Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Оценка 4.6

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
28.09.2018
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" предполагает повышение грамотности учащихся 10- 11 классов,развивает культуру письменной речи,способствует устранению пробелов в знаниях .Теоретические знания закрепляются при выполнении практических заданий.Данная работа способствует эффективной подготовке учащихся при сдаче ЕГЭ.Коммуникативно – деятельностный подход способствует развитию грамотности старшеклассников.
трудные вопросы пунктуации.doc
Пояснительная  записка. Программа  элективного курса  «Трудные вопросы пунктуации»  составлена на  основе «Программы факультативных и элективных курсов. 7­ 11 классы.  Русский язык» С.И.Львовой. Москва, издательский центр «Вентана­Граф», 2014  г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и  соответствует требованиям федерального компонента государственного  образовательного стандарта среднего  ( полного) общего образования по русскому языку.           Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и  пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими,  но и способность учитывать  речевую ситуацию и как можно точнее передавать  смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно  поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом,  особенности письменного общения, а также элементам речевого этикета,  использующимся в письменной речи.   Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по  темам , какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате  обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности  системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.  Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных  умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком  смысле этого слова – функциональной грамотности.                                              Цель программы:   Предложить   старшеклассникам   систематизированный   по   разделам пунктуации   материал   и   тренировочные   тестовые   задания.   Попутное повторение   важных   пунктуационных   правил   при   рассмотрении орфографической   системы,   а   в   процессе   обучения   пунктуации­ совершенствование   орфографических   умений.   Для   достижения   основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами , которые   помогают   реализовать   указанные   направления   в   обучении.   Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего   строя   речи   старшеклассника,   в   результате   овладения   всеми   видами речевой деятельности  в их единстве  и взаимосвязи.  Теоретические знания, полученные   в   процессе   обучения,   закрепляются   при   выполнении практических   заданий,   непрерывного   тренинга   выявления   стилевых особенностей   различных   текстов   и   выбора   собственных     решений   ,   что является залогом самостоятельной успешной работы на экзамене.  Обучение строится   на   основе   теоретической   и   практической   формы   работы   с учащимися. Формы   проведения   занятий:   урок­лекция,   урок­практикум,   урок исследование Планируемые результаты:  В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы  основные пунктуационные умения Коммуникативные учебные действия:  Уметь анализировать и оценивать письменное общение, а именно: • взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства,  анализировать свое речевое поведение; • соблюдать нормы правильной речи (с точки зрения норм литературного  языка); уметь с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли.  Умение общаться, понимать, передавать, эффективно использовать  полученную разными способами текстовую информацию (в том числе  представленную в виде правила правописания). • уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в   соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными  требованиями к речевому высказыванию. Регулятивные учебные действия:      •уметь различать принципы русской пунктуации: грамматической,          смысловой и интонационной.     •уметь выбирать знаки препинания с учётом особенностей высказывания и  эмоциональной окрашенности. Личностные учебные действия: •   уметь   производить   семантико   –   интонационный   и   грамматико   – интонационный анализ предложений. Способы оценки планируемых результатов:             При изучении данного курса используются элементы технологии  эвристического обучения для активизации мыслительной деятельности  обучающихся и формирования интереса и языкового чутья. Например, после  изучения темы «Знаки препинания между частями сложного предложения»  обучающимся предлагается по схемам уметь составлять модели  сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.           Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет  освоить практическое использование полученных знаний. Так, при изучении  темы «Знаки препинания внутри простого предложения», учащимся  предлагается составлять по модели предложения с однородными и  неоднородными определениями, обособленными определениями  распространенными и нераспространенными, согласованными и не  согласованными. Критерии эффективности реализации программы: • выбор обучающимися гуманитарного профиля дальнейшего обучения на  старшей ступени; • анкетирование обучающихся с целью исследования уровня  удовлетворенности; • результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах,  олимпиадах; • повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции В ходе создания речи закрепляются навыки работы со справочной  литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал,  правильно видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать  вспомогательные приемы, работать над орфоэпией и нормами  словоупотребления, соответствующе выглядеть и вести себя при  выступлении, что ведет не просто к успешному освоению программы  старшей ступени профильной школы, но предлагает перспективу  благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе. Система оценивания. Система оценивания трехбалльная:  1 балл – обучающийся посещал занятия, вел необходимые записи; 2 балла ­ подготовил итоговую работу, оформив ее письменно; 3 балла – произнес «выпускную» речь на итоговых занятиях. Формы  контроля: тестирование, зачёт. Форма итоговой отчетности: «Текстоведческий анализ», редактирование,  краткий анализ, устное произнесение подготовленной речи Характеристика ресурсов: Методическое обеспечение программы:  Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задачник. Сборник заданий и методические рекомендации. ­М.: «Экзамен», 2017 Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по  русскому языку: 10­11 классы. ­М.: ВАКО, 2015. С.