Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Оценка 4.6

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
08.04.2018
Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д. В. Григорьва (М.: Просвещение, 2010) и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: Просвещение, 2010). К программе прилагаются методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся: портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии ее оценивания (программа «Внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы, авт. Л. А. Обухова, Н. С. Махина, ВОИПКиПРО). В программе реализуются следующие направления воспитательной деятельности: -духовно- нравственное, -научно-познавательное, -гражданско-патриотическое. Эколого-краеведческая программа «Край родной» направлена на изучение природы, истории Рамонского края. Программа рассчитана на четыре года изучения в начальных классах. Включает в себя следующие разделы: 1. «Мой дом родной». 2. «Природа Рамонского края». 3. «Творческий край». 4. «История родного края». Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы изучаемого региона в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Цель программы: способствовать формированию человека с новым экологическим мышлением, воспитанию патриотических чувств, любви к природе родного края, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области. Задачи: -расширение и углубление знаний учащихся о своей малой родине, ее истории, природе; -приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края; -отработка первичных хронологических знаний и навыков работы с историческими картами; -знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой; -дать учащимся представление о ценности объектов жизненного пространства для них и других жителей; -воспитание любви к родному краю, патриотизма; -совершенствование духовных и физических потребностей; -содействие гармоничному развитию личности ребенка. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с сельским Домом культуры, школьным залом Боевой славы, библиотеками села Ступино и п. Рамонь. Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, выставки, концерты, ярмарки, представления, исследовательские проекты, фотовыставки и др. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, эколого-краеведческая, социальная, досуговая.
Край родной.doc
МКОУ Ступинская средняя общеобразовательная школа  Рамонского муниципального района  Воронежской области Программа эколого­ краеведческого образования младших школьников «Край родной» Разработана  учителем начальных классов  МКОУ Ступинской СОШ  Буряк  Светланой Владимировной Пояснительная записка к программе «Край родной» В   начальной   школе   закладываются   основы   взаимоотношений   человека   с природой   и   социальной   средой.   Именно   на   первой   ступени   обучения   ребенок начинает активно познавать родной край, его природу и людей, живущих в нем. Происходит становление эмоционально­нравственного отношения к окружающей среде.   Одним   из   источников   обогащения   учащихся   такими   знаниями   является эколого­краеведческое   образование.   Оно   включает   в   себя   взаимосвязь природоведческих, экологических и краеведческих знаний. Рамонский   район   находится   на   севере   Воронежской   области.   Это   край   с богатым   историческим   наследием,   самобытными   культурными   традициями, уникальной природой. И сохранить этот дар наша задача. Нормативно­правовую   основу   программы   «Край   родной»   для   начальной школы составляют: ­Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года «Об утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования», ­Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ, ­Государственная   программа  «Патриотическое   воспитание   граждан  РФ  на 2011­2015 годы», ­СанПинН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Данная   рабочая   программа   разработана   на   основе   ФГОС   НОО, методического   конструктора   «Внеурочная   деятельность   школьников»   Д.   В. Григорьва   (М.:   Просвещение,   2010)   и   Примерных   программ   внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: Просвещение, 2010). К программе прилагаются методики оценки творческой и исполнительской активности,   система   самооценки   учащегося,   критерии   оценки   достижений учащихся: портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии ее оценивания (программа   «Внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы, авт. Л. А. Обухова, Н. С. Махина, ВОИПКиПРО). В   программе   реализуются   следующие   направления   воспитательной деятельности:  ­духовно­ нравственное,  ­научно­познавательное,  ­гражданско­патриотическое. Эколого­краеведческая программа «Край родной» направлена на изучение природы,   истории   Рамонского   края.   Программа   рассчитана   на   четыре   года изучения в начальных классах. Включает в себя следующие разделы: 1. «Мой дом родной». 2. «Природа Рамонского края». 3.  «Творческий край». 4.  «История родного края». Содержание программы отражает комплексно­системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее   процессов   и   явлений.   Такой   подход   позволяет   рассматривать   природные, исторические,   социальные   и   культурные   факторы   изучаемого   региона   в   их равноправном   взаимодействии.  