Программа опубликована в сборнике Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»
«Региональный компонент содержания основного общего образования: образовательные стандарты и программы учебных предметов»
Авторы- составители программы «Экономика региона»
Фурсик С.Н, Алексеева М.А., Гузакова О.Л., Леонидова Г.В.
7-9 класс - 51 час по 0,5 часа
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализуя основные задачи российского образования, направленного на успешную социальную адаптацию личности в новых рыночных отношениях, предполагается усиление понимания к процессам, происходящим в экономике региона в том числе изменение содержания экономического образования в основной школе. Для обеспечения гарантий реализации и повышения качества экономического образования вводится региональный компонент стандарта общего экономического образования.
Основные положения регионального компонента стандарта по экономике региона направлены на достижение следующих целей:
- формирование у школьников основ экономической грамотности;
- воспитание экономической культуры; развитие экономического мышления; - приобретение системных знаний об экономике региона.
Основные задачи, реализуемые через региональный компонент, нацелены на:
- усвоение основных экономических категорий, понятий, законов через изучение хозяйственной деятельности региона;
- формирование представления об экономике Вологодской области, об особенностях хозяйства региона, основных тенденциях и перспективах его развития; развитие умения применять экономические знания в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить.
Региональный компонент стандарта общего экономическогообразования на базовом уровне включает:
- обязательный минимум содержания программы учебного предмета «Экономика региона»; требования к уровню подготовки выпускников.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
Экономика как система хозяйственной жизни. Экономическая наука. Место экономики региона в национальной экономике.
Экономические блага. Факторы производства. Проблемы ограниченности и выбора. Собственность. Формы собственности в экономике региона.
Производство, основные сферы производства в регионе. Специализация региона. Экономические связи в рамках специализации и кооперирования в регионе.
Обмен. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. Товар и его свойства. Деньги. Формы и функции денег. Торговля. Роль торговли в развитии экономики региона.
Рынок. Рыночная экономика. Конкуренция и монополия на региональном рынке.
Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Структура спроса и предложения на потребительских рынках Вологодской области.
Рынок труда. Субъекты спроса и предложения на региональном рынке труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Динамика средней заработной платы в различных отраслях региональной экономики. Безработица. Социально-экономические последствия безработицы в регионе.
Бюджет семьи. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Инфляция. Причины и виды инфляции.
Рынок капитала. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала.
Банковская система. Роль банков в экономике Вологодской области. Кредит и его роль, виды кредита, используемые в экономике региона.
Налоги. Виды налогов. Функции налогов в экономике региона. Бюджет региона. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона.
Предпринимательство. Виды, формы и роль предпринимательства в регионе. Фирма. Издержки и прибыль. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе.
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации.
Освоение экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах.
Моделирование экономических ситуаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса «Экономика региона» на базовом уровне выпускник должен: знать и понимать:
- место экономики региона в экономике страны и мира;
- факторы производства региона;
- основные сферы производства в регионе;
- сущность и роль обмена в развитии экономики Вологодской области;
- формы и функции денег, роль торговли в экономике региона;
- роль конкуренции и монополии на региональном рынке;
- организацию рынка труда;
- виды и роль кредитов;
- роль банковской системы в развитии региональной экономики;
- основные виды налогов;
- роль регионального и местных бюджетов;
- организационно-правовые формы предпринимательства.
Уметь:
-использовать и анализировать источники информации для анализа экономической ситуации в регионе;
- объяснять причины инфляционных процессов;
- планировать семейный бюджет;
- описывать действия рыночного механизма;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА».
7-9 классыДопущено департаментом образования Вологодской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Экономика региона» является составной частью школьного экономического образования.
Цель учебного предмета «Экономика региона»: формирование у школьников основ экономической культуры и системных знаний об экономике региона.
Задачи:
- овладение основами экономических знаний о хозяйственной деятельности людей, их потребностях и способах удовлетворения;
- формирование представления об экономике Вологодской области, об особенностях хозяйства региона и перспективах его развития;
- раскрытие основных тенденций экономических процессов в регионе, его места и роли в общероссийском экономическом пространстве;
- развитие способности к самообразованию, критическому осмыслению экономических процессов, происходящих в экономике страны и региона, развитие умения применять экономические знания в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
Мировая цивилизация переходит к новому типу социально-экономического развития, в центре которого стоит человек, его способности и деятельность, изменяющие систему экономических и социальных ценностей. Современному обществу предстоит длительный путь к новому типу экономического роста, создание хозяйственного механизма, ориентированного на развитие и накопление человеческого капитала как совокупности деятельных, производительных способностей личности.
В переломные моменты общественного развития крайне необходимо, как показывает мировой опыт, опережающее развитие производительных, духовно-нравственных сил и способностей личности. В формировании такой личности огромная роль принадлежит образованию, в том числе экономическому.
Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что в современных условиях на первый план выдвигаются такие качества личности как предприимчивость, энергичность, экономическая грамотность, умение ориентироваться в современных социально-экономических проблемах. Кроме того, не может быть хорошего специалиста-профессионала в любой сфере деятельности, если он не обладает экономической культурой, являющейся частью общей культуры человека.
