Программа экономика региона
Оценка 4.8

Программа экономика региона

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
география +2
Взрослым
05.01.2017
Программа экономика региона
Программа опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» «Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов» Авторы- составители программы «Экономика региона» Фурсик С.Н, Алексеева М.А., Гузакова О.Л., Леонидова Г.В. 7-9 класс - 51 час по 0,5 часа РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
рег. экон..docx

Программа опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»

«Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов»

Авторы- составители программы «Экономика региона»

Фурсик С.Н, Алексеева М.А., Гузакова О.Л., Леонидова Г.В.

7-9 класс  - 51 час по 0,5 часа

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализуя основные задачи российского образования, на­правленного на успешную социальную адаптацию личнос­ти в новых рыночных отношениях, предполагается усиление понимания к процессам, происходящим в экономике регио­на в том числе изменение содержания экономического образования в основной школе. Для обеспечения гарантий реализации и повышения качества экономического образова­ния вводится региональный компонент стандарта общего экономического образования.

Основные положения регионального компонента стандарта по экономике региона направлены на достижение следующих целей:

- формирование у школьников основ экономической гра­мотности;

- воспитание экономической культуры; развитие экономического мышления; - приобретение системных знаний об экономике региона.

Основные задачи, реализуемые через региональный компонент, нацелены на:

- усвоение основных экономических категорий, понятий, законов через изучение хозяйственной деятельности региона;

- формирование представления об экономике Вологод­ской области, об особенностях хозяйства региона, основных тенденциях и перспективах его развития; развитие умения применять экономические знания в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить.

Региональный компонент стандарта общего экономическогообразования на базовом уровне включает:

- обязательный минимум содержания программы учеб­ного предмета «Экономика региона»; требования к уровню подготовки выпускников.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»

Экономика как система хозяйственной жизни. Эконо­мическая наука. Место экономики региона в националь­ной экономике.

Экономические блага. Факторы производства. Пробле­мы ограниченности и выбора. Собственность. Формы соб­ственности в экономике региона.

Производство, основные сферы производства в регионе. Специализация региона. Экономические связи в рамках специализации и кооперирования в регионе.

Обмен. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. Товар и его свойства. Деньги. Формы и функции де­нег. Торговля. Роль торговли в развитии экономики региона.

Рынок. Рыночная экономика. Конкуренция и моно­полия на региональном рынке.

Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложе­ния. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Структура спроса и предложения на потребительских рынках Вологодской области.

Рынок труда. Субъекты спроса и предложения на реги­ональном рынке труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Динамика средней заработной платы в различных отраслях региональной экономики. Безработица. Социаль­но-экономические последствия безработицы в регионе.

Бюджет семьи. Потребительская корзина. Прожи­точный минимум.

Инфляция. Причины и виды инфляции.

Рынок капитала. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала.

Банковская система. Роль банков в экономике Воло­годской области. Кредит и его роль, виды кредита, исполь­зуемые в экономике региона.

Налоги. Виды налогов. Функции налогов в экономике региона. Бюджет региона. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона.

Предпринимательство. Виды, формы и роль предпри­нимательства в регионе. Фирма. Издержки и прибыль. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе.

 

 

 

 

 

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации.

Освоение экономических ролей через участие в обуча­ющих играх и тренингах.

Моделирование экономических ситуаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса «Экономика региона» на базовом уровне выпускник должен: знать  и понимать:

-   место экономики региона в экономике страны и мира;

-   факторы производства региона;

-   основные сферы производства в регионе;

-   сущность и роль обмена в развитии экономики Вологод­ской области;

-   формы и функции денег, роль торговли в экономике региона;

-   роль конкуренции и монополии на региональном рынке;

-   организацию рынка труда;

-   виды и роль кредитов;

-   роль банковской системы в развитии региональной эко­номики;

-   основные виды налогов;

-   роль регионального и местных бюджетов;

-   организационно-правовые формы предпринимательства.

Уметь:

-использовать и анализировать источники информации для анализа экономической ситуации в регионе;

-   объяснять причины инфляционных процессов;

-   планировать семейный бюджет;

-   описывать действия рыночного механизма;

-   использовать полученные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА».

7-9 классыДопущено департаментом образования Вологодской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Экономика региона» является составной частью школьного экономического об­разования.

Цель учебного предмета «Экономика региона»: фор­мирование у школьников основ экономической культуры и системных знаний об экономике региона.