Это   наиболее   эффективный   путь   формирования мировоззрения,   целостной   картины   среды   обитания,   системы   экологических   и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Цель   программы:  способствовать   формированию   человека   с   новым экологическим мышлением, воспитанию патриотических чувств, любви к природе родного края, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области. Задачи: ­расширение и углубление знаний учащихся о своей малой родине, ее истории, природе; ­приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края; ­отработка первичных хронологических знаний и навыков работы с историческими картами; ­знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой; ­дать учащимся представление о ценности объектов жизненного пространства для них и других жителей; ­воспитание любви к родному краю, патриотизма;  ­совершенствование духовных и физических потребностей;  ­содействие гармоничному развитию личности ребенка. Программа   реализуется   в   постоянном   взаимодействии   и   тесном сотрудничестве   с   семьями   учащихся,   с   сельским   Домом   культуры,   школьным залом Боевой славы, библиотеками села Ступино и п. Рамонь. Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, выставки,   концерты,   ярмарки,   представления,   исследовательские   проекты, фотовыставки и др. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной  деятельности: игровая, познавательная, спортивно­оздоровительная, эколого­ краеведческая, социальная, досуговая. Планируемые результаты внеурочной деятельности по уровням Результаты 1 уровня (приобретение учащимися социальных знаний)­ 1 класс. Программа 1 класса направлена на формирование социальных представлений  младшего школьника. Внимание направлено на семью. Дети учатся понимать  ценности семьи, важность семейных традиций. Дети знакомятся с окружающим их  социальным миром  и жизнью людей, встречаются с очевидцам исторических  событий. Приобретают знания о нормах отношения к природе, о памятниках  истории и культуры, о видах поисковых исследований. Результаты 2  уровня (получение опыта переживания и отношения к основным  ценностям общества)­ 2, 3 класс. Активизируются межличностные отношения учащихся друг с другом. Благодаря  этому формируются отношения к основным ценностям нашего общества. Изучают  достопримечательности родного края,  расширяют представление о себе как о  жителе села. Результаты 3  уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного  социального действия)­4 класс. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и  приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт  исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления,  участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную  деятельность. Происходит развитие ценностных отношений к малой родине,  истории и культуре, ее народам, героическим страницам прошлого.         Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность  появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:         ­ формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской  компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в  дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде);         ­ формирования у детей социокультурной, этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.         В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается  формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,  познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,  метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:         ­ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к  школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и  социальной действительности;         ­ познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой  задачи;         ­ ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том  числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия  результатов требованиям конкретной задачи;         ­ основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как  гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и  историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание  своей этнической принадлежности;         ­ ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и  поступков окружающих людей;         ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие  этических чувств как регуляторов моральных норм;         ­ эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;         ­ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,  готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;         ­ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  культурой города (села) и края.         При достижении метапредметных результатов у школьника будут  сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные,  коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия: обучающийся научится: ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации; ­ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ­ оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки  соответствия результатов данной задачи; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей  и других субъектов; ­ различать способ и результат действия; обучающийся получит возможность научиться: ­ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ­ проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами  социализации; ­ оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. 