Программа элективного курса по географии для 10 класса
Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
география
10 кл
10.05.2017
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса по географии
для 10 -11 классов «Страноведение», автор – Боганова Г.И., допущено ЭНМС от 04.06.2013
Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение мас-штабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в про-грамме отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.Программа элективного курса 10 класс
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках .doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Василеостровского района СанктПетербурга
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
И.о.директора школы №5: зам.дир.по УВР: на заседании
МО/педсовета
_______Кожевникова Т.А. ______Бухарова А.В. протокол № ______
Приказ № ________
от «_____» ______2014 г. «____»______2014 г. от «____»_____2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по географии
для 10 класса
(уровень: базовый общеобразовательный)
«География международного туризма»
Учитель:Алеева Мария Сергеевна
Квалификационная категория: нет
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса по географии
для 10 11 классов «Страноведение», автор – Боганова Г.И., допущено ЭНМС от
04.06.2013 2014/2015 уч.год
Пояснительная записка.
Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира.
Велики возможности его развития и в России. Растет значение подготовки
кадров организаторов туризма, работников в сфере туристского бизнеса.
Специалистам в области туризма необходимы знания его географии.
Данный курс призван развить интересы к данной области знаний и
повлиять в будущем на выбор профессиональной деятельности.
Цель: изучение основ географии международного туризма, раскрытие
туристской картины мира.
Задачи:
дать учащимся знания о природногеографической, демографо
социально
составляющих
этноконфессиональной,
географической,
географических аспектов географии современного туризма;
раскрыть факторы развития международного туризма;
сформировать у учащихся представления об основных туристско
культурноисторической,
политикогеографической
рекреационных системах регионов и стран мира;
раскрыть учащимся процессы формирования туристскорекреационных
зон, районов, центров и их современного использования
показать многообразие видов туризма и их значение в развитии
личности;
способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и
развитию интереса к познанию других стран;
дать первичные представления об организации туристической
деятельности в странах и регионах мира;
показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире,
раскрыть его экономическое значение;
способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных
способностей школьников.
Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и
Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии
туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы
развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение
масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в
различных направлениях развития общества, теоретических основ курса,
иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе
отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее
интересная для учащихся часть курса. Из 34 часов учебного времени более 50% времени отводится на
выполнение практических, творческих работ. Широкое применение в
практике найдут уроки с привлечением видеоматериалов, практикумы с
использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников
о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по
выявлению факторов развития района,
возможностей реализации
комплексных целей международного туризма, проведение конференций,
встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы,
организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов
их рекламированию,
применение информационнокоммуникационных
технологий.
В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать
групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся,
элементы технологий личностно ориентированного обучения, направленные
на развитие способностей, интересов конкретной личности.
Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется
выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с
сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов
обучения будет играть работа над проектом.
Требования к знаниям и умениям школьников:
Учащиеся должны знать:
содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная
география, факторы развития туризма, устойчивое развитие в туризме,
историкокультурное
ансамбли,
достопримечательные места, туристскорекреационный район;
населенческие,
историко
культурные, экономикогеографические, политические факторы развития
туризма;
памятники,
физикогеографические,
экологические,
наследие,
масштабы и типы современного туризма;
типологию туристских районов;
главные туристские районы регионов и основных стран мира;
наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи
Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое
внимание туристов в странах и регионах мира;
уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие
внимание туристов из разных государств мира;
примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия;
Учащиеся должны уметь:
устанавливать связи географии туризма с другими географическими
дисциплинами; выявлять природные черты природных зон и высотных поясов,
привлекательных для туристов;
определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие
туристской деятельности;
анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических
и многонациональных стран;
составлять историкокультурную характеристику страны, района или
города;
анализировать по видео и иллюстративным материалам внешний облик и
внутригородскую структуру городов различных регионов мира;
характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия
с целью выявления черт привлекательности для туристов;
устанавливать роль рекреационных ресурсов в природноресурсном
потенциале страны или региона;
выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня
экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства;
участия страны в интеграционных
уровня
внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном
уровне;
группировках;
оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять
преобладающие виды туризма в нем;
давать характеристику различных типов туризма;
выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем
или иным типам туризма;
составлять (проектировать) на основе литературных, картографических
материалов гипотетические внутренние и международные туристические
маршруты разных видов;
картографировать туристские районы мира;
классифицировать туристские районы региона по различным признакам;
оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;
называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры. Календарнотематическое планирование
элективного курса
«География международного туризма»
(34 часа)
В том числе
№
п/
п
1
2
3
Наименование
тем
курса
Всего
заняти
й
1
1
1
Введение.
