Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
08.04.2018
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д. В. Григорьва (М.: Просвещение, 2010) и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: Просвещение, 2010).
К программе прилагаются методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся: портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии ее оценивания (программа «Внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы, авт. Л. А. Обухова, Н. С. Махина, ВОИПКиПРО).
В программе реализуются следующие направления воспитательной деятельности:
-духовно- нравственное,
-научно-познавательное,
-гражданско-патриотическое.
Эколого-краеведческая программа «Край родной» направлена на изучение природы, истории Рамонского края. Программа рассчитана на четыре года изучения в начальных классах. Включает в себя следующие разделы:
1. «Мой дом родной».
2. «Природа Рамонского края».
3. «Творческий край».
4. «История родного края».
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы изучаемого региона в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю.
Цель программы: способствовать формированию человека с новым экологическим мышлением, воспитанию патриотических чувств, любви к природе родного края, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области.
Задачи:
-расширение и углубление знаний учащихся о своей малой родине, ее истории, природе;
-приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;
-отработка первичных хронологических знаний и навыков работы с историческими картами;
-знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
-дать учащимся представление о ценности объектов жизненного пространства для них и других жителей;
-воспитание любви к родному краю, патриотизма;
-совершенствование духовных и физических потребностей;
-содействие гармоничному развитию личности ребенка.
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с сельским Домом культуры, школьным залом Боевой славы, библиотеками села Ступино и п. Рамонь.
Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, выставки, концерты, ярмарки, представления, исследовательские проекты, фотовыставки и др.
Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, эколого-краеведческая, социальная, досуговая.
Край родной.doc
МКОУ Ступинская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Программа эколого краеведческого
образования младших школьников
«Край родной»
Разработана
учителем начальных классов
МКОУ Ступинской СОШ
Буряк
Светланой Владимировной Пояснительная записка к программе «Край родной»
В начальной школе закладываются основы взаимоотношений человека с
природой и социальной средой. Именно на первой ступени обучения ребенок
начинает активно познавать родной край, его природу и людей, живущих в нем.
Происходит становление эмоциональнонравственного отношения к окружающей
среде. Одним из источников обогащения учащихся такими знаниями является
экологокраеведческое образование. Оно включает в себя взаимосвязь
природоведческих, экологических и краеведческих знаний.
Рамонский район находится на севере Воронежской области. Это край с
богатым историческим наследием, самобытными культурными традициями,
уникальной природой. И сохранить этот дар наша задача.
Нормативноправовую основу программы «Край родной» для начальной
школы составляют:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»,
Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ,
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
20112015 годы»,
СанПинН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО,
методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д. В.
Григорьва (М.: Просвещение, 2010) и Примерных программ внеурочной
деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского
(М.: Просвещение, 2010).
К программе прилагаются методики оценки творческой и исполнительской
активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений
учащихся: портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии
ее оценивания (программа «Внеурочной деятельности по курсу «Краеведение»
для начальной школы, авт. Л. А. Обухова, Н. С. Махина, ВОИПКиПРО).
В программе реализуются следующие направления воспитательной
деятельности:
духовно нравственное,
научнопознавательное,
гражданскопатриотическое.
Экологокраеведческая программа «Край родной» направлена на изучение
природы, истории Рамонского края. Программа рассчитана на четыре года
изучения в начальных классах. Включает в себя следующие разделы:
1. «Мой дом родной».
2. «Природа Рамонского края». 3. «Творческий край».
4. «История родного края».
Содержание программы отражает комплексносистемный подход к родному
краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих
ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные,
исторические, социальные и культурные факторы изучаемого региона в их
равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования
мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и
социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю.
Цель программы: способствовать формированию человека с новым
экологическим мышлением, воспитанию патриотических чувств, любви к природе
родного края, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и
культурным ценностям Воронежской области.
Задачи:
расширение и углубление знаний учащихся о своей малой родине, ее истории,
природе;
приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране
растений и животных своего края;
отработка первичных хронологических знаний и навыков работы с историческими
картами;
знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной
символикой;
дать учащимся представление о ценности объектов жизненного пространства для
них и других жителей;
воспитание любви к родному краю, патриотизма;
совершенствование духовных и физических потребностей;
содействие гармоничному развитию личности ребенка.
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном
сотрудничестве с семьями учащихся, с сельским Домом культуры, школьным
залом Боевой славы, библиотеками села Ступино и п. Рамонь.
Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы:
рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры,
выставки, концерты, ярмарки, представления, исследовательские проекты,
фотовыставки и др.
Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной
деятельности: игровая, познавательная, спортивнооздоровительная, эколого
краеведческая, социальная, досуговая.
Планируемые результаты внеурочной деятельности по уровням
Результаты 1 уровня (приобретение учащимися социальных знаний) 1 класс. Программа 1 класса направлена на формирование социальных представлений
младшего школьника. Внимание направлено на семью. Дети учатся понимать
ценности семьи, важность семейных традиций. Дети знакомятся с окружающим их
социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцам исторических
событий. Приобретают знания о нормах отношения к природе, о памятниках
истории и культуры, о видах поисковых исследований.
Результаты 2 уровня (получение опыта переживания и отношения к основным
ценностям общества) 2, 3 класс.
Активизируются межличностные отношения учащихся друг с другом. Благодаря
этому формируются отношения к основным ценностям нашего общества. Изучают
достопримечательности родного края, расширяют представление о себе как о
жителе села.
Результаты 3 уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного
социального действия)4 класс.
К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и
приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт
исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления,
участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную
деятельность. Происходит развитие ценностных отношений к малой родине,
истории и культуре, ее народам, героическим страницам прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность
появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания
и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в
дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде);
формирования у детей социокультурной, этнической, культурной, гендерной
и др.) идентичности.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается
формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,
метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и
социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как
гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие
этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
культурой города (села) и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут
сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные,
коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки
соответствия результатов данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других субъектов;
различать способ и результат действия;
обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том
числе с помощью ИКТ
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать
причинноследственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей
диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов задавать вопросы, необходимые
для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач. «Мой дом родной»
( первый год обучения)
Пояснительная записка
Программа первого года обучения предполагает формирование понятия о
малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, краю, в котором
живешь. С любви и почитания своих родителей, дома, родного села начинается
любовь к природе.
Дети знакомятся с ближайшим природным окружением: лесом, рекой, полем.
Идет формирование элементарной экологической культуры, бережного и
заботливого отношения к растениям и животным.
В результате изучения материала у детей формируются новые социальные
роли: первоклассник, ученик, член классного и школьного коллективов.
Выявляется место родного села в системе ценностных ориентации младших
школьников. Представление детей о малой родине наполняется гуманитарно
экологическим и культурологическим содержанием.
Собственный дом
воспринимается как пространство, которое нуждается в заботе и любви. Родное
село предстает перед школьниками как часть культуры, истории, традиций и
характеров людей, которые создали его и живут в нем, как часть их самих.
Содержание раздела знакомит с понятиями семья, род, имя, фамилия, обязанности
в семье, родственные отношения, углубляет знания о культуре поведения,
взаимоотношений детей и взрослых; показывает разнообразие профессий. При
подготовке к урокам детям предлагается небольшая исследовательская работа:
выяснить, какие традиции существуют в семье, какие праздники отмечаются; кто и
кем были предки. Важным аспектом этого раздела является формирование
уважения к старшим членам семьи.
Программа 1ого класса рассчитана на 32 часа (1 час в неделю). В ней учитель
найдет не только основное содержание каждой темы, но и возможные
практические работы и экскурсии. Количество и последовательность часов на
каждую тему может планировать сам педагог. Данная программа может изучаться
в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Технология», «ИЗО», в виде классных часов, занятий кружка.
Учебнотематический план
№ урока
1
2
3
4
5
6
Тема
Введение
Моя школа
ТРУДОВАЯ жизнь в школе
Что окружает ШКОЛУ
Природа и ИСКУССТВО
«С любовью к природе»
Количество
часов
1
1
1
1
1
1 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
2627
28
29
3031
32
Природа наш общий дом
Родной дом
Моя семья
Я и мое имя
ОТКУДА ПОШЛА ФАМИЛИЯ
Моя родословная
Традиции моей семьи
Выставка семейных поделок
Новый гол семейный праздник
Мой край, мое село
Заочное путешествие по Рамони и селам
Рамонского района
Моя улица
Они прославили мой край
Традиционные ремесла моего края
Народные праздники и обряды
Зимние забавы наших предков
Проводы РУССКОЙ зимы
ЭКСКУРСИЯ по Рамони
Заочное путешествие по Черноземью
Экскурсия по достопримечательностям сел
Пчельники, Нелжа, Ступино
ЭКСКУРСИЯ на предприятия района
ЭКСКУРСИЯ в музей
Практическая работа
Обобщающий урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1 Содержание разделов и тем
«Мой дом родной»
Рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
1. Введение. Что изучает экология? Что изучает краеведение?
