Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Познай-ка!»
Возрастной уровень: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Усольцева Галина Юрьевна,
учитель химии
Село Верх-Ирмень, 2021 год
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай-ка!» относится к естественнонаучной направленности.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Программавыполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себядиагностическое обследование детей по выявлению уровня экологического развитияна начало и конец учебного года.
• объём и срок освоения программы:
Программа реализуется в течение 1 года.
Года обучения |
Периодичность и кратность занятий в неделю[1] |
1 полугодие (кол-во недель) |
2 полугодие (кол-во недель) |
Кол-во учебных недель |
Сроки проведения промежуточной аттестации |
Кол-во часов |
1 год обучения |
2 раза по 1 часу |
17 |
19 |
36 |
декабрь май |
72 |
ИТОГО |
|
|
|
|
|
72 |
• уровень освоения программы – стартовый;
• формаобучения – очная;
• особенностиорганизацииобразовательногопроцесса - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай-ка!» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования. Программа реализуется на базе филиала МБОУ Верх-Ирменской СОШ детского сада «Аленький цветочек». Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет;
• формыорганизацииобразовательногопроцесса - фронтальные, групповые, в малыхгруппах (парах, проектныхгруппах) и индивидуальные.
Цель:Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Предметные (образовательные):
• дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы;
• о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
• о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
• учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
• организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним.
Метапредметные:
• развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Личностные:
• приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных
заместителей, моделей);
• формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
• развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
• развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Предметные (образовательные):
• называть времена года, отмечать их особенности;
• знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;
• знать о значении солнца, воздуха и воды для животных и растений;
• знать основы экологических знаний о живой и неживой природе;
• основы о взаимосвязи животного и растительного мира;
• названия самых распространенных растений, животных, насекомых;
• время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.
• иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
• отличать деревья от кустарников;
• называть явления природы.
Личностные результаты освоения программы:
• бережно относиться к природе;
• выполнять правила личной гигиены;
• вести наблюдения в природе;
• ухаживать за комнатными растениями;
• знатьправила поведения в природе;
• обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
• уметь участвовать в беседе.
Метапредметные результаты освоения программы:
• владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
• владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать);
• ориентироваться во времени.
№ |
Темы программы |
Количество часов |
Формы контроля / аттестации
|
||
|
|
|
|||
1
|
Введение Песочная страна. Свойства песка. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
1.1. |
Глина. Какая она? |
1 |
1 |
|
Беседа |
1.2. |
Опыт с песком и глиной. |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
1.3. |
Знакомство с песочными часами. |
1 |
|
1 |
Наблюдение |
2 |
Ветер. |
|
|
|
|
2.1. |
Ветер, ветер, ты могуч… |
1 |
1 |
|
Эксперимент |
2.2. |
Как образуется ветер? |
1 |
|
1 |
Беседа |
2.3. |
Можно ли играть при сильном ветре? |
1 |
1 |
|
Эксперимент |
3. |
Воздух. |
|
|
|
|
3.1. |
Этот удивительный воздух. |
1 |
1 |
|
Беседа |
3.2. |
Чем пахнет воздух. Как определить чистоту воздуха. |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
3.3. |
Значение воздуха для растений, насекомых. |
1 |
1 |
|
Беседа |
3.4. |
Воздух – невидимка. |
1 |
1 |
|
Беседа |
3.5. |
