Программа элективного курса "Индивидуальная исследовательская деятельность"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуальная исследовательская деятельность (ИИД) в 21 веке станет триумфом индивида, приоритета личности как основы жизнедеятельности общества. Исследовательский метод обучения, как и метод проектов, давно используется в преподавании и предполагает построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.Программа
Иконка файла материала Программа.docx
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа  им. П.Д.Слюсарева» Чистоозерного  района  Новосибирской  области Программа  элективного курса «Индивидуальная исследовательская деятельность» Физика,   10 класс Автор:  учитель физики Жарикова Светлана Семеновна 1Пояснительная записка     Индивидуальная исследовательская деятельность (ИИД)  в 21 веке станет триумфом   индивида,   приоритета   личности   как   основы   жизнедеятельности общества.       Исследовательский   метод   обучения,   как   и   метод   проектов,   давно используется в преподавании и предполагает построение обучения на активной основе,   через   целесообразную   деятельность   ученика,   согласуясь   с   его   личным интересом именно в этом знании. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность   в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.   Использование исследовательского метода отвечает насущным требованиям к   образованию   сегодняшнего   дня.   Личностная   ориентация   педагогического процесса,   поиск   задатков,   способностей,   заложенных   природой   в   каждом индивидууме, построение личностно – ориентированной педагогической системы невозможны   без   изменения   образовательных   технологий.  Одним   из   способов развития познавательной активности школьников является обучение их проектно­ исследовательской деятельности, которая помогает решать задачи развивающего образования:   повышает   мотивацию   учения,   формирует   системность   и   глубину знаний,  критическое   мышление,  умение   поисковой   работы,  интеллектуальные   и креативные   способности,   обогащает   социальный   опыт.   Так   как   успех   в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь в виде проекта: определить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и   привлечь   необходимые   ресурсы,   наметить   план   действий,   осуществить. Проектно­исследовательская   деятельность   обучающихся   является   способом 2самореализации   не   только   одарённых,   но   и   высокомотивированных   учащихся. Чаще   всего   трудности   начинающих   исследователей   носят   методологический характер. Им недостаёт знаний и опыта в организации своей работы, выделении понятийного   аппарата,   применении   логических   законов   и   правил.  Приобщение учащихся   к   научно­исследовательской   или   проектно­поисковой   деятельности позволяет наиболее полно развить их интеллектуальные и творческие способности, причём не только в старшей школе (10 классы), но и на более раннем этапе. Курс рассчитан на 17 часов.   На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно работают   над   проектом   по   физике,   готовят   компьютерную   презентацию.   Затем защищают своё исследование на научно­практической конференции школьников, участвуют в Интернет­конкурсах. А также принимают участие в оценке как своих проектов, так и работ одноклассников: обсуждают их, дают оценку и самооценку.         Используемые технологии: метод проектов, проблемно­поисковая, обучение в диалоге, личностно­ориентированная, технология развивающего обучения.  По окончании курса ученик должен знать: ­основные закономерности проектно­исследовательской деятельности на основе  знаний  о методе проектов; ­содержание исследования и проектирования; ­основные методы теоретического и эмпирического исследования.         Ученик должен уметь:              ­владеть понятийным аппаратом научно­исследовательской деятельности (уметь ставить цель, задачи, анализировать проблему, определять объект и предмет исследования,   выдвигать   гипотезу,   разрабатывать   методику   эксперимента, формулировать выводы;             ­применять знания технологии оформления проекта по физике;                         ­иллюстрировать   проект   с   помощью   компьютерных   технологий;                         ­работать   с   литературными   и   электронными   источниками.         Программа   предполагает   развитие   у   учащихся: интеллекта,   проектного 3мышления,   творческого   мышления,   самостоятельного   мышления,   прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.  Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения: дидактические   (обеспечение   самостоятельности   и   активности   учащихся; достижение   прочности   знаний   и   умений   в   проектной   деятельности;   реализация интегративного   политехнического   обучения,   профессиональной   ориентации);  воспитательные   (трудолюбие,   целеустремленность,   развитие   чувства ответственности,  упорства   и   настойчивости   в   достижении   поставленной   цели);  межпредметные, показывающие   единство   природы,   что   позволит   расширить мировоззрение учащихся.  