2.Моя школа. История школы. Знакомство детей с внутренним строением
школы (количество кабинетов, их назначение, спортивный зал, библиотека,
кабинет информатики, мастерская и др.)
3. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами
поведения.
4. Что окружает школу. Экскурсия в лес «По тропинке в лес
пойдем»: Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (Спортивная
площадка, хоккейная коробка).
Экскурсия в лес, находящийся в непосредственной близости от школы (посещение
школьного питомника сосны). Сбор природного материала.
5. Природа и искусство. Рисование по впечатлениям от экскурсии,
изготовление поделок из природного материала.
6. «С любовью к природе». Беседа об отношении школьников к природе.
Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей.
7.Природанаш общий дом. Праздник друзей природы. Стихи, песни, загадки
о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
8.Родной дом. Понятие «дом». Обычаи, связанные со строительством дома и
новосельем. Части дома. Материалы, необходимые для строительства дома.
Строительная техника, строительные профессии.
Практическая работа:
вылепить свой дом из пластилина.
9. Моя семья. Члены семьи. Знакомство с терминами родства. Пословицы и
поговорки о семье. Семейные праздники. Профессии в семье. Практическая
работа: составление книжкималышки «Профессии моих предков».
10.Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое отчество? Выбор имени
Практическая работа: Работа с «Толковым словарем
ребенку. Именины.
русского языка» Ожегова.
11 .Откуда пошла моя фамилия. Путешествие в далекое прошлое.
«Как возникали на Руси первые фамилии?» Как связаны фамилия и место
жительства, место работы, род занятий? Практическая работая: игра «Сложи
фамилию».
12.Моя родословная. Что такое родословная человека. «Древо жизни». Род.
Связь поколений и времен в истории родного края. Практическая работа:
составление рассказа о своих предках, их роде деятельности. Составление
родословного древа.
13. Традиции моей семьи. Знакомство с традициями, обычаями семьи.
Семейные праздники. Практическая работа: Составление рассказа о домашних
праздниках. Использование семейного фотоархива.
14.Выставка семейных поделок. Организация выставки поделок с приглашением (если возможно) авторов.
15.Новый год семейный праздник. Как встречают Новый год в твоей семье.
Истории возникновения праздника в России. «Как отмечают Новый год в других
странах» заочное путешествие с Совуньей.
Практическая работа: «Мастерская Деда Мороза» подготовка к Новому
году.
16.Мой край, мое село. Знакомство с селом, как со средой обитания. История
возникновения сел Нелжа, Пчельники, Ступино, п.г.т. Рамонь. Первые упоминания
о селах в «Дозорной книге» 1615года.
17. Заочное путешествие по Рамони и селам Рамонского района.
Мультимедийная презентация.
18.Моя улица. Название улиц по месту жительства детей. Название улиц,
прилегающих к школе. История названий. Улицы районного центра.
Практическая работа: дети рисуют свой путь от дома к школе.
19. Они прославили мой край. Знакомство с именами знаменитых земляков.
20.Традиционные ремесла моего края. Экскурсия в школьный музей
«Крестьянского быта». Знакомство с ремеслами предков. Рассказ о карачунских
мастерах.
21. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, какие
Что дошло до наших дней из далекого прошлого.
существовали обряды.
Практическая работа: разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
22.Зимние забавы наших предков. Просмотр видеозаписей, чтение стихов.
23.Проводы русской зимы. Традиция проведения проводов русской зимы в
Рамонском крае.
24.Экскурсия по Рамони. Ознакомительная экскурсия. Архитектура района.
25.Заочное путешествие по Черноземью.
26.27. Экскурсия по достопримечательностям сел Пчельники, Нелжа,
Ступино. Никольский храм в Нелже, место бывшей церкви в с.Ступино.
28.Экскурсия на предприятия района. Почта, телеграф, керамическая
фабрика.
29. Экскурсия в музей. Экскурсия в краеведческий музей г. Воронежа.
3031. Практическая работа. Огораживание муравейников.
32. Обобщающий урок. Природа Рамонского края
(второй год обучения 1 час в неделю)
Пояснительная записка.
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Рамонского
края». Рамонь жемчужина Воронежской области. Одной из главных ее
достопримечательностей является природа. Программа раскрывает перед
учащимися мир неповторимой природы родных мест, содействует умственному
развитию учащихся, знакомит их с окружающим миром, учит ориентироваться в
нем и беречь его. Продолжается формирование экологической культуры
учащихся. Обучаясь по этой программе, дети занимаются практической
деятельностью: собирают и обрабатывают природные материалы, изготавливают
поделки, оформляют выставки, участвуют в экскурсиях и походах по родному
краю.
