Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология +1
10 кл—11 кл +1
02.06.2017
Программа предназначена для целенаправленного формирования у учащихся знаний научных основ проблем взаимодействия общества и природы, овладения универсальными учебными действиями в процессе изучения процессов и объектов природы, навыками оптимизации воздействия на среду в различных видах деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 10 -11 классов.
Программа рассчитана на 144 часа.
Выполнение программы обеспечивает применение педагогических приемов и методов работы с мышлением учащихся.
Программа экологического клуба.docx
Программа экологического клуба
«Исследователи природы» «Основы экологии»
Выполнена:
Шамиловой Лилианой Шамиловной
учителем биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 7 г.Минеральные Воды
2016 Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы
3.Универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
4. Предполагаемый результат
5. Образовательные технологии обучения.
6. Формы работы по выполнению программы.
7. Программа.
8. Учебно – тематическое планирование
9. Литература.
1. Пояснительная записка
к программе элективного курса « Экология».
Программа предназначена для целенаправленного формирования у
учащихся знаний научных основ проблем взаимодействия общества и
природы, овладения универсальными учебными действиями в процессе
изучения процессов и объектов природы, навыками оптимизации воздействия
на среду в различных видах деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 10 11 классов.
Программа рассчитана на 144 часа.
Выполнение программы обеспечивает применение педагогических
приемов и методов работы с мышлением учащихся. У учащихся формируется
опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме практических
результатов, осуществления известных способов деятельности – в форме
умений действовать по образцу, творческой деятельности в форме умений
принимать нестандартные решения в проблемной ситуации при
исследовательской деятельности в выбранной области. Каждый раздел
программы предусматривает походы в природу – в городские парки,
лесопарковую зону, на улицы города, практическое применение полученных
знаний, наблюдение за отдельными объектами живой природы. Учебные
занятия обеспечивают системно – деятельный подход к обучению учащихся –
самостоятельное постановку проблемы, решение проблемных ситуаций и
самостоятельное проведение научно – исследовательских работ в природе.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся,
самостоятельно выбирающих уровень сложности выполняемых работ. Во время проведения
походов в природу обучающиеся анализируют
экологические условия местности, оценивают биотические и антропогенные
влияния на ее компоненты, предлагают способы снижения негативного
воздействия на природу.
В процессе реализации программы учащиеся должны :
усвоить научные знания о природе, которые могут быть применены для
охраны и приумножения природных богатств;
обратить внимание на взаимоотношения живых организмов друг с другом и
с окружающей их средой,
обучиться универсальным учебным действиям по исследованию тайн
природы, ее законов, умению слышать и слушать природу;
использовать в решении проблем частных природоохранных проблем весь
опыт человечества;
. применять
таблицы для представления
результатов наблюдения за природой, научно – исследовательской
деятельности, формулировать аналитические выводы;;
схемы, графики, карты,
владеть и применять приемы работы с информацией – получение и
обработку информации из различных источников, в том числе и в
Интернет, сбор и анализ статистических данных, сжатия информации и ее
углубления.
2.Цель программы:
формирование у учащихся целостного представления о мире,
универсальных учебных действиях
основанного на приобретённых
деятельности;
разнообразной деятельности
(индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или
профессиональной траектории.
обогащение
опыта
Задачи обучения:
1. Овладение обучающимися способов
получения и применения
биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы,
присущих ей закономерностей; методами познания живой природы.
2.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за экосистемами и их
компонентами,
биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации.
Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе,
3.
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для
соблюдения правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к
природе. восприятие
осмысленное
4. Овладение обучающимися креативных навыков продуктивной
деятельности: добывания знаний непосредственно из реальности, владение
приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами
решения проблем;
всего разнообразия
экологических проблем, существующих в современном мире.
5. Формирование способности к схематизации, сжатию информации и
представлению ее в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков.