Ю.Иванова ЕГЭ – 2017  Готовимся к  государственной итоговой аттестации  по русскому языку  ОФОРТ. Самара .: 2017г Материальные ресурсы: • компьютер • проектор • ксерокс Организационные ресурсы: Занятия проводятся 1 раз в неделю согласно расписанию. Курс рассчитан на  17 часов.                                                     Тематическое планирование Наименование темы Всего Лекции Практика  Введение. Речевой этикет в  письменном общении­(1ч) Раздел 1 Пунктуация –( 2 ч) Раздел 2. Знаки препинания  внутри простого предложения  ­ 8 ч Раздел 3. Знаки препинания между частями сложного предложения. –  4 ч Раздел 4. Знаки препинания при  передачи чужой речи – 2 ч  ИТОГО 1 2 8 4 2 17 1 1 3 2 1 8 ­ 1 5 2 1 9 Содержание обучения Тема 1. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Употребление этикетных форм в письменной речи. Основные правила  письменного общения в виртуальных  дискуссиях. Тема 2. Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные  назначение пунктуации­ расчленять письменную речь для облегчения ее  понимания. Принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.  Тема 3. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения,  интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения, знаки  препинания внутри простого предложения, знаки препинания между частями  сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи. Тема 4. Знаки препинания между членами предложения. Тире между  подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными  членами. Однородные члены, соединенные повторяющимися и  неповторяющимися союзами, двойными союзами. Тема 5. Знаки препинания между однородными членами предложения.  Грамматические и интонационные особенности предложений с  однородными членами Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Тема 6. Однородные и неоднородные определения. Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико –  грамматической и интонационной характеристики предложения. Тема 7. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными  членами. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и  деепричастного оборотов. Тема 8. Обособленные определения распространенные и  нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного  оборотов. Обособления приложений. Тема 9. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и  деепричастным  оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными  обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном  падеже. Тема 10. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков  препинания. Смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими  членами предложения. Тема 11. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.  Сопоставительный анализ.  Случаи выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением  сравнения. Тема 12.  Знаки препинания между частями сложносочиненного  предложения. Интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений. Тема 13. Употребление знаков препинания между частями  сложноподчиненного предложения.  Интонационные и смысловые особенности сложноподчиненных предложений. Тема 14. Семантико­ интонационный анализ как основа выбора знака  препинания в бессоюзном сложном предложении Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений. Тема 15. Грамматико­ интонационный анализ предложений, состоящих  из трех и более частей. Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.  Знаки препинания при сочетании союзов. Тема 16.  Прямая и косвенная речь Оформление на письме прямой речи и диалога. Тема 17.  Разные способы оформления на письме цитат. Пунктуационные особенности оформления цитат на письме. Календарно­тематическое планирование по элективному курсу : «Трудные вопросы пунктуации»  в 10 классе (1 часа в неделю.Всего: 17 часов ) №  п/п                      Наименование раздела, темы урока Дата Нестандарт ные уроки Кол. часо в 1 2 3 4 Речевой этикет в письменном общении­(1ч) Речевой этикет как правила речевого поведения.  Речевой этикет в частной и деловой переписке. Пунктуация –( 2 ч) Некоторые сведения из истории русской  пунктуации. Основные назначение пунктуации­  расчленять письменную речь для облегчения ее  понимания. Структура предложения и пунктуация. Смысл  предложения, интонация и пунктуация.  Основные функции пунктуационных знаков. Знаки препинания внутри простого  предложения  ­ 8 ч Знаки препинания между членами предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в  неполном предложении 1 1 1 1 Толковый  словарь  тесты  А 3,А5 ЕГЭ Цитаты  лингвистов  Модели  деловых  бумаг Модели  предложений Таблица  «Структура  русской  пунктуации» Модели  предложений 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Знаки препинания между однородными членами  предложения. Грамматические и интонационные  особенности предложений с однородными  членами. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с  обособленными членами. Обособленные определения распространенные и  нераспространенные, согласованные и  несогласованные. Приложения. Обособление обстоятельств, выраженных  деепричастием и дееприч. оборотом. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания. Знаки препинания в предложениях с  сравнительным оборотом. Сопоставительный  анализ. Знаки препинания между частями сложного  предложения. – 4 ч Знаки препинания между частями  сложносочиненного предложения. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико­ интонационный анализ как основа  выбора знака препинания в бессоюзном сложном  предложении Грамматико­ интонационный анализ  предложений, состоящих из трех и более частей. Знаки препинания при передачи чужой речи – 2 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тренажер А  15 Карточки с  заданием  ЕГЭ А9 Задания А17 Мультимед.п рез.  «Причастный оборот» Мульмед.пре з. тесты с  заданием А4  ЕГЭ Мультипрез.  «Русский  язык­это  интересно» Распечатки  дидактич.  Карточек с  разноуровнев ыми  заданиями Тесты  заданий А12­ А18 ЕГЭ Текстоведче ский анализ Редактирова ние текста  Модели  сложных  предложений различных  видов. Модели  предложений 16 Прямая и косвенная речь 17 Разные способы оформления на письме цитат. ИТОГО 1 1 Тесты с  заданием  ЕГЭ А 19 Модели  ( чтобы,такж е и тп) 17 часов

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018