Программа элективного курса по географии для 10 класса

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • doc
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса по географии для 10 -11 классов «Страноведение», автор – Боганова Г.И., допущено ЭНМС от 04.06.2013 Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение мас-штабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в про-грамме отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.Программа элективного курса 10 класс
Иконка файла материала Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках .doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Василеостровского района Санкт­Петербурга «УТВЕРЖДАЮ»                           «СОГЛАСОВАНО»                          «РАССМОТРЕНО» И.о.директора школы №5:                зам.дир.по УВР:                     на заседании  МО/педсовета                          _______Кожевникова Т.А.             ______Бухарова А.В.                 протокол № ______ Приказ № ________ от «_____» ______2014 г.                «____»______2014 г.                    от «____»_____2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса  по  географии для  10 класса (уровень: базовый общеобразовательный) «География международного туризма» Учитель:Алеева Мария Сергеевна Квалификационная категория: нет     Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса  по  географии для     10   ­11   классов  «Страноведение»,   автор   –   Боганова   Г.И.,   допущено   ЭНМС   от 04.06.20132014/2015 уч.год Пояснительная записка.          Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира. Велики возможности его развития и в России. Растет значение подготовки кадров   организаторов   туризма,   работников   в   сфере   туристского   бизнеса. Специалистам в области туризма необходимы знания его географии.                 Данный курс призван развить интересы к данной области знаний и повлиять в будущем на выбор профессиональной деятельности.           Цель: изучение основ географии международного туризма, раскрытие туристской картины мира.         Задачи:   дать   учащимся   знания   о   природно­географической,   демографо­   социально­ составляющих этноконфессиональной, географической, географических аспектов географии современного туризма;  раскрыть факторы развития международного туризма;  сформировать   у   учащихся   представления   об   основных   туристско­     культурно­исторической,   политико­географической рекреационных системах регионов и стран мира;   раскрыть учащимся процессы формирования туристско­рекреационных зон, районов, центров и их современного использования  показать   многообразие   видов   туризма   и   их   значение   в   развитии личности;  способствовать   воспитанию   чувств   уважения   к   другим   народам   и развитию интереса к познанию других стран;  дать   первичные   представления   об   организации   туристической деятельности в странах и регионах мира;  показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;  способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников.                 Курс   состоит   из   двух   крупных   разделов:   География   туризма   и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма   в   географической   науке,   показываются   предпосылки   и   факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных   направлениях   развития   общества,   теоретических   основ   курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено  изучению  разнообразных туристских районов  мира.  Это  наиболее интересная для учащихся часть курса.Из   34   часов   учебного   времени   более   50%   времени   отводится   на выполнение   практических,   творческих   работ.   Широкое   применение   в практике   найдут   уроки   с   привлечением   видеоматериалов,   практикумы   с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению   факторов   развития   района,   возможностей   реализации комплексных   целей   международного   туризма,   проведение   конференций, встреч   с   туристами,   посетившими   те   или   иные   туристские   районы, организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов их   рекламированию,   применение   информационно­коммуникационных технологий.                В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые   и   индивидуальные   формы   учебной   деятельности   учащихся, элементы  технологий  личностно  ориентированного  обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.         Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение   практических   и   творческих   работ,   выступления   учащихся   с сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом.         Требования к знаниям и умениям школьников: Учащиеся должны знать:  содержание   понятий   курса:   туризм,   география   туризма,   рекреационная география,   факторы   развития   туризма,   устойчивое   развитие   в   туризме, историко­культурное   ансамбли, достопримечательные места, туристско­рекреационный район;   населенческие,   историко­ культурные, экономико­географические, политические факторы развития туризма; памятники,  физико­географические,   экологические,   наследие,    масштабы и типы современного туризма;  типологию туристских районов;  главные туристские районы регионов и основных стран мира;  наиболее   известные   памятники   античности,   средневековья,   эпохи Возрождения,   Нового   и   Новейшего   времени,   привлекающие   большое внимание туристов в странах и регионах мира;  уникальные   природные   объекты   стран   и   регионов   мира,   привлекающие внимание туристов из