчала. Когда Бог, наблюдая за  происходящим, спросил у нее, почему она не участвует в споре, она скромно отвечала: «По мне не ездят поезда, автомобили и автобусы. Я – маленькая тропинка от села к  близлежащей церкви». А Бог сказал: «Ты – главная дорога, потому что по тебе человек  приходит в храм». Можно ли представить современный город или село без храма? Где бы не расселялся  русский народ, на том месте сразу же воздвигался православный храм. Человек всегда  стремиться к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой в Боге, поэтому  люди всегда тянуться в храм. Храм источник живительной благодати, где люди  обращаются к Богу и получают просимое. ­Ребята, а в каких жизненных ситуациях человек идет в храм? (Ответы учащихся.) ­Человек идет в храм, размышляя о своих поступках: что он сделал хорошего в жизни, а  что плохого; как, по каким законам надо жить, чтобы потом не было стыдно. Ответ ему  помогают найти 10 заповедей Божиих ­ главнейших законов нравственности. ­Ребята, а какие заповеди вы знаете? (Ответы учащихся.) ­Да, вот основные законы нравственности, по которым мы должны с вами жить (заповеди):  «Почитай отца твоего и мать». «Не кради». «Не произноси ложного свидетельства».  «Будьте милосердны». «Мир имейте между собою». «Не завидуй». «Не сотвори себе  кумира». «Не осуждай другого». «Всякому, просящему у тебя, давай». «Береги честь  смолоду». ­Ребята, очень важно помнить эти заповеди и следовать им в жизни! ­ Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы жить счастливо? Посмотрите на доску и  подумайте над моим вопросом. ( На доске карточки: красота, любовь, исполнение заветной мечты, вера, здоровье)  (Называют все, кроме веры)  На каждый выбор опровержение: Красота.? Красота быстротечна.  Любовь. Конечно, нет чувства возвышеннее! Но и любовь может исчезнуть. Исполнение мечты. Как только человек получает то, что хотелось, тут же пропадает к этому интерес и хочется чего­то еще… Здоровье. Но и здоровый человек может потерять смысл в жизни.Выходит, что для счастья нужно что­то еще. Живя по земным законам, вера оказалась лишней. Ведь вы её не назвали. А ведь именно она может сделать человека счастливым. Вера в себя, добро, справедливость, в любовь.  ­Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страдающие и плачущие – и там утешаются. Идут  растерявшиеся и там получают наставление. Идут провинившиеся – и получают прощение.  Идут счастливые – поделиться радостью с другими и поблагодарить Бога. Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется…   Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. Сном благодатным, радостью сбывшейся – Час созерцания, Богом подаренный, Будто бы чудом с небес опустившийся – Песней беззвучною – Храм белокаменный… ­А какой храм есть в нашей станице? Отливающие золотом шары­ Купола под небом возвышаются. Словно сделаны из рыбьей чешуи Стены блеском солнца отражаются.   И нельзя понять издалека, Что в дали мерцает так красиво!   Можно спутать их, наверняка, Со стаей птиц, спустившихся игриво. Будто крылья огненных жар птиц Бриллиантом света отражаются. Словно сказочный прекрасный сон Наяву сбываетсяИстория каждого храма, как и человека, начинается с его рождения.  Рассказать о храме в нашей станице пришёл настоятель храма отец Димитрий В марте 2005 года в станице было начато строительство храма Архистратига Михаила. Как и в прежние годы, финансирование было за счет сбора пожертвований жителей и средств  Администрации станицы. Строительство вела ПМК №3, руководимая Таймуразом  Бураевым. В 2007 году Михаило­Архангельский храм обрел купола.  Колокола были  изготовлены в мастерских города Воронежа; в комплекте их ровно семь, самый большой  весит более двухсот килограммов. Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он   О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом И как я с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся  церковный этикет?Для мальчиков Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони, Не нужны тебе они.. Для девочек Скромную одень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Для всех Никого не осуждай,  Помощь нищему подай, Поставь свечку, а потом Осени себя крестом. Запомните эти правила и всегда соблюдайте их при входе в храм. Сегодня станица Луковская почти сливается с городом Моздоком, но луковчане всегда с  гордостью именуют себя станичниками, ибо у них есть своя достойная история. Им есть,  чем гордится – и героическим прошлым, и трудолюбием сегодняшнего дня. Песня «Ангелы в небе высоком живут»