Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
11 кл
28.09.2018
Программа элективного курса по русскому языку "Учимся писать сочинение"формирует у учащихся литературные взгляды на жизнь, способствует формированию собственной точке суждения,приобщает к творчеству, позволяет личности выразит свой взгляд на мир.Ученик
творчески реализует себя в написанном Написание сочинения-размышления — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение" способствует эффективной подготовке старшеклассников при сдаче ЕГЭ написание сочинения- рассуждения
программа элективного курса Трудно или легко писать сочинение .doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского
округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов №
93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени
"Куйбышевгидростроя"
«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»
На педагогическом на заседании МС Директор МБУ «Школа №93»
совете протокол № ____ А.Г.Родионов
Протокол №______ от _________2017 Приказ № _______
от _______ 2017 от ___________ 2017
Программа элективного курса
«Трудно или легко? Учимся писать сочинение»
на 20172018 учебный год
(I полугодие)
Класс: 11
Учителя: Нуждина М.П.
Часов в год: 17, часов в неделю: 1 час
Сведения об используемой программе:
Программа составленная на основе учебнометодического пособия «Русский
язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Авторы: Сенина
Н.А., Нарушевич А.Г.
Издательство: Ростов н/Д: «Легион»
Год: 2012
Направленность программы: расширение границ дисциплин из числа
обязательных предметов федерального компонента и обязательных
предметов по выбору.
Рабочую программу составила
учитель русского языка
и литературы
____________(Нуждина М.П.)
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта Тольятти, 2017
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными
средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логическисловесной переработки готовых знаний:
составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по
идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея
тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и
произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом
развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она
приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир,
реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны
быть культурными людьми, а понастоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11м классе говорится, что часть С –
небольшое сочинениерассуждение — предназначено для проверки не только
подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того,
сочинениерассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинениерассуждение или
сочинениеразмышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык
необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или
искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Трудно или легко? Учимся писать
сочинение» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому
выпускнику школы.
Цели элективного курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на
ЕГЭ:
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинениярассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Прогнозируемые результаты:
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста
типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и
интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения
данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Познавательные учебные действия:
умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение структурировать знания по теме «Сочинениерассуждение»;
умение самостоятельно формулировать проблему;
умение ориентироваться в возможностях информационного поиска.
Коммуникативные учебные действия:
умение адекватно, осознанно и аргументировано строить речевые высказывания в устной
форме;
умение устанавливать и срвнивать разные точки зрения;
умение уважительно относиться к позиции других;
умение участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог.
уметь анализировать и оценивать письменное сообщение;
уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с
определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому
высказыванию;
Регулятивные учебные действия:
уметь писать сочинение – рассуждение по заданным критериям;
уметь различать тему, проблему и авторскую позицию;
уметь выбирать необходимые аргументы для иллюстрации собственного рассуждения;
уметь анализировать и оценивать собственное рассуждение;
Личностные учебные действия:
умение ориентироваться в жизненных событиях;
умение давать собственную оценку поставленной проблеме;
уметь выражать и отстаивать собственную позицию по затрагиваемым проблемам.
Способы оценки планируемых результатов:
При изучении данного курса используются элементы технологии критического
мышления: для активизации мыслительной деятельности обучающихся и формирования
интереса и языкового чутья обучающимся предлагаются по заданным критериям
Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет освоить
практическое использование полученных знаний. Так, при изучении темы «Знаки препинания
внутри простого предложения», учащимся предлагается составлять по модели предложения с
однородными и неоднородными определениями, обособленными определениями
распространенными и нераспространенными, согласованными и не согласованными.
Критерии эффективности реализации программы: • выбор обучающимися гуманитарного профиля дальнейшего обучения на старшей
ступени;
• анкетирование обучающихся с целью исследования уровня удовлетворенности;
• результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
• повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции
В ходе создания текста сочинения закрепляются навыки работы со справочной
литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал, правильно
видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать вспомогательные аргументы,
публично позиционировать себя во время презентации, что ведет не просто к
успешному освоению программы старшей ступени профильной школы, но предлагает
перспективу благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе.
Система оценивания. Система оценивания зачётная (зачёт/незачёт) в конце изучения курса.
В текущих работах оценка ставится в соответствии с критериями ЕГЭ.
Формы контроля: тестирование, зачёт.