6. Развитие способов взаимодействия обучающихся с окружающими и
удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе, личностного отношения к
экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические
последствия своих действий в окружающей среде.
проектно –
7. Творческое развитие личности обучающегося в
исследовательской деятельности в индивидуально социальной траектории,
3. Универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
1. Личностные универсальные учебные действия:
способности обучающихся осмысленного восприятия всего разнообразия
экологических проблем, существующих в современном мире;
усиление мотивации к познанию и творчеству;
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и
задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по
способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
действий по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
умений работать в группе и приобретению опыта такой работы;
практическое освоение моральноэтических и психологических принципов
общения и сотрудничества;
действия с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавление и поддерживание необходимых контактов с другими людьми;
удовлетворительное владение нормами и техникой общения;
приобретение опыта использования речевых средств для регуляции
умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного
речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
4. Познавательные универсальные учебные действия: практическое освоение обучающимися основ проектноисследовательской
деятельности;
смыслового чтения и способов работы с информацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры.
4. Предполагаемый результат:
1. Предметные результаты :
выделение существенных признаков взаимодействия живой и неживой
природы в экосистемах;
приведение доказательств зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами,
объяснение роли экологических факторов среды в жизни человека, других
объектов живой природы; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов;
постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
выполнение индивидуального проекта.
2. Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать
и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3. Личностные результаты: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам.
5. Образовательные технологии обучения.
элементов
Данная программа может выполняться с использованием
современных образовательных технологий обучения:
1. Проблемное обучение. Цель которой: развитие познавательной активности,
творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: последовательное
и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных
задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм:
поисковые методы; постановка познавательных задач.
2. Развивающее обучение. Цель которой: развитие личности и ее
способностей. Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные
возможности человека и их реализацию. Механизм: вовлечение обучаемых
в различные виды деятельности.
3. Дифференцированное обучение. Цель которой: создание оптимальных
условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.
Сущность: усвоение программного материала на различных
планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт).
Механизм: методы индивидуального обучения.
4. Компьютерные технологии. Цель: обеспечение поиска информации через
систему Интернет. Сущность: достижение расширенных знаний о живом
мире.
компьютерные методы вовлечения обучаемых в
образовательный процесс.
5. Игровое обучение. Цель: обеспечение личностнодеятельного характера
усвоения знаний,
самостоятельная
познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение
учебной информации. Механизм: игровые методы вовлечения
обучаемых в творческую деятельность.
6. Обучение развитию критического мышления. Цель: обеспечить развитие
критического мышления
посредством интерактивного включения
обучающихся в образовательный процесс. Сущность: способность ставить
новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать
независимые продуманные решения. Механизм: интерактивные методы
обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
Механизм:
навыков,
умений.
Сущность: соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация
субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
7. Здоровьесберегающие технологии.
6. Формы работы по выполнению программы.
1. Демонстрации
рисунков, анимированных изображений, схем,
видеофрагментов.
2. Осуществление наблюдений и экспериментов в природе.
3. Самостоятельное сжатие информации в виде схем, таблиц и
графических изображений.
4. Смысловая проработка обозначений, биологических терминов,
понятий, их применение в устном обсуждении проработанного
материала.
5. Подготовка презентаций по темам, обсуждение выполненных работ,
защита выполненных работ в группе.
6. Дискуссии по
самостоятельное
закономерностей и формулирование общих выводов.
Пропаганда экологических знаний.
7.
8. Выполнение индивидуальные и групповых
темам,
обнаружение
научно –
исследовательских проектов
7. Содержание программы.
Вводное занятие – 2 часа
Знакомство с планом работы кружка. Методика работы в лаборатории и в природе.
Инструктаж по технике безопасного поведения.
Биология, ее разделы. Достижения биологических наук.
Знакомство с кабинетом, пособиями, оборудованием, работами учащихся.
Экскурсия на пришкольный участок.
