Программа экологического клуба ( основная школа) методика
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
18.01.2017
Программа «Мы и природа» экологического клуба предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Программа рассчитана на два года обучения, предназначена для детей среднего школьного возраста. Необходимость разработки данной программы вызвана противоречием между большим познавательным интересом детей к окружающему миру и отсутствием типовых программ, учебников, формирующих основу экологических знаний.Программа «Мы и природа» экологического клуба «Лучик» предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Программа рассчитана на два года обучения, предназначена для детей среднего школьного возраста. Необходимость разработки данной программы вызвана противоречием между большим познавательным интересом детей к окружающему миру и отсутствием типовых программ, учебников, формирующих основу экологических знаний.
программа экологического клубапервого года обуч..doc
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1.Введение(4часа)
Содержание( теория).
История развития науки экологии. Инструктаж по ТБ.
Виды деятельности(практика):
рассказ, беседа, Инструктаж по технике безопасности на учебных занятиях, во время экскурсий и
на природе
оборудование :
Литература для учителя:4, 6
Литература для учащихся:8, 13
Раздел 2. В гостях у природы(20 ч)
Содержание( теория).
Понятие об экологических факторах. Осенние явления в жизни природы. Экологическая этика.
Экологические сообщества. Экологические акции «Парк моего детства» , «Живи родник», «Мое
дерево»»Большие дела для маленьких рук».
Виды деятельности (практика):
рассказ, беседа, тренинг, экологические акции, тестирование. Экологический праздник «Золотая
волшебница Осень»
Экскурсия №1«Осенние явления в жизни природы» (2 часа).
Литература для учителя:3,5, 9, 11, 15
Литература для учащихся:1, 6, 11, 15
Раздел 3. Туристические возможности родного края(28)
Содержание( теория).
Ульяновская область на карте России. Что такое экологический туризм. Туристические
возможности родного края. Изучение истоков р. Чечеры. Памятник природы «Зотово озеро».
Особенности природы Кузоватовского рна, заповедные места района. Заповедные места
Ульяновской области. Сенгилеевские горы. Источники информации о родном крае
Виды деятельности (практика):
рассказ, беседа, практикум, рефераты. Викторина «По заповедным местам Ульяновской области».
Экскурсия№2 «Истоки р. Чечеры»(2 ч) Экскурсия№3 «Памятник природы «Зотово озеро»(4ч)
Экскурсия№4 «Далекое и близкое старинных усадеб» (с. Безводовка)(4 ч)
Экскурсия№5 «Источники информации о родном крае» (экскурс. в библиотеку)
Литература для учителя:6
Литература для учащихся:8,13, 14
Раздел 4. Мир растений (28)
Содержание( теория).
Типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Растительность
Кузоватовского рна и окрестностей с. Смышляевка. Цветычасы. Растениярудералы. Жизненные
формы растений: деревья, кустарники, кустарнички и травы. Парковые насаждения. Декоративные
насаждения пришкольного участка. Путешествие на родину комнатных растений
Виды деятельности (практика):
рассказ, беседа, конкурсы, викторина «Жизненные формы растений». Занимательный час «Цветы
часы», « Съедобные и ядовитые растения», «Путешествие на родину комнатных растений»
Литература для учителя2,7,8,9
Литература для учащихся:3.8, 10,11,14,16, 17
Раздел 5. Мир животных (34 ч)
Содержание( теория). Экологические группы животных. Пёстрый мир насекомых. Наблюдения за
насекомыми в естественной среде обитания. Фауна рек и озёр Ульяновской области и р. Чечеры.
Экологические проблемы реки. Экологические группы животных: водные животные ,наземно
водные животные, наземные животные, животные аридных зон. Отряды класса рыб.
Фенологические наблюдения весной. Этология как наука. Домашние животные. Животные из
Красной книги. Сезонность в жизни животных. Биоразнообразие планеты.
Виды деятельности (практика):
рассказ, беседа, тренинг, практикум. Занимательный час «Этология как наука», «Кто живет у нас
дома». Экологический праздник «День птиц», «День Земли». Викторина «Рыбий калейдоскоп»,
«День биоразнообразия».
Литература для учителя:2,7,10,11,14,15.16
Литература для учащихся:1,2,4,6,7
Раздел 6. Охрана природы и её принципы(30ч)
Содержание( теория). Основы природопользования. Виды и формы загрязнения природной среды: Загрязнение
атмосферного воздуха, загрязнение водного бассейна, загрязнение почвы, отходы, почвенное
загрязнение. Мероприятия по охране окружающей среды, федеральный закон «Об охране
окружающей среды» Красная книга Ульяновской области: история создания, основные разделы.
ООПТ Ульяновской области: заказники. памятники природы. Международные организации по
охране окружающей среды: ООН, Международный Союз Охраны Природы и Природных
Ресурсов, ЮНЕСКО,
ЮНЕП.