Основные
понятия
туризма.
Функции
современного
туризма.
Туристическая
отрасль – одна
из основных
отраслей
непроизводстве
нной сферы
мира.
Туристические
ресурсы.
Классификация
видов
современного
туризма.
Лекц
ии
Практ
икум
1
Дата
занятия
по плану
04.09
Дата
занятия
по факту
0,5
0,5
11.09
1
18.09
Формы
контроля
Выборочная
проверка
записи лекции.
Фронтальный
опрос.
Выборочная
проверка
записи лекции.
Проверка
составления
схемы «Виды
современного Влияние
туризма
на экономику
мира и
отдельных
стран.
Социальное
значение
туризма.
География
основных
туристических
потоков в мире.
Туристскорекре
ационные зоны,
их география.
География
туризма в
Зарубежной
Европе.
1
1
25.09
1
0,5
0,5
02.10
в
1
1
09.10
(на
Туризм
Северной
Европе
примере
Норвегии).
1
1
16.10
Туризм в
Западной
Европе (на
примере
Великобритани
и).
4
5
6
7
туризма».
Проверка
социологическ
ого опроса.
Проверка
картосхемы
основных
районов
международно
го туризма.
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с к/к и
графом
Зарубежной
Европы.
Проверка
заполнения
схемы «Виды
туризма в
Зарубежной
Европе».
Основные
направления
туризма в
Северной
Европе.
Проверка
туристской
характеристик
и
Великобритан
ии от лица
менеджера
турфирмы так,
чтобы
заинтересоват
ь туристов.
Проверка
группировки 8
9
Туризм в
Южной Европе
(на примере
Италии).
Туризм в
Восточной
Европе.
1
1
1
23.10
1
30.10
10 Обобщающее
1
1
13.11
занятие по
географии
туризма в
зарубежной
Европе.
География
туризма
Зарубежной
Азии.
11
1
в
0,5
0,5
20.11
предложенных
архитектурны
х памятников
по странам.
Основные
направления
туризма в
Южной
Европы.
Проверка
заполнения
картысхемы
туристских
районов
Восточной
Европы.
Проверка
«Записей в
блокноте
туриста,
посетившего
одну из стран
Восточной
Европы».
Проверка
проекта
презентации
«Морской
круиз от
Лондона до
Венеции».
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с к/к и
графом
Зарубежной
Азии.
Проверка
картосхемы
размещения
наиболее
известных
объектов
Всемирного
культурного и
природного
наследия на
территории
Азии. 12 Туризм в Юго
Западной Азии.
13 Туризм в
Центральной
Азии.
14 Туризм в
Восточной
Азии.
15 Туризм в
Южной Азии.
16 Туризм в Юго
восточной
Азии.
17 Обобщающее
занятие по
географии
туризма в
Зарубежной
Азии.
18
19
20
География
туризма в
Австралии.
География
туризма в
Латинской
Америке.
Равнинный
Восток.
География
туризма в
Латинской
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29.11
1
04.12
11.12
0,5
0,5
18.12
0,5
0,5
25.12
1
15.01
0,5
0,5
22.01
0,5
0,5
29.01
1
05.02
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с
картой.
Оформление
рекламного
проспекта
Китая с целью
привлечения
туристов.
Основные
направления
туризма в
Восточной
Азии.
Практ. работа
«Описание
одной из стран
южной Азии».
Практ. работа
«Оформление
листовки
рекламы
страны Юго
Восточной
Азии».
Защита
проекта
«Развитие
религиозного
туризма.
Центры
паломничества
в Азии».
Выборочная
проверка
записи лекции.
Проверка
рабочих
тетрадей.
Работа с к/к.
Самостоятель
ная работа.
Проверка
сравнительной
географическо Америке.
Горный Запад.
21
22
География
туризма в
Латинской
Америке.
Страны
Центральной
Америки и
ВестИндии.