Школьники часто посещают Графский заповедник,
Воронежский
государственный заповедник, музей Веневитиновых, ведут наблюдения за
изменениями в состоянии гидрологического памятника природы Шерешков пруд.
Изучают флору и фауну родных мест, помогают Рамонскому лесничеству.
Ребята участвуют в акциях «Накормите птиц зимой», «Лес для здоровья человека
человек для здоровья леса!». Путешествуя по экологическим тропам, дети учатся
вести наблюдения за растительным и животным миром, собирают лекарственные
травы, составляют гербарий.
Дети подводятся к пониманию некоторых связей и зависимости в развитии
сезонных изменений.
Программа 2го класса
Учебнотематический план
Тема
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Времена года Встреча осени. ЭКСКУРСИЯ.
Краткая историкогеографическая характеристика Рамонского
района.
Природные ресурсы нашей земли.
Климат нашего края.
Водоемы Рамонского края.
Водоемы, созданные руками человека.
Экскурсия на Воронежское водохранилище.
Почвы района их использование и охрана.
910 Заповедные места нашего края.
1113 Растительность нашего края.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3 14 Лес наше богатство.
1516 Разработка проекта «Оставим елочку в лесу».
17 Урок экскурсия «В гости к зиме».
18 Акция «Накормите птиц зимой».
1920 Птицы зимой.
2122 Животный мир родного края.
Возьми под защиту.
23
Экскурсия в Воронежский зоосад.
24
Времена года. Встреча весны.
25
26
Экологическое ассорти «В защиту родной природы».
27 Экскурсия в музей Воронежского государственного
биосферного заповедника.
Великий учитель природа.
28
29 Поможем природе.
30 Путешествие по экологической тропе.
3132 Акция «Чистый берег».
33 Экскурсия в природу.
34 Экскурсия по родному краю.
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Содержание разделов и тем.
1.Времена года. Встреча осени. Экскурсия. Осенние изменения в природе.
Практическая работа: сочинения, рисунки, отчеты.
2.Краткая историкогеографическая характеристика Рамонского района.
История образования района, как административной единицы. Физико
географическое положение; границы, площадь Выделение соседей. Практическая
работа: схематическое изображение территории Рамонского района. Игра
«Знаешь ли ты карту» (отметить села: Нелжа, Пчельники. Ступино,
п.г.т.Рамонь)
3.Природные ресурсы нашей земли. Знакомство с полезными ископаемыми
края. Геологические породы морских отложений, известняки, глины, пески,
песчаники. Кривоборьевское предприятие нерудных материалов, карачунские
гончарные глины.
Практическая работа: работа с коллекцией полезных
ископаемых.
4.Климат нашего края. Что такое климат? Кто такие метеорологи?
Климатические сезоны года. Наблюдения за погодой. Практическая работа:
работа с календарем природы.
5.Водоемы Рамонского края. Легендарная русская река Донбатюшка.
Бассейн реки Дон: р. Воронеж, р. Усманка, Ивницы, Верейка, Трещевка. Деление
района на Междуречье, Заречье, Задонье. Заболоченные территории р. Ивницы.
Ступинское болото (Шерешков пруд памятник природы). Озера старицы:
Студеное, Напольное, Россошки. Животный и растительный мир водоемов. 6.Водоемы, созданные руками человека.
Шерешков пруд.
Воронежское водохранилище. Обитатели. Практическая работа: описание рек
района.
7.Экскурсия на Воронежское водохранилище.
8.Почвы района, их использование и охрана. Знакомство с почвенной картой
Воронежской области. Пески, глины, покрытые черноземом. Царь почв чернозем:
разновидность черноземов, использование в хозяйстве.
910.Заповедные места нашего края. Знакомство с памятниками природы
Рамонского района. Усманский бор. Шерешков пруд. Обитатели: бобры, выдры,
косули, олени и другие. Красная книга. Практическая работа: создание страниц
книжки раскладушки.
1113.Растительность нашего края. Разнообразие растительности. Усманский
бор. Хвойные леса. Лиственные деревья. Охраняемые на территории области
растения. Царство цветов (подснежник, подорожник, репейник, ландыш,
кувшинки, ромашка, колокольчик). Культурные растения. Лекарственные
растения: сроки и правила их сбора, места распространения.
Викторина «Походная аптека».
Практическая работа: сбор гербария
лекарственных трав, выпуск стенгазеты «Роль лекарственных растений в
жизни животных и человека».
14.Лес наше богатство. Усманский бор уникальный лесной массив
Центрального Черноземья. Беседа с показом фотографий. О пользе сосны.
Практическая работа: конкурс рисунков.