Охрана природы. Предмет и задачи экологии
10 часов.
Охрана природы в России – обязанность каждого гражданина.
Законы государства об охране природы. Международные организации по охране природы.
Научно – техническая революция и окружающая среда.
Нарушение равновесия в природе.
Экология – синтез биологических наук.
Экологический подход к охране редких видов и мест их обитания.
Практические работы 13
Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду.
Сбор материалов по охране природы родного края.
Оформление стенда «Охрана природы родного края» . Экскурсия в краеведческий музей.
Основные формы организации жизни – 12 часов.
Биосфера и ее границы.
Биологический круговорот углерода и кислорода – результат деятельности организмов.
Биологические системы и их характеристики.
Биосфера – открытая система. Обмен веществ и энергии в биологических системах.
Среда жизни человека.
Практические работы 4 8
Составление схем уровня организации жизни.
Определение типов растительных сообществ на пробных площадках.
Составление списков видов. Оформление списка видов, встречающихся на пробных
площадках.
Составление схем биоценоза на пробных площадках леса.
Составление схем биоценоза на пробных площадках степи, лесостепи.
Среды жизни на Земле и экологические факторы
– 10 часов
Экологические факторы.
Вода, суша, почва и организм как среды жизни, отличающиеся по экологическому
воздействию.
Прямое и косвенное воздействие экологических факторов.
Диапазон действия факторов :эврибионты.
Средообразующая деятельность организмов.
Совокупность действия экологических факторов.
Овладение методикой геоботанических описаний.
Экскурсия «Растительное сообщество».
Практические работы 9 11
Составление геоботанических описаний участка леса, степи.
Определение растений эдификаторов и типов растительности.
Составление схем и рисунков совокупности действия экологических факторов и
воздействия организмов на эдификаторы.
Свет как абиотический фактор
14 часов.
Свет – основной источник энергии в природе. Солнечный спектр.
Влияние продолжительности, периодичности, интенсивности света на рост и развитие
организмов.
Роль хлорофиллоносных растений в природе.
Приспособленность к поглащению энергии у растений и животных.
Светолюбивые, теневые, теневыносливые растения.
Активность дневных, ночных и сумеречных животных. Биоритмы. Сезонные явления.
Лабораторная работа №1 «Влияние освещенности на рост побегов древесных и
кустарниковых растений»
Практические работы 12 16
Определение световых параметров в полевых условиях.
Определение высоты деревьев на пробных площадках.
Проведение наблюдений суточной активности зимующих птиц. Составление графиков
активности.
Выявление влияния освещенности, интенсивности и периодичности освещения на
организмы в биоценозе леса.
Выявление влияния освещенности, интенсивности и периодичности освещения на
организмы в биоценозе степи.
Вода как абиотический фактор
14 часов
Вода в составе живых организмов.
Строение и физические свойства воды.
Осадки, распределение влаги в течении сезонов года.
Влияние осадков на организмы.
Морфологические приспособления организмов к условиям водного режима.
Физические приспособления организма к условиям водного режима.
Поведенческое приспособления организмов к условиям водного режима.
Организмы – эфимеры. Гигрофильные, мезофильные, ксерофильные организмы.
Практические работы 17 20
Практическая работа с гербарием и определителем по определению экологических групп
растений.
Разбор коллекций насекомых и выявление приспособленности их к условиям водного
режима.
Работа по зарисовке растений и животных разных экологических групп.
Определение следов жизни на снегу, распределение животных в биоценозах.
Экскурсия в биоценоз. Выяснение жизнеспособности организмов под снеговым покровом.
Составление таблиц и схем по результатам экскурсии.
Температура как абиотический фактор
14 часов
Температура и физиологические процессы в организме.
Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний температур на
развитие, распространение организмов.
Классификация организмов по температурному режиму, фактору.
Приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям – морфологическая, физиологическая.
Поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору и его
колебаниям.