Форма итоговой отчетности: «Текстоведческий анализ», редактирование, краткий анализ,
устное произнесение подготовленной речи.
Характеристика ресурсов:
Материальные ресурсы:
компьютер
проектор
ксерокс
Организационные ресурсы:
Методическое обеспечение программы:
1. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.: «Экзамен», 2017.
2. Единый государственный экзамен. 2016: Русский язык. – М.: Просвещение, 2016.
3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.
Учебнометодический комплекс.. –Р/нД: Легион, 2016
4. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинениерассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без
проблем! – М.: Эксмо, 2016
5. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение ,
2015.
6. Учебнотренировочные материалы для подготовки к Единому государственному
экзамену. – М.: ИнтеллектЦентр, 2016
Занятия проводятся 1 раз в неделю согласно расписанию. Курс рассчитан на 17 часов.
Тематическое планирование
Наименование
раздела, темы
1. Введение
2. Повторение
основных сведений о
Всего часов
Лекция
Практика
1
2
0,5
0,5
0,5
1,5 тексте
3. Сочинение –
рассуждение в
формате ЕГЭ.
Итого
14
17
5
6
9
11
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
Содержание обучения
Тема 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором
и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Задачи курса. Сочинениерассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на
ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Оформление бланка С.
Тема 2. Повторение основных сведений о тексте. Стили текста: публицистический и
художественный стили речи.
Текст как Особенности текстов художественного и публицистического стилей речи.
Тема 3. Композиция сочинения – рассуждения
Композиция сочинениярассуждения. Критерии оценивания сочинениярассуждения
Тема 4. Зачин сочинениярассуждения. Тема и проблема текста.
Зачин. Роль вступления в сочинениирассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.
Соотношение тематики и проблематики текста.
Тема 5. Как прокомментировать проблему. Виды комментария: текстуальный и
контекстуальный.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых
авторами в исходных текстах.
Тема 6. Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения
авторской позиции
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и
синтаксические средства выражения авторской позиции
Тема 7. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Тема 8. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов Виды аргументов. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Способы и
приёмы аргументирования позиции.
Тема 9. Финал сочинения. Цитаты и афоризмы.
Роль заключения в сочинении рассуждении. Виды заключения. Способы оформления.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
Тема 10. Как писать сочинениерассуждение по тексту художественного стиля
Художественный стиль речи. Сочинениерассуждение по тексту художественного стиля
Тема 11. Как писать сочинениерассуждение по тексту публицистического стиля
Публицистический стиль речи. Сочинениерассуждение по тексту публицистического
стиля
Тема 12. Защита творческих работ.
Итоговая работа. Экспертная оценка творческих работ. Календарно тематическое планирование
(17 часов:1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
45
67
8
9
10
11
Наименование раздела, темы занятия
Введение. Цели и задачи изучаемого курса.
Знакомство с демоверсией, кодификатором
и спецификацией ЕГЭ. Обучение
заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте.
Стили текста: публицистический и
художественный стили речи.
Композиция сочинения рассуждения
Зачин сочинениярассуждения. Как
начать? Тема и проблема текста. Как
определить проблему?
Как прокомментировать проблему. Виды
комментария: текстуальный и
контекстуальный.
Позиция автора. Лексические и
синтаксические средства выражения
авторской позиции
Как выразить собственное мнение по
выявленной проблеме
Что такое аргумент? Типы
аргументирования. Способы ввода
аргументов.
Финал сочинения. Цитаты и афоризмы.
1213 Как писать сочинениерассуждение по
тексту художественного стиля
1415 Как писать сочинениерассуждение по
тексту публицистического стиля
1617 Итоговые занятия. Защита творческих
работ
Итого
Кол.
час.
1
Дата
Форма урока
Урок с использованием
ИКТ презентация
Урок с использованием
ИКТ презентация
Лекция с элементами
практической и
исследовательской
деятельности, критич.
мышления
Лекция с элементами
практической и
исследовательской
деятельности, критич.
мышления
Лекция с элементами
практической и
исследовательской
деятельности
Лекция с элементами
практической и
исследовательской
деятельности
Практикум, эл. критич.
мышления
Лекция с элементами
практической и
исследовательской
деятельности
Урок с использованием
ИКТ презентация
Комплексное применение
знаний
Комплексное применение
знаний
Презентация,
рецензирование,
экспертная оценка
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
2
17
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Программа элективного курса по русскому языку"Учимся писать сочинение"для учащихся 11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.