разных государств мира;  примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия; Учащиеся должны уметь:  устанавливать   связи   географии   туризма   с   другими   географическими дисциплинами; выявлять   природные   черты   природных   зон   и   высотных   поясов, привлекательных для туристов;  определять   природные   процессы,   затрудняющие   и   благоприятствующие туристской деятельности;  анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических и многонациональных стран;  составлять   историко­культурную   характеристику   страны,   района   или города;  анализировать по видео­ и иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира;  характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;  устанавливать   роль   рекреационных   ресурсов   в   природно­ресурсном потенциале страны или региона;  выявлять   зависимость   развития   туризма   от   показателей   уровня экономического   развития   страны,   отраслевой   структуры   ее   хозяйства; участия   страны   в   интеграционных     уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне; группировках;  оценивать   рекреационные   ресурсы   туристского   района,   определять преобладающие виды туризма в нем;  давать характеристику различных типов туризма;  выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма;  составлять   (проектировать)   на   основе   литературных,   картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;  картографировать туристские районы мира;  классифицировать туристские районы региона по различным признакам;  оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;  называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.Календарно­тематическое планирование  элективного курса   «География международного туризма» (34 часа) В том числе № п/ п 1 2 3 Наименование тем курса Всего заняти й 1 1 1 Введение.  Основные  понятия  туризма.  Функции  современного     туризма. Туристическая  отрасль – одна  из основных  отраслей    непроизводстве нной сферы  мира.  Туристические  ресурсы. Классификация видов  современного  туризма.  Лекц ии Практ икум 1 Дата  занятия по плану 04.09 Дата занятия по факту 0,5 0,5 11.09 1 18.09 Формы контроля Выборочная  проверка  записи лекции. Фронтальный  опрос. Выборочная  проверка  записи лекции. Проверка  составления  схемы «Виды  современногоВлияние  туризма              на экономику  мира и  отдельных  стран.  Социальное  значение  туризма. География  основных  туристических  потоков в мире. Туристскорекре ационные зоны,  их география. География  туризма в  Зарубежной  Европе. 1 1 25.09 1 0,5 0,5 02.10 в 1 1 09.10 (на   Туризм Северной Европе примере Норвегии).   1 1 16.10 Туризм в  Западной  Европе (на  примере  Великобритани и). 4 5 6 7 туризма». Проверка  социологическ ого опроса. Проверка  картосхемы  основных   районов  международно го туризма. Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с к/к и  графом  Зарубежной  Европы. Проверка  заполнения  схемы «Виды  туризма в  Зарубежной  Европе». Основные  направления  туризма в  Северной  Европе. Проверка  туристской  характеристик и  Великобритан ии от лица  менеджера  турфирмы так, чтобы  заинтересоват ь туристов. Проверка  группировки8 9 Туризм в  Южной Европе  (на примере  Италии). Туризм в  Восточной  Европе. 1 1 1 23.10 1 30.10 10 Обобщающее  1 1 13.11 занятие по  географии   туризма в  зарубежной  Европе. География туризма   Зарубежной Азии. 11 1 в 0,5 0,5 20.11 предложенных архитектурны х памятников  по странам. Основные  направления  туризма в  Южной  Европы. Проверка  заполнения  карты­схемы  туристских  районов  Восточной  Европы. Проверка  «Записей в  блокноте  туриста,  посетившего  одну из стран  Восточной  Европы». Проверка  проекта­ презентации  «Морской  круиз от  Лондона до  Венеции». Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с к/к и  графом  Зарубежной  Азии. Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного   и природного наследия   на территории Азии.12 Туризм в Юго­ Западной Азии. 13 Туризм в  Центральной  Азии. 14 Туризм в  Восточной  Азии. 15 Туризм в  Южной Азии. 16 Туризм в Юго­ восточной  Азии. 17 Обобщающее  занятие по  географии  туризма в  Зарубежной  Азии. 18 19 20 География  туризма в  Австралии. География  туризма в  Латинской  Америке. Равнинный  Восток. География  туризма в  Латинской  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29.11 1 04.12 11.12 0,5 0,5 18.12 0,5 0,5 25.12 1 15.01 0,5 0,5 22.01 0,5 0,5 29.01 1 05.02 Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с  картой. Оформление  рекламного  проспекта  Китая с целью  привлечения  туристов. Основные  направления  туризма в  Восточной  Азии. Практ. работа  «Описание  одной из стран южной Азии». Практ. работа  «Оформление  листовки­ рекламы  страны Юго­ Восточной  Азии». Защита  проекта  «Развитие  религиозного  туризма.  Центры  паломничества в Азии». Выборочная  проверка  записи лекции. Проверка  рабочих  тетрадей. Работа с к/к. Самостоятель ная работа. Проверка  сравнительной географическоАмерике. Горный Запад. 21 ­ 22 География  туризма в  Латинской  Америке. Страны  Центральной  Америки и  Вест­Индии. 2 1 1 12.02 23 Обобщающее  1 0,5 0,5 19.02 занятие по  географии  туризма в  Латинской  Америке. 0,5 0,5 26.02 1 1 05.03 1 2 24 25 ­ 26 География  туризма в  Северной  Америке.  Соединенные  Штаты  Америки. География  туризма в  Северной  Америке.  Канада. й  характеристик и Венесуэлы и  Колумбии в  виде  мультимедийн ой  презентации  на  компьютере. Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с к/к. Практ. работа  «Рассказ об  одной из стран С. Америки с  целью  привлечения  туристов». Работа с к/к. Участие в  семинаре. Проверка классификаци и   памятников Всемирного природного   и культурного наследия стран Латинской Америки.   Работа с к/к. Тест. Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с  картой. Практическая  работа27 28 29 30 31 32 33 География  туризма в  Африке.  Северная  Африка. География  туризма в  Африке.  Центральная  Африка. География  туризма в  Африке.  Восточная  и     Южная  Африка. География  туризма в  России. География  туризма в  России. География  туризма в  Санкт ­  Петербурге. География  туризма в  Санкт ­  Петербурге. 34 Итоговое  занятие. 1 0,5 0,5 12.03 1  1 19.03 1 1 1 1 1 1 1 02.04 1 09.04 0,5 0,5 16.04 1 1 23.04 1 30.04 07.05 Содержание программы. «Экскурсовод ». Работа с  картой. Экскурсия. Тестирование. Защита  проектов. Работа с  картой. Практическая  работа  «Собираемся в Африку». Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с  картой. Проверка  рекламного  проспекта  одной из  туристических зон России. Выборочная  проверка  записи лекции. Работа с  картой. Отчет об  экскурсии. Защита  проекта.Занятие 1.  Введение. Основные понятия туризма. Функции современного      туризма.         География туризма – ветвь рекреационной географии. Предмет  исследования, значение. История туризма и развития рекреационной  географии и географии туризма. Источники информации по географии  туризма. Связи географии туризма с другими географическими  дисциплинами. Функции современного туризма. Практические   работы.  Составление   схемы   «Источники   знаний   по географии туризма». Занятие 2.  Туристическая отрасль – одна из основных отраслей                  непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы. Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в  настоящее время. Виды туристических ресурсов. Занятие 3.  Классификация видов современного туризма. Влияние туризма    на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.            Практические работы. Составление схемы «Виды современного  туризма».              «Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей,  родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем  или иным видам туризма». Занятие 4.  География основных туристических потоков в мире.    Туристскорекреационные зоны, их география.            Страны­лидеры международного туризма.            Практические работы. Составление картосхемы основных  районов  международного туризма. Занятие 5.  География туризма в Зарубежной Европе.            Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90­х годах  XX  века.   Регионы   Зарубежной   Европы.   Предпосылки,   объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.                      Практические   работы.    Заполнение   схемы   «Виды   туризма зарубежной Европы». Работа с к/к. Занятие 6.   Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).                         Страны  Северной   Европы.  Норвегия –  природная,  социально­ экономическая, туристская характеристика.             Практические работы.  Заполнение визитной карточки Норвегии.Занятие 7. Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).                  Великобритания ­ природная, социально­экономическая, туристская характеристика.         Практические работы.  Заполнение визитной карточки  Великобритании. Составление туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.             Занятие 8. Туризм в Южной Европе (на примере Италии).   характеристика.                 Практические работы.   Заполнение   визитной   карточки   Италии. Классификация  туристских районов Южно­европейской туристической зоны по различным признакам.                 Италия   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская Занятие 9.   Туризм в Восточной Европе.                Страны Восточной Европы ­   природная, социально­экономическая, туристская характеристика.              Практические работы.   Заполнение  визитной  карточки  Украины. Оформление карты­схемы туристских районов Восточной Европы. Записи в блокнот туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы Занятие 10. Обобщающее занятие по географии  туризма в зарубежной  Европе.         Практические работы.  Проект морского круиза от Лондона до  Венеции. Занятие 11.   География туризма в Зарубежной Азии.          Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.                 Практические работы.   Работа с к/к и графом Зарубежной Азии. Составление   схемы    Оформление картосхемы   размещения   наиболее   известных   объектов   Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.   «Виды   туризма   Зарубежной   Азии». Занятие 12. Туризм в Юго­Западной Азии.                  Страны Юго­Западной Азии ­ природная, социально­экономическая, туристская характеристика.          Практические работы. Заполнение визитной карточки Турции. Оценка потенциальных условий для развития туризма в Турции.    Занятие 13. Туризм в Центральной Азии.Страны Центральной Азии ­ природная, социально­экономическая, туристская характеристика.                  Практические работы.   Заполнение   визитной   карточки   Китая. Оформление рекламного проспекта для Китая с использованием различных средств.           Занятие 14. Туризм в Восточной Азии.   характеристика.         Практические работы.  Заполнение визитной карточки Японии.     Япония   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская           Занятие 15. Туризм в Южной Азии.   характеристика.         Практические работы.  Заполнение визитной карточки Индии.    