МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Программа
элективного курса
«Индивидуальная исследовательская деятельность»
Физика, 10 класс
Автор:
учитель физики
Жарикова Светлана Семеновна
Пояснительная записка
Индивидуальная исследовательская деятельность (ИИД) в 21 веке станет триумфом индивида, приоритета личности как основы жизнедеятельности общества.
Исследовательский метод обучения, как и метод проектов, давно используется в преподавании и предполагает построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Использование исследовательского метода отвечает насущным требованиям к
образованию сегодняшнего дня. Личностная ориентация педагогического процесса,
поиск задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме,
построение личностно – ориентированной педагогической системы невозможны без
изменения образовательных технологий. Одним из способов развития
познавательной активности школьников является обучение их
проектно-исследовательской деятельности, которая помогает решать задачи
развивающего образования: повышает мотивацию учения, формирует системность и
глубину знаний, критическое мышление, умение поисковой работы,
интеллектуальные и креативные способности, обогащает социальный опыт. Так как
успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь в виде проекта: определить ближайшую и дальнюю
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий,
осуществить. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
является способом самореализации не только одарённых, но и
высокомотивированных учащихся. Чаще всего трудности начинающих исследователей
носят методологический характер. Им недостаёт знаний и опыта в организации
своей работы, выделении понятийного аппарата, применении логических законов и
правил. Приобщение учащихся к научно-исследовательской или
проектно-поисковой деятельности позволяет наиболее полно развить их
интеллектуальные и творческие способности, причём не только в старшей школе (10
классы), но и на более раннем этапе. Курс рассчитан на 17 часов. На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно
работают над проектом по физике, готовят компьютерную презентацию. Затем
защищают своё исследование на научно-практической конференции школьников,
участвуют в Интернет-конкурсах. А также принимают участие в оценке как своих
проектов, так и работ одноклассников: обсуждают их, дают оценку и самооценку.
Используемые технологии: метод проектов, проблемно-поисковая,
обучение в диалоге, личностно-ориентированная, технология развивающего обучения.
По окончании
курса ученик должен знать:
-основные закономерности проектно-исследовательской деятельности на основе знаний
о методе проектов;
-содержание исследования и проектирования;
-основные методы теоретического и эмпирического исследования.
Ученик должен уметь:
-владеть понятийным аппаратом научно-исследовательской деятельности (уметь ставить цель, задачи, анализировать проблему, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать методику эксперимента, формулировать выводы;
-применять знания технологии оформления проекта по физике;
-иллюстрировать проект с помощью компьютерных технологий;
-работать с литературными и электронными источниками.
Программа предполагает развитие у
учащихся: интеллекта, проектного
мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны
мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации,
познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.
Данная программа позволяет реализовать следующие принципы
обучения:
дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация
интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);
воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства
ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);
межпредметные, показывающие единство природы, что позволит
расширить мировоззрение учащихся.
Цели ИИД:
1.Получение научных представлений о методике и методах ИД.
2.Формирование научных знаниях о роли, месте, характере ИД по выбранной теме.
3.Приобретение умений и навыков системной, целенаправленной работы над темой, логичности построения материала.
4.Формирование исследовательской культуры учащихся.
5.Получение аргументированных выводов исследования и выработка рекомендаций по внедрению исследования.
6. Формирование умений и навыков самостоятельного творческого труда.
7.Развитие умений выявление проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построение гипотезы, обобщение.
8. Приобретение коммуникативных умений.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:
1.Принудительная активизация мышления, когда учащихся вынуждены быть активными, независимо от желания.
2.Осуществление непроизвольного стимулирования учеников к познанию мира, себя в этом мире.
3.Достаточно устойчивая и длительная активность вовлечение в учебный предмет.
4.Самостоятельность, творческая выработка решений.
5.Повышение степени мотивации.
6.Развитие важных интеллектуальных навыков личности.
7.Формирование навыков исследовательской работы для получении знаний при подготовки научных работ и проектов.
8.Расширение представлений о способах получения информации.
9.Развитие коммуникативных способностей, создание условий для расширения среды общения.
10.Участие в проведении в рамках школы, района, края олимпиадах научно – практических конференциях.
11.Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений ИИД.
Программа и план курса
17часов
№ п/п |
Тема занятия |
К – во часов |
|
Тема 1. Работа над ВВЕДЕНИЕМ научного исследования. |
|||
Занятие 1 |
Введение в ИИД. Цели, задачи, специфика занятий, общие требования. Структурные элементы ИИД. |
1 |
|
Занятие 2 |
Направленность работы «ИИД» – что и как будем делать. Знакомство с ИИД в школе. Выбор темы. |
1 |
|
Занятие 3 |
Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования. ДЗ: Обосновать актуальность выбранной темы. Сформулировать абзац: «Актуальность выбранной темы». |
1 |
|
Занятие 4 |
Гипотеза и проблемы исследования. ДЗ: Формулировка гипотеза и проблемы предполагаемого исследования. |
1 |
|
Занятие 5 |
Цель и задачи исследования. ДЗ: Формулировка цели и задач предполагаемого исследования.
|
|
|
Занятие 6 |
Планирование содержания презентации «Введение». Сценарий презентации и его разработка. ДЗ: Подготовка презентации учащихся по разделу «Введение» |
1 |
|
ТЕМА 2.Работа над ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ научного исследования |
|||
Занятие 7 |
Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. ДЗ: Разработать план собственного исследования по выбранной теме. |
1 |
|
Занятие 8 |
Глава1.. Литературный обзор. Понятия: источник, литература. ДЗ: Сбор первичной информации и ее систематизация. |
1 |
|
Занятие 9 |
Знакомство с информационно – поисковыми системами. Алгоритмы поиска информации. ДЗ: Сбор первичной информации и ее систематизация |
|
|
Занятие 10 |
Методология эксперимента. Требования к описанию эксперимента. ДЗ: Планирование и проведение серии предполагаемых экспериментов. |
1 |
|
Занятие 11 |
Работа над основной частью исследования. |
1 |
|
Занятие 12
|
Обработка результатов измерений и способы их представления. |
1 |
|
Занятие 13 |
Правила представления графиков. Масштаб. Оси. Последовательность операций. |
1 |
|
Занятие 14 |
Результаты исследования. Обоснование результатов. Заключение. |
1 |
|
Тема 3.Подготовка к защите научной работы |
|||
Занятие 15 |
Выступление. Подача информации. Презентация проекта. |
1 |
|
Занятие 16 |
Подготовка по составлению тезисов, конспектов и доклада. |
1 |
|
Занятие 17 |
Подготовка публичного выступления. |
1 |
|
.
Литература для учителя
1.Алексеев Н.Г.,Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. – М.,2001.
3. Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. - №10.
4.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
5.Обухов А.С. Исследовательская
деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. –
1999. - №10.
6. «Обучение для будущего». Intel (при
поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр.- М: Русская Редакция, 2004.
7.. Степанова
М.В. Учебно-исследовательская
деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для
учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.
8. Худин
А.И., Белова С.И. Проектная и
исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление
современной школой, 2006. №4. С. 116-124.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.