2
1
1
12.02
23 Обобщающее
1
0,5
0,5
19.02
занятие по
географии
туризма в
Латинской
Америке.
0,5
0,5
26.02
1
1
05.03
1
2
24
25
26
География
туризма в
Северной
Америке.
Соединенные
Штаты
Америки.
География
туризма в
Северной
Америке.
Канада.
й
характеристик
и Венесуэлы и
Колумбии в
виде
мультимедийн
ой
презентации
на
компьютере.
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с к/к.
Практ. работа
«Рассказ об
одной из стран
С. Америки с
целью
привлечения
туристов».
Работа с к/к.
Участие в
семинаре.
Проверка
классификаци
и памятников
Всемирного
природного и
культурного
наследия
стран
Латинской
Америки.
Работа с к/к.
Тест.
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с
картой.
Практическая
работа 27
28
29
30
31
32
33
География
туризма в
Африке.
Северная
Африка.
География
туризма в
Африке.
Центральная
Африка.
География
туризма в
Африке.
Восточная и
Южная
Африка.
География
туризма в
России.
География
туризма в
России.
География
туризма в
Санкт
Петербурге.
География
туризма в
Санкт
Петербурге.
34 Итоговое
занятие.
1
0,5
0,5
12.03
1
1
19.03
1
1
1
1
1
1
1
02.04
1
09.04
0,5
0,5
16.04
1
1
23.04
1
30.04
07.05
Содержание программы.
«Экскурсовод
».
Работа с
картой.
Экскурсия.
Тестирование.
Защита
проектов.
Работа с
картой.
Практическая
работа
«Собираемся в
Африку».
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с
картой.
Проверка
рекламного
проспекта
одной из
туристических
зон России.
Выборочная
проверка
записи лекции.
Работа с
картой.
Отчет об
экскурсии.
Защита
проекта. Занятие 1. Введение. Основные понятия туризма. Функции современного
туризма.
География туризма – ветвь рекреационной географии. Предмет
исследования, значение. История туризма и развития рекреационной
географии и географии туризма. Источники информации по географии
туризма. Связи географии туризма с другими географическими
дисциплинами. Функции современного туризма.
Практические работы. Составление схемы «Источники знаний по
географии туризма».
Занятие 2. Туристическая отрасль – одна из основных отраслей
непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы.
Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в
настоящее время. Виды туристических ресурсов.
Занятие 3. Классификация видов современного туризма. Влияние туризма
на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.
Практические работы. Составление схемы «Виды современного
туризма».
«Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей,
родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем
или иным видам туризма».
Занятие 4. География основных туристических потоков в мире.
Туристскорекреационные зоны, их география.
Странылидеры международного туризма.
Практические работы. Составление картосхемы основных районов
международного туризма.
Занятие 5. География туризма в Зарубежной Европе.
Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90х
годах XX века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие
высокий уровень развития туризма в регионе.
Практические работы. Заполнение схемы «Виды туризма
зарубежной Европы». Работа с к/к.
Занятие 6. Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).
Страны Северной Европы. Норвегия – природная, социально
экономическая, туристская характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Норвегии. Занятие 7. Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).
Великобритания природная, социальноэкономическая, туристская
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки
Великобритании. Составление туристской характеристики Великобритании от
лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.
Занятие 8. Туризм в Южной Европе (на примере Италии).
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Италии.
Классификация туристских районов Южноевропейской туристической зоны
по различным признакам.
Италия природная, социальноэкономическая, туристская
Занятие 9. Туризм в Восточной Европе.
Страны Восточной Европы природная, социальноэкономическая,
туристская характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Украины.
Оформление картысхемы туристских районов Восточной Европы. Записи в
блокнот туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы
Занятие 10. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной
Европе.
Практические работы. Проект морского круиза от Лондона до
Венеции.
Занятие 11. География туризма в Зарубежной Азии.
Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.
Практические работы. Работа с к/к и графом Зарубежной Азии.
Составление схемы
Оформление
картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного
культурного и природного наследия на территории Азии.
«Виды туризма Зарубежной Азии».
Занятие 12. Туризм в ЮгоЗападной Азии.
Страны ЮгоЗападной Азии природная, социальноэкономическая,
туристская характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Турции. Оценка
потенциальных условий для развития туризма в Турции.
