Программа элективного курса «Индивидуальная исследовательская деятельность» (10 класс, физика)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предполагает развитие у учащихся: интеллекта, проектного мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 17 часов. На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно работают над проектом по физике, готовят компьютерную презентацию. Затем защищают своё исследование на научно-практической конференции школьников, участвуют в Интернет-конкурсах.Программа
Иконка файла материала Программа.docx

МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерного  района  Новосибирской  области

 

 

 

 

 

 

Программа

элективного курса

«Индивидуальная исследовательская деятельность»

 

Физика,   10 класс

 

 

 

 

 

 

Автор:

учитель физики

Жарикова Светлана Семеновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

   Индивидуальная исследовательская деятельность (ИИД)  в 21 веке станет триумфом индивида, приоритета личности как основы жизнедеятельности общества.

   Исследовательский метод обучения, как и метод проектов, давно используется в преподавании и предполагает построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность  в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

  Использование исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Личностная ориентация педагогического процесса, поиск задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно – ориентированной педагогической системы  невозможны без изменения образовательных технологий. Одним из способов развития познавательной активности школьников является обучение их проектно-исследовательской деятельности, которая по­могает решать задачи развивающего образования: повышает мотивацию уче­ния, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление, уме­ние поисковой работы, интеллектуальные и креативные способности, обога­щает социальный опыт. Так как успех в современном мире во многом опреде­ляется способностью человека организовать свою жизнь в виде проекта: опре­делить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществить.        Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является спо­собом самореализации не только одарённых, но и высокомотивированных учащихся. Чаще всего трудности начинающих исследователей носят методо­логический характер. Им недостаёт знаний и опыта в организации своей ра­боты, выделении понятийного аппарата, применении логических законов и правил. Приобщение учащихся к научно-исследовательской или проектно-поис­ковой деятельности позволяет наиболее полно развить их интеллектуальные и творческие способности, причём не только в старшей школе (10 классы), но и на более раннем этапе. Курс рассчитан на 17 часов.  На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно работают над проектом по физике, готовят компьютерную презентацию. Затем защищают своё исследование на научно-практической конференции школьников, участвуют в Интернет-конкурсах. А также принимают участие в оценке как своих проектов, так и работ одноклассников: обсуждают их, дают оценку и самооценку.
       Используемые технологии: метод проектов, проблемно-поисковая, обучение в диалоге, личностно-ориентированная, технология развивающего обучения.

По окончании курса ученик должен знать:
-основные закономерности проектно-исследовательской деятельности на основе знаний  о методе проектов;

-содержание исследования и проектирования;

-основные методы теоретического и эмпирического исследования.

        Ученик должен уметь:

            -владеть понятийным аппаратом научно-исследовательской деятельности (уметь ставить цель, задачи, анализировать проблему, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать методику эксперимента, формулировать выводы;

            -применять знания технологии оформления проекта по физике;

            -иллюстрировать проект с помощью компьютерных технологий;
            -работать с литературными и электронными источниками.
    Программа предполагает развитие у учащихся: интеллекта, проектного мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.

 Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:
дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации); 
воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели); 
межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся. 

Цели ИИД:

1.Получение  научных представлений о методике и методах ИД.

2.Формирование научных знаниях о роли, месте, характере ИД по выбранной теме.

3.Приобретение умений и навыков системной, целенаправленной работы над темой, логичности построения материала.

4.Формирование исследовательской культуры учащихся.

5.Получение аргументированных выводов исследования и выработка рекомендаций по внедрению исследования.

6. Формирование умений и навыков самостоятельного творческого труда.

7.Развитие умений выявление проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построение гипотезы, обобщение.

8. Приобретение коммуникативных умений.

Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:

1.Принудительная активизация  мышления, когда учащихся вынуждены быть активными, независимо от желания.

2.Осуществление непроизвольного стимулирования учеников к                      познанию мира, себя в этом мире.

3.Достаточно устойчивая и  длительная активность вовлечение в учебный предмет.

4.Самостоятельность, творческая выработка решений.

5.Повышение степени мотивации.

6.Развитие  важных интеллектуальных навыков  личности.

7.Формирование навыков исследовательской работы для получении знаний при подготовки научных работ и проектов.

8.Расширение представлений о способах получения информации.

9.Развитие коммуникативных способностей, создание условий для расширения среды общения.

10.Участие в проведении в рамках школы, района, края олимпиадах научно – практических конференциях.                                                                  

11.Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений ИИД.

 

Программа и план курса

17часов

 

№ п/п

Тема занятия

К – во часов

Тема 1. Работа над ВВЕДЕНИЕМ научного исследования.

Занятие 1

Введение в ИИД. Цели, задачи, специфика занятий, общие требования. Структурные элементы ИИД.

1

Занятие 2

Направленность работы «ИИД» – что и как будем делать. Знакомство с ИИД в школе. Выбор темы.

1

Занятие 3

Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.

ДЗ: Обосновать актуальность выбранной темы. Сформулировать абзац: «Актуальность выбранной темы».

1

Занятие 4

Гипотеза и проблемы исследования.

ДЗ: Формулировка гипотеза и проблемы  предполагаемого исследования.

1

Занятие 5

Цель и задачи исследования.

ДЗ: Формулировка цели и задач предполагаемого исследования.

 

 

Занятие 6

Планирование  содержания презентации «Введение». Сценарий презентации и его разработка.

ДЗ: Подготовка презентации учащихся по разделу «Введение»

1

ТЕМА 2.Работа над ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ научного исследования

Занятие 7

Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану.

ДЗ: Разработать план собственного исследования по выбранной теме.

1

Занятие 8

Глава1.. Литературный обзор. Понятия: источник, литература.

ДЗ: Сбор первичной информации и ее систематизация.

1

Занятие 9

Знакомство с информационно – поисковыми системами. Алгоритмы поиска информации.

ДЗ: Сбор первичной информации и ее систематизация

 

Занятие 10

Методология эксперимента. Требования к описанию эксперимента.

ДЗ: Планирование и проведение серии предполагаемых экспериментов.

1

Занятие 11

Работа над основной частью исследования.

1

Занятие 12

 

Обработка результатов измерений и способы их представления.

1

Занятие 13

Правила представления графиков. Масштаб. Оси. Последовательность операций.

1

Занятие 14

Результаты исследования. Обоснование результатов. Заключение.

1

Тема 3.Подготовка к защите научной работы

Занятие 15

Выступление. Подача информации. Презентация проекта.

1

Занятие 16

Подготовка по составлению тезисов, конспектов и доклада.

1

Занятие 17

Подготовка публичного выступления.

1

.

 

Литература для учителя

1.Алексеев Н.Г.,Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.

2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. – М.,2001.

3. Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. - №10.

4.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.

5.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. - №10.
           6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр.- М: Русская  Редакция, 2004.
         7.. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.
          8. Худин А.И., Белова С.И. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. №4. С. 116-124.