Конспект занятия «Лес России»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Примечание. Задания, используемые на занятии, создают условия для развития активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и расширяют у де-тей младшего школьного возраста представления об окружающем мире. Цель: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции. Задачи: - формировать у детей гражданско – патриотическую жизненную позицию у воспитан-ников; - расширять знания о природе; - развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание, во-ображение, умение делать выводы; - воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в коллективе, общаться. Возраст детей: дети младшего школьного возраст, 4 класс, 12 человек. Форма занятия: занятие - игра. Метод обучения: словесный, наглядный, практический. Педагогическая инновация: метод проектирования. Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение, технологиче-ский труд, изо, информатика. Ведущая технология: игровая. Материально – техническое оснащение: -Презентации: * «Современный лес»; * «Национальный парк «Таганай»; - одинаковые картинки «Лесные полянки» -2 шт.; - картинки с животными (сова, лиса, волк, медведь, заяц, бабочка, ежик); - листочки с заданием «Кто спрятался?» - 12 шт.; - потолочные плитки -2 шт.; - картинки – пазлы «Лесная поляна» - 2 шт.; - иголки с ушками – 50 шт.; - коробочки под мусор – 2 шт.;
Иконка файла материала 475101331.doc
Конспект занятия  «Лес России» (конспект урока по окружающему миру ­ 4 класс, по программе «Школа России») Примечание. Задания, используемые на занятии, создают условия для развития    активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных  процессов и  расширяют у  детей младшего школьного возраста представления об окружающем  мире.   Цель: создание  условий  для развития  коммуникативных и  познавательных процессов,  личностных качеств младшего школьника  и воспитания активной жизненной позиции. Задачи:  ­  формировать у детей  гражданско – патриотическую  жизненную позицию  у  воспитанников; ­  расширять знания о природе;  ­  развивать творческую активность, пространственное  мышление, память, внимание,  воображение, умение делать выводы; ­  воспитывать бережное отношение к природе;  умение  работать в коллективе, общаться. Возраст детей:  дети младшего школьного возраст, 4 класс, 12 человек. Форма занятия: занятие ­ игра. Метод обучения: словесный, наглядный, практический. Педагогическая  инновация: метод  проектирования.   связь:  математика,   окружающий   мир,   литературное   чтение, Межпредметная   технологический труд, изо, информатика. Ведущая технология: игровая. Материально – техническое  оснащение: ­Презентации: * «Современный лес»; * «Национальный парк  «Таганай»; ­ одинаковые картинки  «Лесные полянки» ­2 шт.; ­ картинки  с животными  (сова, лиса, волк, медведь, заяц, бабочка, ежик); ­ листочки с заданием «Кто спрятался?» ­ 12 шт.; ­ потолочные плитки ­2 шт.; 1­ картинки – пазлы «Лесная поляна» ­ 2 шт.; ­ иголки с ушками – 50 шт.; ­ коробочки под мусор – 2 шт.; ­ игольницы  ­2 шт.; ­ мраморные статуэтки « Совушка» ­12 шт.; ­ маленькие пакетики для статуэток­12 шт.; ­ цветные карандаши; ­ стеки  «Для своего леса  я смогу сделать…» ­12 шт. ­ ручки или фломастеры ­12 шт.; ­ конверт  для пожеланий « Я для леса……», формат А3; ­ треугольники: «В лесу  не должно быть?», «В лесу должно быть?»; ­ подставки под картинки  «Загадки» ­ 7 шт.;  ­ двухсторонний скотч или магниты; ­ бейджики ­13 шт.; ­ скрепки ­ 4 шт.; ­ карандашница – 2 шт.. ХОД  ЗАНЯТИЯ 1.Формальная часть занятия – 3 минуты 1.1. Организационный момент ­ 1 минута Подготовка  учащихся внешне и  внутренне (психологически)  к занятию. Развитие  произвольного внимания. Сегодня, друзья, мы отправимся в путь, Хорошее  настроение взять с собой не  забудь. Ждут нас встречи и друзья, С  ними вместе буду я, Светлана Вячеславовна. 1.2. Вступительная беседа ­ 2 минуты Вступительная беседа создает  атмосферу общения на занятии и подготавливает   переход к основной (содержательной) части. Светлана Вячеславовна: Ребята, я работаю в « Центре юных техников». Мое объединение называется «Друзья мудрой Совы». Сова ­ это символ мудрости. Мудрость – это глубокий ум. С каждым днем вы становитесь  мудрее и умнее. В школе, дома и на улице каждый день 2вы   узнаете   что­то   новое,   чему­то   учитесь.   