Программа "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 30.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности по экологии "Экология для малышей" предназначена для дополнительного экологического образования дошкольников .Подготовительная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.Программа "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"
Иконка файла материала Программа курса экология для малышей.docx
Программа курса "Экология для малышей"   Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии/экологии, руководитель экологического клуба «Росинка»  Пояснительная записка   Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии  воспитания.   Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд  элементов:  ­систему экологических знаний (естественно­научных, ценностно­нормативных,  практических),  ­экологическое мышление,  ­культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),  ­культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью  превращения ­экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму  поступка.   Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот  уровень культуры, носителем которого является общество.   Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат  смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.   Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –  духовно, интеллектуально, нравственно.   Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком.   Программа клуба “ Экология для малышей ” разработана для детей 5­9­ти лет.  Цель программы: Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся  рядом (формирование экологической культуры).  Задачи программы: Обучающие:  Учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Обогащать представления об окружающем мире. Развивающие:Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально  относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться. Актуальность программы   Подготовттельная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап  становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной  культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе  и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения,  которыми он пользуется.    Мой опыт работы  в школе показал, что не всегда дети правильно поступают по  отношению к животным, к природе, хотя об этом говориться не мало. Таким образом, идея  создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а  на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга. Я надеюсь, что  данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе,  научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Содержание программы 1 – “Введение в экологию”   Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,  осознанно­правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В  ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия  человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных  жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий  природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 2 –  Братья наши меньшие”   В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за  домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи,  развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу. 3– “Пернатые друзья”Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей  местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много  времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за  поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как  свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с  птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети  устанавливают причинно­следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и  перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они  испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и  проведение открытия “птичьей столовой”.  4  – “Лесные тайны”   Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и  листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел  лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и  впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним  зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых  лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе. 5  – “Загадки животного мира”   Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их  приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке,  зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают  экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской  области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная  выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей  животного мира теплых стран. 6  – “Растения  на окне” Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно  развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми.  Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в  горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся  ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о  влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. 7  – “Секреты неживой природы”Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой  букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с  явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших  капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в  жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо  знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые,  слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди.  Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в  шестом разделе программы. 8  – “Человек – часть живой природы”  В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни  человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся  выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с  землей.  9  – “Охрана природы” В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах  растительного и животного мира. 10  – “Экологические мероприятия”   Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать  окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать  экологическую культуру детей. Проводятся экологические акции. Ожидаемые результаты Воспитанники должны знать:  Основы экологической культуры. Некоторые особенности природы своего края. Основные признаки времен года. Значение природы для человека. Группы растений и животных. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Правила поведения в природе. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. Воспитанники должны уметь:  Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. Выполнять правила личной гигиены.Различать изученные растения, животных. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя клуба. Подкармливать птиц в простейших кормушках. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Проводить поисково­исследовательскую деятельность под руководством руководителя  клуба. Литература Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.­М.:Просвещение, 2002 Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10 Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми” Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для  воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001. Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для  малышей» Подготовительная группа д/с « Солнышко» п. Возрождение Прилажение2Проведение акции «Кормушка» в д/с « Солнышко» п. ВозрождениеПроведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для  малышей» Раздел «Пернатые друзья»

Посмотрите также