Цели экономического образования современной молодежи состоят в том, чтобы ознакомить молодых людей с важнейшими экономическими проблемами и способами их разрешения. В результате общеобразовательной экономической подготовки молодой человек должен получить навыки:
— уметь принимать самостоятельные эффективные решения при анализе и оценке текущей и перспективной экономической ситуации;
— владеть основными понятиями и терминами макро- и микроэкономики;
— ориентироваться в содержании основных экономических проблем и различных подходах к их решению;
— иметь обоснованное представление о логике экономического развития;
— обладать социально-экономической грамотностью и экономическим мышлением.
Экономическое мышление можно определить как процесс познания человеком экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов и способов своей деятельности. Осмысление экономических реальностей служит необходимым условием осознанного участия человека в принятии экономических решений и их реализации. Экономическое мышление формирует хозяйственное поведение и экономическую культуру.
Экономически образованный человек способен правильно понять как суть экономических реформ в России в целом, так и ее многочисленные конкретные проявления, в том числе и на уровне региона: в чем значение и каковы последствия приватизации государственной собственности, либерализации цен, как ориентироваться на рынке ценных бумаг, каковы особенности экономической политики. Экономическое образование необходимо молодому поколению. Оно жизненно важно для принятия повседневных решений, для ориентации в рыночных отношениях, для повышения уровня благосостояния, для реализации возможности найти свое прочное место в непростой современной действительности.
Актуальность изучения учебного предмета «Экономика региона» заключается в том, что знакомство с экономическими процессами, происходящими в стране, начинается для учащихся с осознания проблем и особенностей функционирования семьи, района, города, региона, т. е. с той среды, которая их окружает, поэтому основные экономические понятия и категории вводятся через познание экономики региона. Кроме того, задачей образования, в том числе и экономического, является подготовка не просто хороших специалистов, а высококвалифицированных кадров для разных отраслей региона.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ
1. Системность, целостность, научность.
Предполагает раскрытие основных сторон экономических процессов в регионе, их особенностей, расширение интереса к экономике семьи, предприятия, района, города, области; формирование представления о значимости «малой экономики».
2. Доступность.
Необходимость учета возрастных особенностей школьников при изучении экономических процессов в регионе.
3. Полнота содержания.
Программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных целей экономического образования.
4. Практическая направленность.
Реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность через работу с различными экономическими источниками, статистическими материалами, справочной литературой; пониманию своего места в решении экономических проблем региона; развитию умения поступать рационально, наиболее полно реализовывать свои индивидуальные способности, управлять семейной экономикой, осуществлять экономическое предвидение на основе анализа динамики экономических показателей.
5. Преемственность.
Программа предполагает углубление экономических знаний, полученных в различных школьных дисциплинах.
6. Вариативность.
Программа может быть использована при работе с разными возрастными группами учащихся, учитель может самостоятельно отбирать наиболее значимый и важный материал, не нарушая при этом логику курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛИНИИ
И ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
На каждой ступени обучения принята соответствующая возрасту учащихся и уровню их базовой подготовки степень детализации содержательных линий образования. В соответствии с предложенной программой изучение экономики региона предполагается с 7-го по 9-й класс и базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов: «Окружающий мир», «География», «История», «Обществознание».
В 7-м классе учащимся даются сведения об особенностях экономики региона, о взаимодействии и месте от-дельных сфер экономической деятельности Вологодской области. Особое внимание уделяется проблемам ограниченности ресурсов, выбора, связанного с альтернативным их использованием, и анализу факторов, способствующих хозяйственной специализации области.
В 8-м классе рассматриваются проблемы конкуренции как основы успешного развития экономики, характеристика отдельных ее видов, проблемы конкуренции и монополии в регионе. Большое внимание уделяется поведению отдельного человека как потребителя и наемного работника, характеристике потребительских рынков и рынка труда Вологодской области, безработице.
Исследуется домохозяйство, как важнейший субъект рыночной экономики, факторы, формирующие бюджет семьи, его доходную и расходную части и анализируется влияние инфляции на изменение уровня жизни и реальных доходов населения Вологодской области.
В 9-м классе существенно расширяется понятийный аппарат учащихся. Следует учитывать, что в курсе экономической географии ими изучаются проблемы развития хозяйственного комплекса: демографические, энергетические, ресурсные, транспортные. Логическим продолжением является углубленное изучение основных экономических процессов и законов развития экономики региона: предпринимательство, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в регионе, проблемы становления и развития малого и среднего бизнеса. Рассматриваются проблемы экономики фирмы, функционирование кредитной, налоговой, бюджетной систем региона.
В результате изучения данного учебного предмета выпускники основной школы овладевают основами экономической грамотности, получают целостное представление об основных экономических процессах, происходящих в регионе, приобретают первичные навыки анализа статистической информации о социально-экономической жизни региона.