2. Познавательные универсальные учебные действия: обучающийся научится: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с  использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников  (включая электронные, цифровые), сведениями интернета; ­ осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том  числе с помощью ИКТ ­ выражать речь в устной и письменной форме; ­ проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать  причинно­следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов  библиотек и сети интернет; ­ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; ­ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в  зависимости от конкретных условий; ­ осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно  достраивая и восполняя недостающие компоненты; ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: ­ адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей  диалогической формой речи; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения и  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов­ задавать вопросы, необходимые  для совместной работы с партнёрами; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; обучающийся получит возможность научиться: ­ учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;  ­ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ­ аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ­ содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; ­ точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию  как ориентир для построения действий; ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; ­ адекватно использовать речевые средства для эффективного решения  разнообразных коммуникативных задач. «Мой дом родной» ( первый год обучения) Пояснительная записка Программа   первого   года   обучения   предполагает   формирование   понятия   о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, краю, в котором живешь. С любви и почитания своих родителей, дома, родного села начинается любовь к природе. Дети знакомятся с ближайшим природным окружением: лесом, рекой, полем. Идет   формирование   элементарной   экологической   культуры,   бережного   и заботливого отношения к растениям и животным. В результате изучения материала у детей формируются новые социальные роли: первоклассник, ученик, член классного и школьного коллективов. Выявляется   место   родного   села   в   системе   ценностных   ориентации   младших школьников.   Представление   детей   о   малой   родине   наполняется   гуманитарно­ экологическим   и   культурологическим   содержанием.   Собственный   дом воспринимается как пространство, которое нуждается в заботе и любви. Родное село   предстает   перед   школьниками   как   часть   культуры,   истории,   традиций   и характеров   людей,   которые   создали   его   и   живут   в   нем,   как   часть   их   самих. Содержание раздела знакомит с понятиями семья, род, имя, фамилия, обязанности в   семье,   родственные   отношения,   углубляет   знания   о     культуре   поведения, взаимоотношений   детей   и   взрослых;   показывает   разнообразие   профессий.   При подготовке к урокам детям предлагается небольшая исследовательская работа: выяснить, какие традиции существуют в семье, какие праздники отмечаются; кто и кем   были   предки.   Важным   аспектом   этого   раздела   является   формирование уважения к старшим членам семьи. Программа 1­ого класса рассчитана на 32 часа (1 час в неделю). В ней учитель найдет   не   только   основное   содержание   каждой   темы,   но   и   возможные практические   работы   и   экскурсии.   Количество   и   последовательность   часов   на каждую тему может планировать сам педагог. Данная программа может изучаться в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «ИЗО», в виде классных часов, занятий кружка. Учебно­тематический план № урока 1 2 3 4 5 6 Тема Введение Моя школа ТРУДОВАЯ жизнь в школе Что окружает ШКОЛУ Природа и ИСКУССТВО «С любовью к природе» Количество часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26­27 28 29 30­31 32 Природа ­наш общий дом Родной дом Моя семья Я и мое имя ОТКУДА ПОШЛА ФАМИЛИЯ Моя родословная Традиции моей семьи Выставка семейных поделок Новый гол ­ семейный праздник Мой край, мое село Заочное путешествие по Рамони и селам Рамонского района Моя улица Они прославили мой край Традиционные ремесла моего края Народные праздники и обряды Зимние забавы наших предков Проводы РУССКОЙ зимы ЭКСКУРСИЯ по Рамони Заочное путешествие по Черноземью Экскурсия по достопримечательностям сел Пчельники, Нелжа, Ступино ЭКСКУРСИЯ на предприятия района ЭКСКУРСИЯ в музей Практическая работа Обобщающий урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 Содержание разделов и тем «Мой дом родной» Рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). 1. Введение. Что изучает экология? Что изучает краеведение? 2.Моя   школа.  История   школы.   Знакомство   детей   с  внутренним   строением школы   (количество   кабинетов,   их   назначение,   спортивный   зал,   библиотека, кабинет информатики, мастерская и др.) 3. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. 4. Что    окружает    школу.     Экскурсия    в    лес    «По    тропинке    в    лес пойдем»: Знакомство с объектами,  расположенными   вокруг  школы (Спортивная площадка,   хоккейная коробка). Экскурсия в лес, находящийся в непосредственной близости от школы (посещение школьного питомника сосны). Сбор природного материала. 5. Природа   и   искусство.  Рисование   по   впечатлениям   от   экскурсии, изготовление поделок из природного материала. 6. «С любовью к природе».   Беседа об отношении школьников к природе. Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей. 7.Природа­наш общий дом. Праздник друзей природы. Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала. 8.