1516.Разработка проекта «Оставим елочку в лесу». Требуется
дополнительная подготовка по данному уроку.
17.Урок— экскурсия «В гости к зиме». Наблюдаем за зимними изменениями
в природе.
Практическая работа: сочинения, рисунки, фотовыставка.
18.Акция «Накормите птиц зимой». Изготовление и развешивание кормушек
для птиц.
1920.Птицы зимой. Какие птицы зимуют в наших краях. Беседа об условиях
зимовки птиц, зимней подкормке птиц, о кормах. Стихи о помощи
птицам.
Практическая работа: создание мультимедийной презентации.
2122. Животный мир родного края. Знакомство с разнообразием животного
Практическая
мира. Конкурс знатоков животных. Экологические загадки.
работа: Игра «Посели животное».
23.Возьми под защиту. Животные ближайшего природного
окружения нуждающиеся в особо бережном отношении со стороны человека. Что
угрожает этим видам? Как дети могут способствовать их выживанию.
Практическая работа: создание проекта «Мини Красная книга Рамонского
района».
24.Экскурсия в Воронежский зоосад. Организация поездки. Практическая
работа: сочинения, рисунки, отчеты. 25.Времена года. Встреча весны. Просмотр видео фильма.
Наблюдения за весенними изменениями в природе. Практическая работа:
конкурс рисунков. Проведение фотовыставки «Весенние мотивы».
26.Экологическое ассорти «В защиту родной природы». Конкурсно
познавательная программа. Требуется дополнительная подготовка к данному
мероприятию. Сценарий по усмотрению учителя.
27.Экскурсия в музей Воронежского государственного заповедника.
28.Великий учитель природа. Беседа о бионике, народных приметах,
растениях и животных синоптиках и индикаторах.
29.Поможем природе. Беседа о способах оказания помощи природе,
доступных
младшим школьникам. Практическая работа: посадка деревьев, разбивка
клумбы на пришкольной территории.
30.Путешествие по экологической тропе. Игры, шарады, ребусы, филворды.
31 32.Акция «Чистый берег». Трудовой десант по очистке то мусора берега
р.Воронеж.
33.Экскурсии в природу. Туристские навыки. Туристское снаряжение.
Организация туристского быта. Подготовка к походу. Нитка маршрута. Личная
гигиена туриста. Походная аптечка.
Оказание первой медицинской помощи: при отравлении;
при тепловом или солнечном ударе;
при ушибе, вывихе и т.д.
34.Экскурсия по родному краю. На усмотрение учителя.
Творческий край
(третий год обучения)
Пояснительная записка.
Основное направление программы литературное. Дети знакомятся с
творчеством выдающихся людей нашего края поэтов, писателей, художников; с
лучшими речевыми образцами самобытного народного наречия, характерного
жителям Рамонского района.
Главная ее цель расширение кругозора учащихся, знакомство с историко
культурным, духовным наследием. Воспитание нравственных качеств личности:
чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих
земляков.
Практическая часть программы отводится на экскурсии, выпуск стенных
газет, инсценирование сказок, заучивание стихотворений.
На изучение данного курса рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в
виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Технология», «ИЗО», кружковых занятий.
Количество часов на каждую тему может планировать сам педагог.
Учебнотематический план. № урока
Тема
Колво
часов
1
24
56
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
2223
24
25
2627
28
29
30
31
32
3334
Фольклор духовное богатство народа.
Легенды Старой Рамони.
Народные таланты нашего края
Русские народные сказители Воронежского края
Русские народные сказители А. К. Барышникова
ЭКСКУРСИЯ в краеведческий музей школы с. Большая
Верейка
Мои любимые сказки
Песенное творчество Рамонского края
О чем расскажет игрушка.
Народный костюм
М.Е. Пятницкий собиратель РУССКОЙ песни
Воронежский государственный русский народный хор.
М.Мордасова.
Воронежский край край Кольцова и Никитина.
Экскурсия в дом музей А В Кольцова Памятник
Творчество С.Я.Маршака.
Знакомство с жизнью и творчеством местной поэтессы
Л.Н.Лопатиной.
Знакомство с жизнью и творчеством местного писателя
Дмитрия Долгополова
Юные таланты.
Памятники истории и культуры на территории
Рамонского
Краеведы нашего края.
Театр юного зрителя.
Театрализованное представление.
Пробы пера.
Районная газета «Голос Рамони».
Экскурсия в редакцию газеты.
Художники нашего края.
Наш земляк С.И. Мосин.
Обобщающий урок.
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
2 Содержание разделов и тем
1.Фольклор духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и
виды русского народного творчества. Фольклор Воронежской области.