Вот   и   на   сегодняшнем   занятии   вы   не   только получите новые знания, но и сами поделитесь с нами  тем, что вы знаете. Светлана Вячеславовна: Я на  занятие я пришла с письмом от тетушки Совы. Послушайте,  что она вам написала. Открываю письмо. Там диск и письмо. Читаю. ­Здравствуйте, ребятки. Пишет  мудрая  тетушка Сова. Хотела я вам показать красоту  уральского леса, но вот что у меня получилось. Высылаю Вам диск с фильмом. До  свидания.  Тетушка Сова. Светлана Вячеславовна: Посмотрим ребята фильм? (Ответ детей). 2.Содержательная часть занятия – 32  минуты 2.1.Показ презентации «Современный лес» ­2 минуты Развитие произвольного внимания, преднамеренного восприятия. 2.2.Обсуждение презентации «Современный лес»  –  2 минуты Развитие умения обосновывать свою точку  зрения, размышлять. Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые  возникли  при  просмотре фильма. (Ответы детей) Светлана Вячеславовна: А почему так случилось, что лес стал таким? (Ответы детей) Светлана Вячеславовна: Хотелось бы вам гулять в таком лесу? ( Ответы детей) 2.3. Выполнение заданий ­ 10 минут Задание 1. Игра «Убрать лишнее» ­ 3 минуты Развитие мышления (анализ), произвольного  внимания, долговременной  памяти,  избирательности восприятия.  Задание.  Две одинаковые картинки леса, где нарисованы различные предметы. Первой  команде надо обвести предметы, которые должны быть в лесу. Другой команде надо   обвести  предметы, которые не должны быть в лесу.  Показ 2 одинаковых  картинок. 3Светлана Вячеславовна: Первой команде обвести  на картинке то, чего не должно быть в  уральском  лесу. Второй команде обвести то, что должно быть в уральском лесу. На стол каждой команды  ставлю  табличку: «Что должно быть в лесу?»  или «Чего не  должно быть в лесу?». Готовое задание 1  команда обводит  – бабочку,  грибы, птицу, цветы , улитку, елку без яблок. 2 команда обводит ­ сапог, костер  около дерева, яблоки на елке, сломанная ветка у  дерева, бутылку,  консервную банку, пальму. Задание 2. Игра « Правила поведения в лесу» ­ 1 минута Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности  выполнения  движений. Светлана Вячеславовна: А вы, ребята, знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей)    После произнесенной фразы надо показать движения  соответствующее слову    «нельзя»­ топаем ногами, «нужно» ­ хлопаем руками.  Могут играть  и  присутствующие  гости. ­ разводить костры  (нельзя); ­ оборудовать и очищать место отдыха (нужно); ­ сохранять и охранять  природу (нужно); ­ ломать растения, срывать цветы (нельзя); ­ бросать банки, пакеты в лесу (нельзя); ­ оберегать и подкармливать животных и птиц (нужно); ­ беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда (нельзя); ­ выкапывать растения (нельзя); Светлана Вячеславовна: Молодцы ребята, знаете вы правила поведения в лесу.  Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, 4Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Светлана Вячеславовна: А вот ребята, сейчас мы узнаем, знаете ли вы животных нашего  уральского леса. Задание 3.  « Животные  леса» ­2  минуты Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром,  явлениями природы. Также загадки для детей способствуют развитию у детей  наблюдательности, памяти, смекалки, мышления, воображения.  «Загадки про животных» На ответы детей показываю картинки – отгадки и  вешаю их на доску. Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо… Жили­были серый еж И  его….      ( Ежиха) Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет – станет жутко. Вздрогнет спящая трава. Это ухает...(Сова) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц)                                           На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) 5Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Любит малину, любит мёд, Зимою ­ лапу лишь сосёт.           К весне он хочет похудеть.          В своей берлоге спит ... ( Медведь) Рыжая плутовка, Хитрая воровка. Курочку стащила, К норе засеменила. Ждут её ребята, Рыжие ... ( лисята) А как зовут маму­красу?                                                                       Узнаёте Вы ... ( Лису) Светлана  Вячеславовна: Ребята, вы очень быстро и правильно отгадали загадки про  животных. Найдите  их   на картинке? Задание 4.  « Кто там спрятался?» ­ 4  минут Упражнения на развитие внимания, творческого  воображения, моторики. Обвести контур животных, которые спрятались. 