Задачи:

-   овладение основами экономических знаний о хозяй­ственной деятельности людей, их потребностях и спосо­бах удовлетворения;

-   формирование представления об экономике Вологод­ской области, об особенностях хозяйства региона и пер­спективах его развития;

-   раскрытие основных тенденций экономических про­цессов в регионе, его места и роли в общероссийском экономическом пространстве;

-   развитие способности к самообразованию, критическо­му осмыслению экономических процессов, происходя­щих в экономике страны и региона, развитие умения применять экономические знания в конкретных ситу­ациях, самостоятельно и нестандартно мыслить.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»

Мировая цивилизация переходит к новому типу соци­ально-экономического развития, в центре которого стоит человек, его способности и деятельность, изменяющие сис­тему экономических и социальных ценностей. Современ­ному обществу предстоит длительный путь к новому типу экономического роста, создание хозяйственного механизма, ориентированного на развитие и накопление челове­ческого капитала как совокупности деятельных, произво­дительных способностей личности.

В переломные моменты общественного развития крайне необходимо, как показывает мировой опыт, опере­жающее развитие производительных, духовно-нравствен­ных сил и способностей личности. В формировании такой личности огромная роль принадлежит образованию, в том числе экономическому.

Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что в современных условиях на первый план выдвигаются такие качества лич­ности как предприимчивость, энергичность, экономическая грамотность, умение ориентироваться в современных соци­ально-экономических проблемах. Кроме того, не может быть хорошего специалиста-профессионала в любой сфере дея­тельности, если он не обладает экономической культурой, яв­ляющейся частью общей культуры человека.

Цели экономического образования современной моло­дежи состоят в том, чтобы ознакомить молодых людей с важнейшими экономическими проблемами и способами их разрешения. В результате общеобразовательной эконо­мической подготовки молодой человек должен получить  навыки:

—   уметь принимать самостоятельные эффективные реше­ния при анализе и оценке текущей и перспективной экономической ситуации;

—   владеть основными понятиями и терминами макро- и микроэкономики;

—   ориентироваться в содержании основных экономиче­ских проблем и различных подходах к их решению;

—   иметь обоснованное представление о логике экономи­ческого развития;

—   обладать социально-экономической грамотностью и эко­номическим мышлением.

Экономическое мышление можно определить как про­цесс познания человеком экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и вы­работки на этой основе принципов и способов своей деятель­ности. Осмысление экономических реальностей служит необходимым условием осознанного участия человека в принятии экономических решений и их реализации. Эко­номическое мышление формирует хозяйственное поведение и экономическую культуру.

Экономически образованный человек способен правиль­но понять как суть экономических реформ в России в це­лом, так и ее многочисленные конкретные проявления, в том числе и на уровне региона: в чем значение и каковы последствия приватизации государственной собственности, либерализации цен, как ориентироваться на рынке ценных бумаг, каковы особенности экономической политики. Экономическое образование необходимо молодому поколе­нию. Оно жизненно важно для принятия повседневных решений, для ориентации в рыночных отношениях, для повышения уровня благосостояния, для реализации воз­можности найти свое прочное место в непростой современ­ной действительности.

Актуальность изучения учебного предмета «Экономика региона» заключается в том, что знакомство с экономиче­скими процессами, происходящими в стране, начинается для учащихся с осознания проблем и особенностей функци­онирования семьи, района, города, региона, т. е. с той среды, которая их окружает, поэтому основные экономические по­нятия и категории вводятся через познание экономики ре­гиона. Кроме того, задачей образования, в том числе и эко­номического, является подготовка не просто хороших специ­алистов, а высококвалифицированных кадров для разных отраслей региона.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ

1.  Системность, целостность, научность.

Предполагает раскрытие основных сторон экономиче­ских процессов в регионе, их особенностей, расширение ин­тереса к экономике семьи, предприятия, района, города, обла­сти; формирование представления о значимости «малой эко­номики».

2.  Доступность.

Необходимость учета возрастных особенностей школь­ников при изучении экономических процессов в регионе.

3.  Полнота содержания.

Программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных целей экономического образования.

4.  Практическая направленность.

Реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность через работу с различными экономическими источниками, статистиче­скими материалами, справочной литературой; пониманию своего места в решении экономических проблем региона; развитию умения поступать рационально, наиболее полно реализовывать свои индивидуальные способности, управ­лять семейной экономикой, осуществлять экономическое предвидение на основе анализа динамики экономических показателей.

5.  Преемственность.

Программа предполагает углубление экономических знаний, полученных в различных школьных дисциплинах.

