Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах
Оценка 4.9

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
10 кл
29.03.2018
Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах
В тестах в формате ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм; коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Практикумы. Антамошкина.doc
ОСОБЕННОСТИ   ПРОВЕДЕНИЯ   ПРАКТИКУМОВ   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ  Антамошкина   З.С.,  учитель   русского   языка   и   литературы   высшей категории МБОУ Алексеевская СШ имени И.В.Мушкетова Алексеевского муниципального района Волгоградской области     Литература   и   русский   язык   ­   важнейшие   предметы   школьной программы ­ являются одним из основных источников формирования речевой культуры   и   коммуникативных   навыков   учащихся   и   обладают   огромным воспитательным   потенциалом,   дающим   учителю   возможность   не   только развивать   интеллектуальные   способности   учащихся,   но   и   формировать   их ценностные мировоззренческие ориентиры, что сегодня особенно актуально. Не   секрет,   что   в   современном   мире   такие   ценности,   как   сопереживание, сочувствие,   умение   прийти   на   помощь,   поддержать,   заменены   желанием решать все проблемы с помощью денег, связей, убежденностью, что важнее личное   благополучие,   даже   если   для   этого   надо   нарушить   законы нравственности.   Поэтому   перед   школой   в   настоящее   время   стоит   важная задача ­ воспитать такого гражданина России, для которого нормы морали будут не только словами, но и станут нормой поведения.  Чтение   и   анализ   произведений,   где   поднимаются   нравственные проблемы,   способны   хотя   бы   частично   решать   указанную   проблему.   Но, подбирая художественные произведения для практикумов, надо помнить, что современные  дети не очень любят читать, что тексты должны соответствовать возрасту, что язык произведения должен быть понятным ученикам.  Произведения  карельского   писателя  Александра   Костюнина,   члена Союза писателей РФ, вполне  соответствуют этим требованиям. Во­первых, они небольшие по объему, их можно прочитать на практическом занятии и сразу   поделиться   впечатлениями.   Тогда   беседа   не   превращается   в обязательность,   а   создается   атмосфера   душевной   беседы,   когда   хочется поделиться своими мыслями, открытиями. Во­вторых, каждое произведение воспринимается   не   как   назидание   (так   не   поступай,   это   неверно,   вот   как надо), а как рассказ доброго знакомого о той или иной истории, а вывод делай сам.   Атмосфера   непринужденности   создается   благодаря   языку   текста:   он прост, понятен.   Кроме   того,   проблемы,   рассматриваемые   в   произведениях А.Костюнина,  выпускники   основной   школы   могут   использовать   в   качестве аргументов   при   написании   сочинения   на   экзамене   по   русскому   языку   и литературе. В   тестах   в   формате   ЕГЭ   по   русскому   языку   включены   задания, проверяющие следующие виды компетенций: лингвистическую компетенцию, т.е.   умение   проводить   элементарный   лингвистический   анализ   языковых явлений; языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;  [1, с. 6];  коммуникативную  компетенцию,  т.е. владение  разными видами  речевой деятельности,   умение   воспринимать   чужую   речь   и   создавать   собственные высказывания. При этом у учащихся проверяется сформированность орфографических навыков,   отражающих   знания   о   правописании   приставок,   суффиксов различных частей речи, а также о правописании личных окончаний глаголов. Данные   вопросы   проверяют   и   знания   в   области   синтаксиса:   выделение   определение   их   количества, грамматической   основы   предложений, преобразование   одного   типа   словосочетания   в   синонимичное   по   значению другого типа. Все задания имеют практическую направленность и составляют речевыми, необходимую   лингвистическую   владения основу     орфографическими и пунктуационными нормами языка. Можно   проверить   при   этом   также   и   объем   знаний   по   лексике   и фразеологии, чаще всего это вопросы, ориентированные на стилистическую принадлежность слов, заменив стилистически окрашенное слово нейтральным, например, одежа –одежда. Существует несколько способов толкования слов: синонимичный (немилосердный человек – черствый), способ отрицательного определения   (черствый   человек   –   это   тот,   кто   лишен   милосердия)   и описательный   (черствость   –   отрицательное   качество,   проявляющееся   в равнодушии к чужим бедам) [1, с. 188].   В   тестовых   заданиях   на   ЕГЭ   представлены   различные   тексты   ­   и отрывки   из   публицистики,   и   художественные   произведения.     «Все   они,   в сущности, о нашей жизни, о тех проблемах, которые волнуют всех ,­ о любви и ненависти,   о   добре   и   зле,   о   правде   и   справедливости   ,   о   милосердии   и сострадании, о подвиге и войне …они затрагивают прежде всего нашу душу, которая, по образному выражению  поэта, обязана трудиться день и ночь» [2, с. 8].   Если   в   тестовых   заданиях   текст   представляет   собой   отрывок   из публицистического стиля речи, учащимся немного проще выявить проблему исходного текста. Автор такого текста стремится воздействовать на нас, как можно   более   ярко   и   полно   выразить   свою   мысль.   