Родной дом. Понятие «дом». Обычаи, связанные со строительством дома и новосельем.   Части   дома.   Материалы,   необходимые   для   строительства   дома. Строительная   техника,   строительные   профессии.  Практическая   работа: вылепить свой  дом из пластилина. 9. Моя семья. Члены семьи. Знакомство с терминами родства. Пословицы и поговорки   о   семье.   Семейные   праздники.   Профессии   в   семье.  Практическая работа: составление книжки­малышки «Профессии моих предков». 10.Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое отчество? Выбор имени  Практическая   работа:  Работа   с   «Толковым   словарем ребенку.   Именины. русского языка» Ожегова. 11 .Откуда   пошла   моя   фамилия.   Путешествие   в   далекое   прошлое. «Как   возникали   на   Руси   первые   фамилии?»   Как   связаны   фамилия   и   место жительства, место работы, род занятий?  Практическая работая: игра «Сложи фамилию». 12.Моя родословная. Что такое родословная человека. «Древо жизни». Род. Связь   поколений   и   времен   в   истории   родного   края.  Практическая   работа: составление   рассказа   о   своих   предках,   их   роде   деятельности.   Составление родословного древа. 13.  Традиции   моей   семьи.  Знакомство   с   традициями,   обычаями   семьи. Семейные праздники. Практическая работа: Составление рассказа о домашних праздниках. Использование семейного фото­архива. 14.Выставка   семейных   поделок.   Организация   выставки   поделок   с приглашением (если возможно) авторов. 15.Новый год ­ семейный праздник. Как встречают Новый год в твоей семье. Истории возникновения праздника в России. «Как отмечают Новый год в других странах»­ заочное путешествие с Совуньей. Практическая работа: «Мастерская Деда Мороза» ­ подготовка к Новому году. 16.Мой край, мое село. Знакомство с селом, как со средой обитания. История возникновения сел Нелжа, Пчельники, Ступино, п.г.т. Рамонь. Первые упоминания о селах в «Дозорной книге» 1615года. 17. Заочное    путешествие    по    Рамони    и    селам    Рамонского    района. Мультимедийная презентация. 18.Моя улица.  Название улиц по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих   к   школе.   История   названий.   Улицы   районного   центра. Практическая работа: дети рисуют свой путь от дома к школе. 19. Они прославили мой край. Знакомство с именами знаменитых земляков. 20.Традиционные   ремесла   моего   края.  Экскурсия   в   школьный   музей «Крестьянского быта». Знакомство с ремеслами предков. Рассказ о карачунских мастерах. 21. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, какие  Что   дошло   до   наших   дней   из   далекого   прошлого. существовали  обряды. Практическая работа: разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. 22.Зимние забавы наших предков. Просмотр видеозаписей, чтение стихов. 23.Проводы русской зимы. Традиция проведения проводов русской зимы в Рамонском крае.  24.Экскурсия по Рамони. Ознакомительная экскурсия. Архитектура района. 25.Заочное путешествие по Черноземью. 26.­27.   Экскурсия   по   достопримечательностям   сел   Пчельники,   Нелжа, Ступино. Никольский храм в Нелже, место бывшей церкви в с.Ступино. 28.Экскурсия   на   предприятия   района.   Почта,   телеграф,   керамическая фабрика. 29. Экскурсия в музей. Экскурсия в краеведческий музей г. Воронежа. 30­31. Практическая работа. Огораживание муравейников. 32. Обобщающий урок. Природа Рамонского края (второй год обучения ­ 1 час в неделю) Пояснительная записка. Программа второго класса представляет собой курс «Природа Рамонского края».   Рамонь   ­   жемчужина   Воронежской   области.   Одной   из   главных   ее достопримечательностей   является   природа.   Программа   раскрывает   перед учащимися мир неповторимой природы родных мест, содействует умственному развитию учащихся, знакомит их с окружающим миром, учит ориентироваться в нем   и   беречь   его.   Продолжается   формирование   экологической   культуры учащихся.   Обучаясь   по   этой   программе,   дети   занимаются   практической деятельностью: собирают и обрабатывают природные материалы, изготавливают поделки, оформляют выставки, участвуют в экскурсиях и походах по родному краю. Школьники   часто   посещают   Графский   заповедник,   Воронежский государственный   заповедник,   музей   Веневитиновых,   ведут   наблюдения   за изменениями в состоянии гидрологического памятника природы Шерешков пруд. Изучают флору и фауну родных мест, помогают Рамонскому лесничеству. Ребята участвуют в акциях «Накормите птиц зимой», «Лес для здоровья человека ­ человек для здоровья леса!». Путешествуя по экологическим тропам, дети учатся вести наблюдения за растительным и животным миром, собирают лекарственные травы, составляют гербарий. Дети подводятся к пониманию некоторых связей и зависимости в развитии сезонных изменений. Программа 2­го класса Учебно­тематический план Тема №  урока 1 2 3 4 5 6 7 8 Времена года Встреча осени. ЭКСКУРСИЯ. Краткая историко­географическая характеристика Рамонского района. Природные ресурсы нашей земли. Климат нашего края. Водоемы Рамонского края. Водоемы, созданные руками человека. Экскурсия на Воронежское водохранилище. Почвы района их использование и охрана. 9­10 Заповедные места нашего края. 11­13 Растительность нашего края. Кол­во  часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 14 Лес ­ наше богатство. 15­16 Разработка проекта «Оставим елочку в лесу». 17 Урок ­ экскурсия «В гости к зиме». 18 Акция «Накормите птиц зимой». 19­20 Птицы зимой. 21­22 Животный мир родного края. Возьми под защиту. 