Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"
Оценка 4.7

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
26.09.2018
Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"
Службой сопровождения средней школы № 476 было проведено анкетирование учащихся 9, 10-х классов с целью выявления мотивов и особенностей умения делать выбор профиля и будущей профессии. Результаты исследования показали, что преобладающей мотивацией при выборе профиля в старших классах и будущей профессии является социально положительный мотив: 9-классников – 55,8 % и в 10 классе – 45,8 %. Это означает, что внутренние механизмы, движущие силы (внутренняя мотивация) на данный момент в 9-10 классах сформированы слабо. Большое влияние на выбор профиля оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание личностных особенностей, интересов и способностей. Также выявлено несоответствие у значительного количества учащихся 9-х классов (87,5 %), 10-х классов (68,4 %) и 11-х классов (40,2 %) выбора предлагаемых элективных курсов желаемой в дальнейшем будущей профессии. Чаще всего школьники выбирают дополнительные курсы потому, что выбрали друзья, интересно, можно подготовиться к экзаменам. Всего 15,4 % учащихся 10-х классов связывают дополнительные элективные курсы с выбором будущей профессии. Исходя из данных практических исследований, очевидной стала необходимость в разработке программы элективного курса. Цель программы – разработать технологию, создать социально-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся 9-11 классов.
мой путь эл курс.doc
Актуальность. Современная социально­экономическая ситуация, растущие информационные потоки   и   высокотехнологичное   производство   предъявляют   к   выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действия, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков. Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть   способна   не   только   вооружать   школьника   знаниями,   но   и   формировать потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для саморазвития. Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 9–11 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во   многом   от   правильного   выбора   будет   зависеть   дальнейшая   судьба старшеклассника.  Службой     сопровождения   средней   школы   №   476   было   проведено анкетирование учащихся 9, 10­х классов с целью выявления мотивов и особенностей умения делать выбор профиля и будущей профессии. Результаты   исследования   показали,   что   преобладающей   мотивацией   при   выборе профиля   в   старших   классах   и   будущей   профессии   является   социально положительный мотив: 9­классников – 55,8 % и в 10 классе – 45,8 %. Это означает, что   внутренние   механизмы,   движущие   силы   (внутренняя   мотивация)   на   данный момент в 9­10 классах сформированы слабо. Большое влияние на выбор профиля оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание личностных особенностей, интересов и способностей. Также выявлено несоответствие у значительного количества учащихся 9­х классов (87,5   %),   10­х   классов   (68,4   %)   и   11­х   классов   (40,2   %)   выбора   предлагаемых элективных   курсов   желаемой   в   дальнейшем     будущей   профессии.   Чаще   всего школьники выбирают дополнительные курсы потому, что выбрали друзья, интересно, можно подготовиться к экзаменам. Всего 15,4 % учащихся 10­х классов связывают дополнительные элективные курсы с выбором будущей профессии.  Исходя из данных практических исследований, очевидной стала необходимость в  разработке  программы элективного курса. Цель программы – разработать технологию, создать социально­педагогические  условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации  учащихся 9­11 классов. Методологической    для   создания   программы   явились научные положения философии о взаимосвязанном развитии личности и общества, о ведущей   роли   личностно­ориентированного   и   деятельностного   подходов   в становлении   личности;   основные   положения   теории   деятельности   (К.А. Абульханова­Славская, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); совокупность научных   знаний   о   социально­деятельностной   обусловленности   развития   личности (В.Г.   Виноградский,   Э.В.   Ильенков,   И.С.   Кон,   А.В.   Мудрик);   психологии самоопределения   школьников   (Б.Г.Ананьев,Л.И.Божович,   Е.А.   Климов,   А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);        и   теоретической     основой       Методологические   основы   профориентации   раскрыты   в   работах А.Е.   Голомштока,   Н.Н.   Захарова,   Л.А.   Йовайши,   Е.М.   Павлютенкова,   А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др., определивших условия для создания   системы   профессиональной   ориентации,   особенности   подготовки школьников   к   выбору   профессии   в   процессе   изучения   основ   наук,   трудового обучения. Профессиональное   самоопределение,   его   понятия,   принципы,   содержание исследовали В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, Н.