Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Оценка 4.8
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
26.09.2018
Элективный курс «Азбука выживания» обращен к молодым людям, стоящим перед выбором жизненного пути и профессии. В этом возрасте правильный выбор в простых и сложных ситуациях зависит от правильного понимания смысла жизни. Ведь человек, не определивший смысла своего бытия, оказывается не в состоянии вести продолжительную, требующую значительных усилий борьбу за свое выживание и достойное существование. Правильное понимание смысла жизни делает последовательным каждый шаг и поступок, воспитывает единство сознания и поведения. Видение ясной перспективы дает человеку уверенность в своих силах, увеличивает его энергию, физические и моральные силы, направленные на достижение поставленной цели. Ее же отсутствие нравственно опустошает личность, мешает возможности реализовать свои силы.
Поэтому автор курса считает, что все практические советы по выживанию ценны в совокупности с философским пониманием их смысла. Тогда конкретные знания и рекомендации о поведении человека в той или иной критической ситуации не только легко усвоятся, но и окажутся не просто зазубренной информацией, а осмысленным поведением.
Строго говоря, школа выживания – это и есть правильно понятая философия жизни. В наше время тема спасения становится жизненно необходимой. Сегодня это, главным образом, личные навыки психической самозащиты, психологической устойчивости.
Все эти вопросы вошли в проблематику элективного курса.
Цели.
Элективный курс «Азбука выживания» ставит целью помочь молодым людям избежать серьезных неприятностей в жизни или решить свои личные проблемы общения с ровесниками и родными, а также задуматься о смысле жизни и ее основных ценностях. Таким образом, курс должен помочь старшеклассникам сделать первый шаг к тому, чтобы в дальнейшем стать собственным психотерапевтом.
азбука выжив..doc
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
школа № 476 Колпинского района
Программа
элективного курса
для учащихся 1011х классов
«АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ»
(36 часов)
Авторсоставитель
Песочина Инна Анатольевна
г. САНКТПЕТЕГБУРГ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Азбука выживания» обращен к молодым людям, стоящим перед
выбором жизненного пути и профессии. В этом возрасте правильный выбор в простых и
сложных ситуациях зависит от правильного понимания смысла жизни. Ведь человек, не
определивший смысла своего бытия,
оказывается не в состоянии вести
продолжительную, требующую значительных усилий борьбу за свое выживание и
достойное существование.
Правильное понимание смысла жизни делает
последовательным каждый шаг и поступок, воспитывает единство сознания и поведения.
Видение ясной перспективы дает человеку уверенность в своих силах, увеличивает его
энергию, физические и моральные силы, направленные на достижение поставленной цели.
Ее же отсутствие нравственно опустошает личность, мешает возможности реализовать
свои силы.
Поэтому автор курса считает, что все практические советы по выживанию ценны в
совокупности с философским пониманием их смысла. Тогда конкретные знания и
рекомендации о поведении человека в той или иной критической ситуации не только
легко усвоятся, но и окажутся не просто зазубренной информацией, а осмысленным
поведением.
Строго говоря, школа выживания – это и есть правильно понятая философия жизни.
В наше время тема спасения становится жизненно необходимой. Сегодня это, главным
образом, личные навыки психической самозащиты, психологической устойчивости.
Все эти вопросы вошли в проблематику элективного курса.
Цели.
Элективный курс «Азбука выживания» ставит целью помочь молодым людям
избежать серьезных неприятностей в жизни или решить свои личные проблемы общения с
ровесниками и родными, а также задуматься о смысле жизни и ее основных ценностях.
Таким образом, курс должен помочь старшеклассникам сделать первый шаг к тому,
чтобы в дальнейшем стать собственным психотерапевтом.
Учебнотематический план.
Тема.
Колво часов
1.Философия выживания
2.Психология выживания
Динамика выживания
Жизненные сценарии
Комплекс неполноценности
Агрессивное поведение. Виды агрессии.