23 Экскурсия в Воронежский зоосад. 24 Времена года. Встреча весны. 25 26 Экологическое ассорти «В защиту родной природы». 27 Экскурсия в музей Воронежского государственного  биосферного заповедника. Великий учитель ­ природа. 28 29 Поможем природе. 30 Путешествие по экологической тропе. 31­32 Акция «Чистый берег». 33 Экскурсия в природу. 34 Экскурсия по родному краю. 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Содержание разделов и тем. 1.Времена года. Встреча осени. Экскурсия.  Осенние изменения в природе. Практическая работа: сочинения, рисунки, отчеты. 2.Краткая   историко­географическая   характеристика   Рамонского   района. История   образования   района,   как   административной   единицы.   Физико­ географическое положение; границы, площадь Выделение соседей. Практическая работа:   схематическое   изображение   территории   Рамонского   района.   Игра «Знаешь   ли   ты   карту»   (отметить   села:   Нелжа,   Пчельники.   Ступино, п.г.т.Рамонь) 3.Природные ресурсы нашей земли. Знакомство с полезными ископаемыми края.   Геологические   породы   морских   отложений,   известняки,   глины,   пески, песчаники.   Кривоборьевское   предприятие   нерудных   материалов,   карачунские гончарные   глины.  Практическая   работа:   работа   с   коллекцией   полезных ископаемых. 4.Климат   нашего   края.   Что   такое   климат?   Кто   такие   метеорологи? Климатические сезоны года.   Наблюдения за погодой.   Практическая работа: работа с календарем природы. 5.Водоемы   Рамонского   края.   Легендарная   русская   река   Дон­батюшка. Бассейн реки Дон: р. Воронеж, р. Усманка, Ивницы, Верейка, Трещевка. Деление района на Междуречье, Заречье, Задонье. Заболоченные территории р. Ивницы. Ступинское   болото   (Шерешков   пруд   ­   памятник   природы).     Озера   ­   старицы: Студеное, Напольное, Россошки. Животный и растительный мир водоемов. 6.Водоемы,       созданные       руками       человека.      Шерешков       пруд. Воронежское   водохранилище.   Обитатели.   Практическая   работа:   описание   рек района. 7.Экскурсия на Воронежское водохранилище. 8.Почвы района, их использование и охрана. Знакомство с почвенной картой Воронежской области. Пески, глины, покрытые черноземом. Царь почв ­ чернозем: разновидность черноземов, использование в хозяйстве. 9­10.Заповедные   места   нашего   края.  Знакомство   с   памятниками   природы Рамонского района. Усманский бор. Шерешков пруд. Обитатели: бобры, выдры, косули, олени и другие. Красная книга. Практическая работа: создание страниц книжки ­ раскладушки. 11­13.Растительность нашего края. Разнообразие растительности. Усманский бор.   Хвойные   леса.   Лиственные   деревья.   Охраняемые   на   территории   области растения.   Царство   цветов   (подснежник,   подорожник,   репейник,   ландыш, кувшинки,   ромашка,   колокольчик).   Культурные   растения.             Лекарственные растения:           сроки           и           правила           их сбора,       места распространения. Викторина   «Походная   аптека».  Практическая   работа:   сбор   гербария лекарственных   трав,   выпуск   стенгазеты   «Роль   лекарственных   растений   в жизни животных и человека». 14.Лес   ­   наше   богатство.  Усманский   бор   ­   уникальный   лесной   массив Центрального   Черноземья.   Беседа   с   показом   фотографий.   О   пользе   сосны. Практическая работа: конкурс рисунков. 15­16.Разработка   проекта   «Оставим   елочку   в   лесу».  Требуется дополнительная подготовка по данному уроку.  17.Урок— экскурсия «В гости к зиме». Наблюдаем за зимними изменениями в природе. Практическая работа: сочинения, рисунки, фото­выставка. 18.Акция «Накормите птиц зимой». Изготовление и развешивание кормушек для птиц. 19­20.Птицы зимой. Какие птицы зимуют в наших краях. Беседа об условиях зимовки   птиц,   зимней  подкормке   птиц,   о   кормах.   Стихи   о   помощи птицам. Практическая работа: создание мультимедийной презентации. 21­22. Животный мир родного края. Знакомство с разнообразием животного  Практическая мира.   Конкурс   знатоков   животных.   Экологические   загадки. работа: Игра «Посели животное». 23.Возьми       под       защиту.       Животные       ближайшего       природного окружения нуждающиеся в особо бережном отношении со стороны человека. Что угрожает   этим   видам?   Как   дети   могут   способствовать   их   выживанию. Практическая   работа:   создание   проекта   «Мини   Красная   книга  Рамонского района». 24.Экскурсия в Воронежский зоосад.  Организация поездки.  Практическая работа: сочинения, рисунки, отчеты. 25.Времена     года.       Встреча     весны.      Просмотр     видео     ­     фильма. Наблюдения за весенними изменениями   в   природе.     Практическая работа: конкурс рисунков.   Проведение фотовыставки «Весенние мотивы». 26.Экологическое   ассорти   «В   защиту   родной   природы».  Конкурсно ­познавательная   программа.   Требуется   дополнительная   подготовка   к   данному мероприятию. Сценарий по усмотрению учителя. 27.Экскурсия в музей Воронежского государственного заповедника. 28.Великий   учитель   ­   природа.  Беседа   о   бионике,   народных   приметах, растениях и животных ­синоптиках и индикаторах. 29.Поможем   природе.  Беседа   о   способах   оказания   помощи   природе, доступных младшим школьникам.   Практическая   работа:   посадка   деревьев,   разбивка клумбы   на пришкольной территории. 30.Путешествие по экологической тропе. Игры, шарады, ребусы, филворды. 31­ 32.Акция «Чистый берег». Трудовой десант по очистке то мусора берега р.Воронеж. 