6.  Вариативность.

Программа может быть использована при работе с разными возрастными группами учащихся, учитель мо­жет самостоятельно отбирать наиболее значимый и важ­ный материал, не нарушая при этом логику курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛИНИИ

И ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»

На каждой ступени обучения принята соответствующая возрасту учащихся и уровню их базовой подготовки степень детализации содержательных линий образования. В соот­ветствии с предложенной программой изучение экономики региона предполагается с 7-го по 9-й класс и базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предме­тов: «Окружающий мир», «География», «История», «Обществознание».

В 7-м классе учащимся даются сведения об особенно­стях экономики региона, о взаимодействии и месте от-дельных сфер экономической деятельности Вологодской области. Особое внимание уделяется проблемам ограни­ченности ресурсов, выбора, связанного с альтернативным их использованием, и анализу факторов, способствующих хозяйственной специализации области.

В 8-м классе рассматриваются проблемы конкурен­ции как основы успешного развития экономики, характе­ристика отдельных ее видов, проблемы конкуренции и монополии в регионе. Большое внимание уделяется пове­дению отдельного человека как потребителя и наемного работника, характеристике потребительских рынков и рынка труда Вологодской области, безработице.

Исследуется домохозяйство, как важнейший субъект рыночной экономики, факторы, формирующие бюджет се­мьи, его доходную и расходную части и анализируется влияние инфляции на изменение уровня жизни и реаль­ных доходов населения Вологодской области.

В 9-м классе существенно расширяется понятийный аппарат учащихся. Следует учитывать, что в курсе экономи­ческой географии ими изучаются проблемы развития хо­зяйственного комплекса: демографические, энергетические, ресурсные, транспортные. Логическим продолжением яв­ляется углубленное изучение основных экономических процессов и законов развития экономики региона: пред­принимательство, организационно-правовые формы пред­принимательской деятельности в регионе, проблемы ста­новления и развития малого и среднего бизнеса. Рассматри­ваются проблемы экономики фирмы, функционирование кредитной, налоговой, бюджетной систем региона.

В результате изучения данного учебного предмета вы­пускники основной школы овладевают основами экономи­ческой грамотности, получают целостное представление об основных экономических процессах, происходящих в регио­не, приобретают первичные навыки анализа статистической информации о социально-экономической жизни региона.

При изучении экономики региона необходимо исполь­зование современных образовательных технологий, активи­зирующих индивидуальную деятельность учащихся, ориентирующих на самостоятельный поиск необходимых статистических материалов, инициативу, анализ и синтез.

При реализации программы могут быть использованы различные методы вовлечения учащихся в реальные эконо­мические отношения в виде деловых игр, моделирующих конкретные экономические ситуации.

Экономические практикумы, деловые игры, тренинги, домашние задания, выполнение спецвопросов и спецзада­ний являются активными формами обучения, предполагают индивидуальный подход в преподавании экономической теории, в том числе экономики региона, активно обеспе­чивают связь теории с реальной экономической практикой, помогают лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям, формируют экономическое мышление, являю­щееся необходимым условием прогресса российских эко­номических реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА».

7-9 КЛАССЫ (51 ЧАС)

7класс (17 часов)

тема (1 ч.). Вводный урок. Введение в экономику региона.

тема (3 ч.). Факторы производства региона. Пробле­мы ограниченности и выбора. Собственность: сущность и формы.

тема (6 ч.). Производство. Сферы производства. Производительность труда. Разделение и специализация труда. Специализация региона. Кооперация. Экономиче­ские связи между предприятиями Вологодской области, межрегиональные связи.

тема (6 ч.). Обмен. Сущность и роль обмена в раз­витии экономики региона. Натуральное и товарное хозяй­ство. Товар. Деньги и их функции. Торговля, ее роль в развитии экономики Вологодской области.

1 час. Повторительно-обобщающий урок по теме «Вве­дение в экономику региона».

8класс (17 часов)

тема. (4 ч.). Региональный рынок.

Рыночная экономика. Рынок, структура рынка регио­на. Конкуренция, ее виды в экономике Вологодской обла­сти. Монополия, антимонопольная политика в регионе.

тема (3 ч.). Спрос и предложение на потребитель­ских рынках Вологодской области. Рыночное равновесие. Процесс ценообразования на потребительских рынках ре­гиона.

тема (3 ч.). Рынок труда. Заработная плата. Безра­ботица, ее последствия в регионе.