Э. Касаткина, Л.И. Кундозерова, А.М. Кухарчук, В.А.Поляков, Н.С. Пряжников, В.Д. Симоненко,  Сущность   социального   самоопределения,   саморазвития   школьников,   роль школы   и   других   социальных   институтов   в   формировании   социального самоопределения отражены в работах О.С. Газмана,М.Р.Гинзбурга, Г.В. Даниловой, Т.Н. Мальковской, Т.В. Машаровой,  А.В.Мудрика, В.Ф. Сафина и др. Психологическое   обоснование   социального   и   профессионального самоопределения   школьников   освещено   в   работах   ученых   К.А.   Абульхановой­ Славской,   Б.Г.   Ананьева,   Л.И.   Божович,   Е.А.Климова,А.Н.Леонтьева,   С.Л. Рубинштейна, П.А. Шавира и др. Особенности   профессионального   самоопределения   старшеклассников   стали предметом научного анализа Е.А. Климова, О.А. Конопкина, Н.В. Самоукиной, Н.В. Пряжникова, Б.А. Федоришина и многих других исследователей. Планирование Тема. "Азбука права" 1. Человек свободного общества 2. Не поддавайся плохому влиянию 3. Насилие и закон 4. Имею право.  5. Мой взгляд 6. Преступление и наказание 7. Правовой эрудит 8. Наши права и обязанности. "Толерантность ­ дорога к миру" – 1. Добра и зла житейские приметы 2. Примите других такими... 3. Разрешение конфликтов мирным путем 4. Беру ответственность на себя 5. Школа самоуважения 6. Толерантность в современном мире 7. Каждый человек – уникальная и неповторимая  личность 8. Правила толерантной школы    "Основы конструктивного общения" 1. Навыки  эффективного общения 2. Вместе мы сильнее 3. Разрешение конфликта и ведение переговоров 4. Основы психологического менеджмента 5. Техника конструктивного общения Кол­во часов всего 8 часов Теорет. 4 практич 4 8 часов 4 4 8 часов 4 4 6. Школа самопрезентации 7. От конфликта к сотрудничеству 8. Поддержи друга (навыки психологической  поддержки) "Культура делового общения" 1. Культура умственного труда (культура чтения:  закладка, экономия времени, заметки) 2. Культура восприятия информации (составление  конспекта, воспроизведение информации по записи) 3. Культура дискуссии – диалога (правила спора,  речевая культура) 4. Культура деловой встречи (барьеры общения) 5. Культура передачи информации (технология  постановки вопроса, сопереживание) 6. Культура аргументации (приемы, техника и  тактика ) 7. Культура принятия решения (переговоры и их  анализ) 8. Успех ­ в наших руках Рефлексия. Защита проектов. Итого: 36 часов. 8 часов 4 4 4 часа 4 Содержание и логика построения программы. Программа «Мой путь к карьере» разделена на  4 блока:  ориентационный,   подготовительный,    адаптационный  заключительный  1.Ориентационный  Основной задачей  этого блока является ориентация в мире профессий, развитие правового сознания, воспитание законопослушности.  Цель  работы:   помочь   учащимся   расширить   представление   о   мире   профессии,   о правовом   поле,   в   котором   они   живут,   сформировать   негативное   отношение   к нарушениям правопорядка, разбудить интерес к самопознанию и профессиональному самоопределению.   .               2.Подготовительный   Основной задачей этого блока является формирование такой черты характера, как толерантность. Это качество поможет найти свое место среди людей, более точно определить   свои   интересы,   способности   и   направленность   личности,   принять решения   о   характере   и   форме   дальнейшего   образования.   Большинство старшеклассников принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль.   Подчас   бывает   непросто   принять   правильное   решение,   тем   более, правильным   может   быть   только   такой   выбор,   который   в   максимальной   степени учитывает   индивидуальность   того   или   иного   молодого   человека   и   его   связь   с социумом. Цель  работы:   помочь   старшеклассникам   в   проектировании   дальнейшего образовательного пути.                   3.Адаптационный Основной   задачей  этого   блока   является   проблема   социально­психологической адаптации   к   ситуации   обучения.   К   ней,   в   свою   очередь,   можно   отнести   такие проблемы, как адаптация в коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.  Основная  цель  работы–   способствовать   социально­психологической   адаптации учащихся   к   ситуации   обучения   через   обучение   технологии   конструктивного общения.              4.Заключительный Основной   задачей  этого   блока   является   проблема   коррекции   уровня профессиональной,   психологической     и   социальной   готовности;  формирование навыка   эффективного   и   здоровьесберегающего   выхода   из   сложных   жизненных ситуаций. К моменту окончания школы ученик должен подойти психологически готовым к   вступлению   во   взрослую   жизнь.   