Правила Бергмана и Аллена у животных. Миграция и перелеты.
Классификация растений по морфологическим и физиологическим приспособлениям к
низким температурам.
Жизненные формы растений.
Взаимосвязи между температурой и влажностью.
Практические работы № 21 25
Составление графиков , таблиц, температурных карт района на основе календаря природы.
Проведение фенонаблюдений над деревьями и кустарниками.
Определение промерзаемости почвы в различных биоценозах.
Выяснение роли суточных колебаний температур на распределение активности и
поведения животных в различных биоценозах.
Экскурсия в природу « Снег как экологический фактор. Составление графиков
температуры над и под снеговым покровом»
Эдафогенные факторы
16 часов.
Почва и ее воздействие на организмы.
Структура почвы и ее состав.
Типы почв.
Почвы России, Ставропольского края.
Экологические группы растений – эфтрофы, мезотрофы, олиготрофы, нитрофилы,
кальцефилы, галофиты.
Приспособленность растений к различным типам почв.
Экскурсия в природу «Растения и типы почв».
Экскурсия в природу «Растения и типы почв. Взятие проб на разных участках биоценозов.
Изготовление разрезов»
Лабораторная работа № 2 «Определение структуры и механического состава почв».
Практические работы 2627
Выяснение влияния уплотнения почв на состав обитателей.
Определение направления ветра и влажности в полевых условиях. Выяснение роли
рельефа на размещение трав.
Знакомство с растениями и животными – индикаторами и барометрами окружающей
среды.
Биотические факторы 16 часов
Преобразующая роль животных организмов в среде.
Влияние живой природы на природно – территориальный комплекс.
Влияние растительных организмов на окружающую среду.
Фотосинтетическая деятельность зеленых растений.
Воздействие растений друг на друга – физичесое , механическое, химическое.
Влияние животных на состав почв и плодородие, на распространение и плодовитость
растений.
Влияние микрофауны и микрофлоры на
жизнедеятельность организмов.
Приспособленность живых организмов к совместному общежитию.
Изменение среды под воздействием живых организмов.
Взаимное влияние биологических систем друг на друга.
Практические работы 28 32.
Описание видового состава различных участков леса. Выявление роли подлеска.
Описание видового состава различных участков степи.
Составление таблицы ярусности различных участков леса и луга.
Выявление влияния взрослых древесных пород на самосев (подсчет всходов).
Определение продуктивности покрытия наземных частей растений на пробных площадках.
Антропогенные факторы
20 часов
Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на среду.
Влияние промышленной деятельности человека на среду.
Влияние градостроительной деятельности человека на среду.
Влияние транспортной и других видов деятельности человека на среду.
Природоохранная деятельность как антропогенный фактор.
Охрана редких видов растений, животных и мест их обитания.
Сознательные и случайные воздействия человека.
Приспособленность организмов в связи с деятельностью человека.
Составление памятки о поведении в природе.
Практические работы 3338
Составление карты расположения объектов промышленности в городе. Сбор материалов
по влиянию объектов промышленности на изменение окружающей среды.
Выяснение влияния фактора вытаптывания на распределение, рост, размножение
организмов растений.
Выяснение влияния фактора беспокойства на распределение, рост, размножение
организмов животных.
Составление цепи последствий антропогенного фактора.
Наблюдение и учет заселенности искусственных гнездований. Сравнение заселенности гнездований естественных и искусственных.
Экскурсия в природу «Положительное действие антропогенных факторов».
Экскурсия в природу «Отрицательное действие антропогенных факторов».
Организм и среда
10 часов.
Совместные действия экологических факторов на среду, живые организмы.
Приспособленность организмов к воздействию экологических факторов.
Место обитания. Природные зоны. Распределение видов в биосфере. Эндемы и реликты.
Составление схемы действия экологических факторов на биоценоз леса.
Практические работы 39 43
Наблюдения над зарастанием неглубоких водоемов.