24. Легенды старой Рамони. Исторические события, связанные с местным
краем. Герои этих событий в памяти народа. Отражение особенностей жизни и
быта местного населения в устном народном творчестве. Практическая работа:
знакомство с местами, воспетыми в народных сказках, песнях, былях.
56.Народные таланты нашего края. Авторы и исполнители песен,
Инструментальные ансамбли, фольклорные ансамбли, танцевальные ансамбли,
резчики по дереву, художники по керамике, вышивальщицы. Практическая
работа: собрание сведении о народных умельцах родного края. Встреча с ними,
(вбирание образцов народного художественного творчества
(фотографирование предметов домашнего быта, одежды, вышивки, рукоделий
.изделий ю дерева и др.)
7.Русские народные сказители Воронежского края. Знакомство со
сказками А.Н.Корольковой. Практическая работа: сочиняем сказку.
8.Русские народные сказители А.К.Барышникова. Сказки
А.К.Барышниковой.
Практическая работа: чтение сказок А. К.Барышниковой.
9.Экскурсия в краеведческий музей школы с. Большая Верейка. Знакомство
с жизнью и творчеством сказительницы Барышниковой.
10.Мои любимые сказки. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ.
Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».
11.Песенное творчество Рамонского края. Знакомство с песенным
творчеством края. Встреча с народными коллективами. Практическая работа:
разучивание песен.
12.О чем расскажет игрушка. Особенности игрушек, изготовленных
умельцами Воронежского края. Карачунские свистульки. Практическая работа:
рисунок игрушки в традициях народных умельцев Воронежского края.
13.Народный костюм. Особенности народного костюма Воронежской
области. Народный костюм фольклорного ансамбля ДК с. Ступино «Любители
русской песни».
14.М.Е.Пятницкий собиратель русской песни. Жизнь и творчество
М.Е.Пятницкого.
15.Воронежский государственный русский народный хор. М.Мордасова.
Создание хора. Мордасова народная артистка СССР. Экскурсия в дом музей
М.Мордасовой.
Практическая работа: разучивание песен и частушек Воронежского края.
16.Воронежский край край Кольцова и Никитина. Знакомство с жизнью и
творчеством И.С.Никитина и А.В.Кольцова. Практическая работа: чтение
стихотворений.
17.Экскурсия в дом музей А.В.Кольцова. Памятник А.В.Кольцову.
Экскурсия по выбору учителя. 18.Творчество С.Я.Маршака. Знакомство с жизнью и творчеством
С.Я.Маршака. Практическая работа: Чтение и разучивание стихов.
19. Знакомство с жизнью и творчеством местной поэтессы Л.Н.Лопатиной.
Практическая работа: конкурсное чтение стихов местных поэтов.
20.Знакомство с жизнью и творчеством Петра Шматова. Встреча с ним.
Практическая работа: чтение и разучивание стихов автора.
21.Юные таланты. Знакомство с произведениями сборника детских стихов
«Тебе,Рамонь любимая!», посвященному 40летнему юбилею образования
Рамонского района и 200 летию со Дня рождения Дмитрия Веневитинова.
2223.Памятники истории и культуры на территории Рамонского района.
Веневитиново – усадьба поэта друга А.С.Пушкина. Экскурсия в усадьбу.
Практическая работа: работа с фотографиями памятных мест.
24.Краеведы нашего края. Знакомство с именами и творчеством местных
краеведов, собравших историю родного края и написавших о нем книги.
Н.В.Ильинский, М.П.Шилова, О.В.Никитина .В.А.Смирнова, В.А. Зенина.
25.Театр юного зрителя. Посещение театра.
2627. Театрализованное представление. Разыгрывание отрывков из стихов,
сказок и др.
28 Пробы пера. Создание стихов и рассказов о родном крае. Создание
сборника стихотворений.
29.Районная газета «Голос Рамони». Знакомство со средствами массовой
информации. Практическая работа: подготовка газеты «Наш класс».
30.Экскурсия в редакцию газеты. Работа редакции.
31 .Художники нашего края. Знакомство с жизнью и творчеством местных
художников.
32.Наш земляк – С.И. Мосин. Изобретатель трехлинейной винтовки.
Экскурсия к памятнику С.И. Мосина.
3334. Обобщающий урок.
История родного края
(четвертый год обучения)
Пояснительная записка.
Программа четвертого класса направлена на изучение истории края.
В курсе «Истории родного края» происходит знакомство с главными
событиями из прошлого, судьбами и деятельностью уроженцев родного края.