тема (3 ч.). Бюджет семьи, его доходы и расходы. Прожиточный минимум, потребительская корзина. Соци­альная защита населения в Вологодской области.

тема (3 ч.). Инфляция. Причины и виды инфля­ции. Экономические и социальные последствия инфля­ции в регионе.

1 час. Повторительно-обобщающий урок по теме «Ры­ночная экономика».

9 класс (17 часов)

тема (3 ч.). Региональный рынок капитала. Спрос и предложение на рынке капитала. Инвестиции. Тенден­ции в развитии регионального рынка капитала.

тема (3 ч.). Банковская система и роль банков в экономике Вологодской области. Виды банков и их функ­ции. Кредит, его виды и роль в экономике региона.

тема (2 ч.). Налоги и их виды. Принципы налого­обложения и функции налогов в экономике региона.

тема (3 ч.). Бюджет региона. Доходы и расходы регионального бюджета. Состояние бюджета. Роль регио­нального и местных бюджетов в экономике Вологодской области.

тема (2 ч.). Понятие и виды предпринимательства в регионе. Организационно-правовые формы предприни­мательской деятельности в экономике региона. Развитие малого и среднего бизнеса в Вологодской области.

6  тема (3 ч.). Фирма. Основные цели и задачи фирм в региональной экономике. Виды издержек фирмы. При­быль, ее значение и распределение.

час. Заключительный урок по теме  «Экономика региона».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В. С. Автономов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. - 256 с.

Волков С. Д. Экономика: Пособие для преподавателей курса экономики в образовательных учреждениях / С. Д. Волков, А. Н. Лю­барский. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 100 с.

Ермакова И. В. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / И. В. Ермакова, Т. А. Протасевич. - М.: МЦЭБО-ВИТА-ПРЕСС, 2001. - 112 с.

Перепеченко В. П. Экономика Вологодской области / В. П. Перепеченко. - Вологда, 1997. - 64 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Губанова Е. С. Инвестиционная деятельность в регионе / Е. С. Губанова. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. - 137 с.

Гуськова М. Ф. Экономика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб­ное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Ф. Гусь­кова, П. Ф. Стерликов, Ф. Ф. Стерликов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

Золотогоров В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров. - Мн.: Интерсервис; Книжный дом, 2003. - 720 с.

Краеведческие задачи для школьников: Учебное пособие для учащихся 5-11 кл. средней школы / Редкол. Коробейникова Л. А. -Вологда: Русь ВГПИ, 1995. - 169 с.

Кисёлкина Н. А. Решение задач экономического содержа­ния: В помощь учителю экономики / Н. А. Кисёлкина. - Вологда: ИЦ Вологодский институт развития образования, 2003. - 75 с.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика: Книга для детей младшего и среднего школьного возраста / И. В. Лип­сиц. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. - 352 с.

Москвина О. С. Промышленная политика - ядро модерниза­ции экономики / О. С. Москвина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. - 136 с.

Перепеченко В. П. Экономика Северо-Запада / В. П. Перепе­ченко. - Вологда: Академия, 2004. - 175 с.

Практикум по основам экономической теории: Учебное посо­бие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углуб­ленным изучением экономики / Под ред. С. Н. Иванова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. - 272 с.

Прикладная экономика: Учебное пособие / Пер. с англ. / Меж­региональная общественная организация «Достижения молодых». -М.: Артель-Сервис, 2003. - 272 с.


 

Программа опубликована в сборнике

Программа опубликована в сборнике

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА

Цели экономического образования современной моло­дежи состоят в том, чтобы ознакомить молодых людей с важнейшими экономическими проблемами и способами их разрешения

Цели экономического образования современной моло­дежи состоят в том, чтобы ознакомить молодых людей с важнейшими экономическими проблемами и способами их разрешения

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛИНИИ И ОСОБЕННОСТИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛИНИИ И ОСОБЕННОСТИ

При изучении экономики региона необходимо исполь­зование современных образовательных технологий, активи­зирующих индивидуальную деятельность учащихся, ориентирующих на самостоятельный поиск необходимых статистических материалов, инициативу, анализ и синтез

При изучении экономики региона необходимо исполь­зование современных образовательных технологий, активи­зирующих индивидуальную деятельность учащихся, ориентирующих на самостоятельный поиск необходимых статистических материалов, инициативу, анализ и синтез

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ЭКОНОМИКА

Понятие и виды предпринимательства в регионе

Понятие и виды предпринимательства в регионе

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Автономов

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Автономов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017