Примечание. Задания, используемые на занятии, создают условия для развития активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и расширяют у де-тей младшего школьного возраста представления об окружающем мире.
Цель: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции.
Задачи:
- формировать у детей гражданско – патриотическую жизненную позицию у воспитан-ников;
- расширять знания о природе;
- развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание, во-ображение, умение делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в коллективе, общаться.
Возраст детей: дети младшего школьного возраст, 4 класс, 12 человек.
Форма занятия: занятие - игра.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический.
Педагогическая инновация: метод проектирования.
Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение, технологиче-ский труд, изо, информатика.
Ведущая технология: игровая.
Материально – техническое оснащение:
-Презентации:
* «Современный лес»;
* «Национальный парк «Таганай»;
- одинаковые картинки «Лесные полянки» -2 шт.;
- картинки с животными (сова, лиса, волк, медведь, заяц, бабочка, ежик);
- листочки с заданием «Кто спрятался?» - 12 шт.;
- потолочные плитки -2 шт.;
- картинки – пазлы «Лесная поляна» - 2 шт.;
- иголки с ушками – 50 шт.;
- коробочки под мусор – 2 шт.;
Конспект занятия «Лес России»
(конспект урока по окружающему миру 4 класс, по программе «Школа России»)
Примечание. Задания, используемые на занятии, создают условия для развития
активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и
расширяют у детей младшего школьного возраста представления об окружающем
мире.
Цель: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов,
личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции.
Задачи:
формировать у детей гражданско – патриотическую жизненную позицию у
воспитанников;
расширять знания о природе;
развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание,
воображение, умение делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в коллективе, общаться.
Возраст детей: дети младшего школьного возраст, 4 класс, 12 человек.
Форма занятия: занятие игра.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический.
Педагогическая инновация: метод проектирования.
связь: математика, окружающий мир, литературное чтение,
Межпредметная
технологический труд, изо, информатика.
Ведущая технология: игровая.
Материально – техническое оснащение:
Презентации:
* «Современный лес»;
* «Национальный парк «Таганай»;
одинаковые картинки «Лесные полянки» 2 шт.;
картинки с животными (сова, лиса, волк, медведь, заяц, бабочка, ежик);
листочки с заданием «Кто спрятался?» 12 шт.;
потолочные плитки 2 шт.;
1 картинки – пазлы «Лесная поляна» 2 шт.;
иголки с ушками – 50 шт.;
коробочки под мусор – 2 шт.;
игольницы 2 шт.;
мраморные статуэтки « Совушка» 12 шт.;
маленькие пакетики для статуэток12 шт.;
цветные карандаши;
стеки «Для своего леса я смогу сделать…» 12 шт.
ручки или фломастеры 12 шт.;
конверт для пожеланий « Я для леса……», формат А3;
треугольники: «В лесу не должно быть?», «В лесу должно быть?»;
подставки под картинки «Загадки» 7 шт.;
двухсторонний скотч или магниты;
бейджики 13 шт.;
скрепки 4 шт.;
карандашница – 2 шт..
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Формальная часть занятия – 3 минуты
1.1. Организационный момент 1 минута
Подготовка учащихся внешне и внутренне (психологически) к занятию. Развитие
произвольного внимания.
Сегодня, друзья, мы отправимся в путь,
Хорошее настроение взять с собой не забудь.
Ждут нас встречи и друзья,
С ними вместе буду я, Светлана Вячеславовна.
1.2.
Вступительная беседа 2 минуты
Вступительная беседа создает атмосферу общения на занятии и подготавливает
переход к основной (содержательной) части.
Светлана Вячеславовна: Ребята, я работаю в « Центре юных техников». Мое объединение
называется «Друзья мудрой Совы». Сова это символ мудрости. Мудрость – это глубокий
ум. С каждым днем вы становитесь мудрее и умнее. В школе, дома и на улице каждый день
2вы узнаете чтото новое, чемуто учитесь. Вот и на сегодняшнем занятии вы не только
получите новые знания, но и сами поделитесь с нами тем, что вы знаете.