33.Экскурсии   в   природу.  Туристские   навыки.   Туристское   снаряжение. Организация туристского быта. Подготовка к походу. Нитка маршрута. Личная гигиена туриста. Походная аптечка. Оказание первой медицинской помощи: ­ при отравлении; ­ при тепловом или солнечном ударе; ­ при ушибе, вывихе и т.д. 34.Экскурсия по родному краю. На усмотрение учителя. Творческий край (третий год обучения) Пояснительная записка. Основное   направление   программы   ­   литературное.   Дети   знакомятся   с творчеством выдающихся людей нашего края ­ поэтов, писателей, художников; с лучшими   речевыми   образцами   самобытного   народного   наречия,   характерного жителям Рамонского района. Главная ее цель ­ расширение кругозора учащихся, знакомство с историко­ культурным,  духовным   наследием.  Воспитание   нравственных   качеств   личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков. Практическая   часть   программы   отводится   на   экскурсии,   выпуск   стенных газет, инсценирование сказок, заучивание стихотворений. На изучение данного курса рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «ИЗО», кружковых занятий. Количество часов на каждую тему может планировать сам педагог. Учебно­тематический план. № урока Тема Кол­во часов 1 2­4 5­6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22­23 24        25 26­27 28 29 30 31 32 33­34 Фольклор ­ духовное богатство народа. Легенды Старой Рамони. Народные таланты нашего края Русские народные сказители Воронежского края Русские народные сказители   А. К. Барышникова ЭКСКУРСИЯ в краеведческий музей школы с. Большая  Верейка Мои любимые сказки Песенное творчество Рамонского края  О чем расскажет игрушка. Народный костюм М.Е. Пятницкий ­ собиратель РУССКОЙ песни Воронежский государственный русский народный хор.  М.Мордасова. Воронежский край ­ край Кольцова и Никитина. Экскурсия в дом ­ музей А В Кольцова  Памятник Творчество С.Я.Маршака. Знакомство с жизнью и творчеством местной поэтессы  Л.Н.Лопатиной. Знакомство с жизнью и творчеством местного писателя  Дмитрия Долгополова Юные таланты. Памятники истории и культуры на территории  Рамонского Краеведы нашего края. Театр юного зрителя. Театрализованное представление. Пробы пера. Районная газета «Голос Рамони». Экскурсия в редакцию газеты. Художники нашего края. Наш земляк ­ С.И. Мосин. Обобщающий урок. 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 Содержание разделов и тем 1.Фольклор  ­ духовное богатство народа.  Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества. Фольклор Воронежской области. 2­4.  Легенды старой Рамони.  Исторические события, связанные с местным краем. Герои этих событий в памяти народа. Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве. Практическая работа: знакомство с местами, воспетыми в народных сказках, песнях, былях. 5­6.Народные таланты нашего края. Авторы и исполнители песен, Инструментальные ансамбли, фольклорные ансамбли, танцевальные ансамбли,  резчики по дереву, художники по керамике, вышивальщицы. Практическая  работа: собрание сведении о народных умельцах родного края. Встреча с ними,  (вбирание образцов народного художественного творчества  (фотографирование предметов домашнего быта, одежды, вышивки, рукоделий .изделий ю дерева и др.) 7.Русские  народные   сказители   Воронежского   края.   Знакомство   со   сказками А.Н.Корольковой. Практическая работа: сочиняем сказку. 8.Русские  народные  сказители  А.К.Барышникова.   Сказки  А.К.Барышниковой. Практическая работа: чтение сказок А. К.Барышниковой. 9.Экскурсия в краеведческий музей школы с. Большая Верейка. Знакомство  с жизнью и творчеством сказительницы Барышниковой. 10.Мои любимые сказки. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ.  Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». 11.Песенное творчество Рамонского края. Знакомство с песенным  творчеством края. Встреча с народными коллективами. Практическая работа:  разучивание песен. 12.О   чем   расскажет   игрушка.  Особенности   игрушек,   изготовленных умельцами Воронежского края. Карачунские свистульки. Практическая работа: рисунок игрушки в традициях народных умельцев Воронежского края. 13.Народный  костюм.  Особенности   народного  костюма  Воронежской   области. Народный костюм  фольклорного ансамбля ДК с.  Ступино «Любители  русской песни». 14.М.Е.Пятницкий ­ собиратель русской песни. Жизнь и творчество М.Е.Пятницкого. 15.Воронежский государственный русский народный хор. М.Мордасова.  Создание хора. Мордасова ­ народная артистка СССР. Экскурсия в дом ­ музей  М.Мордасовой. Практическая работа: разучивание песен и частушек Воронежского края. 16.Воронежский край ­ край Кольцова и Никитина. Знакомство с жизнью и творчеством И.С.Никитина и А.В.Кольцова. Практическая работа: чтение стихотворений. 17.Экскурсия в дом ­ музей А.В.Кольцова. Памятник А.В.Кольцову.  Экскурсия по выбору учителя. 18.Творчество С.Я.Маршака. Знакомство с жизнью и творчеством  С.Я.Маршака. Практическая работа: Чтение и разучивание стихов. 19. Знакомство с жизнью и творчеством местной поэтессы Л.Н.Лопатиной. Практическая работа: конкурсное чтение стихов местных поэтов. 20.Знакомство с жизнью и творчеством Петра Шматова. Встреча с ним. Практическая работа: чтение и разучивание стихов автора. 21.Юные таланты. Знакомство с произведениями сборника детских стихов  «Тебе,Рамонь любимая!», посвященному 40­летнему юбилею образования  Рамонского района и 200 ­ летию со Дня рождения Дмитрия Веневитинова. 22­23.Памятники истории и культуры на территории Рамонского района. Веневитиново – усадьба поэта ­друга А.