Опыты: «Теплый и холодный воздух. Его свойства». |
2 |
1 |
1 |
Эксперимент |
3.6. |
Опыты: «Есть ли воздух в воде?» |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
4. |
Вода. |
|
|
|
|
4.1. |
Вода. Ее свойства. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
4.2. |
Пар – это тоже вода. |
1 |
|
1 |
Наблюдение |
4.3. |
Круговорот воды в природе. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
4.4. |
Опыты: «Веселые сестрички – капелька, снежинка, льдинка». |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
4.5. |
Образование облаков. |
1 |
1 |
|
Беседа |
4.6. |
Синий иней лежит на проводах. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
4.7. |
Опыты: «Различия между снегом и инеем». |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
5. |
Магнит. |
|
|
|
|
5.1. |
Магнит. Его свойства. |
1 |
1 |
|
Беседа |
5.2. |
Магнитные свойства Земли. |
1 |
1 |
|
Беседа |
5.3. |
Компас. |
1 |
|
1 |
Наблюдение |
5.4. |
Опыты: «Притягивает – не притягивает». |
2 |
1 |
1 |
Эксперимент |
6. |
Термометр. |
|
|
|
|
6.1. |
Термометр и температура. Виды термометров. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
6.2. |
Опыты: «Что можно измерить термометром». |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
7. |
Звук. |
|
|
|
|
7.1. |
Звук. Его источник и распространение. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
7.2. |
Опыты: «Какие бывают звуки. Способы восприятия звуков человеком и животными». |
1 |
|
1 |
Беседа |
7.3. |
Спичечный телефон. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
7.4. |
Как появилась игра «Сломанный телефон». |
1 |
|
1 |
Беседа |
8. |
Соль. |
|
|
|
|
8.1. |
Волшебница соль. Ее свойства. |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
8.2. |
Способы добычи соли. |
1 |
1 |
|
Эксперимент |
8.3. |
Применение соли. |
|
|
|
Эксперимент |
8.4. |
Опыты: «Для чего нужна соль?» |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
9. |
Электричество. |
|
|
|
|
9.1. |
Электричество. Его виды. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
9.2. |
Проводники и диэлектрики. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
9.3. |
Устройство электрических приборов. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
9.4. |
Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
9.5. |
Опыты безопасного использования электрических приборов. |
2 |
1 |
1 |
Эксперимент |
9.6. |
Что такое молния. Гроза – проявление электричества в природе. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
10. |
Стекло. |
|
|
|
|
10.1 . |
Стекло. Его свойства. |
1 |
1 |
|
Беседа |
10.2 . |
Опыты со стеклянными предметами. |
1 |
|
1 |
Беседа |
10.3 . |
Рассматривание предметов через цветное стекло. |
1 |
1 |
|
Беседа |
11. |
Вес. |
|
|
|
|
11.1 . |
Взвешивание предметов. |
1 |
|
1 |
Беседа |
11.2 . |
Знакомство с напольными весами. |
1 |
1 |
|
Беседа |
11.3 . |
Опыты определения веса разных предметов. |
1 |
|
1 |
Беседа |
12. |
Солнечный свет. |
|
|
|
|
12.1 . |
Солнечный зайчик. |
1 |
|
1 |
Наблюдение |
12.2 . |
Опыты: «Догони солнечного зайчика». |
1 |
|
1 |
Беседа |
12.3 . |
Роль солнца в жизни всего живого. |
1 |
1 |
|
Беседа |
12.4 . |
Солнечные часы. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
13. |
Время. |
|
|
|
|
13.1 . |
Что такое время. Как его измерить. |
1 |
1 |
|
Беседа |
13.2 . |
Части суток. Времена года. |
1 |
1 |
|
Беседа |
13.3 . |
Календарь. |
1 |
1 |
|
Беседа |
13.4 . |
Какие бывают часы. |
1 |
1 |
|
Беседа |
14. |
Почва. |
|
|
|
|
14.1 . |
Почва. Ее влияние на рост растений. |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
14. 2. |
Способы размножения растений. |
2 |
1 |
1 |
Эксперимент |
14. 3. |
Где лучше растут растения. |
1 |
1 |
|
Эксперимент |
14. 4. |
Как растения добывают воду. |
1 |
1 |
|
Эксперимент |
14. 5. |
Опыты: посадка семян, лука. |
2 |
1 |
1 |
Эксперимент |
14. 6. |
Условия для роста растений. |
1 |
|
1 |
Эксперимент |
|
Промежуточная аттестация |
4 |
2 |
2 |
опрос, тестирование анализ практической работы
|
|
Итого: |
72 |
41 |
31 |
|
1.4.2. Содержание учебного плана
Теория:Введение в образовательную программу. Знакомство учащихся с учебным курсом, целями и задачами на учебный год. Вводный инструктаж.
Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды).
Практика:Познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и применением. Может ли растение расти на глинистой почве. Может ли песок двигаться.
Теория:Расширить знания детей о явлениях природы. Как образуется ветер? Как определить силу ветра? Воздействие ветра на окружающую среду. Практика:Способ появления ветра в комнате.
Теория:Дать детям понятие о движении воздуха. На примере опыта показать, как можно обнаружить его движение. Дать представления об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. Практика:Значение воздуха для растений и насекомых. Свойства теплого и холодного воздуха.
Теория:Закрепить знания о свойствах воды. Подвести детей к пониманию того, что вода может бытьтрех состояниях (твердое, жидкое, газообразное). Значение воды в жизни растений и животных. Круговорот воды в природе. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха. Влияние температурных изменений на свойство воды.
Теория:Магнитные свойства Земли. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в водена воздухе.
Практика:Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
Теория:Познакомить с понятием «температура». Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре, сравнение разных видов термометров. Концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Теория:Источники звука и распространения. Способы восприятия звуков человеком и животными. Распространение звуковых волн. Возникновения эхо. Практика:Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии («Спичечный телефон»).
Практика:Формирование представления детей о соли, ее свойствах. Способы и места добычи соли. На примере опыта показать действие соли (для чего посыпают снег солью). Познакомить детей с понятием «засоленная почва». Полезна ли соль растениям, которую человек использует впищу (растения и человек используют разные виды соли). На примере опыта получить искусственный соленый иней.
Теория:Виды электричества. Проводники и диэлектрики. Устройство электрических приборов. Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. Гроза – проявление электричества в природе. Правила поведения во время грозы. Помочь детям понять природные явления –
гром и молния.
Теория:Свойства стекла. Цветное стекло. Познакомить детей со способом получения стекла. Правила работы со стеклом. Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Теория:Определение веса разных предметов. Способы взвешивания предметов. Знакомство с напольными весами.
Теория:Помочь детям понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Познакомить детей с понятием «Световая энергия»; показать степень ее поглощения, разными способами.
Теория:Что такое время. Как его измерить. Части суток. Формировать понятие о смене времени года. Уточнить представления об особенностях каждого времени года. Календарь. Какие бывают часы. Для измерения времени.
Практика:Обработка почвы перед посевными работами. Создание необходимых условий для роста растений. Влияние почвы на рост растений. Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способы размножения растений. Где лучше растут растения (глиняный горшок хуже пластмассового: в нем почва быстро засаливается, корни в основном располагаются около стенок горшка). Как растение добывает воду?
Календарный учебный график входит в структуру программы, составляется ежегодно в форме рабочей программы и является обязательным приложением (Приложение 2).
Количество учебных недель – 36.
Начало занятий групп обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
2.1.1. Материально-техническое обеспечение Раздел «Маленький ученый»:
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов; - Журнал для фиксирования результатов.
Раздел «Уголок природы»:
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра пластиковые, различных цветов, бутылки); - Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…); - Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
Раздел «Огород на подоконнике»:
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур); - Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
Раздел«Умелые ручки»:
- оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…). Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008.
– 255 с.
2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
3.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192
1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.:
1996.
2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
5. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
7. Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
9. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
10.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
12.Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
13.Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
14.Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
15. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
16. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
17.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
18.Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
19.Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009. 20.В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич«Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
21.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А
Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
Программа реализуется Усольцевой Галиной Юрьевной, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Образование: высшее педагогическое, Новосибирский государственный педагогический университет, 1995 г., специальность «биология и химия»
Курсы: «Формирование естественнонаучной грамотности у учащихся», 36 часов, октябрь 2020 г.
2.3. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация учащихся является обязательным элементом образовательного процесса в объединении. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей
• Учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе освоения образовательной программы (мониторинг уровня обученности приложение №2, 3);
• Личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении (приложение 3).
• Метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД (приложение 3).
Мониторинг предметных результатов проводится в конце учебного года и позволяет выявить уровень формирования предметных УУД в результате освоения образовательной программы. Мониторинг результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых параметров:
• теоретическую подготовку,
• практическую подготовку
Контроль:
• Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии (наблюдение, анализ практических упражнений, опросы, викторины, конкурсы).
• Промежуточный контроль – в конце 1 полугодия проводится опрос, по результатам которого педагог проводит анализ уровня обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики – выполнение заданий, ответы на занятиях, участие в экспериментальной деятельности.
По окончанию обучения – анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося, итоговый уровень сформированности у них универсальных учебных действий.
По окончании программы проводится оценка уровня освоения программы в целом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Цель: определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных
(проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части
(хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второйкарте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки,
пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех
фигурок выбрать животных и разместить их накарте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку
еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким пр картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых
и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по
• видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, • птицам и насекомым.
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении
• представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают
• слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, пт насекомым. Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного
• мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном
• неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и • насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира
(проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзаминсултанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных
растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и • развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: • деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется
• аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития
• комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы
• недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать св
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому.
не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться инди
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После то
объектынеживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природ
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди использую природы. Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природ
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппам
Цель. Определить уровень знания времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почем будетизображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего люби
последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательност
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе. Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной пос
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает нез
• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной п
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
(проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?
- Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте:
- "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли - Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и расте
• Без труда выражает свое отношение к проблеме. Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголк
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, пт
• Может выразить свое отношение к проблеме. Низкий уровень (5 - 7 баллов) • Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателя
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и ра
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы
Учебный год |
с 1.09. 2018 по 31.05.2019. |
36 недель |
||
Количество учебных дней |
72 дня |
|
|
|
Продолжительность летних каникул |
01.06.2019 - 31.08.2019 |
|||
№ |
Месяц |
Чис |
|
Кол- |
Тема занятия |
Форма |
п/ |
|
ло |
Форма |
во |
|
контроля |
п
|
|
|
занятия
|
часов
|
|
|
1 |
Сентябрь |
3 |
Беседа, |
1 |
Песочная страна. Свойства |
Опрос |
|
|
|
наблюде ние |
|
песка.
|
|
2 |
Сентябрь |
8 |
Наблюд |
1 |
Песочная страна. Свойства |
Опрос |
|
|
|
ение |
|
песка. |
|
3
|
Сентябрь
|
10
|
Беседа, наблюде ние |
1
|
Глина. Какая она?
|
Опрос
|
4
|
Сентябрь
|
15
|
Экспери ментиро вание |
1
|
Опыт с песком и глиной.
|
Опрос
|
5
|
Сентябрь
|
17
|
Беседа
|
1
|
Знакомство с песочными часами.
|
Опрос
|
6
|
Сентябрь
|
22
|
Беседа, экспери ментиро вание |
1
|
Ветер, ветер, ты могуч…
|
Опрос
|
7 |
Сентябрь |
24 |
Беседа |
1 |
Как образуется ветер? |
Опрос |
8
|
Сентябрь
|
29
|
Беседа
|
1
|
Можно ли играть при сильном ветре? |
Опрос
|
9 |
Октябрь
|
1 |
Беседа
|
1 |
Этот удивительный воздух.
|
Опрос |
10
|
Октябрь
|
6
|
Беседа
|
1
|
Чем пахнет воздух. Как определить чистоту воздуха. |
Опрос
|
11
|
Октябрь
|
8
|
Беседа
|
1
|
Чем пахнет воздух. Как определить чистоту воздуха. |
Опрос
|
12
|
Октябрь
|
13
|
Беседа
|
1
|
Значение воздуха для растений, насекомых. |
Опрос
|
13 |
Октябрь
|
15 |
Беседа
|
1 |
Воздух – невидимка. |
Опрос
|
14 |
Октябрь |
20 |
Беседа, |
1 |
Опыты: «Теплый и |
Опрос |
|
|
|
экспери |
|
холодный воздух. Его |
|
|
|
|
ментиро вание |
|
свойства».