Исследование смены растительности в биоценозе леса.
Наблюдения за жизнедеятельностью дождевых червей.
Наблюдения за жизнедеятельностью дождевых муравьев.
Экскурсия в природу «Взаимосвязь организмов и неживой природы»
Итоговое занятие – 4 часа
Игра на учебной экологической тропе.
Подготовка экологического проекта 10 часов
Учебно – тематическое планирование.
№
Тема
Экску
рс
Прак
траб
от.
Лабора
т.
работ
ы
1
2
Вводное занятие – 2 часа
Знакомство с планом работы кружка. Методика работы в
лаборатории и в природе. Инструктаж по технике
безопасного поведения.Биология, ее разделы. Достижения
биологических наук. Знакомство с кабинетом, пособиями,
оборудованием, работами учащихся.
Экскурсия на пришкольный участок.
1 1 (3)
Охрана природы. Предмет и задачи экологии
7 часов.
Охрана природы в России – обязанность каждого
гражданина.
Законы государства об охране природы.
Международные организации по охране природы.
Заповедники, заказники, национальные парки
Научно – техническая революция и окружающая среда.
Нарушение равновесия в природе.
Экология – синтез биологических наук.
Экологический подход к охране редких видов и мест их
обитания. Практическая работа № 1 «Сбор материалов по
охране природы родного края»
Практическая работа № 2 «Составление картосхемы
предприятий, влияющих на окружающую среду».
презентации«Охрана природы родного края»
Экскурсия в краеведческий музей.
Практическая работа № 3 «Оформление
Основные формы организации жизни – 6 часов.
Биосфера и ее границы. Среда жизни человека.
Практическая работа №4 «Составление схем уровня
организации жизни»
Биосфера – открытая система. Обмен веществ и энергии в
биологических системах.
Биологический круговорот
углерода и кислорода – результат деятельности
организмов.
Биологические системы и их характеристики.
Практическая работа №5 «Определение типов
растительных сообществ на пробных площадках»
Практическая работа № 6 «Составление списков видов.
Оформление списка видов, встречающихся на пробных
площадках»
Практическая работа №7 «Составление схем биоценоза на
пробных площадках леса»
Практическая работа № 8 «Составление схем биоценоза
на пробных площадках степи, лесостепи».
1
2
3
4
5
6
7
8
2 (4)
3 (5)
4(6)
5(7)
6 (8)
7 (9)
8(10)
9(11)
10(12)
1(13)
2(14)
3 (15)
4 (16)
5 (17)
6 (18)
2 Среды жизни на Земле и экологические факторы
– 10 часов
Экологические факторы. Прямое и косвенное воздействие
экологических факторов.
Диапазон действия факторов .
Вода, суша, почва и организм как среды жизни,
отличающиеся по экологическому воздействию.
Средообразующая деятельность организмов.
Совокупность действия экологических факторов
Овладение методикой геоботанических описаний.
Экскурсия «Растительное сообщество
Практическая работа № 9 «Составление геоботанических
описаний участка леса, степи».
Практическая работа № 10 « Определение растений
эдификаторов и типов растительности».
Практическая
работа № 11 «Составление схем и
рисунков совокупности действия экологических факторов
и воздействия организмов на эдификаторы».
Свет как абиотический фактор
14 часов.
Свет – основной источник энергии в природе.
Солнечный спектр.
9
10
11
12
Практическая работа № 12 «Определение световых
параметров в полевых условиях».
Влияние
интенсивности света на рост и развитие организмов..
продолжительности,
периодичности,
1
Биоритмы. Сезонные явления
Лабораторная работа №1 «Влияние освещенности на рост
побегов древесных и кустарниковых растений»
Роль хлорофиллоносных растений в природе.
Приспособленность к поглощению энергии у растений и
животных.
Светолюбивые, теневые, теневыносливые растения.