С.Пушкина. Экскурсия в усадьбу.  Практическая работа: работа с фотографиями памятных мест. 24.Краеведы нашего края. Знакомство с именами и творчеством местных  краеведов, собравших историю родного края и написавших о нем книги.  Н.В.Ильинский, М.П.Шилова, О.В.Никитина .В.А.Смирнова, В.А. Зенина. 25.Театр юного зрителя. Посещение театра. 26­27. Театрализованное представление. Разыгрывание отрывков из стихов,  сказок и др. 28­ Пробы пера. Создание стихов и рассказов о родном крае. Создание  сборника стихотворений. 29.Районная газета «Голос Рамони». Знакомство со средствами массовой информации. Практическая работа: подготовка газеты «Наш класс». 30.Экскурсия в редакцию газеты. Работа редакции. 31 .Художники нашего края. Знакомство с жизнью и творчеством местных художников. 32.Наш земляк – С.И. Мосин. Изобретатель трехлинейной винтовки.  Экскурсия к памятнику С.И. Мосина. 33­34. Обобщающий урок. История родного края (четвертый год обучения) Пояснительная записка. Программа четвертого класса направлена на изучение истории края. В   курсе   «Истории   родного   края»   происходит   знакомство   с   главными событиями   из   прошлого,   судьбами   и   деятельностью   уроженцев   родного   края. Учащиеся собирают экспонаты для школьного музея, встречаются с участниками войны, изучают культурные ценности, созданные русским народом. Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Воронежа, Рамони и Рамонского района. Все   эти   мероприятия   подчинены   одной   цели:   воспитанию   гражданско­ патриотических качеств, чувства любви к родному краю. На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в   виде   занятий   кружка,   интегрированных   курсов   с   предметами   «Окружающий мир», «Технология», «ИЗО». Учебно­тематический план. № урока Тема Кол­во  часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10­11 12 13. 14 15 16­17 18 19 20 21 22 23­24 25­26 27 28 29 30 31 32 33­34 Как люди УЗНАЮТ о прошлом? Лента времени. История на карте. Воронежский край в период первобытности. Воронежский край в составе Древнерусского  государства Образование Российского государства и Воронежский  край История Рамонский сел Деятельность в Воронежском крае Петра I Воронежский край в ХVIII­Х1Х веках. Ольденбургские в Рамони. Воронежская губерния в начале XX века. Установление Советской власти и Гражданская война  в нашем крае. Суровые годы ВОВ. Герои ­ земляки. Под славными знаменами. Освобождение. Воронежская область и Рамонь после войны. Воронежская область и Рамонский край в 50­60­е  Памятники. Памятные знаки. Рамонь конца 80­90­х. Перестройка. Наш край сегодня. Государственная символика. Воронеж­ столица центр Черноземья Образование в Рамонском крае, в Ступино. КУЛЬТУРА Рамонского края Почетные граждане Рамонского района. Наши праздники. История промышленности Рамонского района. Обобщающие уроки «Знатоки родного края» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 Содержание разделов и тем. 1.  Как   люди   узнают   о   прошлом?  Что   изучает   история?   Что   изучает археология?   Кто   такие   археологи?   Связь   археологии   с   другими   науками: этнографией, антропологией, географией и др. 2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с   римскими     и     арабскими     цифрами.     Практическая работа:     «Лента времени». 3.История   на   карте.   Отличительные   особенности   и   условные   знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области. 4.Воронежский край в период первобытности.  Появление человека в крае. Эпоха     камня:     палеолит,     мезолит,     неолит.     Костенки.     Эпоха   бронзы. Славяне. Вторжение кочевников. 5.Воронежский край в составе Древнерусского государства. Киевская Русь. Рязанское   княжество.   Летописный   Воронеж.   Период   монголо­татарского нашествия. 6.Образование       Российского     государства     и       Воронежский     край. Крепость Воронеж. Сторожи. Начало колонизации Воронежского края.  Край   в XVII   веке.  Восстания.   Ступинские  атаманы.  Практическая работа: конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж». 7.История     Рамонский   сел.    История     возникновения   сел:     Ступино, Нелжа,       Пчельники,       п.г.т.Рамонь,       села       Задонья       и       Междуречья. Практическая работа: конкурс рассказов и рисунков. 8. Деятельность  в  Воронежском  крае  Петра   I  .  Первый  Азовский поход, Рождение   Русского   флота.   Кораблестроение.   Кумпанство.   Край  во       время правления     губернии.   Воронежской   Практическая работа: написание рефератов, конкурс рисунков.   Образование     Петра.             9.Воронежский     край     в     Х  VIII    ­Х     I  Х     веках.      Заселение    края.   Отмена   Культура. Хозяйственная   и   общественно­политическая   жизнь. крепостного права. Практическая работа: чтение рассказов, стихов. 10­11 .Ольденбургские в Рамони. Жизнь и деятельность Ольденбургских. 12. Воронежская губерния в начале    века.     Что такое революция? Кто  XX    такие большевики? Революция в Воронежском крае. 13.  Установление   Советской   власти   и   Гражданская   война   в   нашем   крае. Победа октября. Первые шаги Советской власти. «Красные» и «Белые». Народное хозяйство в условиях Гражданской войны. 14.Суровые годы ВОВ. Начало ВОВ. Воронежские добровольцы. Г.Воронеж и п. Рамонь в годы ВОВ. Эвакуация. Злодеяния фашистов. Боевые и трудовые подвиги. Практическая работа: работа с картой. 15.Герои   ­   земляки.  Рассказ   о   защитниках   края.   