Учащиеся собирают экспонаты для школьного музея, встречаются с участниками
войны, изучают культурные ценности, созданные русским народом.
Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой
Воронежа, Рамони и Рамонского района.
Все эти мероприятия подчинены одной цели: воспитанию гражданско
патриотических качеств, чувства любви к родному краю.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде занятий кружка, интегрированных курсов с предметами «Окружающий
мир», «Технология», «ИЗО».
Учебнотематический план.
№ урока Тема
Колво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1011
12
13.
14
15
1617
18
19
20
21
22
2324
2526
27
28
29
30
31
32
3334
Как люди УЗНАЮТ о прошлом?
Лента времени.
История на карте.
Воронежский край в период первобытности.
Воронежский край в составе Древнерусского
государства
Образование Российского государства и Воронежский
край
История Рамонский сел
Деятельность в Воронежском крае Петра I
Воронежский край в ХVIIIХ1Х веках.
Ольденбургские в Рамони.
Воронежская губерния в начале XX века.
Установление Советской власти и Гражданская война
в нашем крае.
Суровые годы ВОВ.
Герои земляки.
Под славными знаменами.
Освобождение.
Воронежская область и Рамонь после войны.
Воронежская область и Рамонский край в 5060е
Памятники. Памятные знаки.
Рамонь конца 8090х. Перестройка.
Наш край сегодня.
Государственная символика.
Воронеж столица центр Черноземья
Образование в Рамонском крае, в Ступино.
КУЛЬТУРА Рамонского края
Почетные граждане Рамонского района.
Наши праздники.
История промышленности Рамонского района.
Обобщающие уроки «Знатоки родного края»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2 Содержание разделов и тем.
1. Как люди узнают о прошлом? Что изучает история? Что изучает
археология? Кто такие археологи? Связь археологии с другими науками:
этнографией, антропологией, географией и др.
2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа
с римскими и арабскими цифрами. Практическая работа: «Лента
времени».
3.История на карте. Отличительные особенности и условные знаки
географической и исторической карты. Карта Воронежской области.
4.Воронежский край в период первобытности. Появление человека в крае.
Эпоха камня: палеолит, мезолит, неолит. Костенки. Эпоха бронзы.
Славяне. Вторжение кочевников.
5.Воронежский край в составе Древнерусского государства. Киевская Русь.
Рязанское княжество. Летописный Воронеж. Период монголотатарского
нашествия.
6.Образование Российского государства и Воронежский край.
Крепость Воронеж. Сторожи. Начало колонизации Воронежского края. Край в
XVII веке. Восстания. Ступинские атаманы. Практическая работа: конкурс
рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».
7.История Рамонский сел.
История возникновения сел: Ступино,
Нелжа, Пчельники, п.г.т.Рамонь, села Задонья и Междуречья.
Практическая работа: конкурс рассказов и рисунков.
8. Деятельность в Воронежском крае Петра
I . Первый Азовский поход,
Рождение Русского флота. Кораблестроение. Кумпанство. Край во время
правления
губернии.
Воронежской
Практическая работа: написание рефератов, конкурс рисунков.
Образование
Петра.
9.Воронежский край в Х
VIII
Х
I Х веках. Заселение края.
Отмена
Культура.
Хозяйственная и общественнополитическая жизнь.
крепостного права. Практическая работа: чтение рассказов, стихов.
1011 .Ольденбургские в Рамони. Жизнь и деятельность Ольденбургских.
12. Воронежская губерния в начале
века. Что такое революция? Кто
XX
такие большевики? Революция в Воронежском крае.
13. Установление Советской власти и Гражданская война в нашем крае.
Победа октября. Первые шаги Советской власти. «Красные» и «Белые». Народное
хозяйство в условиях Гражданской войны.
14.Суровые годы ВОВ. Начало ВОВ. Воронежские добровольцы. Г.Воронеж
и п. Рамонь в годы ВОВ. Эвакуация. Злодеяния фашистов. Боевые и трудовые
подвиги. Практическая работа: работа с картой.
15.Герои земляки. Рассказ о защитниках края. Знакомство с жизнью и
подвигом героев земляков. Практическая работа: встреча с ветеранами (по
возможности). 1617. Под славными знаменами. Экскурсия в школьный музей Боевой
Славы. Музей Боевой Славы в с. Большая Верейка. По местам Боевой славы.
18. Освобождение. Разгром гитлеровцев в Воронежской области.
25 января освобождение г.Воронежа. Практическая работа: работа с картой.
19. Воронежская область и Рамонь после войны.
Жизнь
в
послевоенное годы. Практическая работа: работа с иллюстрациями.