|
|
15 |
Октябрь |
22 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Теплый и |
Опрос |
|
|
|
ментиро |
|
холодный воздух. Его |
|
|
|
|
вание |
|
свойства». |
|
16 |
Октябрь |
27 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Есть ли воздух в |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
воде?»
|
|
17
|
Октябрь
|
29
|
Беседа
|
1
|
Вода. Ее свойства.
|
Опрос
|
18
|
Ноябрь
|
3
|
Экспери ментиро вание |
1
|
Пар – это тоже вода.
|
Опрос
|
19
|
Ноябрь
|
5
|
Беседа
|
1
|
Круговорот воды в природе. |
Опрос
|
20 |
Ноябрь |
10 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Веселые |
Опрос |
|
|
|
ментиро |
|
сестрички – капелька, |
|
|
|
|
вание |
|
снежинка, льдинка». |
|
21
|
Ноябрь
|
12
|
Беседа
|
1
|
Образование облаков.
|
Опрос
|
22 |
Ноябрь |
17 |
Беседа, |
1 |
Синий иней лежит на |
Опрос |
|
|
|
наблюде ние |
|
проводах.
|
|
23 |
Ноябрь |
19 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Различия между |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
снегом и инеем».
|
|
24 |
Ноябрь |
24 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Различия между |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
снегом и инеем».
|
|
25 |
Ноябрь
|
26 |
Беседа
|
1 |
Магнит. Его свойства.
|
Опрос
|
26 |
Декабрь |
1 |
Беседа |
1 |
Магнитные свойства |
Опрос |
|
|
|
|
|
Земли. |
|
27 |
Декабрь |
3 |
Беседа |
1 |
Компас. |
Опрос |
28 |
Декабрь |
8 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Притягивает – не |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
притягивает».
|
|
29 |
Декабрь |
10 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Притягивает – не |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
притягивает».
|
|
30
|
Декабрь
|
15
|
Беседа
|
1
|
Термометр и температура. Виды термометров. |
Опрос
|
31
|
Декабрь
|
17
|
Беседа
|
1
|
Термометр и температура. Виды термометров. |
Опрос
|
32 |
Декабрь |
22 |
Наблюд |
1 |
Опыты: «Что можно |
Опрос |
|
|
|
ение |
|
измерить термометром». |
|
33
|
Декабрь
|
24
|
Беседа
|
1
|
Звук. Его источник и распространение. |
Опрос
|
34 |
Декабрь |
29 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Какие бывают |
Опрос |
|
|
|
ментиро |
|
звуки. Способы восприятия |
|
|
|
|
вание
|
|
звуков человеком и животными». |
|
35
|
Январь
|
9
|
Наблюд ение |
1
|
Спичечный телефон.
|
Опрос
|
36
|
Январь
|
14
|
Игра
|
1
|
Как появилась игра «Сломанный телефон». |
Опрос
|
37
|
Январь
|
16
|
Беседа
|
1
|
Волшебница соль. Ее свойства. |
Опрос |
38 |
Январь |
21 |
Беседа |
1 |
Способы добычи соли. |
Опрос |
39
|
Январь
|
23
|
Экспери ментиро вание |
1
|
Применение соли.
|
Опрос
|
40 |
Январь |
28 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Для чего нужна |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
соль?»
|
|
41
|
Январь
|
30
|
Экспери ментиро вание |
1
|
Электричество. Его виды.
|
Опрос
|
42
|
Февраль
|
4
|
Беседа, наблюде ние |
1
|
Проводники и диэлектрики.