При изучении экономики региона необходимо использование современных образовательных технологий, активизирующих индивидуальную деятельность учащихся, ориентирующих на самостоятельный поиск необходимых статистических материалов, инициативу, анализ и синтез.
При реализации программы могут быть использованы различные методы вовлечения учащихся в реальные экономические отношения в виде деловых игр, моделирующих конкретные экономические ситуации.
Экономические практикумы, деловые игры, тренинги, домашние задания, выполнение спецвопросов и спецзаданий являются активными формами обучения, предполагают индивидуальный подход в преподавании экономической теории, в том числе экономики региона, активно обеспечивают связь теории с реальной экономической практикой, помогают лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям, формируют экономическое мышление, являющееся необходимым условием прогресса российских экономических реформ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ЭКОНОМИКА РЕГИОНА».
7-9 КЛАССЫ (51 ЧАС)
7класс (17 часов)
1 тема (1 ч.). Вводный урок. Введение в экономику региона.
2 тема (3 ч.). Факторы производства региона. Проблемы ограниченности и выбора. Собственность: сущность и формы.
3 тема (6 ч.). Производство. Сферы производства. Производительность труда. Разделение и специализация труда. Специализация региона. Кооперация. Экономические связи между предприятиями Вологодской области, межрегиональные связи.
4 тема (6 ч.). Обмен. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. Натуральное и товарное хозяйство. Товар. Деньги и их функции. Торговля, ее роль в развитии экономики Вологодской области.
1 час. Повторительно-обобщающий урок по теме «Введение в экономику региона».
8класс (17 часов)
1 тема. (4 ч.). Региональный рынок.
Рыночная экономика. Рынок, структура рынка региона. Конкуренция, ее виды в экономике Вологодской области. Монополия, антимонопольная политика в регионе.
2 тема (3 ч.). Спрос и предложение на потребительских рынках Вологодской области. Рыночное равновесие. Процесс ценообразования на потребительских рынках региона.
3 тема (3 ч.). Рынок труда. Заработная плата. Безработица, ее последствия в регионе.
4 тема (3 ч.). Бюджет семьи, его доходы и расходы. Прожиточный минимум, потребительская корзина. Социальная защита населения в Вологодской области.
5 тема (3 ч.). Инфляция. Причины и виды инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции в регионе.
1 час. Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыночная экономика».
9 класс (17 часов)
1 тема (3 ч.). Региональный рынок капитала. Спрос и предложение на рынке капитала. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала.
2 тема (3 ч.). Банковская система и роль банков в экономике Вологодской области. Виды банков и их функции. Кредит, его виды и роль в экономике региона.
3 тема (2 ч.). Налоги и их виды. Принципы налогообложения и функции налогов в экономике региона.
4 тема (3 ч.). Бюджет региона. Доходы и расходы регионального бюджета. Состояние бюджета. Роль регионального и местных бюджетов в экономике Вологодской области.
5 тема (2 ч.). Понятие и виды предпринимательства в регионе. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в экономике региона. Развитие малого и среднего бизнеса в Вологодской области.
6 тема (3 ч.). Фирма. Основные цели и задачи фирм в региональной экономике. Виды издержек фирмы. Прибыль, ее значение и распределение.
1 час. Заключительный урок по теме «Экономика региона».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В. С. Автономов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. - 256 с.
Волков С. Д. Экономика: Пособие для преподавателей курса экономики в образовательных учреждениях / С. Д. Волков, А. Н. Любарский. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 100 с.
Ермакова И. В. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / И. В. Ермакова, Т. А. Протасевич. - М.: МЦЭБО-ВИТА-ПРЕСС, 2001. - 112 с.
Перепеченко В. П. Экономика Вологодской области / В. П. Перепеченко. - Вологда, 1997. - 64 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Губанова Е. С. Инвестиционная деятельность в регионе / Е. С. Губанова. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. - 137 с.
Гуськова М. Ф. Экономика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Ф. Гуськова, П. Ф. Стерликов, Ф. Ф. Стерликов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
Золотогоров В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров. - Мн.: Интерсервис; Книжный дом, 2003. - 720 с.
Краеведческие задачи для школьников: Учебное пособие для учащихся 5-11 кл. средней школы / Редкол. Коробейникова Л. А. -Вологда: Русь ВГПИ, 1995. - 169 с.
Кисёлкина Н. А. Решение задач экономического содержания: В помощь учителю экономики / Н. А. Кисёлкина. - Вологда: ИЦ Вологодский институт развития образования, 2003. - 75 с.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика: Книга для детей младшего и среднего школьного возраста / И. В. Липсиц. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. - 352 с.
Москвина О. С. Промышленная политика - ядро модернизации экономики / О. С. Москвина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. - 136 с.
Перепеченко В. П. Экономика Северо-Запада / В. П. Перепеченко. - Вологда: Академия, 2004. - 175 с.
Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. Н. Иванова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. - 272 с.
Прикладная экономика: Учебное пособие / Пер. с англ. / Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых». -М.: Артель-Сервис, 2003. - 272 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.