Виды деятельности (практика):
рассказ, беседа, тренинг, практикум. Экологическая акция «За чистоту родного края»
Занимательный час «Бой королю мусору».Экологический праздник «За чистоту родного края».
Викторина «ООПТ Ульяновской области»
Экскурсия № 6. Промышленное загрязнение АБЗ(4 ч)
Литература для учителя:1, 2, 4, 6, 17
Литература для учащихся:6,12,15,14. 18
ЛИТЕРАТУРА:
Список литературы для учителя:
1. Афанасьев Ю.А. Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.: Из во
МНЭПУ, 1998, 208с
2.Ананьева Н.Б. Боркин Л.Я. Энциклопедия природы России. М.:1998.547с.
3.В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова Организация и проведение экологического практикума со
школьниками в 68 классах. Ульяновск: УИПКПРО, 2007.60 с.
4. С.Н. Глазачев. Экология: учебная книга. (23, 1997)
5.Дюкова Г.Р. Новикова Л.А. Методика экологических мониторинговых исследований
организмов, популяций, сообществ: Методические рекомендации\ Пенз. Гос. Пед. Унт им
В.Г. Белинского Пенза 2000.102с.
6. Экологический туризм и экология туризма, Е. Ю. Колбовский, Академия 2004
7.Мамаев В.М, Медведев Л.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. М.:
Просвещение, 1976.304с.
8.Серебряков И. Г. Жизненные формы высших растений и их изучение, в кн. Полевая
геоботаника, [в.] 3, М. — Л., 1964.
9. Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений, М., 1962.
10. Титов С.В. Наблюдения за поведением животных: Методическиее рекомендации/ Пенз.
Гос. Пед. Унт им В.Г. Белинского Пенза 2000.73с. 11. Титов С.В. Наблюдения за насекомыми в естественной среде обитания: Методические
рекомендации\ Пенз. Гос. Пед. Унт им В.Г. Белинского Пенза 2000.23с.
природные территории Ульяновской области\ под ред
.12. Особо охраняемые
В.В.Благовещенского. Ульяновск: «Дом печати», 1997130 с.
13. Методы геоботанических исследований:Методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов)
Москва, экосистема, 1996, 21 с.
14. Красная книга Ульяновской области\ Под науч. Ред Е.А.Артемьевой, О.В.Бородина,
М.А.Королькова, Н.С. Ракова; Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.
15. Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. М.:
Изд. ЦСЮН, 2001.116 с.
16. Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических
исследованиях на пресных водоемах. Зоопланктон и его продукция. Л.: 1982, С 1 – 15.
Список литературы для учащихся
1.Акимушкин И.И. Причуды природы (кн.1, 2). – М.: Юный натуралист, 1992.
2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития,
1998.
3.Вент Ф. В мире растений/пер с анг. И.М.Спичкина. – М.: Мир, 1972.
4..Воробьев К.А. Записки орнитолога. – М.:Наука. – 1978. –255 с.
5.Изучаем малые реки /Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: 2004.
6.Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.
7.Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России – Ярославль: Академия развития, 2004.
8. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. –
Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.
9. Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М.,
1996.
10. Ольга Короткова .Ядовитые растения
. Издательство: Слово
2001
11. Малаховец П.М. Фенологические наблюдения за сезонным развитием деревьев и
кустарников. Архангельск, 1999.
12. В.С. Новиков, И.А. Губанов. Школьный атлас определитель высших растений –М.:
Просвещение, 1985. 239с.
13. Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 14. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.
15. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики Серия: Зеленый дом. 2000
Издательство: Просвещение
16. Суворов В.В., Воронова И.Н., Киселева С.Д. Пособие к учебной практике по ботанике. –
М.: Колос, 1982.
17. Красная книга Ульяновской области\ Под науч. Ред Е.А.Артемьевой, О.В.Бородина,
М.А.Королькова, Н.С. Ракова; Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.
18.Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. М.:
Изд. ЦСЮН, 2001.116 с.
Аннотированный список ресурсов Интернет по теме:
«Преподавание биологии»
1.http://portaledu.mariel.ru/ Портал Министерства образования РМЭ: Программы, деятельность,
учреждения
2.http://www.floranimal.ru/gallery.php фотогалерея животных и растений
3.http://www.informeco.ru/ref.php информэкология, много картинок, терминов.
4.http://www.uroki.net/docxim.htm замечательные тесты по химии и биологии
5. http://www.
ecolife
6. http://
learnbiology
7. Интернет Портал Исследователь.ru
8. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1335/ЖИЗНЕННЫЕ
9. _http://www.flowersclocks.org/
. shtml Экология и жизнь.
/ ru Биология в Интернете.
. ru / index
/ narod
10.http://geographer.ru/
11. http://portal.unesco.org
12.http://www.unep.org/
Программа экологического клуба ( основная школа) методика
Программа экологического клуба ( основная школа) методика
Программа экологического клуба ( основная школа) методика
Программа экологического клуба ( основная школа) методика
Программа экологического клуба ( основная школа) методика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.