Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
28.09.2018
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" предполагает повышение грамотности учащихся 10- 11 классов,развивает культуру письменной речи,способствует устранению пробелов в знаниях .Теоретические знания закрепляются при выполнении практических заданий.Данная работа способствует эффективной подготовке учащихся при сдаче ЕГЭ.Коммуникативно – деятельностный подход способствует развитию грамотности старшеклассников.
трудные вопросы пунктуации.doc
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» составлена на
основе «Программы факультативных и элективных курсов. 7 11 классы.
Русский язык» С.И.Львовой. Москва, издательский центр «ВентанаГраф», 2014
г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и
соответствует требованиям федерального компонента государственного
образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся,
в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и
пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими,
но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать
смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому
программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом,
особенности письменного общения, а также элементам речевого этикета,
использующимся в письменной речи.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по
темам , какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате
обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности
системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных
умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком
смысле этого слова – функциональной грамотности.
Цель программы:
Предложить старшеклассникам систематизированный по разделам
пунктуации материал и тренировочные тестовые задания. Попутное
повторение важных пунктуационных правил
при рассмотрении
орфографической системы,
а в процессе обучения пунктуации
совершенствование орфографических умений. Для достижения основных
целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами ,
которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это
прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и
пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями. Русское
правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения
всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Теоретические знания,
полученные в процессе обучения,
закрепляются при выполнении
практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых
особенностей различных текстов и выбора собственных решений , что
является залогом самостоятельной успешной работы на экзамене. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с
учащимися.
Формы проведения занятий: уроклекция, урокпрактикум, урок
исследование
Планируемые результаты: В результате изучения курса у учащихся должны
быть сформированы основные пунктуационные умения
Коммуникативные учебные действия:
Уметь анализировать и оценивать письменное общение, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства,
анализировать свое речевое поведение;
• соблюдать нормы правильной речи (с точки зрения норм литературного
языка); уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение общаться, понимать, передавать, эффективно использовать
полученную разными способами текстовую информацию (в том числе
представленную в виде правила правописания).
• уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в
соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными
требованиями к речевому высказыванию.
Регулятивные учебные действия:
•уметь различать принципы русской пунктуации: грамматической,
смысловой и интонационной.
•уметь выбирать знаки препинания с учётом особенностей высказывания и
эмоциональной окрашенности.
Личностные учебные действия:
• уметь производить семантико – интонационный и грамматико –
интонационный анализ предложений.
Способы оценки планируемых результатов:
При изучении данного курса используются элементы технологии
эвристического обучения для активизации мыслительной деятельности
обучающихся и формирования интереса и языкового чутья. Например, после
изучения темы «Знаки препинания между частями сложного предложения»
обучающимся предлагается по схемам уметь составлять модели
сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.
Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет
освоить практическое использование полученных знаний. Так, при изучении
темы «Знаки препинания внутри простого предложения», учащимся
предлагается составлять по модели предложения с однородными и
неоднородными определениями, обособленными определениями
распространенными и нераспространенными, согласованными и не
согласованными. Критерии эффективности реализации программы:
• выбор обучающимися гуманитарного профиля дальнейшего обучения на
старшей ступени;
• анкетирование обучающихся с целью исследования уровня
удовлетворенности;
• результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах,
олимпиадах;
• повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции
В ходе создания речи закрепляются навыки работы со справочной
литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал,
правильно видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать
вспомогательные приемы, работать над орфоэпией и нормами
словоупотребления, соответствующе выглядеть и вести себя при
выступлении, что ведет не просто к успешному освоению программы
старшей ступени профильной школы, но предлагает перспективу
благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе.
Система оценивания. Система оценивания трехбалльная:
1 балл – обучающийся посещал занятия, вел необходимые записи;
2 балла подготовил итоговую работу, оформив ее письменно;
3 балла – произнес «выпускную» речь на итоговых занятиях.
Формы контроля: тестирование, зачёт.
Форма итоговой отчетности: «Текстоведческий анализ», редактирование,
краткий анализ,
устное произнесение подготовленной речи
Характеристика ресурсов:
Методическое обеспечение программы:
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задачник. Сборник заданий и методические
рекомендации. М.: «Экзамен», 2017
Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по
русскому языку: 1011 классы. М.: ВАКО, 2015.
С.Ю.Иванова ЕГЭ – 2017 Готовимся к государственной итоговой аттестации
по русскому языку ОФОРТ. Самара .: 2017г Материальные ресурсы:
• компьютер
• проектор
• ксерокс
Организационные ресурсы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю согласно расписанию. Курс рассчитан на
17 часов.