Цели ИИД:  1.Получение  научных представлений о методике и методах ИД. 2.Формирование научных знаниях о роли, месте, характере ИД по выбранной теме. 3.Приобретение умений и навыков системной, целенаправленной работы над темой, логичности построения материала. 4.Формирование исследовательской культуры учащихся. 5.Получение   аргументированных   выводов   исследования   и   выработка рекомендаций по внедрению исследования. 6. Формирование умений и навыков самостоятельного творческого труда. 7.Развитие   умений   выявление   проблем,   сбора   информации,   наблюдения, анализа, построение гипотезы, обобщение. 8. Приобретение коммуникативных умений. Приобщение   учащихся   к   проведению   различного   вида   исследований способствует решению следующих задач: 41.Принудительная активизация  мышления, когда учащихся вынуждены быть активными, независимо от желания. 2.Осуществление   непроизвольного   стимулирования   учеников   к познанию мира, себя в этом мире. 3.Достаточно   устойчивая   и     длительная   активность   вовлечение   в   учебный предмет. 4.Самостоятельность, творческая выработка решений. 5.Повышение степени мотивации. 6.Развитие  важных интеллектуальных навыков  личности. 7.Формирование   навыков   исследовательской   работы   для   получении   знаний при подготовки научных работ и проектов. 8.Расширение представлений о способах получения информации. 9.Развитие   коммуникативных   способностей,   создание   условий   для расширения среды общения. 10.Участие в проведении в рамках школы, района, края олимпиадах научно – практических конференциях.                                                                   11.Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений ИИД. Программа и план курса 17часов Тема занятия № п/п Тема 1. Работа над ВВЕДЕНИЕМ научного исследования. Занятие 1 Введение в ИИД. Цели, задачи, специфика занятий,  общие требования. Структурные элементы ИИД. Направленность работы «ИИД» – что и как будем  Занятие 2 Занятие 3 делать. Знакомство с ИИД в школе. Выбор темы. Понятие актуальности исследования. Обоснование  К – во часов 1 1 1 5актуальности. Примеры формулировок актуальности  исследования. ДЗ: Обосновать актуальность выбранной темы.  Сформулировать абзац: «Актуальность выбранной  темы».  Гипотеза и проблемы исследования. ДЗ: Формулировка гипотеза и проблемы   предполагаемого исследования. Цель и задачи исследования. ДЗ: Формулировка цели и задач предполагаемого  исследования. 1 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Планирование  содержания презентации «Введение».  1 Сценарий презентации и его разработка. ДЗ: Подготовка презентации учащихся по разделу  «Введение» ТЕМА 2.Работа над ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ научного исследования Занятие 7 Планирование исследовательской работы. Значение  планирования и требования к плану. Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 ДЗ: Разработать план собственного исследования по  выбранной теме. Глава1.. Литературный обзор. Понятия: источник,  литература. ДЗ: Сбор первичной информации и ее систематизация. Знакомство с информационно – поисковыми системами.  Алгоритмы поиска информации. ДЗ: Сбор первичной информации и ее систематизация Методология эксперимента. Требования к описанию  эксперимента. ДЗ: Планирование и проведение серии предполагаемых  экспериментов. 1 1 1 6Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Работа над основной частью исследования. Обработка результатов измерений и способы их  представления. Правила представления графиков. Масштаб. Оси.  Последовательность операций. Результаты исследования. Обоснование результатов.  Заключение. Тема 3.Подготовка к защите научной работы Занятие 15 Выступление. Подача информации. Презентация  проекта. Подготовка по составлению тезисов, конспектов и  Занятие 16 Занятие 17 . доклада. Подготовка публичного выступления. 1 1 1 1 1 1 1 Литература для учителя  1.Алексеев Н.Г.,Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001. 2.Леонтович   А.В.   Проектирование   исследовательской   деятельности учащихся. – М.,2001. 3. Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. ­ №10. 4.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001. 5.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования  мировоззрения. //Народное образование. – 1999. ­ №10.            6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4­е изд.,  испр.­ М: Русская  Редакция, 2004.          7.. Степанова М.В. Учебно­исследовательская деятельность школьников в профильном  обучении: Учебно­методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. ­ СПб.:  КАРО, 2005. 78. Худин А.И., Белова С.И. Проектная и исследовательская деятельность в профильном  обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. №4. С. 116­124.                                            8