Занятие 13. Туризм в Центральной Азии. Страны Центральной Азии природная, социальноэкономическая,
туристская характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Китая.
Оформление рекламного проспекта для Китая с использованием различных
средств.
Занятие 14. Туризм в Восточной Азии.
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Японии.
Япония природная, социальноэкономическая, туристская
Занятие 15. Туризм в Южной Азии.
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Индии.
Индия природная, социальноэкономическая, туристская
Индонезия природная, социальноэкономическая, туристская
Занятие 16. Туризм в ЮгоВосточной Азии.
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Индонезии.
Оформление листовкирекламы одной из стран ЮгоВосточной Азии.
Занятие 17. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Азии.
Оформление проспекта «Развитие религиозного туризма.
Центры
паломничества в Азии».
Австралия природная, социальноэкономическая, туристская
Занятие 18. География туризма в Австралии.
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Австралии.
Занятие 19. География туризма в Латинской Америке.
Равнинный Восток.
Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской
Америке.
Практические работы. При помощи метода географических зарисовок
создание яркого, образного описания Бразилии
Занятие 20. География туризма в Латинской Америке. Горный Запад.
Страны Горного Запада. Туристские районы. Практические работы. Заполнение визитной карточки Чили.
Сравнительная географическая характеристика Венесуэлы и Колумбии в виде
мультимедийной презентации.
Занятие 2122. География туризма в Латинской Америке. Страны
Центральной Америки и ВестИндии.
Субрегионы Латинской Америки. Туризм в Центральной Америке и Вест
Индии.
Практические работы. Заполнение визитной карточки республики
Гаити.
Занятие 23. Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской
Америке.
Составление классификации памятников Всемирного природного и
культурного наследия стран Латинской Америки.
США природная, социальноэкономическая, туристская
Занятие 24. География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты
Америки.
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки США. .
Составление географотуристской характеристики одного из наиболее
интересных для учащихся городов США. Работа с к/к и графом.
Занятие 2526. География туризма в Северной Америке. Канада.
характеристика.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Канады.
Канада природная, социальноэкономическая, туристская
Занятие 27. География туризма в Африке. Северная Африка.
Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной
Африки.
Практические работы. Заполнение визитной карточки Египта.
Составление туристического маршрута по арабским странам Африки.
Подготовка памятки туристам.
Занятие 28. География туризма в Африке. Центральная Африка.
Развитие туризма в Центральной Африке. Гвинея и Конго природная,
социальноэкономическая, туристская характеристика.
Занятие 29. География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка. Развитие туризма в Восточной и Южной Африке. Кения и ЮАР
природная, социальноэкономическая, туристская характеристика.
Практические работы. Собираемся в Африку.
Занятие 30. География туризма в России.
Развитие туризма в России. Россия природная, социально
экономическая, туристская характеристика. Туристические районы России.
Виды туризма в России.
Занятие 31. География туризма в России.
Практические работы. Подготовка рекламного проспекта одной из
туристических зон России.
Занятие 32. География туризма в Санкт Петербурге.
Развитие туризма в Волгоградской области. Волгоградская область
туристская характеристика.
природная,
Туристические районы Волгоградской области.
Виды туризма в
Волгоградской области.
социальноэкономическая,
Занятие 33. География туризма в Санкт Петербурге.
Очная или заочная экскурсия в туристические районы Волгоградской
области. Отчет об экскурсии.
Занятие 34. Итоговое занятие.
Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы». Литература для учителя:
1. Ананьев М.А. Международный туризм. – М., 2001.
2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. –
М., 2003.
3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.,
2002.
4. География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М., 1973.
5. Григорьев А.А. Природные святыни. СПб, 2005. – 124 с.
6. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего
зарубежья. – СПб., 2005.
7. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. –
Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002
8. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.
9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М.,
2003.
10.Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров
предприятий обслуживания. – М., 2004.
11.Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М., 2006.
12.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 13. – Ярославль,
2002.
13. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.
14.Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004.
15.Журнал «Вокруг света».
Литература для учащихся: 1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 12. – М., 2005.
2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. –
М., 2003.
3. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.
4. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 12. М., 2003
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 13. – Ярославль,
2002
6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.
7. Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 19671982.
8. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.
9. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.
10. Журнал «Вокруг света».
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Программа элективного курса по географии для 10 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.