6Светлана Вячеславовна: Сделали? Давайте проверим. Ответы детей: Спрятались волк, заяц, медведь, лиса. Светлана Вячеславовна:  Правильно. А кто  из животных, которых мы с вами отгадали,  не  играл  с вами в прятки? Ответы детей: Не играли с нами в прятки бабочка, ежик, сова. Светлана Вячеславовна: Молодцы! Правильно справились с заданием. А теперь вам лесные  животные предлагают отдохнуть.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – 1 минута Развитие двигательной памяти и непроизвольного внимания.  Показ слайда « Делай как  Я»  Повторяйте движения за животными. Светлана: Ребята, а какое животное было лишнее и  почему? (Крокодил) Светлана Вячеславовна: Животных и растения леса, правила поведения в нем вы знаете. Вы  просто молодцы, Друзья леса. Тогда приступим  к следующему заданию.  2.4. Практическая работа – 11 минут ( Педагогическая инновация: метод проектирования) Примечание. Так как  ребята двигаются при  выполнении  задания, то вторая  физкультминутка не нужна. Задание  5.  « Соберите и  назовите…» Развитие памяти, внимания, чувства коллективизма. На столе у детей  пазлы. На каждом пазле нарисованы овалы, в которых написаны числа. Надо найти у животного с таким числом на обратной сторон и наклеить. Затем надо  7собрать общую картину, закрепив  каждую часть при помощи иголок на  потолочные   плитки и придумать название картины. Части первого пазла « На речушке»                                                1                                          2                                                 3        4  5                                                    6   Пазл  « На речушке» Части второго пазла 81                                           2                                                     3                                4                                                   5                                              6     Пазл  « На лесной опушке» 2.5 Повторение правил безопасности  при  работе  с  иголкой ­ 1 минута  Правила повторяют перед началом практической работы. Развитие умения размышлять и обосновывать свою точку зрения. 2.6.Защита проектов – 2 минуты Дети  рассуждают. Почему именно так они назвали свою картину. Почему они использовали не все  наклейки животных. Светлана Вячеславовна:  А вы видели такие красивые  места? Точно такие места у нас на  Урале  есть. И я вам сейчас покажу  небольшой фильм про уральскую красоту.  92.7.Показ презентации «Национальный парк «Таганай» ­ 3 минуты Просмотр презентации. 2.8.Обсуждение презентации       «Национальный парк «Таганай»»  –  1 минута Развитие умения обосновывать свою точку  зрения, размышлять. Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые  возникли  при  просмотре фильма. (Ответы детей) 3. Аналитическая часть занятия – 5 минут 3.1. Рефлексия – 4 минут Светлана Вячеславовна:  От  кого или от  чего зависит,  какой будет наш уральский лес?  (Ответы детей) Задание  7 .  « Я могу……» ­ 4 минуты На листочках дополните предложение. Для  уральского леса  я смогу сделать… Светлана Вячеславовна: Подумайте и напишите на стеках то, что вы могли бы сделать, чтоб  лес был чистым, красивым. Затем, вы выходите и наклеиваете на конверт, свои пожелания,  проговорите  вслух. 3.2.Итог ­ 1 минута Светлана Вячеславовна: Наше занятие  подходит к концу. Вы сегодня получили новые  знания, поделились с нами своими знаниями. Мне очень понравилось, как вы работали, ваши  картины, которые вы сделали. А как гласит русская пословица: « Знания ­ это ступень к  мудрости». На  память о  нашей работе я вам хочу подарить каждому символ моего  объединения ­  мудрую Сову. Так  как Сова­ символ …..( мудрости). До свидания. Библиография 1.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем память», М. ООО Изд­во  « Росмэн­Пресс»­2005г. 3.Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». – М.: Линка­пресс, 2003. 4.Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО « БАО ­ Пресс»,­2005г.­16с. 5.Завязкин О.В. « Играя, развиваем внимание», ЗАО « БАО ­ Пресс»,­2005г.­16с. 6.Завязкин О.В. « Играя, развиваем  логику», ЗАО « БАО ­ Пресс»,­2005г.­16с. 7.Завязкин О.В. « Играя, развиваем  воображение», ЗАО « БАО ­ Пресс»,­2005г.­16с. 8. Иванова А. Методика определения обучаемости. 1996. — СПб.: Иматон, 1996. 9.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. — СПб.: Иматон, 1011