3.Жизненная философия и изменение своей жизни
Жизненная энергия и ее источник.
Кодекс взаимоотношений.
4. Общение как средство выживания среди людей.
Средства общения.
Виды общения.
Коммуникативные умения успешного общения.
Закономерности успешного общения.
всего
1
4
теретич.
1
2
2
7
1
4
практич.
2
1
3 Стратегия и стили общения.
Эмпатическое слушание.
5. Поведение человека в критических и экстремальных
ситуациях.
6. Способы саморегуляции поведения и психического
состояния.
Саморегуляция.
Релаксация.
Аутотренинг.
Визуализация или как изменить себя.
Самоисследование, самогипноз, психоанализ.
Ребефинг и медитация.
7. Выживание в экстремальных ситуациях.
Пожар в доме.
Телефонный терроризм.
Ограбление квартиры.
Виктимное поведение.
Землетрясения и затопление.
Тонет человек и тонкий лед.
Социальнополитические экстремальные ситуации.
Вредные привычки.
Оказание первой медицинской помощи
Экологические проблемы выживания.
Правовые проблемы выживания.
Моделирование ситуаций и поиск эффективного выхода из
них.
2
7
1
5
10
5
3
1
2
5
3
Содержание и логика построения программы.
Учебный материал программы подобран с учетом анализа экстремальных ситуаций, в
которые могут попасть сегодня молодые люди. Вопросы, с которыми познакомятся
старшеклассники, должны восполнить недостатки психологической грамотности,
вооружить учеников умением контролировать свое поведение и нивелировать его
негативные проявления.
Тема №1.Философия выживания
Начинается курс с рассмотрения философских аспектов проблемы выживания: смысл
жизни, стиль жизни, образ «Я». Ученики знакомятся с иерархией потребностей, с
этапами становления моральной зрелости, комплексами и формами их проявлений. Это
напрямую будет определять жизненный сценарий человека. Необходимо научить детей
анализировать свою жизнь и вносить в нее желаемые изменения.
Тема №2.Психология выживания
В данной теме рассматриваются вопросы выживания как принципа существования
человека. Ученики подойдут к ответу на вопрос "Что необходимо для выживания?",
"Как строить жизненный сценарий?", разберутся в позициях людей различного
жизненного сценария. Для профилактики девиантного поведения целесообразно
познакомить старшеклассников с причинами появления агрессии, ее видами,
приемами нивелирования.
Тема №3.Жизненная философия и изменение своей жизни. В данной теме учащиеся познакомятся с истоками жизненных установок, разберутся
в том, как прошлое влияет на настоящее и будущее, научатся приемам сохранения
энергии.
Тема №4. Общение как средство выживания среди людей.
Большое место в содержании курса занимает проблема общения как средства
выживания среди людей. Учащиеся познакомятся с видами, стилями и дистанцией
общения, со слабыми сигналами общения. С помощью упражнений, тренингов научатся
организовывать успешное, конструктивное общение.
Тема №5. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
В связи с ускорением темпа жизни, с постоянным возникновением стрессогенных
ситуаций, в содержание элективного курса включены вопросы различных проявлений
поведения человека в экстремальных и критических ситуациях. Будет раскрыта
зависимость реакций от типа темперамента, типа нервной системы, уровня развития
сензитивности.
Тема №6. Способы саморегуляции поведения и психического состояния.
Основной акцент сделан на обучении молодых людей способам саморегуляции
поведения и психического состояния: механизмам защиты в острой стрессовой
ситуации, упражнениям по релаксации, аутотренингу, самоанализу. Ученикам будет
дано представление о нетрадиционных методах гармонизации внутреннего мира
человека – психоанализ, ребефинг, медитация. Старшеклассники будут иметь
возможность подобрать подходящую для каждого лично методику самопомощи.
Тема №7. Выживание в экстремальных ситуациях.