|
Опрос
|
43 |
Февраль
|
6 |
Наблюд
|
1 |
Устройство электрических
|
Опрос
|
|
|
|
ение, |
|
приборов. |
|
|
|
|
беседа |
|
|
|
44
|
Февраль
|
11
|
Беседа
|
1
|
Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. |
Опрос
|
45 |
Февраль |
13 |
Беседа, |
1 |
Правила безопасности при |
Опрос |
|
|
|
наблюде |
|
взаимодействии с |
|
|
|
|
ние |
|
электричеством. |
|
46
|
Февраль
|
18
|
Беседа
|
1
|
Опыты безопасного использования электрических приборов. |
Опрос
|
47
|
Февраль
|
20
|
Игра
|
|
Опыты безопасного использования электрических приборов. |
Опрос
|
48
|
Февраль
|
25
|
Беседа
|
1
|
Что такое молния. Гроза – проявление электричества в природе. |
Опрос
|
49
|
Февраль
|
27
|
Беседа
|
1
|
Стекло. Его свойства.
|
Опрос
|
50
|
Март
|
4
|
Наблюд ение |
1
|
Стекло. Его свойства. |
Опрос
|
51 |
Март |
6 |
Экспери |
1 |
Опыты со стеклянными |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
предметами.
|
|
52
|
Март
|
11
|
Беседа
|
1
|
Рассматривание предметов через цветное стекло. |
Опрос
|
53 |
Март |
13 |
Наблюд |
1 |
Рассматривание предметов |
Опрос |
|
|
|
ение |
|
через цветное стекло. |
|
54 |
Март
|
18 |
Беседа
|
1 |
Взвешивание предметов.
|
Опрос
|
55 |
Март |
20 |
Наблюд |
1 |
Знакомство с напольными |
Опрос |
|
|
|
ение |
|
весами. |
|
56 |
Март |
25 |
Экспери |
1 |
Опыты определения веса |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
разных предметов.
|
|
57 |
Март
|
27 |
Беседа
|
1 |
Солнечный зайчик.
|
Опрос
|
58 |
Апрель |
1 |
Экспери |
1 |
Опыты: «Догони |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание, игра |
|
солнечного зайчика».
|
|
59
|
Апрель
|
3
|
Беседа
|
1
|
Роль солнца в жизни всего живого. |
Опрос
|
60
|
Апрель
|
8
|
Наблюд ение |
1
|
Солнечные часы. |
Опрос
|
61
|
Апрель
|
10
|
Беседа
|
1
|
Что такое время. Как его измерить. |
Опрос
|
62 |
Апрель
|
15 |
Беседа
|
1 |
Части суток. Времена года.
|
Опрос
|
63 |
Апрель
|
17 |
Беседа
|
1 |
Календарь.
|
Опрос
|
64
|
Апрель
|
22
|
Наблюд ение |
1
|
Какие бывают часы.
|
Опрос
|
65
|
Апрель
|
24
|
Беседа
|
1
|
Почва. Ее влияние на рост
|
|
|
|
|
|
|
растений. |
Опрос |
66 |
Апрель |
29 |
Наблюд |
1 |
Способы размножения |
Опрос |
|
|
|
ение |
|
растений. |
|
67 |
Май |
6 |
Экспери |
1 |
Способы размножения |
|
|
|
|
ментиро |
|
растений. |
|
|
|
|
вание |
|
|
Опрос |
68 |
Май |
13 |
Беседа, |
1 |
Где лучше растут растения. |
|
|
|
|
наблюде ние |
|
|
Опрос
|
69 |
Май |
15 |
Беседа, |
1 |
Как растения добывают |
|
|
|
|
наблюде ние |
|
воду.
|
Опрос
|
70 |
Май |
20 |
Экспери |
1 |
Опыты: посадка семян, |
|
|
|
|
ментиро вание |
|
лука.
|
Опрос
|
71 |
Май |
22 |
Экспери |
1 |
Опыты: посадка семян, |
Опрос |
|
|
|
ментиро вание |
|
лука.
|
|
72 |
Май |
27 |
Беседа, |
1 |
Условия для роста |
Опрос |
|
|
|
наблюде ние |
|
растений.
|
|
[1] СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.