20. Воронежская область и Рамонский край в 5060е годы. Хозяйственное и
культурное развитие. Период застоя.
21. Памятники. Памятные знаки. Знакомство с историей возникновения
памятников в Рамонском районе. Практическая работа: конкурс рисунков.
22.
Рамонь конца 8090х. Перестройка. Трудности края: экология,
экономика, демографии, здравоохранение. Практическая работа: работа с
иллюстрациями.
2324.
Наш край сегодня. Жизнь и быт. Современные предприятия,
административные здания, их значения в хозяйственной и нравственно духовной
жизни края.
2526.
Знакомство с государственной
символикой. Герб, гимн, флаг. История возникновения герба и флага Воронежской
области и г. Воронежа. Современный флаг и герб Рамонского района.
Практическая работа: творческая работа по созданию герба, флага и
эмблемы школы.
Государственная символика.
27. Воронеж столица и центр Черноземья. Рамонь жемчужина
Воронежского края. Кто такой президент? Кто такой губернатор?Государственная
дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи. Практическая работа: работа с
картой.
28. Образование в Рамонском крае. Школы районы. Успехи и достижения
учеников. БСХК. Практическая работа: создание путеводителя.
29.Культура Рамонского края.
30.Почетные граждане Рамонского района. Люди, ставшие почетными
гражданами. Их судьбы. Встреча с ними.
31.Наши праздники.
Семейные и личные праздники.
Государственные праздники.
«День города».
Практическая работа: «Придумай поздравления учителям, одноклассникам ко
дню окончания начальной школы».
32. История промышленности Рамонского края. Кондитерская фабрика.
Сахарный завод. Птицефабрика. Керамика.
3334.Обобщающие уроки «Знатоки родного края».
Практическая
работа: оформление рефератов, рекламных проспектов, путеводителей.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать: что изучают экология и краеведение;
историю возникновения и развития родного села;
семейные профессии, традиции;
особенности природы Рамонского края;
имена земляков, вошедших в историю края;
памятники и памятные места Рамонского района;
заповедные места нашего края; символику страны, г. Воронежа. Рамони
и Рамонского района.
Учащиеся должны уметь:
составлять рассказы о своей семье, ее традициях, составлять родословную;
принимать несложные решения и предлагать свои версии и варианты;
пользоваться дополнительной литературой;
изготавливать гербарий растений различных природных сообществ;
готовить доклады, рефераты по данным темам. Литература.
Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж, 2002 г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия: Практическое пособие для
воспитателей и методистов Воронеж: ТЦ «Учитель, 2002 г.
Ворожейкина Н. И., Виноградова Н. Ф. Наша Родина в прошлом. Смоленск,
1998г.
Гринько А. В боях за Воронеж. Воронеж, 1985 г.
Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1996 г.
Ильинский Н. В. Рамонь. Воронеж, 1984 г.
Корниенко Н. Г. Ершова А. В., Чурляев Ю. А.и др. Краеведение.
ВОИПКиПРО, 2008 г.
Кригер Л. В. Рамонский край. Жемчужина туризма. Воронеж: Творческое
объединение «Альбом», 2008.
Мальцев В. Рамонь (путеводитель). Воронеж, 2005 г.
Норенко И. Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры,
мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007г.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами
краеведотуристской деятельности: Пособие по реализации Государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001
2005 годы (под ред. Абросимовой Г. П., Трубачевой М.Е.). Москва, 2004 г.
Обухова Л. А., Н. С. Махина. Методические рекомендации для учителей
начальных классов по формированию гражданственности на основе
краеведческого материала. Воронеж, 2006 г.
Панова В. И. История Воронежского края: Учебнометодическое пособие. 4е
издание, доп. Воронеж: «Родная речь, 2001 г.
Попова О. Л., Свиридова М. А. Тебе, Рамонь любимая! Сборник детских
стихов. Рамонь, 2005 г.
Решетникова Г. П., Стрельников Н. И. Окружающий мир. 3 класс:
занимательные материалы. Волгоград: Учитель, 2008т.
Рослякова Г. Н. Воспитание юных россиян. Воронеж: «Родная речь», 1994 г.
Саплин А. И., Саплина Е. В. Введение в историю. М., 2001 г.
Смирнова В. А. Есть Рамонь у России. Воронеж: ГУП ВО «Воронежская обл.
типография изд. им. Е. А. Болховитинова», 20006 г.
Тонкое В. О. О Кольцове. Воронеж, 1953 г.
Чубурин П. Ф. Земля воронежская. Воронеж, 1984 г.
Шилов В., Образцова Л. Статьи из «Голос Рамони», 1996, 1997, 1999 гг.
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.