Урок по теме: Заповедники
Оценка 4.6

Урок по теме: Заповедники

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
20.02.2018
Урок по теме: Заповедники
Открытый урок с презентацией по теме "Заповедники". На этом уроке дети узнают об уникальном заповеднике "Ергаки", который находится на юге Красноярского края. Узнают о растениях и животных которые населяют этот заповедник, узнают о прекрасных горах и озёрах заповедника "Ергаки". А еще о неповторимых скалах и легендах о них.Конспект урока по теме "Заповедники"
Заповедники.doc
МОУ Синеборская средняя общеобразовательная школа Тема урока: Заповедники. Форма проведения: Урок­путешествие по Западному Саяну.                Лесничева Татьяна Ивановна учитель начальных классов.  Синеборская СОШ                                    П. Синеборск 2009 год. Тема: Заповедники Цель: расширить кругозор учащихся через знакомство с уникальной природой Западного  Саяна.  Задачи:  ­ знакомство с природой Западного Саяна: обилием горных рек, озер, водопадов,  гор.              ­ формирование экологической культуры у учащихся;              ­ воспитание любви к природе. Оборудование: проектор, презентация, конверты с заданиями, карта Красноярского края.  Предварительная работа: Детям заранее дается задание написать доклады, выучить стихи, прочитать тексты.   Ход урока: 1. Орг. момент. ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь! ­ Сегодня мы совершить путешествие на удивительную планету, окунемся в мир  Заповедной природы. (Слайд 1). Во время путешествия я буду отслеживать самых  активных участников, которые будут награждаться дипломами. ­Чтобы узнать, как называется эта планета, нужно разгадать ребус. (Дети отгадывают  ребус, предложенный на слайде). (Слайд 2) 2.  Новый материал. ­ Что такое Саяны?  Откуда появилось это слово? (Учащиеся высказывают свои  предположения). А хотите послушать легенду о Саяне? (Да!). (Слайд 3)  Ученик рассказывает легенду: «Когда­то давно обитал в горах Саян ­ хозяин тайги.  Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места. Долгие года он жил и берег богатства  природы. Не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту.  Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось  проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени. Пришла  старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны  тайги. Так и лежит он на страже вечности ­ длинные прямые волосы ниспадают с головы,  спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства.» ­  Вот так и возникло название гор Спящий Саян. А мы сокращенно называем это  прекрасное место «Саяны». ­ Чем прекрасна природа Саян? ­Нетронутая природа, таежный ландшафт, обилие горных речушек, водопадов, озер,  многообразие животного и растительного мира ­  все эти прекрасные слова сказаны о  Саянах. Всего в Саянах насчитывается сотни рек и озер, 1000 видов животных и растений.  Природа в Саянах очень разнообразна, а увидеть это сможете и вы.  ­ Путешествовать мы будем под таким девизом: «Не уничтожать, а изучать, охранять,  приумножать богатства природы». (Слайд 4). ­Что означают эти слова? ­ Ну что же, пора начинать наше путешествие!  ­ Чтобы узнать, как называется первая станция, отгадайте загадки: 1. Узкий кончик – в роднике,      А широкий ­ в море. (Река.) 2. Бегу я как по лесенке,     По камушкам звеня,     Издалека по песенке     Узнаете меня.  (Ручеёк). 3. Глядятся в него молодые рябинки,    Цветные свои примеряя косынки.    Глядятся в него молодые березки,   Свои перед ним поправляя прически.    И месяц и звезды –     В нем все отражается (Озеро). ­ Что это за станция? Дети отвечают «Водоемы» 1. Станция «Водоемы» (Слайд 5) ­ Какие названия рек, озер, водопадов Саян вы знаете? (Дети называют свои варианты.) ­ На самом деле, их в Саянах большое количество и каждый источник красив собой. (На  доске висит карта Красноярского края, на которой, я показываю детям расположение озер  и рек.) Вот посмотрите, самые красивые из водоемов Саян: Озеро «Мраморное».  Назвали его так, что его гранитное дно выстлано как будто  мрамором. Вода в этом озере мягкая как мыло. Недалеко от водоема протекает река,  питающая его, и находиться водопад Мраморный. (Слайд 6) Озеро «Светлое». Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?  Тихое зеркальное озеро, назвали это озеро «Светлым», за ее чистую и прозрачную воду.  Смотришь и видно дно. Говорят, что глубина этого озера 300 м.  (Слайд 7)  Озеро «Радужное». Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?   Тихое милое озеро. Радужным его называют за то, что после дождя над озером появляется  радуга. (Слайд 7)  Озеро «Художников». Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?   Незабываемое место! Это  озеро, считают любимым местом художников. (Слайд 8)  Озеро «Горных духов». Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?  А названо оно так потому, что находится, как будто, на дне чаши, образованной горами, и  поэтому там очень сильное эхо. Как будто духи разговаривают. (Слайд 8)  Озеро «Медвежье» Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?  Это тихий райский уголок, теплые воды так и манят своей прозрачностью. Старожилы  говорят, что когда­то это озеро было любимым местом отдыха хозяина тайги ­ медведя, в  честь которого оно и было названо. А многочисленные коряги и впрямь напоминают  застывшие медвежьи фигуры не только в ночное, но и в дневное время.  (Слайд 9)  Озеро «Безрыбное». Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?  