Выявление   проблем художественного текста, как правило, чаще всего вызывает затруднения, так как автор создает особую художественную картину мира. Мы видим героев, которые   совершают   различные   поступки,   строят   свои   взаимоотношения, пытаемся   понять,   какие   мысли   хочет   передать   нам   автор.   Анализируя характеристику   персонажей,   определяем,   какие   отрицательные   или положительные человеческие качества проявляются   при этом, определяем, какие   абстрактные   существительные   называют   эти   качества   –   доброта, сострадание и взаимопомощь или черствость, равнодушие и эгоизм.  После   прочтения     рассказа   «Рукавичка»   А.Костюнина   подбираем соответствующее   существительное,   наиболее   полно   характеризующее учительницу домоводства, – жестокосердие, равнодушие, черствость, эгоизм. Далее  рассуждаем, а  каким  должен  быть  настоящий  учитель? Вспоминаем примеры   из   художественной   литературы   –   В.Г.Распутин   «Уроки французского»,   предлагаем   учащимся   поделиться   впечатлениями   от прочитанного   при   выполнении   последнего   задания,   самого   сложного   – написать   сочинение­рассуждение   на   тему   «Каким   должен   быть   настоящий учитель?» объемом не менее семидесяти слов – для девятиклассников и ста пятидесяти – для учащихся десятых и одиннадцатых классов.  «И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы» [ 3, с. 10]    , ­ так в этом рассказе   очень ярко вспоминается автору случай с рукавичкой,   который   произошел,   когда   он   учился   в   первом   классе.   Алла Ивановна Гришина, первая учительница рассказчика, проводила экскурсию в кабинет   труда,   где   дети   рассматривали   лучшие   образцы   детских   работ   – шитые   и   вязаные   носочки   и   рукавички.   С   интересом   рассматривали   они диковинные   вещички.   Одна   из   рукавичек   пропала.   И   учительница домоводства, писатель не дает ее имени, буквально обыскивала детей, ища злополучную   пропажу.   Детей   принудили   даже   раздеваться   до   трусиков. Рукавичка оказалась у бедного Юрки Гурова, отец у него пил, семья была большая. После того, как учительница гневно его обозвала вором, мальчик в школе   стал   изгоем.     «Вор»   ­   это   слово   раскаленным   тавром   было   навеки поставлено на нем и на всей его семье. «Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком»,­ сожалел писатель. Да и  в  дальнейшем   Юрка   постепенно   скатывался   на  дно  жизни,  описываемые события происходят в   лихие девяностые годы, голодновато было и тяжело   и   после   очередного   жестокого   урока   унижения   душа   уже людям,   повзрослевшего Юрки Гурова не выдержала, он просто повесился.  «Рукавичка»   ­   пронзительный,   щемящий   душу   рассказ   с   глубоким психологическим,   нравственным   подтекстом.   Это   классика   самоучителя нравственности в безнравственную эпоху всеобщего одичания» [ 3, с. 5],­ эти слова   В.Г.Бояринова,   поэта,   лауреата   премии   имени   Ф.И.Тютчева, заслуженного   работника   культуры   РФ   как   нельзя   лучше   характеризуют основную   суть   данного   произведения.   Читатель   понимает,   что   автор испытывает   чувство   вины   за   то,   как   тогда   в   детстве   все   поступили   с одноклассником.   Все   это   заставляет   нас   быть   добрее,   милосерднее, внимательнее к тем, кто слабее, беззащитнее.  Можно использовать и другие произведения этого писателя: “В купели белой ночи” – книга, повествующая о трагических событиях, произошедших в   брошенного   в   пекло жизни   малочисленного   карельского   народа, революционных   потрясений,   гражданской   и   Второй   мировой   войны, репрессий,   ссылок   и   гонений.   Рассказ  «Сострадание»   заставляет   нас задуматься,  готовы ли мы прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную? Всегда ли мы чутки и внимательны к окружающим? Уважительно ли относимся к их интересам и их переживаниям? Как   часто   мы   вдруг   понимаем:   то   давнее,  что   прошло   сначала   незаметно, вдруг   воспринимается   острее,   и   чувствуем   ­   страдание   незнакомого   нам человека вдруг становится «нашим». Иногда мы слишком поздно начинаем понимать другого, переживать за него.  Жизнь испытывает нас, ставит в такие условия, которые позволяют нам почувствовать боль другого, принять на себя страдания ближнего.   В   художественном   тексте   позиция   автора   не   выражена   прямо, необходимо обращать внимание на речь, портретную характеристику, и самое главное,   на   поступки   героев.   И   в   качестве   примеров,   подтверждающих авторскую позицию, учащиеся вспоминают прочитанные ранее произведения на ту или иную тематику. Список использованной литературы: 1.Русский язык. Подготовка к ОГЭ­2016, 30 тренировочных вариантов по   новой     демоверсии   на   2016   год:   учебно­методическое   пособие   под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов­на­Дону; Легион, 2015.­ 490стр. 2.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ­2016. 30 тренировочных вариантов по   демоверсии   на   2016   год:   учебно­методическое   пособие   под   редакцией Н.А.Сениной. – Ростов­на­Дону; Легион, 2015.­ 560с. 3.   В   купели   белой   ночи:   [избранные   произведения]   /   Александр Костюнин. ­ Петрозаводск, 2007. ­ 214  с.

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах

Особенности проведения практикумов по русскому языку в 10-11 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018