Тематическое планирование
Наименование темы
Всего
Лекции
Практика
Введение. Речевой этикет в
письменном общении(1ч)
Раздел 1 Пунктуация –( 2 ч)
Раздел 2. Знаки препинания
внутри простого предложения
8 ч
Раздел 3. Знаки препинания между
частями сложного предложения. –
4 ч
Раздел 4. Знаки препинания при
передачи чужой речи – 2 ч
ИТОГО
1
2
8
4
2
17
1
1
3
2
1
8
1
5
2
1
9
Содержание обучения
Тема 1. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в
частной и деловой переписке.
Употребление этикетных форм в письменной речи. Основные правила
письменного общения в виртуальных дискуссиях.
Тема 2. Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные
назначение пунктуации расчленять письменную речь для облегчения ее
понимания. Принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Тема 3. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения,
интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.
Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения, знаки
препинания внутри простого предложения, знаки препинания между частями
сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи.
Тема 4. Знаки препинания между членами предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными
членами. Однородные члены, соединенные повторяющимися и
неповторяющимися союзами, двойными союзами.
Тема 5. Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с
однородными членами
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
Тема 6. Однородные и неоднородные определения.
Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико –
грамматической и интонационной характеристики предложения.
Тема 7. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
членами. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и
деепричастного оборотов.
Тема 8. Обособленные определения распространенные и
нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.
Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного
оборотов.
Обособления приложений.
Тема 9. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и
деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном
падеже.
Тема 10. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на
письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков
препинания.
Смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими
членами предложения.
Тема 11. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Сопоставительный анализ.
Случаи выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Тема 12. Знаки препинания между частями сложносочиненного
предложения.
Интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений.
Тема 13. Употребление знаков препинания между частями
сложноподчиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности сложноподчиненных предложений.
Тема 14. Семантико интонационный анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном сложном предложении
Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений.
Тема 15. Грамматико интонационный анализ предложений, состоящих
из трех и более частей.
Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Тема 16. Прямая и косвенная речь
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Тема 17. Разные способы оформления на письме цитат.
Пунктуационные особенности оформления цитат на письме. Календарнотематическое планирование по элективному курсу :
«Трудные вопросы пунктуации» в 10 классе
(1 часа в неделю.Всего: 17 часов )
№
п/п
Наименование раздела, темы урока
Дата Нестандарт
ные уроки
Кол.
часо
в
1
2
3
4
Речевой этикет в письменном общении(1ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения.
Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Пунктуация –( 2 ч)
Некоторые сведения из истории русской
пунктуации. Основные назначение пунктуации
расчленять письменную речь для облегчения ее
понимания.
Структура предложения и пунктуация. Смысл
предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков.
Знаки препинания внутри простого
предложения
8 ч
Знаки препинания между членами предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в
неполном предложении
1
1
1
1
Толковый
словарь
тесты
А 3,А5 ЕГЭ
Цитаты
лингвистов
Модели
деловых
бумаг
Модели
предложений
Таблица
«Структура
русской
пунктуации»
Модели
предложений 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Знаки препинания между однородными членами
предложения. Грамматические и интонационные
особенности предложений с однородными
членами.
Однородные и неоднородные определения.
Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и
нераспространенные, согласованные и
несогласованные. Приложения.
Обособление обстоятельств, выраженных
деепричастием и дееприч. оборотом.
Выделение голосом при произношении и знаками
препинания на письме уточняющих, поясняющих
и присоединительных знаков препинания.
Знаки препинания в предложениях с
сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ.
Знаки препинания между частями сложного
предложения. – 4 ч
Знаки препинания между частями
сложносочиненного предложения.
Употребление знаков препинания между частями
сложноподчиненного предложения.
Семантико интонационный анализ как основа
выбора знака препинания в бессоюзном сложном
предложении
Грамматико интонационный анализ
предложений, состоящих из трех и более частей.
Знаки препинания при передачи чужой речи –
2 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тренажер А
15
Карточки с
заданием
ЕГЭ А9
Задания А17
Мультимед.п
рез.
«Причастный
оборот»
Мульмед.пре
з. тесты с
заданием А4
ЕГЭ
Мультипрез.
«Русский
языкэто
интересно»
Распечатки
дидактич.
Карточек с
разноуровнев
ыми
заданиями
Тесты
заданий А12
А18 ЕГЭ
Текстоведче
ский анализ
Редактирова
ние текста
Модели
сложных
предложений
различных
видов.
Модели
предложений 16
Прямая и косвенная речь
17
Разные способы оформления на письме цитат.
ИТОГО
1
1
Тесты с
заданием
ЕГЭ А 19
Модели
( чтобы,такж
е и тп)
17 часов
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации" для учащихся 10-11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.