В заключительной части курса рассматриваются вопросы выживания человека в
экстремальных ситуациях, вызванных природными, бытовыми, социальными и
политическими катаклизмами. На конкретных событиях и с помощью моделирования
ситуаций учащиеся потренируются выходить из критических ситуаций: пожар в доме,
телефонный терроризм, ограбление квартиры, землетрясение и затопление,
социальнополитические экстремальные ситуации. С целью профилактики
правонарушений учащиеся закрепят знания о вреде следования вредным привычкам,
об оказании первой медицинской помощи. Специально для девушек будет
рассмотрены особенности виктимного поведения как основы безопасности. В
заключении учащиеся познакомятся с экологическими и правовыми проблемами
выживания.
В соответствии с целями курса и требованиями психологической безопасности
участников, выбраны принципы его осуществления.
Принцип максимально активной позиции предполагает свободное высказывание
участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов. В
соответствии с этим принципом упражнения и процедуры занятий должны носить
активизирующий, творческий характер.
Принцип добровольности отвечает самому характеру курса, который предлагается для
выбора среди нескольких других. Каждый из учащихся принимает осознанное решение
посещать занятия.
Принцип адекватного подбора материала к занятиям. Упражнения, вопросы для
обсуждения максимально приближены к реальным ситуациям. Принцип открытой обратной связи означает, что каждый участник занятий может
получить информацию о том, как окружающие воспринимают его высказывания и
действия и как они прогнозируют их последствия.
На каждом этапе программы элективного курса предполагается теоретическая и
практическая части.
Методы
Учебные занятия курса чрезвычайно многообразны по методам их проведения.
Однако ведущая идея, лежащая в основе любого такого курса, состоит в том, что мы
рассматриваем учебное занятие любого содержания как групповую консультацию. Это
означает, что главной характеристикой занятия является его рекомендательный,
совещательный характер. Обсуждение учебных материалов строится на принципах
добровольности и допустимой для каждого из участников степени откровенности.
Вопросы для обсуждения исходят от учащихся, и они отвечают актуальным проблемам
их возраста и статуса.
Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия
исходя из их выраженной практической направленности. В ходе реализации
программы применяются:
диагностические методы (анкетирование, опросы, стандартные тесты),
методы активного социальнопсихологического обучения (групповая дискуссия с
графическим отображением результатов обсуждения,
элементы социально
психологического тренинга),
терапевтические методы (психогимнастические упражнения),
информирование,
элементы саморегуляции и др.
На протяжении занятий преподаватель занимает позицию активного участника
групповых дискуссий. Он реализует её в ходе активизирующих упражнений. В
моделировании жизненных ситуаций преподаватель может занимать позицию эксперта,
обладающего ценным опытом и информацией.
Программа рассчитана на 36 учебных занятий.
Ожидаемый результат.
Ожидаемым результатом проведения программы курса может явиться
сформированный навык эффективного и здоровьесберегающего выхода из сложных
жизненных ситуаций. Библиография.
Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты. М 1984.
Гуревич, К. М.
Индивидуальнопсихологические особенности школьников в
юношеском возрасте. М., 1988.
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.СПБ 1995.
Кон, И. С. Психология ранней юности. М, 1989.
Кон, И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
Лукашонок О.Н. Конфликтологический этюд для учителя. РПА М. 1998.
Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М,
1991.
Малаян К.Р. Безопасность в быту. СПб 1998.
Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.М.2000.
Печенюк А.М. Заповеди перевоспитания. Хабаровск 1994.
Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М
Прогресс 2000.
С.И. Самыгин Школа выживания. / Феникс. 1996.
Фельдштейн, Д. И, Психология становления личности. М., 1994.
Шахова, И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении
взросления. М, 1996.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Сартан, Г. Я Психотренинги для учителей и старшеклассников. М, 1992.
Черникова, Т. В. Развитие познавательных возможностей старшеклассников в группах
общения. Волгоград, 1994.
Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Программа элективного курса для учащихся 10-11х классов «АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ» (36 часов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.