1 (19)
2 (20)
3 (21)
4 (22)
5 (23)
6 (24)
7(25)
8 (26)
9(27)
10 (28)
1 (29)
2(30)
3(31)
4 (32)
5(33)
6(34)
7(35)
8(36) 9(37)
10(38)
11(39)
12(40)
13(41)
14(42)
1 (43)
2 (44)
3 (45)
4(46)
5(47)
6 (48)
7 (49)
8(50)
9 (51)
10(52)
Активность дневных, ночных и сумеречных животных
№ 13 «Определение высоты
Практические работы
деревьев на пробных площадках»..
Практические работы № 14 «Проведение наблюдений
суточной активности зимующих птиц. Составление
графиков активности».
Практические работы № 14 «Проведение наблюдений
суточной активности зимующих птиц. Составление
графиков активности».
Практические работы
№ 15 « Выявление влияния
освещенности, интенсивности и периодичности освещения
на организмы в биоценозе леса».
Практические работы
№ 16 « Выявление влияния
освещенности, интенсивности и периодичности освещения
на организмы в биоценозе степи»
Вода как абиотический фактор
14 часов
Вода в составе живых организмов.
Строение и физические свойства воды.
Осадки, распределение влаги в течении сезонов года.
Влияние осадков на организмы.
Морфологические приспособления организмов к
условиям водного режима.
Практическая работа № 17 « Работа с гербарием и
определителем по определению экологических групп
растений».
Физические приспособления организма к условиям
водного режима.
Поведенческое приспособления организмов к условиям
водного режима.
Практическая работа № 18 «
Разбор коллекций
насекомых и выявление приспособленности их к условиям
водного режима»
Организмы – эфимеры. Гигрофильные, мезофильные,
ксерофильные организмы.
Практическая работа № 19 «Работа по зарисовке растений
и животных разных экологических групп».
13
14
15
16
17
18
19 Практические работы № 20 «Определение следов жизни
на снегу, распределение животных в биоценозах».
Экскурсия в биоценоз « Выяснение жизнеспособности
организмов под снеговым покровом».
Экскурсия в биоценоз « Выяснение жизнеспособности
организмов под снеговым покровом».
Составление таблиц и схем по результатам экскурсии.
Температура как абиотический фактор
14часов
Температура и физиологические процессы в организме.
Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных
колебаний температур на развитие, распространение
организмов.
Практические работы № 21 «Составление графиков ,
таблиц, температурных карт района на основе календаря
природы».
Классификация организмов по температурному режиму,
фактору.
Приспособленность организмов к температурному
фактору и его колебаниям – морфологическая,
физиологическая.
Практическая работа № 22 «Проведение фенонаблюдений
над деревьями и кустарниками»
Поведенческая приспособленность организмов к
температурному фактору и его колебаниям.
.
Правила Бергмана и Аллена у животных. Миграция и
перелеты
Классификация растений по морфологическим и
физиологическим приспособлениям к низким
температурам.
Жизненные формы растений.
Практическая работа № 23
промерзаемости почвы в различных биоценозах»
Практическая работа № 24 « Выяснение роли суточных
колебаний температур на распределение активности и
поведения животных в различных биоценозах».
Экскурсия в природу « Снег как экологический фактор».
«Определение
20
21
22
23
24
11(53)
12 (54)
13(55)
14(56)
1 (57)
2(58)
3(59)
4(60)
5(61)
6(62)
7 (63)
8(64)
9 (65)
10 (66)
11 (67)
12 (68)
3
4 13(69)
14 (70)
1 (71)
2 (72)
3 (73)
4 (74)
5(75)
6(76)
7 (77)
8(79)
9 (80)
10(81)
11 (82)
12(83)
13 (84)
14(85)
Экскурсия в природу « Снег как экологический фактор».
Практическая работа № 25 « Составление графиков
температуры над и под снеговым покровом».
Эдафогенные факторы
16 часов.
Почва и ее воздействие на организмы.
Структура почвы и ее состав.
