Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Оценка 5
Документация
doc
физическая культура
8 кл
01.04.2017
Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
предназначена для формирования компетенций в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Данный интегрированный курс предназначен для изучения происхождения, закономерностей и специфических принципов развития физической культуры и влияния Олимпийского движения на популяризацию здорового образа жизни, физической культуры и спорта в мире и России.
Цель программы: развитие и поддержание у студентов интереса к физической культуре и спорту.
Элективный курс Рожина.doc
Программа элективного курса
«История физической культуры и Олимпийского движения»
Разработала преподаватель физкультуры
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей №12» г. Кургана
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Учебнотематический план
4. Требование к уровню подготовки
5. Учебнометодическое обеспечение и техническое оснащение
6. Учебная литература
Пояснительная записка
Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
предназначена для формирования компетенций в области физической культуры, спорта и
здорового образа жизни.
Данный интегрированный курс предназначен для изучения происхождения,
закономерностей и специфических принципов развития физической культуры и влияния
Олимпийского движения на популяризацию здорового образа жизни, физической культуры
и спорта в мире и России.
Цель программы: развитие и поддержание у студентов интереса к физической
культуре и спорту.
В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:
обеспечение прочного и сознательного овладения студентами системой специальных
физкультурноспортивных знаний;
развитие и поддержание у студентов потребности в собственном физическом
совершенствовании, стремления к сохранению своего здоровья;
воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов
России и мира;
интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и
спорта.
Программа построена на принципах:
целостности процесса обучения предполагающего интеграция основного и
дополнительного образования; В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно
приобщение студентов к современной мировой физической культуре и их ориентация
на общечеловеческие культурные ценности;
сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и
групповой форм учебной работы. Фронтальная работа предусматривает подачу учебного
материала всей группе студентов. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную
работу. В ходе групповой работы студентам предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со
стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем
или разделов программы;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной
теме;
итоговый, проводимый после завершения изучения всего курса.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита
реферата, тестирование.
Наполняемость групп – 1215 человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как
индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в
смешанной группе, предполагающей разную степень интеллектуальной подготовки
студентов.
Объём программы 17 часов (один час в неделю).
Содержание программы
Введение (1час)
Новые формы проведения игр и соревнований. Создание международных спортивных
организаций. Проведение Олимпийских игр.
Поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышение
его духовнонравственной и эстетической ценности, интеграция спорта и искусства.
Раздел 1. Возникновение и первоначальное развитие спортивного
международного и олимпийского движения (4 часа)
Тема 1. Исторические предпосылки возникновения современного спортивного
международного и олимпийского движения. I Международный атлетический конгресс и его решения. Пьер де Кубертен (1863
1937 гг.), его роль в становлении и развитии современного олимпийского движения.
Первый олимпийский конгресс в Париже в 1894 г. и создание Международного
олимпийского комитета.
Тема 2. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила.
Правила проведения Олимпийских игр. Олимпийская хартия. Церемонии открытия
и закрытия Игр. Талисман, награды, олимпийский флаг, священный огонь, олимпийская
эмблема. Олимпийская идея в знаках, символах, наградах. Олимпийские виды спорта.
Тема 3. Вступление России в олимпийское движение.
Проникновение олимпийских идей в Россию. Роль представителей передовой
мысли и активных деятелей спортивного движения в распространении олимпийских идей.
Первый член МОК от России и его деятельность по распространению идей олимпизма в
нашей стране.
Тема 4. Первая Олимпиада современности.
Программа игр I Олимпиады современности. Д. Конноли первый олимпийский
чемпион современности. Спирос Луис первый олимпийский чемпион в марафонском беге.
Значение игр I Олимпиады современности для дальнейшего развития олимпийского
движения.
Раздел 2. Международное спортивное и олимпийское движение в XX веке (4 часа)
Тема 1. Расширение международного спортивного движения в первой половине XX
в.
Программы летних Олимпийских игр в первой половине XX века. Начало
проведения зимних Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы первой половины XX века.
МОК и его президенты. Роль МОК в развитии олимпийского движения в первой половине
XX века.
Олимпийская символика и атрибутика. Олимпийские конгрессы, их роль в
становлении и развитии международного движения.
Тема 2. Олимпийские игры послевоенного периода.
Особенности Олимпийских игр послевоенного периода. Изменения в соотношении
спортивных сил. МОК и его президенты во второй половине XX в. Деятельность X.А.
Самаранча.
Олимпиада 1980 г. в Москве. Основные итоги X, XI и XII Олимпийских конгрессов.
Олимпийское движение и «холодная война». Итоги соревнований «Дружба84» и Игр
Доброй воли. Первые Всемирные юношеские игры. Основные проблемы современного
олимпийского движения. Раздел 3. Олимпийское движение. Принципы, традиции, правила (3 часа)
Тема 1. «Фэйр плэй» кодекс спортивной чести.
Принципы честной игры. Поощрение рыцарского поведения спортсменов. Клятва
судей Олимпиады.
Тема 2. Олимпизм, культура, искусство.
Воплощение идей П. де Кубертена об объединении спорта и искусства.