Светлана Вячеславовна: Я на занятие я пришла с письмом от тетушки Совы. Послушайте,
что она вам написала.
Открываю письмо. Там диск и письмо. Читаю.
Здравствуйте, ребятки. Пишет мудрая тетушка Сова. Хотела я вам показать красоту
уральского леса, но вот что у меня получилось. Высылаю Вам диск с фильмом. До свидания.
Тетушка Сова.
Светлана Вячеславовна: Посмотрим ребята фильм? (Ответ детей).
2.Содержательная часть занятия – 32 минуты
2.1.Показ презентации «Современный лес» 2 минуты
Развитие произвольного внимания, преднамеренного восприятия.
2.2.Обсуждение презентации «Современный лес» – 2 минуты
Развитие умения обосновывать свою точку зрения, размышлять.
Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые возникли при
просмотре фильма. (Ответы детей)
Светлана Вячеславовна: А почему так случилось, что лес стал таким? (Ответы детей)
Светлана Вячеславовна: Хотелось бы вам гулять в таком лесу? ( Ответы детей)
2.3. Выполнение заданий 10 минут
Задание 1. Игра «Убрать лишнее» 3 минуты
Развитие мышления (анализ), произвольного внимания, долговременной памяти,
избирательности восприятия.
Задание. Две одинаковые картинки леса, где нарисованы различные предметы. Первой
команде надо обвести предметы, которые должны быть в лесу. Другой команде надо
обвести предметы, которые не должны быть в лесу.
Показ 2 одинаковых картинок.
3Светлана Вячеславовна: Первой команде обвести на картинке то, чего не должно быть в
уральском лесу. Второй команде обвести то, что должно быть в уральском лесу.
На стол каждой команды ставлю табличку: «Что должно быть в лесу?» или «Чего не
должно быть в лесу?».
Готовое задание
1 команда обводит – бабочку, грибы, птицу, цветы , улитку, елку без яблок.
2 команда обводит сапог, костер около дерева, яблоки на елке, сломанная ветка у
дерева, бутылку, консервную банку, пальму.
Задание 2. Игра « Правила поведения в лесу» 1 минута
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения
движений.
Светлана Вячеславовна: А вы, ребята, знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей)
После произнесенной фразы надо показать движения соответствующее слову
«нельзя» топаем ногами, «нужно» хлопаем руками. Могут играть и присутствующие
гости.
разводить костры (нельзя);
оборудовать и очищать место отдыха (нужно);
сохранять и охранять природу (нужно);
ломать растения, срывать цветы (нельзя);
бросать банки, пакеты в лесу (нельзя);
оберегать и подкармливать животных и птиц (нужно);
беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда (нельзя);
выкапывать растения (нельзя);
Светлана Вячеславовна: Молодцы ребята, знаете вы правила поведения в лесу.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
4Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Светлана Вячеславовна: А вот ребята, сейчас мы узнаем, знаете ли вы животных нашего
уральского леса.
Задание 3. « Животные леса» 2 минуты
Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром,
явлениями природы. Также загадки для детей способствуют развитию у детей
наблюдательности, памяти, смекалки, мышления, воображения.
«Загадки про животных»
На ответы детей показываю картинки – отгадки и вешаю их на доску.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жилибыли серый еж
И его…. ( Ежиха)
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет – станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает...(Сова)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
5Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Любит малину, любит мёд,
Зимою лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ... ( Медведь)
Рыжая плутовка,
Хитрая воровка.
Курочку стащила,
К норе засеменила.
Ждут её ребята,
Рыжие ... ( лисята)
А как зовут мамукрасу?
Узнаёте Вы ... ( Лису)
Светлана Вячеславовна: Ребята, вы очень быстро и правильно отгадали загадки про
животных. Найдите их на картинке?
Задание 4. « Кто там спрятался?» 4 минут
Упражнения на развитие внимания, творческого воображения, моторики.
Обвести контур животных, которые спрятались.
6Светлана Вячеславовна: Сделали? Давайте проверим.