Типы почв.
25
Почвы России, Ставропольского края.
Экологические группы растений – эфтрофы, мезотрофы,
олиготрофы, нитрофилы, кальцефилы, галофиты.
Приспособленность растений к различным типам почв.
Экскурсия в природу «Растения и типы почв».
Экскурсия в природу «Растения и типы почв».
26 «Выяснение влияния
Экскурсия в природу «Растения и типы почв. Взятие проб
на разных участках биоценозов. Изготовление разрезов»
Экскурсия в природу «Растения и типы почв. Взятие проб
на разных участках биоценозов. Изготовление разрезов»
Практическая работа №
уплотнения почв на состав обитателей».
Практическая работа №
уплотнения почв на состав обитателей».
Лабораторная работа № 2 «Определение структуры и
механического состава почв».
Лабораторная работа № 2 «Определение структуры и
механического состава почв».
Практическая работа № 27 «Выяснение роли рельефа на
размещение трав. Знакомство с растениями и животными –
индикаторами и барометрами окружающей среды».
26 «Выяснение влияния
26
27
2
15(86)
Практическая работа № 27 «Выяснение роли рельефа на
размещение трав. Знакомство с растениями и животными –
индикаторами и барометрами окружающей среды».
5
6 16(87)
Практическая работа № 27 «Выяснение роли рельефа на
размещение трав. Знакомство с растениями и животными –
индикаторами и барометрами окружающей среды».
1 (88)
2(89)
3 (90)
4(91)
5(92)
6 (93)
7 (94)
8 (95)
9 (96)
10 (97)
Биотические факторы
16 часов
Преобразующая роль животных организмов в среде.
Влияние живой природы на природно – территориальный
комплекс.
Влияние растительных организмов на окружающую среду.
Фотосинтетическая деятельность зеленых растений.
Воздействие растений друг на друга – физическое ,
механическое, химическое.
Влияние животных на состав почв и плодородие, на
распространение и плодовитость растений.
Влияние микрофауны и микрофлоры на
жизнедеятельность организмов.
Приспособленность живых организмов к совместному
общежитию.
Изменение среды под воздействием живых организмов.
Взаимное влияние биологических систем друг на друга.
Практическая работа № 28 « Описание видового состава
различных участков леса. Выявление роли подлеска».
28
11(98)
Практическая работа № 28 « Описание видового состава
различных участков леса. Выявление роли подлеска».
12 (99)
Практическая работа № 29 « Описание видового состава
различных участков степи»
29
13(100)
Практическая работа № 29 « Описание видового состава
различных участков степи» 14
(101)
15
(102)
16
(103)
1 (104)
2(103)
3(104)
4(105)
5 (106)
6(107)
7 (108)
8(109)
9 (110)
10
(111)
11(112)
12
Практическая работа № 30 « Составление таблицы
ярусности различных участков леса и луга».
Практическая работа № 31 « Выявление влияния взрослых
древесных пород на самосев (подсчет всходов)».
Практическая работа № 32 « Определение
продуктивности покрытия наземных частей растений на
пробных площадках».
Антропогенные факторы
20 часов
Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на
среду.
Влияние промышленной деятельности человека на среду.
Влияние градостроительной ,
деятельности человека на на среду.
Влияние транспортной деятельности человека на среду
и других видов
Природоохранная
фактор.
Сознательные и случайные воздействия человека.
деятельность как антропогенный
Приспособленность организмов в связи с деятельностью
человека.
Охрана редких видов растений, животных и мест их
обитания
Практическая работа № 33 «Составление карты
расположения объектов промышленности в городе. Сбор
материалов по влиянию объектов промышленности на
изменение окружающей среды».
Практическая работа № 34 «Выяснение влияния фактора
беспокойства и вытаптывания на распределение, рост,
размножение организмов растений».
Практическая работа № 34 «Выяснение влияния фактора
беспокойства и вытаптывания на распределение, рост,
размножение организмов растений».