Надо сказать, что озеро очень привлекает. С этого озера, открываться не менее красивые  виды, чем со Светлого. Кроме этого, по рассказам местных, название озера соответствует  действительности с точностью до наоборот, то есть рыбы очень много в этом озере. А  говорят что оно безрыбное для отвода глаз.  (Слайд 10) Озеро «Ледяное». Как вы думаете, почему озеро назвали именно так?  Озеро уникально тем, что даже в августе на поверхности озера лежит лед. (Слайд 10) Река «Тушканчик». Как вы думаете, почему реку назвали так?   Бурная, таежная река. Вода чистая и прозрачная. В реке водится рыба хариус. До сих пор  никто не смог сказать, почему река названа так. Толи за ее маленький размер, толи за то,  что открыл эту реку ученый Тушканчиков. А может еще что­то. Для нас название реки,  остается загадкой!  (Слайд 11) ­ Чем вам запомнилась эта станция? Что нового вы узнали? ­ Следующая станция  не менее красива. Название этой станции узнаете, если отгадаете  анаграмму: роганя (Горная). (Слайд 12) 2. Станция «Горная» (Слайд 13) ­ О чем мы будем говорить здесь? ­ Какие названия гор в Саянах вы знаете? Учитель: «Висячий камень», «Спящий Саян», «Пик птицы», «Пик Братья», «Черепаха»,  «Зуб Дракона» и т.д. (Вывешивают таблицы с названиями гор на доску.) (Приложение 1). ­ Какие интересные названия, у этих гор!  ­Как вы думаете, почему их так назвали? ­Камни сложены так, что придают определенный образ скалам. ­Попробуйте по картинке в презентации определить название горы и запишите их в табло,  которое находится в конверте № 1. (Приложение 2). (Слайд 14, 15, 16).  (Учащиеся в группах обсуждают разные варианты, затем записывают подходящие).  ­Давайте проверим, верно, ли вы определили. (Учащиеся сравнивают свои записи с показом на слайде) (Слайды 17, 18). Молодцы! ­ Что такое заповедник?  Заповедник  ­ территория,  находящаяся под особой охраной, под запретом (с целью сберечь редкие виды растений, животных.). ­ Какие самые распространенные заповедники вы знаете, которые существуют на  территории Красноярского края?  Государственный природный заповедник «Столбы».  Саяно­Шушенский государственный природный биосферный заповедник.  Природный парк «Ергаки».  Национальный парк «Шушенский бор» и т. д. ­ Для чего нужны заповедники? Ответы детей. Правильно, ребята! ­ Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы,  богатство ее животного и растительного мира. Ученик: Мечтает кто­то сильным быть А кто­то стать богатым, А я мечтаю сохранить Край девственной природы необьятой. Ведь заповедников так мало Их нужно нам приумножать Ведь сколько добрых дел он сделал Кому под силу сосчитать? Да нужен ль счет:      Ведь ежегодно он жизнь зверей  Пытается спасать, Чтоб через годы и столетья Увидеть место на земле, где сохранилась природа В первозданной красоте.  ­ Только ли заповедники должны охранять природу?  (Нет!). А кто же еще? (каждый  человек). Вы умеете охранять природу? Сейчас проверим! У вас на столах лежит конверт № 3 с тестами (Приложение 3). ­ Немного о том, как выполнять тест. После каждого вопроса есть три ответа. Выбери из  трёх один – тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу.  (У каждого учащегося тест одного содержания, тесты учащиеся выполняют  индивидуально.) Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе. Получилось  число. ­ А теперь давайте смотреть, в какую группу вы относитесь!  (Слайд 19).  3. Итог.  –Вот и закончилось наше путешествие! ­   Все из вас умеют охранять природу!  Вы достойно прошли все этапы нашего  путешествия и вас можно считать полноправными членами общества защитников природы  ­  А в конце нашего путешествия хотелось сказать такие замечательные слова, которые бы  вы несли в своих сердцах всю жизнь: Как хочу я, чтоб земля вся заповедником была, а  красота её лесная в душе у каждого жила.  Любите и охраняйте нашу природу!  5. Дом задание по выбору. Нарисовать понравившиеся горы, озера. Сочинить сказку. Приложение 1 «Висячий камень» «Спящий» Саян Пик «Птица» Пик «Братья» Пик «Черепаха» «Зуб Дракона»   Станция «Горная» Задание. Впиши под каждым номером название скал, гор. Номер  гор. Названия гор Приложение 2 1. 2. 3. 4. 5. 6 Приложение 3              Тест "Умеешь ли ты охранять природу?" Вопрос № 1. Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый  цветок. Как ты поступишь?  ­ Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);  ­ Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);  ­ Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).  Вопрос № 2. Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?  ­ Покормлю птенцов. (3 очка).  ­ Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).  ­ Буду наблюдать издали. (1 очко).  Вопрос № 3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с  ними?  ­ Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).  ­ Не пойду и других не пущу. (3 очка).  ­ Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).  Вопрос № 4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и  банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход? ­ Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).  ­ Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).  ­ Закопал бы в землю. (1 очко).  Вопрос № 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?  ­ Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).  ­ Кое­что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).  ­ Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).  Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.  Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты  относишься.

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники

Урок по теме: Заповедники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018