Индия   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская                 Индонезия   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская Занятие 16. Туризм в Юго­Восточной Азии.   характеристика.                Практические работы.   Заполнение визитной карточки Индонезии. Оформление листовки­рекламы одной из стран Юго­Восточной Азии. Занятие 17. Обобщающее занятие по географии  туризма в зарубежной Азии. Оформление   проспекта   «Развитие   религиозного   туризма.   Центры паломничества в Азии».               Австралия   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская Занятие 18.  География туризма в Австралии.   характеристика.         Практические работы.  Заполнение визитной карточки Австралии.  Занятие 19.  География туризма в Латинской Америке.  Равнинный    Восток.         Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской  Америке.          Практические работы. При помощи метода географических зарисовок  создание яркого, образного описания Бразилии Занятие 20.  География туризма в Латинской Америке. Горный Запад.         Страны Горного Запада. Туристские районы.Практические работы.  Заполнение визитной карточки Чили.  Сравнительная географическая характеристика Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации. Занятие 21­22. География туризма в Латинской Америке. Страны  Центральной Америки и Вест­Индии.         Субрегионы Латинской Америки. Туризм в Центральной Америке и Вест­ Индии.          Практические работы.  Заполнение визитной карточки республики  Гаити.  Занятие 23. Обобщающее занятие по географии  туризма в Латинской  Америке.                Составление   классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.             США   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская Занятие 24. География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты  Америки.     характеристика.         Практические работы.  Заполнение визитной карточки США. .  Составление географо­туристской характеристики одного из наиболее  интересных  для учащихся городов США. Работа с к/к и графом.          Занятие 25­26. География туризма в Северной Америке. Канада.   характеристика.         Практические работы.  Заполнение визитной карточки Канады.    Канада   ­   природная,   социально­экономическая,   туристская     Занятие 27. География туризма в Африке. Северная Африка.                Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.                  Практические работы.   Заполнение визитной карточки Египта. Составление   туристического   маршрута   по   арабским   странам   Африки. Подготовка памятки туристам. Занятие  28. География туризма в Африке. Центральная Африка.         Развитие туризма в Центральной Африке. Гвинея и Конго ­ природная, социально­экономическая, туристская характеристика. Занятие  29. География туризма в Африке. Восточная  и    Южная Африка.Развитие туризма в Восточной и Южной Африке. Кения и ЮАР ­ природная, социально­экономическая, туристская характеристика.        Практические работы.  Собираемся в Африку.  Занятие  30. География туризма в России.                 Развитие   туризма   в   России.   Россия   ­   природная,   социально­ экономическая, туристская  характеристика. Туристические  районы  России. Виды туризма в России. Занятие  31. География туризма в России.          Практические работы.   Подготовка рекламного проспекта одной из туристических зон России. Занятие  32. География туризма в Санкт ­ Петербурге.                Развитие туризма в Волгоградской области. Волгоградская область ­   туристская   характеристика. природная, Туристические   районы   Волгоградской   области.   Виды   туризма   в Волгоградской области.   социально­экономическая, Занятие  33. География туризма в Санкт ­ Петербурге.          Очная или заочная экскурсия в туристические районы Волгоградской области. Отчет об экскурсии.  Занятие  34. Итоговое занятие.         Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы».Литература для учителя: 1. Ананьев М.А. Международный туризм. – М., 2001. 2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003. 3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 2002. 4. География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М., 1973. 5. Григорьев А.А. Природные святыни.  СПб, 2005. – 124 с. 6. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. – СПб., 2005. 7. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002 8. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000. 9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М., 2003. 10.Квартальнов   В.А.   Туристский   бизнес   и   система   обучения   кадров предприятий обслуживания. – М., 2004. 11.Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М., 2006. 12.Максаковский   В.П.  Географическая   картина   мира.  Т. 1­3. –  Ярославль, 2002. 13. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995. 14.Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004. 15.Журнал «Вокруг света». Литература для учащихся:1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1­2. – М., 2005. 2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003. 3. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000. 4. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1­2.­ М., 2003 5. Максаковский   В.П.  Географическая   картина   мира.  Т. 1­3. –  Ярославль, 2002 6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000. 7. Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 1967­1982. 8. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003. 9. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000. 10. Журнал «Вокруг света».