Художественные конкурсы Олимпийских игр (19121948). Замена «художественных битв»
культурными программами. Бал олимпийцев России.
Раздел 4. Крупнейшие спортивные соревнования в мире и Европе (4 часа)
История чемпионатов мира по футболу. Ведущие сборные команды мирового
футбола. Участие советских и российских спортсменов в чемпионатах мира по футболу.
Чемпионаты Европы по футболу. Сборная СССР первый чемпион Европы по футболу
(1960 год). Лига чемпионов и европейские футбольные кубки. Участие отечественных
команд в этих соревнованиях.
Крупнейшие легкоатлетические соревнования. История чемпионатов мира по
легкой атлетике. Отечественные спортсмены победители и призеры чемпионатов по
легкой атлетике.
Чемпионаты мира и Европы по водным видам спорта. Чемпионаты мира и Европы по
игровым видам спорта. Мировые лиги. Участие советских и российских спортсменов в
этих соревнованиях. Соревнования Большого шлема по теннису. Кубок Дэвиса.
Чемпионаты по зимним видам спорта (хоккей, лыжный, горнолыжный спорт,
конькобежный спорт). Кубки мира. Участие отечественных спортсменов в этих
соревнованиях. Соревнования Национальных хоккейной и баскетбольной лиг США.
Итоговое занятие (1час)
Учебнотематический план
Разделы программы
№
п/п
Общее колво
учебных часов
В том числе
теория
практика
1 Вводное занятие
2 Возникновение и первоначальное
развитие спортивного международного
и олимпийского движения
2.1 Исторические предпосылки
возникновения современного
спортивного международного и
1
4
1
1
4
1
олимпийского движения
2.2
Олимпийское движение: принципы,
традиции, правила
2.3 Вступление России в олимпийское
движение
2.4 Первая Олимпиада современности
3 Международное спортивное и
олимпийское движение в XX веке
3.1 Расширение международного
спортивного движения в первой
половине XX века.
3.2 Олимпийские игры послевоенного
4
периода
Олимпийское движение. Принципы,
традиции, правила
4.1 «Фэйр плэй» кодекс спортивной чести
4.2 Олимпизм, культура, искусство
5
6
Крупнейшие спортивные соревнования
в мире и Европе
Итоговое занятие
1
1
1
4
2
2
3
1
2
4
1
1
1
1
4
2
2
3
1
2
4
1
Всего:
17
17
Требования к уровню подготовки
После окончания курса обучения учащиеся должны знать:
основы истории развития физической культуры и спорта;
основы Олимпийского движения;
основы здорового образа жизни, формы сохранения и укрепления здоровья;
основные понятия теории и методики физической культуры;
Уметь демонстрировать:
наблюдать, фиксировать и анализировать педагогические ситуации;
работать с периодическими изданиям педагогической и спортивной направленности
самостоятельно проводить занятия по развитию основных физических способностей; разрабатывать необходимый двигательный режим, вести дневник занятий
физическими упражнениями;
оказывать первую медицинскую помощь.
Учебнометодическое обеспечение и техническое оснащение.
Спортивное оборудование:
основной комплект учебного спортивного оборудования;
тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качеств;
Оснащение методического кабинета:
весы медицинские с ростомером;
лента сантиметровая;
секундомер;
DVD проигрыватель;
экран, телевизор.
Наглядные и методические пособия:
печатные пособия;
диафильмы;
кинофрагменты;
видеозаписи;
кинофильмы. Список литературы
1. Агеевец В.У., Поликарпова Г.М. Олимпийские игры – из прошлого в будущее. –
С.Петербургская гос. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, С.Петербург,
2006.
2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта в России: Учеб. пособие.
– М., 1992.
3.Железняк Ю.Д. Система физического воспитания: Метод. разраб. по курсу
«Теория и методика физического воспитания». – М., 2003.
4. Кузин В.В., Столяров В.И., Чесноков Н.Н. Спорт, духовные ценности, культура.
Вып 46. – М.: Гуманитарный центр «Спарт» РГАФКА. 2007 г.
5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: «Радуга», 2002.
6. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Учебник. Книга I и II. – Киев:
Олимпийская литература, 2004.
7.Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического
воспитания. – М., 2007.
8. Родиченко В.С. и др. Твой Олимпийский учебник: Учеб.пособие для учреждений
образования России – М.: Советский спорт 2009.
9. Романов А.О. Международное спортивное движение. – М., 2003.
10. Советская система физического воспитания / Гл. ред. Г.И. Кукушкин. – М., 2005.
11. Спорт, культура, духовные ценности. – М., 2007. – вып. 17.
12. Суник А.Б. Проблема предмета истории физической культуры и ее место в
системе наук // Теория и практика физ. культуры. – 2006. № 6.
13.Столбов В.В.,Финогенова Л.А.Мельникова Н.Ю. История физической культуры и
спорта / Под ред. В.В. Столбова. – М., 2010.
14.Такач А. Шестьдесят Олимпийских лет. – М.: ТерраСпорт. Олимпия Пресс. 2000.
15. Твой Олимпийский учебник (Отв. Редактор Родиченко В.С.), 3е допол. Издание.
– М.: «Советский спорт», 2009.
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.