Понятие   “психологической   готовности” предполагает   в   данном   случае   наличие   способностей   и   потребностей,   которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Основная  цель  ­   помочь   старшеклассникам   в   окончательном   определении   их жизненных   планов,   в   формировании   личных   навыков   психической   самозащиты, психологической   устойчивости,   уверенного   поведения   через   знакомство   с технологиями делового общения. Формы подведения итогов. Итоги работы по программе элективного курса «Мой путь к карьере» подводятся  в форме защиты коллективной творческой работы по тематике курса: Программа "Азбука права" "Толерантность ­ дорога к миру" ­   "Основы конструктивного общения" "Культура делового общения" Форма представления итогов социальный проект "Я – гражданин" кодекс толерантной школы презентация группы переговоры Условия реализации программы. Реализация   программы   требует   согласованных   действий   всех   участников   учебно­ воспитательного   процесса:   классных   руководителей,   учащихся,   специалистов Службы сопровождения – поскольку программа предполагает совместные усилия, создание единого смыслового поля. Необходимо   дополнить   учебный   процесс   особым   способом   организации   жизни коллектива,   создать   особую   образовательную   среду.   Человек   –   узел   отношений. Поэтому центром воспитательного процесса становится формирование отношений старшеклассников   к   себе,   к   будущей   профессии,   гуманного   отношения   к   миру, человеку, делу. Для успешной реализации программы необходимы согласованность, понятность,   открытость   целей   всем   его   участникам.   Убедиться   в   наличии   этого позволяет налаженная обратная связь. Для свободного высказывания учащимися своих взглядов необходим определенный уровень гласности и демократических начал, не декларативность этих принципов, а реальное воплощение в жизни школы.  Методы   Учебные занятия курса чрезвычайно многообразны по методам их  проведения. Однако ведущая идея, лежащая в основе любого такого курса, состоит в том, что мы   рассматриваем   учебное   занятие   любого   содержания   как  групповую консультацию.  Это означает, что главной характеристикой занятия является его рекомендательный,   совещательный   характер.  Обсуждение   учебных   материалов строится на принципах добровольности и допустимой для каждого из участников степени   откровенности.   Вопросы   для   обсуждения   исходят   от   учащихся,   и   они отвечают актуальным проблемам их возраста и статуса. Формы   и   методы   работы   подобраны   в   соответствии   с   задачами   каждого занятия  исходя   из   их   выраженной   практической   направленности.  В   ходе реализации программы применяются:  диагностические методы (анкетирование, опросы, стандартные тесты),   методы активного социально­психологического обучения (групповая дискуссия с   графическим   отображением   результатов   обсуждения,   элементы   социально­ психологического тренинга),   терапевтические методы (психогимнастические упражнения),   информирование,   элементы саморегуляции и др. На протяжении  занятий преподаватель  занимает позицию активного участника групповых   дискуссий.   Он   реализует   её   в   ходе  активизирующих   упражнений.   В моделировании   жизненных   ситуаций   преподаватель   может   занимать   позицию эксперта, обладающего ценным опытом и информацией. Ожидаемый результат. К   моменту   окончания   школы   (основной   или   средней   полной)   выпускники   имеют сформированный личностный профессиональный план. Литература:  Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. ­ № 46. ­ 2000.  1. 2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998.  3. Кон, И. С. Психология ранней юности. ­ М, 1989. 4. Кон, И. С. Психология старшеклассника. ­ М., 1982. 5. Лукашонок О.Н. Конфликтологический этюд для учителя. РПА М. 1998. 6. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.М.2000. 7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ “Сфера”, 1998. 8. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого­социальный институт: Флинта, 2003.  9. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. 10. для подростков. – М.: Генезис, 2000.  11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.  12.  Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М. 2000. 13. Сергеева В.П. Классный руководитель. От А до Я.  М.2001 14. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. СПб 2006. 15. Сартан, Г. Я Психотренинги для учителей и старшеклассников. ­М, 1992. 16.  Фельдштейн, Д. И, Психология становления личности. ­ М., 1994. 17.   Шахова,   И.   П.  Самоактуализация   современных   подростков   и  юношей   в   определении взросления. ­М, 1996. 18.   Черникова,   Т.   В.  Развитие   познавательных   возможностей   старшеклассников   в   группах общения. ­ Волгоград, 1994.

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"

Программа элективного курса по профориентации "Мой путь в карьеру"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2018