Программа внеурочной деятельности по экологии "Экология для малышей" предназначена для дополнительного экологического образования дошкольников .Подготовительная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.Программа "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"
Программа курса "Экология для малышей"
Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии/экологии, руководитель экологического
клуба «Росинка»
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии
воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд
элементов:
систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностнонормативных,
практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью
превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму
поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот
уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат
смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать
эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –
духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком.
Программа клуба “ Экология для малышей ” разработана для детей 59ти лет.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся
рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально
относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Актуальность программы
Подготовттельная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап
становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной
культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе
и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения,
которыми он пользуется.
Мой опыт работы в школе показал, что не всегда дети правильно поступают по
отношению к животным, к природе, хотя об этом говориться не мало. Таким образом, идея
создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а
на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга. Я надеюсь, что
данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе,
научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Содержание программы
1 – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанноправильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В
ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия
человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных
жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий
природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 – Братья наши меньшие”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за
домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи,
развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3– “Пернатые друзья”Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много
времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за
поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с
птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети
устанавливают причинноследственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и
перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они
испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и
проведение открытия “птичьей столовой”.
4 – “Лесные тайны”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и
листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел
лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и
впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним
зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В
декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых
лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях
роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их
приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке,
зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают
экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской
области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная
выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей
животного мира теплых стран.
6 – “Растения на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно
развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми.
Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в
горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся
ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о
влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 – “Секреты неживой природы”Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой
букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с
явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших
капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в
жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо
знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые,
слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди.
Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в
шестом разделе программы.
8 – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни
человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся
выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с
землей.
9 – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах
растительного и животного мира.
10 – “Экологические мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать
окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать
экологическую культуру детей. Проводятся экологические акции.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя клуба.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисковоисследовательскую деятельность под руководством руководителя
клуба.
Литература
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для
воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для
малышей»
Подготовительная группа д/с « Солнышко» п. Возрождение
Прилажение2Проведение акции «Кормушка» в д/с « Солнышко» п. ВозрождениеПроведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для
малышей»
Раздел «Пернатые друзья»