Ответы детей: Спрятались волк, заяц, медведь, лиса.
Светлана Вячеславовна: Правильно. А кто из животных, которых мы с вами отгадали, не
играл с вами в прятки?
Ответы детей: Не играли с нами в прятки бабочка, ежик, сова.
Светлана Вячеславовна: Молодцы! Правильно справились с заданием. А теперь вам лесные
животные предлагают отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – 1 минута
Развитие двигательной памяти и непроизвольного внимания.
Показ слайда « Делай как Я»
Повторяйте движения за животными.
Светлана: Ребята, а какое животное было лишнее и почему? (Крокодил)
Светлана Вячеславовна: Животных и растения леса, правила поведения в нем вы знаете. Вы
просто молодцы, Друзья леса. Тогда приступим к следующему заданию.
2.4. Практическая работа – 11 минут
( Педагогическая инновация: метод проектирования)
Примечание. Так как ребята двигаются при выполнении задания, то вторая
физкультминутка не нужна.
Задание 5. « Соберите и назовите…»
Развитие памяти, внимания, чувства коллективизма.
На столе у детей пазлы. На каждом пазле нарисованы овалы, в которых написаны числа.
Надо найти у животного с таким числом на обратной сторон и наклеить. Затем надо
7собрать общую картину, закрепив каждую часть при помощи иголок на потолочные
плитки и придумать название картины.
Части первого пазла « На речушке»
1 2 3
4
5 6
Пазл « На речушке»
Части второго пазла
81 2 3
4 5 6
Пазл « На лесной опушке»
2.5 Повторение правил безопасности при работе с иголкой 1 минута
Правила повторяют перед началом практической работы.
Развитие умения размышлять и обосновывать свою точку зрения.
2.6.Защита проектов – 2 минуты
Дети рассуждают.
Почему именно так они назвали свою картину.
Почему они использовали не все наклейки животных.
Светлана Вячеславовна: А вы видели такие красивые места? Точно такие места у нас на
Урале есть. И я вам сейчас покажу небольшой фильм про уральскую красоту.
92.7.Показ презентации «Национальный парк «Таганай» 3 минуты
Просмотр презентации.
2.8.Обсуждение презентации «Национальный парк «Таганай»» – 1 минута
Развитие умения обосновывать свою точку зрения, размышлять.
Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые возникли при
просмотре фильма. (Ответы детей)
3. Аналитическая часть занятия – 5 минут
3.1. Рефлексия – 4 минут
Светлана Вячеславовна: От кого или от чего зависит, какой будет наш уральский лес?
(Ответы детей)
Задание 7 . « Я могу……» 4 минуты
На листочках дополните предложение.
Для уральского леса я смогу сделать…
Светлана Вячеславовна: Подумайте и напишите на стеках то, что вы могли бы сделать, чтоб
лес был чистым, красивым. Затем, вы выходите и наклеиваете на конверт, свои пожелания,
проговорите вслух.
3.2.Итог 1 минута
Светлана Вячеславовна: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня получили новые
знания, поделились с нами своими знаниями. Мне очень понравилось, как вы работали, ваши
картины, которые вы сделали. А как гласит русская пословица: « Знания это ступень к
мудрости». На память о нашей работе я вам хочу подарить каждому символ моего
объединения мудрую Сову. Так как Сова символ …..( мудрости). До свидания.
Библиография
1.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем память», М. ООО Издво
« РосмэнПресс»2005г.
3.Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». – М.: Линкапресс, 2003.
4.Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО « БАО Пресс»,2005г.16с.
5.Завязкин О.В. « Играя, развиваем внимание», ЗАО « БАО Пресс»,2005г.16с.
6.Завязкин О.В. « Играя, развиваем логику», ЗАО « БАО Пресс»,2005г.16с.
7.Завязкин О.В. « Играя, развиваем воображение», ЗАО « БАО Пресс»,2005г.16с.
8. Иванова А. Методика определения обучаемости. 1996. — СПб.: Иматон, 1996.
9.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. — СПб.: Иматон,
1011