Практическая работа № 35 «Составление цепи
30
31
32
33
34
35 7
последствий антропогенного фактора».
Практическая работа № 35 «Составление цепи
последствий антропогенного фактора».
Практическая работа № 35 «Составление цепи
последствий антропогенного фактора».
Практическая работа № 36 «Наблюдение и учет
заселенности искусственных гнездований. Сравнение
заселенности гнездований естественных и искусственных».
Практическая работа № 36 «Наблюдение и учет
заселенности искусственных гнездований. Сравнение
заселенности гнездований естественных и искусственных».
Практическая работа № 36 «Наблюдение и учет
заселенности искусственных гнездований. Сравнение
заселенности гнездований естественных и искусственных».
Экскурсия в природу «Положительное и отрицательное
действие антропогенных факторов».
36
(113)
13(114)
14(115)
15
(116)
16(117)
17(118)
18
(119)
19(120)
Экскурсия в природу «Положительное и отрицательное
действие антропогенных факторов».
20(121)
Экскурсия в природу «Положительное и отрицательное
действие антропогенных факторов».
1 (122)
2 (123)
3 (124)
4 (125)
5 (126)
Организм и среда 10 часов.
Совместные действия экологических факторов на среду,
живые организмы.
Приспособленность
экологических факторов.
Место обитания. Условия жизни.
организмов к воздействию
Природные зоны
Распределение видов в биосфере. Эндемы и реликты.
Практическая работа № 37 « Составление схемы действия
экологических факторов на биоценоз леса».
6 (127)
Практическая работа № 38 « Наблюдения над зарастанием
неглубоких водоемов».
7 (128)
Практическая работа № 39 « Исследование смены
растительности в биоценозе леса».
37
38
39 8 (129)
Практическая работа № 40 « Наблюдения за
жизнедеятельностью дождевых червей».
9 (130)
Практическая работа № 41 « Наблюдения за
жизнедеятельностью муравьев».
40
41
Экскурсия в природу «Взаимосвязь организмов и неживой
природы»
8
Итоговое занятие – 4 часа
Игра на учебной экологической тропе.
Подготовка экологического проекта 10 часов
Сбор информации для экологического проекта.
Сбор информации для экологического проекта.
Работа над теоретической частью проекта.
Работа над теоретической частью проекта.
Оформление проекта.
Оформление проекта.
Оформление презентации.
Оформление презентации.
Защита экологического проекта.
Защита экологического проекта
10
(131)
1 4
(132
135)
1 (136)
2 (137)
3 (138)
4 (139)
5 (140)
6 (141)
7 (142)
8 (143)
9 (144)
10
(144)
41
3
8 9. Литература:
1. Воронин А.А. « Изучаем природные ресурсы родного края», изд – во
«Просвещение», Москва, 1974
2. Второв П.П, Дроздов Н.Н., «Биогеография», Москва, изд – во
«Провещение»,1978
3. Горышина Т.К. «Экология растений», изд – во «Высшая школа», Москва,
1979
4. Казанская Н.С., Ланина В.В, «Как сохранить природные леса», изд – во
«Природа»,1974
5. Калецкий А.А. «Калейдоскоп натуралиста», Москва , изд –во «Лесная
6.
промышленность», 1976
.Луканенкова В.К. «Пропаганда охраны природы в краеведении и
туризме», изд – во «Просвещение»,1982
7. Нога Г.С. «Опыты и наблюдения за растениями», Моква. Издво
«Просвещеие», 1974
8. Пономарева И.Н. «Общая биология», изд – во «Вентана – Граф»,Москва,
2010
9. Плавильщиков Н.Н. «Времена года», Москва, «Детская литература», 1976 10.Пономарева И.Н. «Экологический отдел пришкольного опытного
участка», Москва, издво «Просвещение», 1984
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Программа экологического клуба «Исследователи природы» - «Основы экологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.