Знакомство   с   жизнью   и подвигом героев ­ земляков.  Практическая работа: встреча с ветеранами (по возможности). 16­17.  Под   славными   знаменами.  Экскурсия   в   школьный   музей   Боевой Славы. Музей Боевой Славы    в с. Большая Верейка. По местам Боевой славы. 18. Освобождение.  Разгром   гитлеровцев   в   Воронежской   области. 25 января ­освобождение г.Воронежа. Практическая работа: работа с картой. 19. Воронежская   область   и   Рамонь   после   войны.   Жизнь  в послевоенное годы. Практическая работа: работа с иллюстрациями. 20. Воронежская область и Рамонский край в 50­60­е годы. Хозяйственное и культурное развитие. Период застоя. 21.  Памятники.   Памятные   знаки.  Знакомство   с   историей   возникновения памятников в Рамонском районе. Практическая работа: конкурс рисунков. 22.  Рамонь   конца   80­90­х.   Перестройка.  Трудности   края:   экология, экономика,   демографии,   здравоохранение.  Практическая   работа:   работа   с иллюстрациями.  23­24.  Наш   край   сегодня.  Жизнь   и   быт.   Современные   предприятия, административные здания, их значения в хозяйственной и нравственно ­ духовной жизни края. 25­26. Знакомство   с   государственной символикой. Герб, гимн, флаг. История возникновения герба и флага Воронежской области   и   г.   Воронежа.   Современный   флаг   и   герб  Рамонского   района. Практическая   работа:   творческая   работа   по   созданию   герба,   флага   и эмблемы школы.  Государственная   символика.  27. Воронеж   ­   столица   и   центр   Черноземья.  Рамонь   ­   жемчужина Воронежского края. Кто такой президент? Кто такой губернатор?Государственная дума.   Мир   вокруг   нас.   Мы   и   наши   соседи.  Практическая   работа:   работа   с картой. 28. Образование   в   Рамонском   крае.  Школы   районы.   Успехи   и   достижения учеников. БСХК. Практическая работа: создание путеводителя. 29.Культура Рамонского края. 30.Почетные   граждане   Рамонского   района.  Люди,   ставшие   почетными гражданами. Их судьбы. Встреча с ними. 31.Наши   праздники.  Семейные и личные праздники. Государственные   праздники.   «День   города». Практическая работа: «Придумай поздравления учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы». 32.  История   промышленности   Рамонского   края.  Кондитерская   фабрика. Сахарный завод. Птицефабрика. Керамика. 33­34.Обобщающие   уроки   «Знатоки   родного   края».      Практическая работа: оформление рефератов, рекламных проспектов, путеводителей. Требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: ­что изучают экология и краеведение; ­историю возникновения и развития родного села;  ­семейные профессии, традиции;  ­особенности природы Рамонского края;  ­имена земляков, вошедших в историю края;  ­памятники и памятные места Рамонского района;  ­заповедные места нашего края; ­символику    страны,    г.    Воронежа.    Рамони     и Рамонского района. Учащиеся должны уметь: ­составлять рассказы о своей семье, ее традициях, составлять родословную; ­принимать несложные решения и предлагать свои версии и варианты; ­пользоваться дополнительной литературой;  ­изготавливать    гербарий    растений    различных природных сообществ; ­готовить доклады, рефераты по данным темам. Литература. Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода.­ Воронеж, 2002 г. Бондаренко   Т.   М.   Экологические   занятия:   Практическое   пособие   для воспитателей и методистов ­ Воронеж: ТЦ «Учитель, 2002 г. Ворожейкина Н. И., Виноградова Н. Ф. Наша Родина в прошлом.­ Смоленск, 1998г. Гринько А. В боях за Воронеж.­ Воронеж, 1985 г. Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я.­ Воронеж, 1996 г. Ильинский Н. В. Рамонь.­ Воронеж, 1984 г. Корниенко   Н.   Г.   Ершова   А.   В.,   Чурляев   Ю.   А.и   др.   Краеведение. ­ВОИПКиПРО, 2008 г. Кригер Л. В. Рамонский край. Жемчужина туризма. ­ Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2008. Мальцев В. Рамонь (путеводитель). ­ Воронеж, 2005 г. Норенко   И.   Г.   Экологическое   воспитание   в   школе:   классные   часы,   игры, мероприятия.­ Волгоград: Учитель, 2007г. Опыт   патриотического   воспитания   младших   школьников   средствами краеведо­туристской   деятельности:   Пособие   по   реализации   Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001­ 2005 годы (под ред. Абросимовой Г. П., Трубачевой М.Е.). ­Москва, 2004 г. Обухова   Л.   А.,   Н.   С.   Махина.   Методические   рекомендации   для   учителей начальных   классов   по   формированию   гражданственности   на   основе краеведческого материала. ­Воронеж, 2006 г. Панова В. И. История Воронежского края: Учебно­методическое пособие. 4­е издание, доп. Воронеж: «Родная речь, 2001 г. Попова   О.   Л.,   Свиридова   М.  А.  Тебе,   Рамонь   любимая!   Сборник   детских стихов. ­Рамонь, 2005 г. Решетникова   Г.   П.,   Стрельников   Н.   И.   Окружающий   мир.   3   класс: занимательные материалы. ­ Волгоград: Учитель, 2008т. Рослякова Г. Н. Воспитание юных россиян. ­ Воронеж: «Родная речь», 1994 г. Саплин А. И., Саплина Е. В. Введение в историю.­ М., 2001 г. Смирнова В. А. Есть Рамонь у России. ­ Воронеж: ГУП ВО «Воронежская обл. типография ­ изд. им. Е. А. Болховитинова», 20006 г. Тонкое В. О. О Кольцове. ­ Воронеж, 1953 г. Чубурин П. Ф. Земля воронежская. ­ Воронеж, 1984 г. Шилов В., Образцова Л. Статьи из «Голос Рамони», 1996, 1997, 1999 гг.

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"

Программа эколого-краеведческого образования и воспитания младших школьников "Край родной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018